Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «курский педагогический колледж» комплексный подход к обучению различным видам речевой деятельности





Скачать 146.36 Kb.
НазваниеОбластное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «курский педагогический колледж» комплексный подход к обучению различным видам речевой деятельности
Дата публикации16.04.2015
Размер146.36 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

К ОБУЧЕНИЮ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ

«Великие немецкие поэты»

(УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)



КУРСК-2012

Составитель: Терешко О.В. –

преподаватель немецкого языка,

заслуженный учитель

Российской Федерации

I Пояснительная записка

Современное профессиональное образование решает задачу формирования профессиональной личности с четкими целевыми установками, мативационной сферой, самостоятельностью мышления, креативным подходом к выполнению поставленных задач, активной гражданской позицей, ответственностью за порученное дело, готового к продолжению образования и включению в инновационную деятельность на основе овладения общекультурными и профессиональными компетенциями. Главное в работе преподавателя не научить студента на всю жизнь, а научить его учиться всю жизнь т.е. преподаватель в процессе обучения должен занимать тьютерскую позицию.

Ведущим принципом организации образовательного процесса по иностранному языку становится принцип формирования коммуникативных компетенций. Формирование коммуникативных компетенции студентов может происходить только в условиях комплексного подхода к обучению различным видом речевой деятельности. Аудирование, говорение, чтение и письмо должны образовывать в учебном процессе комплексное целое, имя которому - речевая деятельность. Причем каждый вид речевой деятельности не только способствует развитию других видов, но и служит их качественному совершенствованию.

Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного процесса, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, способствует развитию тесного сотрудничества преподавателя и студента. Необходимость написания данной методической разработки возникла в связи с тем, что эта тема практически отсутствует в учебниках. Она имеет огромное воспитательное значение: привитие любви к немецкой культуре и истории; пропаганда творчества великих немецких поэтов. Иоганна Вольфганга Гете, Фридриха Шиллера, Генриха Гейне; расширение кругозора студентов; проявление их музыкальных способностей. Эта тема изучается на II курсе школьного, музыкального и физкультурного отделений. Тема рассчитана на 10 часов. Это- уроки-проекты, литературно музыкальные салоны. На каждом занятии помимо методической, образовательной, развивающей и воспитательной целей формируются и компетенции :

- учебно-познавательные;

- коммуникативные (лингвистические, социолингвистические, социокультурные);

- информационные;

- профессиональные;

- культуроведческие и др

2.1. Развитие навыков аудирования при изучении данной темы

Аудирование- это один из видов речевой деятельности наряду с чтением, говорением и письмом.

Аудирование относится к рецептивным видам речевой деятельности - это восприятие, понимание и переработка услышанной информации.

При работе над аудированием преподаватель должен учитывать следующие трудности:

- языковые (новый грамматический материал, новая лексика, особенности произношения);

- контекстуальная осведомленность (незнание контекста может снизить уровень понимания материала и усложнить процесс восприятия);

- психологические трудности (боязнь не понять речь).

Прежде чем предъявлять текст для аудирования необходимо выделить основные учебные цели аудирования:

А) аудирование с целью понимания основного содержания текста;

Б) аудирование с целью относительно полного понимания содержания теста;

В) аудирование с целью выборочного понимания необходимой информации.

Исходя из этих целей готовится комплекс упражнений. Можно использовать трехступенчатую модель обучения аудированию [3].

Это при стадии:

  1. До прослушивания;

  2. Во время прослушивания;

  3. После прослушивания.

До прослушивания Во время прослушивания После прослушивания


Вот краткое обобщение трех ступеней обучения аудированию и умения обучаемых, развиваемые на каждой стадии.

Например при аудировании текста »Goethes Ehefrau» с целью относительно полного понимания содержания текста.

1788 lernte Goethe Christiane Vulpius, seine spatere Frau, kennen. Er begegnete im Park einem shonen Madchen, das damals 23 Jahre alt war. Es bat den hohen Herrn Goethe, ihrem Bruder, Schriftsteller, aus einer Geldnot zu helfen. 22 Gulden schickte Goethe.

Cristiane arbeitete in einer Manufaktur, war jung, schon und ziemlich ungebildet. Die Verbindung zu einem einfachen Madchen wurde von der Hofgesellschaft nicht akzeptiert. Sie wurde Goethes Geliebte. Goethes Mutter zeigte Verstandnis. 5 Kinder hat Cristiane geboren. Viele Jahre war sie nicht Ehefrau. Sie durfte in den Salonen nicht empfangen werden. Endlich gab ihr Goethe seinen Namen. Er liebte und achtete seine Frau.

