Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Гармония подготовки специалиста по специальности 050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование»





Скачать 329.01 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Гармония подготовки специалиста по специальности 050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование»
страница1/4
Дата публикации04.08.2013
Размер329.01 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4


Методические рекомендации по изучению дисциплины
ДС.7 - ГАРМОНИЯ

Подготовки специалиста по специальности

050403 Культурология

с дополнительной специальностью «Музыкальное образование»

Пояснительная записка.
На современном этапе перед учителем музыки ставится трудная и важная задача ознакомления учащихся общеобразовательной школы с содержанием понятия «музыкальной культуры» как глобальной категории, охватывающей музыкальные культуры всех эпох, от периода эллинизма – до современности. Музыкальная культура каждой эпохи имеет свои закономерности развития, свой музыкальный стиль, и все культуры находятся в тесной взаимосвязи. Наряду с историей музыки, анализом музыкальных произведений, полифонией наука о гармонии раскрывает важнейшие закономерности развития музыкальных стилей разных эпох. Образный анализ гармонии помогает освоению гармонического мышления композитора и музыкального стиля эпохи.

Цель курса – повышение профессионализации обучения учителей музыки широкого профиля в педагогическом университете, совершенствование музыкально-теоретической культуры студентов.

Задачи курса:

  • научить понимать значимость гармонии во взаимосвязи с другими элементами выразительности;

  • воспитать у студентов гармоническое чувство вкуса и навыки естественного голосоведения;

  • дать достаточные знания и навыки по созданию аккомпанемента к заданной мелодии;

  • развить гармонический слух и гармоническое мышление;

  • дать студентам необходимые сведения о гармонических стилях разных эпох;

  • освоить теоретические знания и необходимые учителю музыки широкого профиля практические навыки гармонизации «с листа», хоровой аранжировки и др.

Место курса в общей системе подготовки специалиста. Курс гармонии наряду с другими музыкально-теоретическими дисциплинами призван содействовать воспитанию и обучению высококвалифицированных педагогов музыки широкого профиля для общеобразовательных школ. В академическом курсе гармонии вся практическая работа студентов основывается на стилевом анализе. В его процессе осуществляются межпредметные связи между всеми музыкально-теоретическими дисциплинами. Важнейшей задачей курса гармонии является освоение студентами навыков практической гармонизации мелодий. Для гармонизации предлагаются песни школьного и дошкольного репертуара, вокальные распевки. Изучение закономерностей различных стилевых фактур методом стилевого анализа создает предпосылки для значительного расширения художественного репертуара гармонизаций. Студентам предлагается гармонизовать народные песни, романсы, инструментальную музыку различных эпох и стилей. Наряду с письменной гармонизацией вводится такой вид практической работы, как гармонизация «с листа» и в процессе транспозиции. Большое внимание уделяется гармонизации современного песенного репертуара – массовой и эстрадной песни, джазовой музыки.

Закрепление теории функциональной гармонии осуществляется в игре коротких гармонических оборотов в хоральной четырехголосной фактуре, знание которой необходимо учителю музыки широкого профиля для хоровой аранжировки.

Стилевой анализ и расширенная практика художественной стилевой гармонизации создают предпосылки для развития не только гармонического слуха, но и творческого мышления студентов.

Студент должен знать:

  • логику исторического развития многоголосия;

  • основные, наиболее распространенные гармонические явления в музыке;

  • основные закономерности многоголосного изложения как важного художественно-выразительного и формообразующего средства музыки.

Студент должен уметь:

  • самостоятельно анализировать особенности музыкальной ткани в произведениях разных эпох;

  • творчески создавать необходимые в профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта широкого профиля модели гармонического изложения (сопровождение к вокальным распеваниям, песенной мелодии и т.п.);

  • выполнять упражнения за фортепиано (играть аккорды, гармонические обороты, секвенции, гармонизованные гаммы, настройки в тональности, распевания и т.п.);

  • гармонизовать мелодии «с листа» и в процессе транспозиции.


Содержание разделов дисциплины.
РАЗДЕЛ 1.

1.1. Введение. Цели и задачи курса.

Музыка древнего мира. Античность.

Средневековая монодия: григорианский хорал, знаменный распев. Двух- и трехголосие в средневековой народной и профессиональной музыке.

1.2. Становление и развитие гомофонно-гармонического склада в музыке эпохи Возрождения (мадригалы, инструментальная музыка).

Особенности многоголосия в инструментальной музыке западноевропейского барокко.

Диатонические и хроматические секвенции.

Гармония, аккорд, четырехголосный склад. Голосоведение.
РАЗДЕЛ 2.

2.1. Гармонический язык венских классиков.

Классическая гармоническая система. Взаимопроникновение гармонии и полифонии в музыке венских классиков.

Три системы ладовых тяготений.

2.2.Опевания. Приготовление задержания. Неприготовленные задержания. Проходящие неаккордовые звуки. Предъемы.

Тональные взаимоотношения.

Отклонения (некаденционные модуляции). Модуляции (каденционные модуляции).

РАЗДЕЛ 3.

3.1. Особенности фактуры в русской многоголосной музыке XVII века.

Особенности многоголосия в русской музыке XVIII –начала XIX века. Гармония русской школы.
РАЗДЕЛ 4.

4.1. Развитие гармонических средств в эпоху романтизма.

Характерные черты музыки XIX века. Интонационные особенности и звуковая основа.

Типы и виды фактуры. Фигурации и их роль в музыке XIX века.

Вертикаль в музыке XIX века. Последование созвучий в музыке XIX века.

4.2. Гармония и форма в музыке XIX века.

Целостный анализ многоголосных произведений XIX века.

Прерванный оборот. Мажоро-минор и миноро-мажор.
РАЗДЕЛ 5.

5.1.Полиладовость и политональность. Альтерация аккордов.

Альтерация аккордов доминантовой группы. Альтерация аккордов субдоминантовой группы.

Группа тональностей второй степени родства (функциональной взаимосвязи не тонических функций).

Энгармонические модуляции (в плане игры и анализа).
РАЗДЕЛ 6.

6.1. Интонационная характерность музыки XX века.

Особенности фактуры. Взаимодействие принципов гармонической и полифонической организации.

Хроматическая тональность. Хроматическая тональность Хиндемита.

6.2. Атональность. Свободная двенадцатитоновость. Додекафония.

Сонорика и алеаторика. Джазовая гармония.
РАЗДЕЛ 7.

7.1. Звуковая основа. Диатонические ладовые структуры. Симметричные лады. Неомодальность.

Ладовые структуры, опирающиеся на хроматический звукоряд. Мажоро-минор. Расширенная тональность.

Особенности организации вертикали и принципы гармонического движения в разных композиторских техниках XX века.
Темы для самостоятельного изучения.




п/п

Наименование

раздела дисциплины

Тема

Кол-во

часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Исторический обзор развития гармонии от эллинизма до гармонии И.С.Баха и французских клавесинистов

Диатонические и хроматические секвенции.

Отклонение в тональности первой степени родства.


6


Сделать краткий конспект книги М.Этингера «Раннеклассическая гармония».-М.,1979.


Проверка конспекта.

2

Гармония венских классиков.



Модулирующие секвенции.


6


Сделать анализ модуляций в начальных периодах следующих произведений:

а)Л.Бетховен.Рондо из сонаты ор.2№2;

б)Л.Бетховен.33 вариации ор.120 (тема);

в)Л.Бетховен. Соната ор.28, ч.2;

г)Л.Бетховен. Соната для скрипки с фортепиано ор.12, Менуэт.

Проверка анализа модуляций



3

Исторический обзор развития гармонии от древнерусской песенности до М.И.Глинки.

Гармония русской народной песни.



4


Сделать гармонический анализ трех русских народных песен (на выбор студента).


Проверка гармонического анализа


4

Исторический обзор развития гармонии от романтиков до импрессионистов.

Система мажоро-минора и миноро-мажора.

4

Сделать гармонический анализ взаимопроникновения ладов в следующих произведениях:

а)Ф.Шуберт. Музыкальный момент До мажор, соч.94 №1;

б)Р.Шуман. Фантазия До мажор, соч.17,ч.3;

в)К.Дебюсси. «Бергамасская сюита», «Лунный свет»;

г)И.Брамс. Третья симфония, соч.90, главная партия.

Проверка гармонического анализа

5

Гармония русских композиторов второй половины 19-начала 20 века.


Гармоническое наследие П.И.Чайковского.

4



Сделать краткий конспект книги А.Мясоедова «Традиции Чайковского в преподавании гармонии».-М.,1972.

Проверка конспекта.



6

Гармония 20 века в творчестве отечественных и зарубежных композиторов.


Джазовая гармония.

4


Сделать краткий конспект книги И.Бриля «Основы джазовой импровизации».-М.,1982.

Проверка конспекта.

7

Гармония в творчестве отечественных композиторов второй половины 20 века.

Гармоническое наследие С.Прокофьева

4


Сделать краткий конспект методического пособия по гармонии Т.Тер-Мартиросяна «Некоторые особенности гармонии Прокофьева».-М.-Л.,1966.

Проверка конспекта




Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Тематика и планы практических занятий:
Занятие 1. Четырехголосие - норма классической гармонии. Введение (2ч.)

ПЛАН

  1. Аккорды (аккордовые звуки):

  • гармония; созвучие; аккорд;

  • типы аккордов и их названия;

  • названия звуков аккорда;

  • основной аккорд и его обращения;

  • названия обращений трезвучия;

  • названия обращений септаккорда;

  • анализ аккордов в примерах из музыкальной литературы.

  1. Неаккордовые звуки (общие понятия):

  • различные виды неаккордовых звуков (задержание, проходящий, вспомогательный, предъем);

  • нетерцовые созвучия («случайные сочетания»).

  1. Полифонный и гомофонный склад.

  2. Мелодия. Общие черты строения мелодии.

  3. Практические указания по гармоническому анализу.

Практические задания по стилевому гармоническому анализу:

  1. Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. - М., 1985.

  2. Темкин В. Хоровая полифония западноевропейских композиторов. - М., 1985.

Задания для самостоятельной работы (письменные):

  1. Проанализировать три отрывка из следующих музыкальных примеров:

  • Л.Бетховен. Соната для фортепиано. Ор.14 №2 ч.2 (т.1-20);

  • Л.Бетховен. Соната для фортепиано. Ор. 49 №2 ч.2 (т.1-8);

  • И.Гайдн. Легкая соната ДО мажор ч.1 (т.1-8);

  • В.А.Моцарт. Соната до минор ч.3 (т.1-16);

  • А.С.Даргомыжский. Ночной зефир ч.2;

  • М.И.Глинка. Северная звезда (т.1-13).

Литература

Основная

  1. Барабашов В. Практический курс гармонии, Ч.1.- Киев, 1967.

  2. Берков В. Пособие по гармоническому анализу. – М., 1966.

  3. Берков В. Учебник гармонии Римского-Корсакова. – М., 1953.

  4. Берков В.О. Гармония. Учебник. Ч.2 – М.,1964.

Дополнительная

  1. Воскерчьян З.С. Обучающая программа по гармонии. Учебное пособие для студентов-заочников музыкально-педагогического факультета. Ч.1-3. –М.,1976 – 1981.

  2. Должанский А. Краткий курс гармонии. – М.-Л., 1968.

  3. Долматов Н.А. Гармония. Ч.1-2. – М., 1973.


Занятие 2. Соединение основных трезвучий (2ч.)

ПЛАН

  1. Ведение отдельных голосов.

  2. Совместное ведение (движение) голосов.

  3. Соотношение аккордов. Общие звуки.

  4. Способы соединения трезвучий.

Практические задания для стилевого гармонического анализа:

  1. Бах И.С. Избранные хоралы.- Л., 1988.

  2. Бах И.С. Хоры из кантат. – М., 1985.

Задания для самостоятельной работы (устные):

  1. Проанализировать два примера:

  • трио ноктюрна Ф.Шопена ор.37 №1;

  • «Русская пляска» П.Чайковский ор.40.

Задания для самостоятельной работы (письменные):

    1. В различных тональностях мажора и гармонического минора соединять Т-Д, Д-Т, Т-S, S-Т:

  • гармонически;

  • мелодически;

  • S-Д - мелодически.

Игра на фортепиано:

    1. В различных тональностях мажора и минора играть обороты Т-Д, Д-Т, Т-S, S-Т, соединяя аккорды:

  • гармонически;

  • мелодически.

    1. Играть также обороты S -Д.

Литература

Основная

  1. Долматов Н.А. Гармония. Ч.1-2. – М., 1973.

  2. Дубовский И.И. и другие. Учебник гармонии.- М., 1987.

  3. Мазель Л. Проблемы классической гармонии, - М., 1972.

  4. Мюллер Т.Ф. Гармония. – М., 1982.

  5. Привано Н. Хрестоматия по гармонии. Ч.1. – М., 1967.

Дополнительная

  1. Скребкова О.А., Скребков С.С. Практический курс гармонии. – М., 1952.

  2. Скребкова О.А., Скребков С.С. Хрестоматия по гармоническому анализу. - М., 1978.

  3. Тюлин Ю.Н. Краткий теоретический курс гармонии. – Л., 1960.

  4. Тюлин Ю.Н. Учебник о гармонии. – М., 1966.

  5. Тюлин Ю.Н., Привано Н.Г. Теоретические основы гармонии. – Л., 1956.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Гармония подготовки специалиста по специальности 050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Гармония подготовки специалиста по специальности 050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» iconСправочник студента
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Гармония подготовки специалиста по специальности 050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» iconПрограмма профессионального модуля
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Гармония подготовки специалиста по специальности 050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» iconПрограмма учебной дисциплины основы автоматизации производства
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Гармония подготовки специалиста по специальности 050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. Дс. Ф. 3 Народное музыкальное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Гармония подготовки специалиста по специальности 050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» iconМетодические рекомендации по организации практических и семинарских...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Гармония подготовки специалиста по специальности 050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Гармония подготовки специалиста по специальности 050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Гармония подготовки специалиста по специальности 050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Дс. Ф. 1 История зарубежной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Гармония подготовки специалиста по специальности 050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 6 Художественное краеведение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Гармония подготовки специалиста по специальности 050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5 Мифология Кольского...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Гармония подготовки специалиста по специальности 050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия Основная...
Программа предназначена для изучения студентами II курса (IV семестр) по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Гармония подготовки специалиста по специальности 050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» iconРабочая программа по курсу «Практика устной и письменной речи» для...
Иностранный язык с дополнительной специальностью (квалификация специалиста – учитель немецкого и английского языков)
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Гармония подготовки специалиста по специальности 050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 3 Культура германии...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Гармония подготовки специалиста по специальности 050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического...
Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Гармония подготовки специалиста по специальности 050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия...
«Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск