Скачать 350.1 Kb.
|
На правах рукописи ШУЛИН Вячеслав Валерьевич ИСКУССТВО ИМПРОВИЗАЦИИ В ДЖАЗЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ СТОЛЕТИЯ: К ПРОБЛЕМЕ ЗВУКОИДЕАЛА Специальность 17.00.09 – Теория и история искусства АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Санкт-Петербург 2007 Диссертация выполнена на секторе инструментоведения Российского института истории искусств РАН и кафедре искусствоведения Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов Научный руководитель: кандидат искусствоведения Юрий Евгеньевич Бойко Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор Сергей Михайлович Мальцев кандидат искусствоведения Александр Ремирович Галицкий Ведущая организация: СанктПетербургская Государственная академия театрального искусства Защита состоится 13 ноября 2007 года в 17.00 на заседании Диссертационного совета К.602.004.01 по присуждению ученой степени кандидата наук при СанктПетербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу: 192238, СанктПетербург, ул. Фучика, 15 С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке СанктПетербургского Гуманитарного университета профсоюзов. Автореферат разослан 12 октября 2007 года Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат культурологии, доцент А. В. Карпов Общая характеристика работыАктуальность темы исследования. Настоящая работа посвящена феномену музыкальной импровизации. Основной материал исследования составляет джаз, своеобразие которого заключается в фактическом отсутствии привычного для академического искусства предмета анализа – зафиксированного композитором музыкального текста. Каноны джаза не предусматривают доскональной нотной фиксации, результатом творческого процесса является сам импровизационный исполнительский акт. Основным объектом анализа в джазе становится звучащий материал, требующий особых механизмов оценки и категориального аппарата, отличного от академического. В связи с этим, в исследовании применяется понятие звукоидеала – совокупности представлений о качестве звучания, его тембральных, технико-исполнительских, артикуляционно-интонационных, ладогармонических и музыкально-стилистических характеристиках. Большое внимание в диссертации уделено не только звукоидеалу джаза, но и анализу самого термина «звукоидеал», позволяющего объяснить целый круг явлений и тенденций, характерных для современной художественной практики. В последние десятилетия импровизация вновь завоевывает место в разных сферах творческой деятельности – театре, танце, изобразительном искусстве. Особую роль импровизация получила в музыке. Уникальная по своему значению, импровизация сохраняла свою актуальность в различных культурах, имеющих многовековые профессиональные традиции бесписьменного музицирования. Прежде всего, это культуры Европы (от индивидуальных импровизаций на мелодию григорианского хорала до современных форм неоавангарда), Востока (макамат), Индии (рага), Латинской Америки (танцевальная музыка), США (джаз). Важное значение импровизация заняла в массовых музыкальных жанрах ХХ века, преодолевших географические границы и имеющих корни в каждой культуре. Степень научной разработанности темы. Импровизации как проблеме посвящены исследования различной направленности – труды, характеризующие ее как творческий метод (К. Дальхаус, Г. Воллнер, Э. Феранд, Ю. Глущенко, А. Колосов, Б. Сайфуллаев, А. Толщин, Е. Шпаковская и др.), как способ организации музыкального материала в традиционной музыке (Ю. Бойко, Т. Джани-заде, В. Мациевская, И. Мациевский, Х. Тума, Ф. Челебиев и др.). Историко-культурное значение импровизации раскрывается в трудах В. Конен и М. Сапонова; психологические аспекты импровизационного творчества частично затрагиваются Г. Шрамовским, более подробно раскрываются в работах С. Мальцева. В ряде изданий импровизация рассматривается в русле проблем музыкального воспитания (Ж. Далькроз, З. Кодаи, К Орф, Л. Баренбойм и др.) и инструментального обучения (статьи об органных импровизациях П. Дискенсона, Г. Келлера и Х. Хазельбека, школы фортепианной игры И. Гуммеля и К. Черни и др.). Вопросы импровизации непременно присутствует в трудах, посвященных джазу (И. Берендт, Дж. Виера, У. Гридли, Дж. Коллиер, Дж. Кукер, Дж. Мехиган, Дж. Рассел, У. Сарджент, П. Тоунсенд, T. Хенессей, Е. Барбан, А. Баташев, А. Галицкий, Г. Зайцев, Ю. Кинус, О. Коваленко, А. Колосов, Д. Лифшиц, Е. Овчинников, Е. Строкова, В. Сыров, В. Фейертаг, И. Юрченко и др). Работы, посвященные непосредственно импровизации в джазе, в большинстве случаев являются учебными и практическими пособиями (Дж. Кукер, Р. Рикер, И. Бриль, А. Молотков, А. Рогачев, Ю. Чугунов и др.) и содержат в основном метроритмический и гармонический анализ импровизаций известных исполнителей, упражнения для обучения локальным техническим приемам (примеры на использование звукорядов при построении мелодической линии, ритмические упражнения и т. д.). Понимание музыкального культурного пространства – как при проведении его историко-ретроспективного анализа, так и при исследовании современных тенденций – невозможно без учета фактора межкультурных взаимодействий. Тот или иной