Ihre Beziehung hielt 28 Jahre bis zum Christianes Tod. Als sie strab, besang Goethe ihre Liebe:

Du versuchst, o Sonne, vergebens

Durch die dusteren Wolken zu scheinen,

Der ganze Gewinn meines Lebens

Ist ihren Verlust zu beweinen.

Можно провести следущую работу:

Стадия 1. До прослушивания.

Погружение обучаемых в контекст предстоящего текста.

Задание 1. Прочитайте заголовок и выскажите свои предположения по поводу содержания предстоящего текста.

Задание 2. Обсудите в группе следующие вопросы:

  1. Был ли Гете влюбчивой натурой и какую роль играли женщины в его жизни?

  2. Знаете ли вы имена женщин, которых любил Гете?

  3. Назовите стихи, которые он посвятил любимым женщинам?

  4. Был ли Гете женат?

Задание 3.

Выделенные слова помогут вам понять текст…

3.1. Прочитайте следующие предложения, определите значения слов из контекста предложений…

3.2. Подберите синонимы к данным словам..

3.3. Соедините слова с их определением…

3.4. Раскройте скобки, выбрав правильную форму глагола… и т.д.

Стадия 2 Прослушивание

Как правило текст прослушивается дважды.

2.1. Задание на понимание основного содержания текста (после первого прослушивания). При выполнении таких заданий обучаемые развивают умения:

- определить тему;

- определить основные идеи аудиотекста;

- отделить главную информацию от второстепенной.

2.2. Задание на относительно полное понимание текста, его деталей.

Здесь развиваются следующие умения:

-извлечь из данного текста необходимую информацию;

- выделить факты в соответствии с поставленными вопросами;

- определить временную и причинно-следственную связь событий и явлений.

Здесь могут быть такие задания:

  • Что правильно?(+,-)

  • Заполните таблицу

  • Закончите следующие предложения…

  • Ответьте на ряд вопросов по тексту.

Стадия 3 После прослушивания

Прослушав дважды текст и выполнив ряд заданий, обучаемые используют информацию текста для дальнейшего развития коммуникативных умений.

Это продуктивный вид речевой деятельности - говорение. Обучаемым предлагается обсудить содержание аудиотекста «Goethes Ehefrau», выразить свое оценочное отношение.

2.2. Приемы обучения различным видам чтения

При обучении чтению необходимо формировать у студентов умения поискового чтения, ознакомительного чтения и умения читать с полным пониманием содержания.

При обучении различным видам чтения задания к текстам должны быть также адекватны развиваемым умениям. Например:

- выделить основную мысль прочитанного;

- выбрать главные факты из текста;

- разбить текст на законченные смысловые части, озаглавить их;

- выразить свое мнение;

- задавать вопросы по тексту;

- делать выборочный, а иногда и полный литературный перевод текста;

- восстановление / заполнение пропусков;

- выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

- составление кратких записей по тексту;

- составление плана пересказа;

- развитие умений предвосхищать содержание. (прогнозировать);

- заполнение различных таблиц и т.д.

Работа над текстом обычно проводится в три этапа:

  1. Предтекстовой;

  2. Текстовой;

  3. Послетекстовой;

На предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и социокультурными понятиями. Немаловажное условие успешного проведения дальнейшей работы с текстом-создание доброжелательной атмосферы на уроке, суметь заинтересовать студентов, вовлечь их в работу, тем самым создавая положительную мотивацию.

Текстовой этап включает в себя задания, которые студенты выполняют непосредственно во время чтения, и поэтому он самый продолжительный во

времени, именно на этом этапе используется основная часть всевозможных заданий, позволяющих провести проверку понимания прочитанного.

Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. обучаемые применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях.

В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, сочинение, резюме, эссе и т.д.

Исходя из поставленной задачи студентам можно дать следующие рекомендации:

2.3. Развитие лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетенции при работе над поэтическими и музыкальными произведениями.

Общение на иностранном языке на занятиях носит условный, учебный характер, оно не адекватно реальному коммуникативному взаимодействию. Единственным средством, создающим атмосферу иноязычной среды по мнению Н.В. Барышникова – это аутентичные тексты разных жанров, являющиеся средством ознакомления и приобщения к языку и культуре народа-носителя изучаемого языка [1].

При изучения данной темы широко используются аутентичная поэзия и песенный материал, которые составляют основу фоновых знаний обучаемых и способствуют развитию их лингвистической и коммуникативной компетенций.

