Скачать 492.59 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФТД.5 Мифология Кольского Севера Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности: 050403.65 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» Утверждено на заседании кафедры культурологии и межкультурной коммуникации, теории языка и журналистики факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций (протокол № 6 от 25 января 2013 г.) Зав. кафедрой ______________________Иванищева О.Н. СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Программа учебной дисциплины Структура программы учебной деятельности 1.1.Автор программы: Бакула В.Б., ст.преподаватель 1.2. Рецензенты: Сапрыкин В.П., директор краеведческого музея Паламарчук М.Л., кандидат философских наук, доцент
Курс «Мифология Кольского Севера» является составной частью циклов программ «История искусств», «Теория культуры», «История культур и цивилизаций», «Регионоведение», преподаваемых в вузах России на педагогических, культурологических, филологических и художественных факультетах. Необходимость преподавания данного курса обусловлена важной ролью, которую играет мифологии в исторических процессах, в культуре общества, в жизни отдельного человека. На всем историческом пути развития человечества мифология была заметным социальным институтом, оказывающим значительное влияние на культуры народов, государств, континентов. Следы ее влияния на повседневную жизнь людей обнаруживаются повсеместно. Возникший устойчивый интерес к уникальным и неповторимым мифологическим системам связан, прежде всего, со стремлением исследователей познать историю народов и мир представлений древних людей, по-новому представить функционирование мифов в современных условиях, определить влияние мифологии на процесс формирования направлений и жанров в искусстве. Цель курса: формирование у студентов представления об основах мифологии Кольского Севера, о ее взаимосвязи с наукой и искусством, историей, философией и религией, с психологией человека и педагогикой. Задачи курса: 1. Изучить методологические основы предмета; 2. Осмыслить мифологическое наследие народов мира; 3. Сформировать у студентов устойчивые представления о каждой мифологии как об определенной системе, определив этапы развития и выделив основные группы мифов; 4. Расширить знания о народах планеты, об особенностях их истории и культуры; 5. Определить значение мифологии в развитии мировой культуры, влияние мифологических образов и сюжетов на формирование искусства. Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
В структуру программы входит пояснительная записка, тематический план. Основное содержание курса, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, тесты, вопросы к экзамену, тематика выступлений, рефератов, курсовых работ и список рекомендуемой литературы. Логика изучения курса предполагает сочетание лекционных занятий с семинарскими и самостоятельной работой студентов. При разработке программы использовались научные материалы доктора философских наук, профессора И.Г. Садовской и программа А.Н. Фанталова «Введение в мифологию народов мира» (РГПУ им. А.И. Герцена – СПб, 2000). 1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности: Курс по выбору студента 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6. Содержание дисциплины 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Распределение учебного времени
1.6.2. Содержание разделов дисциплины Тема 1: Мифология как наука. Понятие мифа. Мифологическое сознание и мифологическое мышление Миф, эпос, сказка. Осмысление мифологического наследия в период античности: аллегоризм (софисты), символизм (Платон), эвгемеризм (теория обожествления исторических лиц). Мифология в средневековье. Оживление интереса к мифологии в эпоху Возрождения – философия мифа Дж. Вико, романтики (Шеллинг и др.) Научные теории мифа в 19-20 вв.: солярный мифологизм (А. Афанасьев и др.), анимизм (Э. Тайлор), ритуализм (Дж. Фрэзер), теория трех функций (Ж. Дюмезиль), структурализм (К. Леви-Строс, В. Иванов, В. Топоров), архетипы (К. Юнг). Тема 2: Многообразие мифов Типология мифов. Мифы о животных. Лунарные, солярные, астральные мифы. Мифы о сотворении (космогонические (сотворение мира), теогонические (появление и генезис богов), антропогонические (появление человека), эволюционистские мифы. Календарные, эсхатологические, героические мифы. Тема 3: Греческая мифология: становление и этапы развития Греческая мифология как культурное достояние человечества Cложение древнегреческого этноса из индоевропейских племен (ахейцы, дорийцы и др.). Сочетание индоевропейской религии и восточных культов. Влияние шумерской и вавилонской идеи борьбы поколений богов, древнейшей крито-микенской цивилизации, а также природного окружения («вмещающего ландшафта») на сложение греческой мифологии. Гомеровская эпоха (9 – 8 вв. до н.э.) – формирование греческого варианта мифологии; архаика (8 – 6 вв. до н.э.) - териоморфные (звероподобные) персонажи; классика (5 – 4 вв. до н.э.) - пантеон олимпийских богов и формирование зрелого героизма; поздний период (4 в. до н.э. – 3 в. н.э.) - возрождение архаических мотивов и создание триады: Зевс – Аполлон – Дионис (творческое – упорядочивающее - оргиастическое начала). Три основных этапа развитие древнегреческой мифологии: хтонический, олимпийский и героический. Характерные черты хтонического этапа: рождение мира в виде существ, олицетворяющих явления природы (Ночь, День, Океан и т.д.); могущественные силы, влияющие на судьбу человека (Обман, Страдание и др.); демоны, символизирующие силы Земли (Химера, циклопы, драконы и т.п.). Олимпийский этап: упорядочивание мира, его структурирование Олимп, Аид, Тартар и т.д.); двенадцать олимпийских богов, их функции и атрибуты. Героический этап (ранний и поздний): богочеловек, его роль в гармонизации мира и защите людей. Древнегреческое искусство и мифология. Неоднородность и искусственность сложения греческой мифологии. Древнегреческие памятники культуры: эпический цикл «Аргонавты»; поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», «гомеровские гимны»; поэма Гесиода «Теогония», трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида; эллинистическая литература («Метаморфозы» Овидия, «Пещера нимф» Порфирия и т.д.). Поэтичность греческих мифов. Их значение для европейской цивилизации от эпохи Возрождения до современности. Философские концепции (трактаты Вико, Ницше, Фрейда, Камю). Драматургические произведения (трагедии Расина, драмы О’Нила, Сартра). Поэтические произведения на древнегреческие мифологический сюжеты (Данте, Боккаччо, поэты Плеяды, Шекспир, Гёте, французские символисты, русские поэты Золотого и Серебряного веков), музыкальные произведения (Я. Пери, Дж. Каччини, Луиджи Росси, Монтеверди, Глюк, Л. ван Бетховен, Шуберт, Лист, К. Орф, Скрябин, Танеев, Стравинский и др.). Тема 4: Римская мифология: самобытность и традиции Этапы развития римской мифологии. Характерные черты мифологии римской родовой общины. Сложение антропоморфных образов богов. Древнейшие небесные римские боги (Янус, Юпитер, Юнона, Минерва, Меркурий, Марс и др.). Земные боги, их значение в появлении фамильных культов, и мир подземные боги в мифологии древних римлян. Официальная система священнослужения богам (понтифик, коллегия девяти авгуров, культовые обряды, сивиллы и священные книги, религиозные ритуалы и т.д.). Изменения в мифологических взглядах римлян в эпоху республики и империи. Мифология города Рима. Ядро римской мифологии – миф о создании Рима. Правители и их роль в мифологизировании истории города. Значение римской мифологии в развитии европейской культуры. Тема 5: Египетская мифология и, ее древнейшая история Страны древнего Ближнего Востока, их роль в становлении и развитии древней египетской мифологии: семито-хамитская языковая семья народов; Месопотамия (шумерская и вавилонская версии мифологии). Особенности природного окружения (Нил, ландшафт и т.д.). Централизация власти. Обожествление фараона, роль жречества. Центры формирования единой мифологии – Мемфис, Фивы, Гелиополь, Гермополь. Религиозное искусство и господство канона. Идея борьбы поколений богов и ее влияние на развитие греческой мифологии и греческой культуры в целом. Сотворение мира в египетской мифологии (бог Солнца – Ра, Амон, Атум; бог воздуха – Шу; хранительница миропорядка Тефнут; бог Земли – Геб, бог Неба – Нут). Сотворение человека. Значение богов (Тота, Осириса, Изиды и др.) в становлении царственного правления в Египте. Тема 6: Индийская мифология, ее древние традиции и значение в мировой художественной культуре Общая характеристика древнейшей культуры и ее наследия. Древнейшая цивилизация долины Инда III тыс. до н.э. (Хараппа, Мохеджо-Даро). Приход индоарийцев и сложение индоевропейской языковой семьи II тыс. до н.э. Три этапа развития индийской мифологии: древняя ведийская, индуизм, буддизм. Таинственность, многозначность и загадочность индийской мифологии. Источники индийской мифологи - четыре книги вед («Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа», «Атхарваведа»). Три версии индийских космогонических мифов ведийского этапа. Приоритет духовных ценностей и великого знания в мифологическом учении. Второй этап развития - мифология индуизма (I тыс. до н.э.). Идеи созидания, сохранения и разрушения мира в эпических поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна». Третий этап – философия буддизма. Любовь, милосердие, сострадание, добрые дела в достижении всеобщего спасения и мировой гармонии – нравственный смысл мифологии буддизма. Значение философской глубины индийской мифологии в развитии европейского и мирового искусства. Тема 7: Германо-скандинавская мифология как памятник духовной культуры Северной Европы Происхождение германских народов. «Великое переселение народов» и крушение Рима (IV – VI вв.). Роль военных вождей у германцев и отсутствие организованного жречества. Скандинавы. Вендельский период (IV – VII вв.) – «золотой век» в истории Швеции. Движение викингов (VIII в.). Морские походы. Одежды, жилище, корабли, культовые места эпохи викингов до XI века. Искусство, его экспрессия, драматизм. Скандинавский «звериный орнамент», влияние римских, кельтских, франкских и восточных мотивов. Древнескандинавская литература и роль Исландии в ее сохранении. Саги. Эддическая и скальдическая поэзия. Особенности мифологии эпохи викингов – эсхатологизм, сумрачная фантастика. Скандинавская космогония, эсхатологические мифы, скандинавская героика в мифах. Значение германо-скандинавской мифологии для развития северноевропейской культуры Нового времени. Предромантизм (У. Блейк). Романтизм и неоромантизм (Р. Вагнер). Модерн. Скандинавские мифологические мотивы в архитектурном декоре Санкт-Петербурга. Тема 8: Финно-угорская мифология. Финно-угорские народы, их история. Роль угров в «великом переселении народов», отношения с гуннами. Походы на Север, Запад и Юг. Дуализм верований – влияние древнего Ирана. Шаманизм. Основные хранители мифологии народов языковой группы – обские угры (ханты и манси). Основные мифологические сюжеты и образы ранней мифологии (дух медведь, исполинский орел, шестиногий, лось мамонт, великаны и т.п.). Героические сказания, образ жизни, костюм, геометрический орнамент. Карелы – носители эпической традиции. Руны. Элиас Леннрот и его «Калевала» - первый авторский эпос XIX века. Сюжеты карельских рун в творчестве А. Галлен-Каллелы – основателя национальной школы финской живописи. Северный модерн, влияние мифологии на формирование этого направления в искусстве. Тема 9: Своеобразие славянской мифологии, ее роль в мировой художественной культуре. Происхождение и разделение славян. Восточные славяне и русы, викинги, варяги, Рюрик, отношения со скандинавами. «Великие языческие боги» (Сварог, Даждьбог, Хорс, Макошь, Лада, Перун, Велес и др.) и связанность с силами природы – в основе процесса формирования мифологической основы язычества древних славян. Периодизация славянского язычества: первобытный анимизм, культ Рода и рожаниц, культ Перуна, принятие христианства и преодоление язычества. Мифы о добре и зле (упыри, берегини и навьи), о воплощениях природных стихий (водяные, лешии, домовые, полевики и др.), фантастические образы (змей-горыныч, баба-яга, кащей и т.д.). «Стих о голубиной книге» - соединение индоарийского и православянского начал. Источники по мифологии – обряды и обычаи, устное народное творчество (эпос, былины, сказания), декоративно-прикладное творчество, средневековые хроники, летописи, материалы собирателей фольклора (с XV века). Влияние славянской мифологии на формирование и развитие русской культуры, отражение и сохранение духовности предков в искусстве, в произведениях великих мастеров (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, М.И. Цветаева, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, А.С. Даргомыжский, И.Стравинский, В. Васнецов, И. Билибин, А. Муха и др.). Тема 10: Мифология народов Кольского Заполярья. Происхождение автохтонного населения Кольского полуострова. Влияние природного окружения на формирование саамской мифологии (лабиринты, сейды, сторюнкаре). Космогонические мифы саамов. Мифология анимизма. Шаманизм. Отражение в саамских мифах исторических событий. Обычаи, обряды, традиции, их мифологическое содержание. Влияние саамской мифологии на сложение декоративно-прикладного, устного народного и изобразительного творчества. Значение северорусской (поморской) культуры на Кольском полуострове (XI в.). Мифы, сказания, былины, старины, обычаи и обряды поморов – памятники древней славянской культуры, их сохранение и развитие на Кольской земле. Характеристика коми-ижемской мифологии, появившейся в Кольском Заполярье в конце XIX века, ее основные сюжеты и мифологические образы. Древняя мифология и современная жизнь народов Кольского Севера. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Практическое занятие № 1 Тема: «Своеобразие славянской мифологии, ее роль в мировой художественной культуре» План
Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы
Литература Основная
Дополнительная
Практическое занятие № 2 Тема: «Мифология народов Кольского полуострова» План 1. Древняя культура Кольского полуострова и ее мифологическое наследие. 2. Космогонические саамские мифы. 3. Шаманизм как явление мифологической культуры 4. Мифы о животных. 5. Саамские мифы и устное народное творчество. 6. Поморская мифология. 7. Древние сюжеты, сохранившиеся в коми-ижемской мифологии, в культуре Кольского Севера в конце XIX- начале XX веков Вопросы для коллективного обсуждения 1. Содержание и характеристика саамских мифов. 2. Мифологические образы и герои в художественном творчестве саамов. 3. Влияние мифологического миропонимания на формирование праздников, обрядов, обычаев кольских поморов. 4. Мифологические сюжеты в народном творчестве коми-ижемцев в конце XIX – начале XX века на территории Кольского полуострова. Задания для самостоятельной работы 1. Составить картотеку сохранившихся саамских, поморский, коми-ижемских мифов с краткой аннотацией. 2. Подготовить иллюстративный материал - образцы народного творчества, в которых воплощены мифологические образы. Литература Основная
Дополнительная
1.8.Учебно-методическое обеспечение дисциплины Рекомендуемая литература: Основная
Дополнительная
1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 1.9.1. Перечень используемых технических средств Для обеспечения данной дисциплины необходимы: - оборудование аудитории; - различные технические средства обучения (кодоскоп, диапроектор и др.). - аудио-, видеоаппаратура; - наглядные демонстрационные модели. 1.9.2. Перечень используемых пособий Словарь античности. – М., 1989. Мосолова Л.М., Вагинова Л.С. История культуры Кольского Заполярья. – СПб.,2004 1.9.3. Перечень видео-и аудиоматериалов программного обеспечения 1. Диафильмы. 2. Слайды. 3. Видеофильмы. 1.10. Примерные тестовые задания
были произведены в период: - средневековья; - Нового времени; - античности; - современности. 2. Научная теория мифа возникла: - в XVII веке; - в XVIII веке; - в XIX веке; - в XX веке. 3. Мифология – это: - философия; - история; - религия; - миропредставление. 4. Тотемизм — это: - вера в существование души и духов; - вера в некую сверхъестественную силу, правящую миром; - вера в сверхъестественное родство людей с животными и растениями; - вера в сверхъестественные возможности материальных предметов. 5. Фетишизм — это: - вера в сверхъестественное родство людей с животными и растениями; - вера в сверхъестественные возможности материальных предметов; - система запретов; - вера в сверхъестественные способности древних служителей культов (шаманов). 6. Анимизм — это: - вера в существование души и духов; - вера в загробную жизнь; - вера в сверхъестественное родство людей с животными и растениями; - вера в некую сверхъестественную силу, правящую миром . 7. Главным языческим божеством древних славян при князе Владимире стал: - Перун; - Дажьбог; - Велес; - Род. 8. Древнегреческая мифология насчитывает: - два; - три; - четыре; - пять основных этапа развития. 9. Хтонический этап развития относится к мифологии: - греческой; - римской; - египетской; - индийской. 10. «Мировое дерево» как модель построения мира характерен для мифологии: - греческой; - индийской; - скандинавской; - египетской. 11. Лотос как символ поклонения является атрибутом мифологии: - греческой; - индийской; - скандинавской; - египетской. 12. Индийская мифология в своем развитии прошла: - два; - три; - четыре; - пять этапов. 13. Слово «веда» в переводе на русский язык означает: - священное знание; - божественные наказы; - сакральные законы; - священные традиции. 14. Классическими трудами по изучению славянской мифологии считаются работы: - И.Г.Садовской; - В.В. Седова; - А.А. Потебни; - А.Н. Афанасьева. 15. Буддизм является составной частью мифологии: - ирландской; - германо-скандинавской; - японской; - индийской. 16. Главным источником иранской мифологии является: - «Ригведа»; - «Авеста»; - «Илиада»; - «Самаведа».
1.11. Примерные вопросы к зачету
3. Характерные черты хтонического этапа развития древнегреческой мифологии. 4. Олимпийский этап в развитии древнегреческой мифологии: упорядочивание мира, его структурирование.
1.12. Комплект экзаменационных билетов (не предусмотрен) 1.13. Примерная тематика рефератов 1. Древнекитайская мифология: история, содержание, образы. 2. Япония, и ее древняя мифология. 3. Мифологическая история ацтеков. 4. Древнеиранская мифология, ее историческое значение. 5. Ирландские саги 6.Цикл об Артуре и рыцарях Круглого стола. 1.14. Примерная тематика курсовых работ. ( не предусмотрена) 1.15. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. (не предусмотрена) 1.16. Методика(и) исследований (если есть) 1.17. Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплине (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения |
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 6 Художественное краеведение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Дс. Ф. 3 Народное музыкальное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Дс. Ф. 1 История зарубежной... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 3 Культура германии... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Гармония подготовки... Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы) | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Справочник студента Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Программа профессионального модуля Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека... Автор программы: кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры географии и экологии Николаев А. В | Программа учебной дисциплины основы автоматизации производства Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 07 Естествознание... «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью “Иностранный язык” | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17. 1 Теория и методика... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В2 Художественные музеи... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс фтд: универсальная алгебра основная... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия... «Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология» | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия Основная... Программа предназначена для изучения студентами II курса (IV семестр) по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной... |