Скачать 126.77 Kb.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор института ___________(ФИО) «___»_____________201___ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Методы научного исследования НАПРАВЛЕНИЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ) ООП 100200 Туризм ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ПРОГРАММА) Туризм КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) Бакалавр БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2010 г. КУРС_2______ СЕМЕСТР __4______ КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ __4____ ПРЕРЕКВИЗИТЫ философия КОРЕКВИЗИТЫ Современные проблемы науки туристской индустрии, История и методология науки туристской индустрии ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС: Лекции 16 час. Практические занятия 32 час. АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 48 час. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 90 час. ИТОГО 138 час. ФОРМА ОБУЧЕНИЯ очная ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ зачет в 4 семестре ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ Кафедра культурологии и социальной коммуникации ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ Моисеева А.П. (ФИО) РУКОВОДИТЕЛЬ ООП _______________ (ФИО) ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Завьялова М.П. (ФИО) 2010 г. 1. Цели освоения дисциплины. Целями преподавания дисциплины «Методы научного исследования» являются: - подготовка специалистов, имеющих навыки познавательной деятельности в сфере науки; - формирование глубоких представлений о содержании научной деятельности, ее методах и формах знания; - формирование философско–методологической культуры выпускников, которая не только значительно расширяет рамки их профессиональной деятельности, но и делает последнюю более рефлексивной, рационализированной, эффективной. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина относится к числу общеобразовательных. Она непосредственно связана с пререквизитами : философией, культурологией и опирается освоенные при изучении данных дисциплин навыки и умения. Кореквизитами являются: 3. В результате освоения дисциплины студент должен будет знать: - методы научного исследования и формы знания, полученного с их помощью; - специфику научного мышления; -структуру научного исследования. уметь: - пользоваться методами научного исследования в своей профессиональной деятельности; - осуществлять адекватный выбор методов в соответствии с целями исследовательской деятельности; владеть: - навыками методологического анализа информации о методах научного исследования; - В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции: 1. Универсальные (общекультурные) способность выработать философско-методическую культуру; 2. Профессиональные Готовность выполнять свои профессиональные способности на высоком научном уровне.; 4. Содержание курса. Структура дисциплины «Методы научного исследования» Общая трудоемкость дисциплины составляет - (зачет единицы) 4.1 Структура преподавания дисциплины
4.2 Содержание разделов дисциплины «Методы научного исследования». Раздел 1. Философия и методология науки: предмет и проблемное поле. Предмет и задачи философии и методологии науки, ее место в структуре философского знания. Эпистемология и методология науки. Исторические формы методологии. Понятие методологической культуры и ее функции. Раздел 2. Наука как феномен культуры и ее место в современном мире. Современное понятие науки. Социокультурные предпосылки и условия возникновения науки. Этапы развития и функции науки в обществе. Роль науки в решении глобальных проблем современности. Этос науки. Раздел 3. Научное знание, его критерии и структура. Современное понятие знание. Типы знания. Специфика научного знания, его уровни. Критерии научного знания. Проблема истины в научном познании. Основные концепции истины. Раздел 4. Научные исследования: его структура, этапы и уровни. Структура научного исследования: объект, субъект и средства научного исследования. Этапы и уровни исследования. Проблема как начало исследования. Логико-гносеологическая характеристика научной проблемы как формы знания. Раздел 5. Научный метод, его виды и функции. Понятие метода научного исследования и его классификация: универсальные, общенаучные, конкретно-научные методы. Методологическая функция философии в научно- исследовательской деятельности. Раздел 6. Методы и формы знания эмпирического уровня исследования. Методы вычисления и исследования объекта на эмпирическом уровне исследования научный факт как форма эмпирического знания. Обработка и систематизация знаний эмпирического уровня: анализ, синтез, индукция, аналогия, систематизация, классификация и др. Эмпирический закон, эмпирическая (описательная) гипотеза. Работа с текстом. Проблема интерпретации. Раздел 7. Методы и формы знания теоретического уровня исследования. Методы построения и исследования идеализированного объекта: абстрагирование, идеализация, формализация, мысленный эксперимент и др. Методы построения и обоснования теоретические знания. Гипотеза и теория. Объяснение и понимание. Их соотношения в естественных и гуманитарных науках. 5. Образовательные технологии. В рамках учебного курса «Методы научного исследования» используются интерактивные формы проведения аудиторных занятий: наряду с лекциями, предусмотрены практические занятия с разбором конкретных методологических направлений, методов применительно к будущей профессиональной деятельности студентов в форме интерактивного обсуждения докладов, сообщений и т.п.; методологические тренинги по обработке анализа проблемных ситуаций; формулировке проблем, определению объекта, предмета, цели научного исследования в контексте проведения студентами самостоятельных научных исследований (курсовых работ, аттестационных сочинений, дипломных сочинений и т.п.); практические занятия с дискуссионным обсуждением эвристических возможностей философских и общенаучных методов исследования в гуманитарном познании. Для текущего контроля используются контрольные работы, интерактивные опросы, коллоквиумы, самостоятельные работы, консультации. Внеаудиторная работа направлена на самостоятельное изучение рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсов в целях подготовки выступлений, докладов, рефератов, эссе и т.п. по предлагаемой тематике. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Общее и особенное в предмете эпистемологии, философии и методологии науки. В чем заключается методологическая культура ученого? Каково современное определение науки? В чем состоит понятие классической науки и каков ее идеал научности? Каковы социокультурные предпосылки и условия возникновения западно-европейской науки? Каковы этапы развития и функции науки в обществе? Как изменилось место науки развитии общества в результате научно-технической и компьютерной революции? Что такое сциентизм и антисциентизм? Как определяется знание в современной эпистемологии? Проблема технологии знания. В чем состоит специфика научного значения и его соотношения с вненаучным знанием? Каковы основные характеристики рационализма и эмпиризма как идеалов научного знания? Как понимается истина в классической науке? Как понимается истина в неклассической науке (основные подходы)? В чем состоит принцип конкретности истины и роль практики как критерия истины? Охарактеризуйте основные уровни и этапы научного исследования. Определите компоненты научного исследования: объект (предмет), субъект, средства. Раскройте логико-гносеологические характеристики научной проблемы? Что такое методология научного исследования? Каковы методологические функции философии в научном познании? Какова природа научного метода? Каковы основные виды научного метода? Раскройте содержание и функции методов: анализ и синтез; индукция и дедукция. Определите содержание и функции методов: аналогия, сравнения. В чем заключается логическая природа метода абстрагирования и его значение в научном познании? Раскройте содержание и функции метода моделирования? Раскройте содержание и функции системного метода. Что такое научный факт как форма знания? В чем состоит суть и значение таких методов, как: наблюдение, описание, эксперимент? Раскрыть характеристики теории и гипотезы. Каково их соотношение в процессе научного познания? Каково содержание и роль гипотетико-дедуктивного и дедуктивно-гипотетического методов научного познания? Как соотносятся понимание и объяснение в естественных и гуманитарных науках? Каковы герменевтические требования работы с текстом? Как соотносятся количественные и качественные методы в гуманитарных науках? Каковы специфические методы социально-гуманитарных наук? б) Примерная тематика эссе, рефератов, докладов. Экстернализм и интернализм в оценке роли внешних вызубренных факторов в развитии науки. Сциентизм и антисциентизм как типы осмысления науки в системе мировоззренческой ориентации. Особенности эмпиристского идеала научности. Наука как социальный институт. Это с науки. Особенности рационалистического идеала научности. Понятие парадигмы в философии науки Томаса Куна. Особенности концепции истины в классической науке. Когерентная концепция истины. Синергетическая картина мира и ее значение в современной науке. Этапы и исторические формы развития науки. Основные модели объяснения в науке и специфика их применения в социальных науках. В) Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по курсу. 1. Современное определение науки: гносеологический, социальный, культурологический аспекты. 2. Наука как социальный институт. 3. Место и роль науки в современном мире. 4. Понятие «классическая наука», ее идеалы. 5. Понятие «постклассическая наука» и особенности науки второй половины ХХ века. 6. Интернализм и экстернализм о движущих факторах развития науки. 7. Сциентизм и антисциентизм в оценке роли и места науки в обществе. 8. Парадигмальная модель развития научного знания Томаса Куна. 9. Основные признаки научного знания. 10. истина в научном познании: основные подходы. 11. Научный метод, его структура, типология. 12. Методы и формы знания эмпирического уровня научного исследования. 13. Методы и формы знания теоретического уровня научного исследования. 14. Проблема как начало исследования и форма знания. 15. Понятие «научный факт», его место в структуре научного исследования. 16. Научная теория как форма научного знания. 17. Гипотеза и ее роль в научном познании. 18. Наблюдение и эксперимент как методы научного исследования. Их специфика в гуманитарной науке. 19. Понимание и объяснение в естественных и гуманитарных науках. 20. Специфические методы социально-гуманитарных наук. 21. Герменевтика о правилах работы с текстами. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Методы научного исследования» А) Основная литература: 1. Завьялова М.П. Методы научного исследования: учебное пособие. / М.П. Завьялова.- Томск: Изд-во ТПУ,2007.-160с. 2. Ивлев Ю.В. Логика./ Ю.В. Ивлев.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2004. -288с. 3. Микешина Л.А. Философия науки. Современная эпистемология. Методология научного исследования: Учебное пособие./ Л.А. Микешина. – М.: Прогесс-Традиция, МПСИ- ФЛИНТА,2005.- 464с. 4. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учебное пособие./ Г.И. Рузавин. –М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005.- 287с. Б) Дополнительная литература: 1. Кун Т. Структура научных революций./ Пер. с англ. Кузнецова В.Ю. –М.: Изд-во АСТ,2003.-346с. 2. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология/ А.Л. Никифоров. – М.: Дом интеллектуальной книги,2005.- 276с. 3. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая./ В.А. Лекторский. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. -256с. 4. Степин В.С. Философия науки и техники: учебное пособие для вузов. / В.С. Степин, М.А. Горохов, М.А. Розов. – М.: Контакт-Альфа,1995.—384с. 5. Эволюционная эпистемология: проблемы и перспективы./ Ред. И.Л. Меркулов.- М.: РОССПЭН,2996.-194с. 6. Этос науки./ Под ред. Л.П. Киященко. – М.:Akademia,2008. -544с. В) Программное обеспечение и интернет-ресурсы: Национальная философская энциклопедия http://terme.ru . Философский портал http:// www.philosophy.ru. Электронная библиотека по философии http: // filosof.historic.ru 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Методы научного исследования». При освоении данной дисциплины используются компьютерные классы ГФ ТПУ с доступом к ресурсам НТБ ТПУ, в том числе к отечественным и зарубежным периодическим изданиям и сети Интернет. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПР ООП ВПО по направлению и программе подготовки. Автор: доктор филос. наук, профессор М.П. Завьялова Рецензент: доктор философских наук, профессор Н.А. Колодий Программа одобрена на заседании кафедры культурологии и социальной коммуникации ТПУ от_______________2010г. Протокол №___ |
Рабочая программа дисциплины в. Од. 2 Методология науки и методы... Целью освоения дисциплины «Методология науки и методы научных исследований» является формирование у магистрантов углубленных знаний... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Методология научного исследования Целями освоения дисциплины «Методология научного исследования» является научно-методологическое обеспечение аналитической компоненты... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования | Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы научного исследования» Учебно-методический комплекс дисциплины«Методология и методы научного исследования» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы научного исследования» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы проведенных исследований: теоретический, эмпирический, сравнительный, экспериментальный. Методика научного исследования. Основные... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методы... Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени | Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования | Рабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом для специальности «Политология», утвержденным... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований... Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методы... Виноградов А. И., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г. В | ||
Предмет научного исследования реальные объекты или модели? Сущность и постановка исследовательской проблемы, целей и задач научного исследования | Рабочая программа утверждена на заседании кафедры протокол №10 от... «Статистические методы исследования юридически значимой информации» является освоение закономерностей сбора, обработки, оценки и... | ||
Занятий Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Методы и методология научного исследования» | Аннотации программ дисциплин основной образовательной программы подготовки... Целью изучения дисциплины является получение знаний о тенденциях исторического развития науки; об основных методологических проблемах,... |