тип взаимоотношений между культурами – экспансия, взаимопроникновение, сопряжение или же, напротив, борьба и взаимоотторжение – проявляются в многообразных формах, находя отражение на разных этапах развития музыки. Смешение и взаимодействие всевозможных интонаций, фраз, тембров, ритмов, имеющих различное этнокультурное происхождение, во многом отражает и звукоидеал современного джаза. Его анализ в диссертации осуществлен в русле сложившейся научной практики, в которой понятие «звукоидеал» рассматривается на материале традиционной музыки разных народов (О. Эльшек, И. Мациевский, С. Субаналиев, С. Утегалиева, А. Скоробогатченко, Д. Абдулнасырова). В них авторы выявляют зависимость звукоидеала от инструментария, сложившихся творческих методов, национальных и этнических традиций, стилистических и жанровых особенностей, личных исполнительских качеств конкретного музыканта и т. д. В целом еще предстоит соответствующая искусствоведческая оценка импровизации как одной из важных форм исполнительского искусства, на сегодняшний день мало исследована практика импровизационного творчества в различных жанрах и стилях музыки. Несмотря на обилие трудов о джазе, недостаточно научных работ по стилевому анализу джаза, практически не рассматривается джазовая импровизация последней трети прошлого столетия, имеющая ярко выраженные особенности, вызванные глобальными процессами межкультурных взаимодействий. Объектом исследования является импровизация в джазе. Предметом исследования – звукоидеал джаза последней трети ХХ столетия, адаптировавший формы и методы построения музыкального материала, принятые в различных жанрах современного музыкального искусства. Цель исследования – на примере джаза выявить наиболее распространенные в современной музыкальной практике формы импровизации и принципы ее функционирования. Задачи исследования: − анализ основных тенденций развития импровизационного творчества в музыкальной культуре; − на примере джаза обосновать звукоидеал в качестве одного из важных инструментов музыкального анализа, применяемого при исследовании бесписьменных видов творчества; рассмотреть звукоидеал джаза последней трети ХХ столетия с учетом фактов внутренних взаимодействий элементов восточных и западных музыкальных культур, специфики инструментария, музыкального языка, ритма, гармонии и фактуры, особенностей артикуляции и интонирования, взаимовлияний вокального и инструментального исполнительства. Новизна исследования заключена в следующем: – впервые понятие звукоидеала распространено на все составляющие музыкальной культуры, в связи с чем рассматриваются: 1) историко-географический звукоидеал, 2) звукоидеал национальной (этнической) музыкальной культуры, 3) звукоидеал стиля (направления, жанра), 4) звукоидеал исполнительской школы (инструментальной, вокальной), 5) звукоидеал тембра (инструмента, голоса), 6) синтагма звукоидеала (характерные мотивные и фразовые построения); – произведена функциональная классификация инструментов джаза; – выявлены принципы взаимодействия вокального и инструментального исполнительства в джазе, основные тенденции «инструментализации» вокала и «вокализации» инструментального исполнения; – на примере джазовой и эстрадной музыки последней трети ХХ столетия показаны процессы взаимопроникновения музыкальных культур, имеющих общие принципы импровизационного исполнительства. Теоретической и методологической основой исследования явились принципы комплексного подхода к изучению феномена, предполагающие использование историко-культурного анализа, позволяющего рассматривать импровизацию как особый вид творческой деятельности в системе художественной культуры, а также методов: структурно-функционального, раскрывающего особенности внутреннего функционирования импровизации; компаративно-типологического, выявляющего сравнительные характеристики и механизмы взаимодействия импровизации с другими элементами культурной системы; системно-этнофонического и комплексно-апробационного, предполагающих совокупное исследование музыкального текста, музыкального инструментария и его звучания во всем многообразии составляющих его связей. Для решения поставленных в исследовании задач использовались работы философов и культурологов (К. Леви-Стросс, Э. Фромм, Й. Хейзинга, К. Юнг, С. Артановский, С. Иконникова, М. Каган, А. Лосев, С. Махлина), психологов (Л. Выготский, П. Якобсон), искусствоведов (Е. Алкон, Б. Асафьев, И. Еолян, И. Земцовский, В. Конен, С. Мальцев, И. Мациевский, Дж. Михайлов, Г. Орлов, М. Сапонов, Н. Черкасова, Т. Чередниченко, В. Фейертаг и др.), а также статьи и книги известных деятелей культуры и искусства (А. Гиршон, В. Мейерхольд, К. Станиславский, Г. Товстоногов и др.). Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для продолжения научных изысканий, направленных на изучение художественного творчества, межкультурных контактов, войти в курсы лекций по теории и истории музыки (в том числе истории эстрадной музыки и джаза), аранжировки, основ композиции и импровизации. Результаты диссертации предполагают новое обоснование феномена звукоидеала, способного применяться в качестве элемента категориального аппарата при решении вопросов, связанных с изучением бесписьменных (импровизационных) видов музыкальной творческой деятельности, при анализе устоявшихся звучаний, характеризующих определенный стиль или направление. Положения, выносимые на защиту. 1. На современном этапе музыкальная импровизация – особый вид творчества, проявляемый как в традиционных, так и академических и массовых жанрах. Импровизационное творчество органично вписывается в современную художественно-творческую картину, предполагающую уникальность творческого акта и изначальную установку на реализацию коммуникации как внутри – между исполнителями, так и вне – между исполнителем и зрителем. Импровизация отражает принцип творческой свободы, лежащий в основе современной художественной эстетики. 2. Звукоидеал является одной из важных категорий музыковедения и трактуется как многоуровневая система представлений о звучании, выраженная в тембральных, технико-исполнительских, артикуляционно-интонационных, ладо-гармонических и музыкально-стилистических характеристиках. Звукоидеал как инструмент анализа может применяться при изучении видов творчества, предполагающих импровизационные формы функционирования. 3. Основной путь развития джаза последней трети ХХ столетия лежал через межкультурное взаимодействие, наибольший результат которого достигается при контакте с культурами, имеющими схожие исполнительские принципы, один из которых – импровизационное построение музыкального материала. Апробация работы состоялась в докладах на межвузовских и международных научных конференциях – «Научно-методические проблемы подготовки специалистов в ВУЗах культуры» (СПбГУКИ, 1996 и 2000 гг.), «Инструментоведческое наследие Е. В. Гиппиуса и современная наука» (Санкт-Петербург, РИИИ РАН, 2004 г.), «5-ая Международная инструментоведческая конференция “Благодатовские чтения”» (Санкт-Петербург, РИИИ РАН, 2004 г.), «Звукомир художественного текста» (Петрозаводск, ПГК им. А. К. Глазунова, 2004 г.). Основные положения исследования опубликованы в семи статьях и тезисах. Материалы диссертации использованы автором при чтении курсов «История эстрадной музыки», «Аранжировка», «Основы композиции и импровизации» на кафедре музыкального искусства эстрады и факультете эстрадной музыки и коммуникации СПбГУКИ. Текст диссертации обсуждался на заседании вышеназванной кафедры, инструментальном секторе РИИИ РАН и кафедре искусствоведения СПбГУП. Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав (13 параграфов), Заключения, где даны основные выводы, Библиографии, включающей 285 наименований, а также Приложений аудиального (2 компакт-диска) и нотного, представляющего собой сделанные автором транскрипции импровизаций известных джазовых музыкантов (20 стр.). Общий объем диссертации 190 страниц. |
Урок – импровизация Продолжительность урока-импровизации – 20 минут. Форму урока-импровизации определяет сам участник. Тему урока-импровизации жюри объявляет... | Тема Сәг саны Научно-технический прогресс в конце XIX – последней трети XX вв. Проблема периодизации нтр | ||
В джазе только дедушки – The Harlem Blues & Jazz Band выступит в Москве Вместе с музыкантами слушатели отправятся на машине времени в эпоху расцвета жанра. Коллектив исполнит джазовые хиты 20-30-х годов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лекция 10. Историческая наука в России в последней трети XIX – начале XX вв.: общие тенденции развития, методологические поиски | ||
«Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени В последней трети XVI начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, а с середины XVII века буржуазная революция... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предложенный Минэнерго законопроект по решению проблемы «последней мили» только усугубляет ситуацию и противоречит правовым нормам,... | ||
Французское искусство XII в Во второй половине столетия Франция самая могущественная абсолютистская держава в Западной Европе. Это и время сложения французской... | Г. Йошкар-Олы реферат Проблема смысла жизни, духовности и веры в... Почти 2 столетия назад в русской культуре диалог о проблеме смысла жизни, духовности и веры вели два великих человека: писатель Н.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Сформировать у учащихся представление о джазе, как об одном из современных направлений в музыке | Мастер-класса Татьяна Князева (Москва) «Психологический театр танца и импровизации» (работа с детьми) | ||
Рабочая программа по информатике и икт ориентирована на обучающихся... Закон РФ «Об образовании» №122-фз в последней редакции от 22 августа 2004 года с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17... | Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому... О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. Д. Хасаншин Мастер-класс по джазовой импровизации на духовых инструментах (открытый урок) | Автор: Фильчев Э. Г. Адрес: Россия. 188760. Ленинградская область... Эту работу можно отнести к десятой проблеме Гильберта. В комментариях к десятой проблеме Гильберта Ю. И. Хмелевский пишет, что для... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... |