Ведь в стихах известных немецких поэтов Гете, Гейне, Шиллера изобилие оригинальных языковых оборотов, междометий, ласкательных имен, прилагательных в превосходной степени сравнения и т.д. показывающих красоту немецкого языка.

Поэтические и музыкальные произведения служат средством, позволяющим представить культуру мира, воссоздают историко-культурный контекст народа страны, знакомят с жизнью и мироощущением немцев. Одновременно стихи и песни обогащают лексический запас обучаемых, приобщают к культуре иноязычного общения в целом. К сожалению, при всей значимости поэтических и музыкальных произведении на иностранном языке в учебном процессе, этому компоненту «языковой парасреды» отводится весьма скромное место [6]. Безусловно, очень много зависит от преподавателя, от его любви к поэзии и музыке, понимания, насколько поэтические произведения обогащают духовный мир обучаемых, радуют музыкальностью и яркостью языка, дают импульс к творческому воображению.

Технология работы со стихотворением или песней представляют собой последовательность заданий и упражнении, используемых в обучении согласно следующим этапам работы:

-дотекстовой;

-текстовой;

-послетекстовой.

Дотекстовой этап –вступительное слово о стихотворении или песне, снятие возможных лексических и грамматических трудностей при прослушивании.

Текстовой этап – установка на прослушивание, первое(аудитивное) знакомство с произведением, контроль понимания, вторичное прослушивание, выполнение языковых и условно-речевых упражнений но формированию лексико-грамматических навыков на основе данного произведения.

Послетекстовой этап – выполнение заданий и упражнений на уровне содержания стихотворения или песни и их смысла путем выполнения речевых упражнений по формированию иноязычных умений. (преподаватель может предложить обучаемым выучить стихотворение наизусть, сделать литературный перевод, выразить свое мнение).

Знакомясь с творчеством Иоганна Вольфганга Гете можно предложить студентам познакомиться со стихотворением «Нашел» («Gefunden») и провести следующую работу:

Дотекстовой этап:

1788 kehrte Goethe aus Italien nach Weimar zuruck. Kurze Zeit spater lernte er Christiane Vuipius kennen, die zu ihm zog und fur immer bei ihm blieb. Die ganzen ersten Jahrzehnte im Weimar nahm er keine Frau in seinem Haus. Jetzt band er sich an diesses Madchen, die Tochter des Archivars, die nach dem Tod des Vaters ohne jede Mittel zur Existenz geblieben und gezwungen war, als Arbeiterin mit kunstlichen Blumen zu handeln. Sie war lebenslustig, liebte es sich zu amusieren und zu tanzen, aber ihre Reputation war tadellos. Die Weimarer Gesellschaft protestierte zuerst gegen die Einfuhrung des jungen Madchens in ihren Kreis. Aber zwei Jahre spater fuhr sie zusammen mit ihrer Mutter ins Weimarer Haus.

Sie war auch die Mutter seiner funf Kinder, von denen jedoch nur eines am Leben blieb.

Das Gedicht « Gefunden» hat Goethe Christiane gewidmet.

Текстовый этап

Установка на прослушивание, первое (аудитивное) знакомство с произведением, контроль понимания, вторичное прослушивание


Gefunden

Ich ging im Walde

So fur mich hin,

Und nichts zu suchen.

Das war mein Sinn.

Im Schatten sah ich

Ein Blumchen stehn,

Wie Sterne leuchtend,

Wie Auglein schon.

Ich wollt es brechen,

Das sagt es fein:

« Soll ich zum Welken

gebrochen sein?»

Ich grubs mit allen

Den Wurzlein aus,

Im Garten trug ich s

Am hubschen Haus.

Und pflanzt es wieder

Am stillen Ort;

Nun zweigt es immer

Nun bluht so fort.


Упражнения:

  1. Suchen sie im Gedicht Worter, die sich reimen.

  2. Beanfworten Sie folgenge Fragen…

  3. Machen Sie eine Nachdichtung ins Russiche.

  4. Lesen Sie das Gedicht. Beachten Sie stilistische Besonderheiten des Textes u.s.w.

  5. So hat der russiche Dichter Mirimskij dieses Gedicht ubersetzt:



Нашел

Бродил я лесом…

И в глуши его

Найти не чаял

Я ничего.

Смотрю, цветок

В тени ветвей,

Всех глаз прекрасней,

Всех звезд светлей.

Простер я руку,

Но молвил он:

«Ужель погибнуть

Я осужден?»

Я взял с корнями

Питомца роз

И в сад прохладный

К себе отнес.

В тени местечко

Цветет он снова,

Как раньше цвел

(Перевод И.М. Миримского).

Послетекстовой этап.

Формирование иноязычных умений:

Упражнения:

  1. Sagen Sie, welche Gefuhle der Dichter ausdruсken will?

  2. Sagen Sie Jhren Eindruсk uber das Gedicht und begrunden Sie die Meinung.

Gebrauchen Sie folgende Worter: lyrisch, ausdruckswoll, die Sprache, einfach, bildhaft, die Natur personizieren u.s.w.

  1. Lernen Sie das Gedicht auswendig.

Таким образом, в работе со стихами и песнями фоновые знания приобретаются по двум каналам: лингвистическому и социокультурному и следует учитывать задачи и специфику каждого этапа их формирования и правильно отбирать и предлагать обучаемым упражнения, направленные на достижение этих целей.

И в итоге, как бы исподволь, но в полне целенаправленно решается важная гуманная задача – воспитание обучаемых в духе уважения к другому народу, в духе диалога культур.

Можно сделать вывод, что роль поэзии и музыки на уроках иностранного языка полифункциональна: она способствует художественному образованию и эстетическому воспитанию обучаемых с одной стороны, а с другой – служит стимулом и предметом общения на иностранном языке, обеспечивая формирование фоновых знаний обучаемых и развитие их лингвистической, коммуникативной и

2.4. Особенности обучения говорению и дискуссии.

Говорение - продуктивный вид речевой деятельности. Высказывание обучаемых характеризуются предметно-смысловой содержательностью и грамматической оформленностью. Умение говорить предполагает вырабатку умений выражать свою мысль коммуникативно осмысленно, грамматически нормативно. При обучении говорению студенты учатся:

- запрашивать информацию друг у друга и у преподавателя;

- обмениваться мнениями, суждениями;

-вести групповую беседу в связи с прочитанным или услышанным;

- описывать, рассказывать, пересказывать, рассуждать, дискутировать.

В процессе обучения монологической речи при изучении данной темы студенты овладевают основными типами речи для устного высказывания, такими как:

-монолог- описание;

-монолог- повествование;

-монолог-рассуждение.

Большое внимание при изучении этой темы уделяется пересказу текстов.

Пересказ может быть полным, максимально близким к тексту или выборочным.

При чтении и последующем пересказе текста студентам даются рекомендации.

-просмотреть лексику к тексту, если она дана в упражнении;

-прочитать текст от начала до конца,не пользуясь словарем;

-затем текст читается второй раз по абзацам;

-студенты подчеркивают или выписывают важные ключевые слова, пользуясь словарем;

-составляется первая схема-план;

-продумывается краткий пересказ текста по следующей схеме:

Der Text heiBt…

Die Handlung spielt in…

Die handelde Person (die handelden Personen) ist (sind)…

In diessem Text geht es um…

In diessem Text ist die Rede von…

Ich finde den Text (interessant, inhaltsreich, lehrreirch)

Aus diessem Text habe ich viel Neuеs und Interessantes erfahren.

Der Text hat mir (nicht) gefallen, weil…

  • Текст читается последний раз, и схема-план дополняется уточнениями;

  • Затем идет пересказывание текста вслух.

2.5. Использование проектной работы при изучение страноведческой темы

Проектная работа необходима и важна для осознания обучаемыми того, что иностранный язык является не только и не столько целью обучения, сколько средством для дальнейшего образования и самообразования. Культуроведческие проекты способствуют формированию и развитию надпредметных компетенций, таких как, образовательная, ценностно-ориентационная, общекультурная, учебно - познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и личностного самосовершенствования.

Использование культуроведческих проектов увеличивает эффективность процесса образования и дает возможность:

-включить обучаемых в исследовательскую, поисковую и реальную практическую деятельность, что способствует их социализации.

-индивидуализировать процесс обучения, предоставив самим обучаемым право выбора уровня сложности учебного материала, объема и количества дополнительного материала и источников его получения;

-варьировать степень автономии обучаемых и распределять ответственность;

-организовывать гибкий контроль за деятельностью обучаемых и стимулировать у них развитие рефлексии;

-совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности;

-использовать современные технологии для сбора и обработки информации;

-развивать общеучебные умения и навыки на всех этапах обучения.

Например работа по созданию проекта «Великий поэт Иоганн Вольфганг Гете» заняла несколько недель и была разделена на несколько этапов:

1.Ознакомительный этап –постановка задачи, составление плана работы и изучение проектной методики.

2. Формирование трех мини- групп.

3. Знакомство с новыми лексическими единицами, географическими названиями, названиями произведений, правильное употребление грамматических явлений, отработка произношения.

4. Выбор формы и темы презентации проекта каждой мини-группой:

-интересное из биографии Гете;

-природа в творчестве Гете;

-женщины в творчестве Гете.

5. Самостоятельная работа студентов

Сбор информации, чтение литературы, собственный перевод произведений Гете, записи видеосюжетов, подготовка музыкальных произведений и т.д.

6.Обработка собранной информации.

7. Обработка собранных материалов.

8. Защита проектов.

Заключение

Полученные результаты

Используя комплексный подход к обучению различным видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и применяя интерактивные и современные технологии при коммуникативном обучении иностранному языку, значительно повышается качество подачи материала уроков и эффективности усвоения этого материала студентами, обогащается содержание образовательного процесса, повышается мотивация к изучению немецкого языка, а благодаря тьютерской позиции преподавателя, осуществлялся в полной мере права студентов на самостоятельность, индивидуальность и совместную рефлексию.

При использовании данной методики проведения занятий по теме «Великие немецкие поэты» студентами были получены отличные отметки.

Список использованной литературы

  1. Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // Иностранные языки в школе. 2002. -№2 с.28.

  2. Бубнова О.Н. Обучение монологической речи на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе, 2009 -№2, с.23.

  3. Понимание речи на слух // теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. Вайсбурд М.Л.; под ред. А.Д.Климентенко, А.А. Миролюбова. – М.: Педагогика, 1981.

  4. Из опыта работы техникумов и колледжей Курской области по внедрению стандартов третьего поколения Курск 2010.

  5. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. – М.: ООО »Издательство Астрель»; ООО Издательство АСТ, 2008.

  6. Сухова Л.В. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку и языковая парасреда, как его системообразующий фактор // Иностранные языки в школе.-2007. №5.-с.15-18.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «курский педагогический колледж» комплексный подход к обучению различным видам речевой деятельности iconДоклад о деятельности Областного бюджетного образовательного учреждения...
Обоу спо «Курский педагогический колледж» – образовательное учреждение среднего профессионального образования, функционирующее на...
Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «курский педагогический колледж» комплексный подход к обучению различным видам речевой деятельности iconДоклад о деятельности Областного бюджетного образовательного учреждения...
Обоу спо «Курский педагогический колледж» – образовательное учреждение среднего профессионального образования, имеющее вид колледжа,...
Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «курский педагогический колледж» комплексный подход к обучению различным видам речевой деятельности iconОбластное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский...
Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «курский педагогический колледж» комплексный подход к обучению различным видам речевой деятельности iconПубличный доклад о деятельности огбоу спо «Черемховский горнотехнический...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «курский педагогический колледж» комплексный подход к обучению различным видам речевой деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ивановский педагогический...
Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «курский педагогический колледж» комплексный подход к обучению различным видам речевой деятельности icon«Астраханский базовый медицинский колледж»
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «курский педагогический колледж» комплексный подход к обучению различным видам речевой деятельности iconОтчет о результатах самообследования бюджетное образовательное учреждение...
Директор боу спо ур "Можгинский педагогический колледж им. Т. К. Борисова" Н. А. Пискунов
Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «курский педагогический колледж» комплексный подход к обучению различным видам речевой деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Полное наименование учреждения – Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Сенгилеевский...
Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «курский педагогический колледж» комплексный подход к обучению различным видам речевой деятельности icon«Вот и закончен колледж»
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Уваровский химико-технологический...
Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «курский педагогический колледж» комплексный подход к обучению различным видам речевой деятельности iconДоклад директора огбоу спо «Плесский колледж бизнеса и туризма»
«Плесский аграрный колледж» переименован в Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального...
Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «курский педагогический колледж» комплексный подход к обучению различным видам речевой деятельности iconМетодические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский...
Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «курский педагогический колледж» комплексный подход к обучению различным видам речевой деятельности iconСамые разрушительные явления 20-21 века
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Минусинский педагогический колледж...
Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «курский педагогический колледж» комплексный подход к обучению различным видам речевой деятельности iconОбластное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего...
Большешапова В. А. – преподаватель дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики»
Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «курский педагогический колледж» комплексный подход к обучению различным видам речевой деятельности iconДепартамент смоленской области по образованию, науке и делам молодежи...
Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго
Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «курский педагогический колледж» комплексный подход к обучению различным видам речевой деятельности iconМетодические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский...
Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «курский педагогический колледж» комплексный подход к обучению различным видам речевой деятельности iconРеферат Материалы Марии Монтессори
Департамент образования и науки Брянской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск