Скачать 4.95 Mb.
|
А.В.Соколов ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Санкт-Петербург 2002 УДК 316.6 ББК 88.53 С 59 Соколов А. В. С 59 Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. — 461 с. ISBN 5-8016-0091-4 В учебном пособии излагается обобщающая теория, содержащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации. На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность и общение, социальная память, коммуникационные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций с каменного века до 2000 г. Особое внимание уделено информационному подходу к социальной коммуникации (социальной информатике) и семиотике социальных коммуникаций. Представлена система социально-коммуникационных наук, центром которой является метатеория социальной коммуникации. Книга адресована ученым-обществоведам, студентам, аспирантам и преподавателям, изучающим проблематику социальной коммуникации, а также социально-коммуникационным работникам, желающим повысить свою квалификацию. ISBN 5-8016-0091-4 © Соколов А. В. © Издательство Михайлова В. А. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 1.ПОНЯТИЕ О СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ. 1.1. Обыденное и научное понимание коммуникации 1.2. Проблема смысла 1.3. Проблема понимания 1.4. Социальное пространство и время 1.5. Выводы 2. КОММУНИКАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ 2.1. Коммуникационные действия и их формы 2.2. Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности 2.3. Виды коммуникационной деятельности 2.3.1. Микрокоммуникация 2.3.2. Мидикоммуникация 2.3.3. Макрокоммуникация 2.3.4. Сотрудничество и конфликты в коммуникационной деятельности 2.4. Общение как социально-психологическая и коммуникационная категория 2.5. Игры и псевдоигры 2.5.1. Игра как творческое коммуникационное действие 2.5.2. Псевдоигра как нетворческое коммуникационное действие 2.6. Правда и ложь в коммуникационной деятельности 2.7. Выводы 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ 3.1. Виды памяти и мнемические действия 3.2. Информационная модель индивидуальной памяти 3.3. Групповая социальная память 3.4. Структура социальной памяти общества 3.5. Противоречия общественного познания 3.6. Выводы 4. КОММУНИКАЦИОННЫЕ КАНАЛЫ 4.1. Разновидности коммуникационных каналов 4.2. Устная коммуникация 4.2.1. Схема устной коммуникации 4.2.2. Функции естественного языка и речи 4.2.3. Коммуникационные барьеры 4.2.4. Проект искусственного международного языка эсперанто 4.3. Документная коммуникация 4.3.1. Система документной коммуникации в XX веке 4.3.2. Функции документов 4.3.3. Коммуникационные барьеры 4.3.4. Цензура как орудие коммуникационного насилия 4.4. Электронная коммуникация 4.4.1 Маршалл Маклюэн — пророк электронной коммуникации 4.42. Функции электронной коммуникации 4.4.3 Коммуникационные барьеры 4.4.4. Глобальная коммуникационная система Интернет 4.5. Древо коммуникационных каналов 4.6. Выводы 5. ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ 5.1. