Скачать 329.01 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины ДС.7 - ГАРМОНИЯ Подготовки специалиста по специальности 050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» Пояснительная записка. На современном этапе перед учителем музыки ставится трудная и важная задача ознакомления учащихся общеобразовательной школы с содержанием понятия «музыкальной культуры» как глобальной категории, охватывающей музыкальные культуры всех эпох, от периода эллинизма – до современности. Музыкальная культура каждой эпохи имеет свои закономерности развития, свой музыкальный стиль, и все культуры находятся в тесной взаимосвязи. Наряду с историей музыки, анализом музыкальных произведений, полифонией наука о гармонии раскрывает важнейшие закономерности развития музыкальных стилей разных эпох. Образный анализ гармонии помогает освоению гармонического мышления композитора и музыкального стиля эпохи. Цель курса – повышение профессионализации обучения учителей музыки широкого профиля в педагогическом университете, совершенствование музыкально-теоретической культуры студентов. Задачи курса:
Место курса в общей системе подготовки специалиста. Курс гармонии наряду с другими музыкально-теоретическими дисциплинами призван содействовать воспитанию и обучению высококвалифицированных педагогов музыки широкого профиля для общеобразовательных школ. В академическом курсе гармонии вся практическая работа студентов основывается на стилевом анализе. В его процессе осуществляются межпредметные связи между всеми музыкально-теоретическими дисциплинами. Важнейшей задачей курса гармонии является освоение студентами навыков практической гармонизации мелодий. Для гармонизации предлагаются песни школьного и дошкольного репертуара, вокальные распевки. Изучение закономерностей различных стилевых фактур методом стилевого анализа создает предпосылки для значительного расширения художественного репертуара гармонизаций. Студентам предлагается гармонизовать народные песни, романсы, инструментальную музыку различных эпох и стилей. Наряду с письменной гармонизацией вводится такой вид практической работы, как гармонизация «с листа» и в процессе транспозиции. Большое внимание уделяется гармонизации современного песенного репертуара – массовой и эстрадной песни, джазовой музыки. Закрепление теории функциональной гармонии осуществляется в игре коротких гармонических оборотов в хоральной четырехголосной фактуре, знание которой необходимо учителю музыки широкого профиля для хоровой аранжировки. Стилевой анализ и расширенная практика художественной стилевой гармонизации создают предпосылки для развития не только гармонического слуха, но и творческого мышления студентов. Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Содержание разделов дисциплины. РАЗДЕЛ 1. 1.1. Введение. Цели и задачи курса. Музыка древнего мира. Античность. Средневековая монодия: григорианский хорал, знаменный распев. Двух- и трехголосие в средневековой народной и профессиональной музыке. 1.2. Становление и развитие гомофонно-гармонического склада в музыке эпохи Возрождения (мадригалы, инструментальная музыка). Особенности многоголосия в инструментальной музыке западноевропейского барокко. Диатонические и хроматические секвенции. Гармония, аккорд, четырехголосный склад. Голосоведение. РАЗДЕЛ 2. 2.1. Гармонический язык венских классиков. Классическая гармоническая система. Взаимопроникновение гармонии и полифонии в музыке венских классиков. Три системы ладовых тяготений. 2.2.Опевания. Приготовление задержания. Неприготовленные задержания. Проходящие неаккордовые звуки. Предъемы. Тональные взаимоотношения. Отклонения (некаденционные модуляции). Модуляции (каденционные модуляции). РАЗДЕЛ 3. 3.1. Особенности фактуры в русской многоголосной музыке XVII века. Особенности многоголосия в русской музыке XVIII –начала XIX века. Гармония русской школы. РАЗДЕЛ 4. 4.1. Развитие гармонических средств в эпоху романтизма. Характерные черты музыки XIX века. Интонационные особенности и звуковая основа. Типы и виды фактуры. Фигурации и их роль в музыке XIX века. Вертикаль в музыке XIX века. Последование созвучий в музыке XIX века. 4.2. Гармония и форма в музыке XIX века. Целостный анализ многоголосных произведений XIX века. Прерванный оборот. Мажоро-минор и миноро-мажор. РАЗДЕЛ 5. 5.1.Полиладовость и политональность. Альтерация аккордов. Альтерация аккордов доминантовой группы. Альтерация аккордов субдоминантовой группы. Группа тональностей второй степени родства (функциональной взаимосвязи не тонических функций). Энгармонические модуляции (в плане игры и анализа). РАЗДЕЛ 6. 6.1. Интонационная характерность музыки XX века. Особенности фактуры. Взаимодействие принципов гармонической и полифонической организации. Хроматическая тональность. Хроматическая тональность Хиндемита. 6.2. Атональность. Свободная двенадцатитоновость. Додекафония. Сонорика и алеаторика. Джазовая гармония. РАЗДЕЛ 7. 7.1. Звуковая основа. Диатонические ладовые структуры. Симметричные лады. Неомодальность. Ладовые структуры, опирающиеся на хроматический звукоряд. Мажоро-минор. Расширенная тональность. Особенности организации вертикали и принципы гармонического движения в разных композиторских техниках XX века. Темы для самостоятельного изучения.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Тематика и планы практических занятий: Занятие 1. Четырехголосие - норма классической гармонии. Введение (2ч.) ПЛАН
Практические задания по стилевому гармоническому анализу:
Задания для самостоятельной работы (письменные):
Литература Основная
Дополнительная
Занятие 2. Соединение основных трезвучий (2ч.) ПЛАН
Практические задания для стилевого гармонического анализа:
Задания для самостоятельной работы (устные):
Задания для самостоятельной работы (письменные):
Игра на фортепиано:
Литература Основная
Дополнительная
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Справочник студента Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Программа профессионального модуля Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Программа учебной дисциплины основы автоматизации производства Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Дс. Ф. 3 Народное музыкальное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по организации практических и семинарских... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Программа дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика» Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Программа дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика» Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Дс. Ф. 1 История зарубежной... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 6 Художественное краеведение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5 Мифология Кольского... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия Основная... Программа предназначена для изучения студентами II курса (IV семестр) по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной... | ||
Рабочая программа по курсу «Практика устной и письменной речи» для... Иностранный язык с дополнительной специальностью (квалификация специалиста – учитель немецкого и английского языков) | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 3 Культура германии... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического... Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия... «Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология» |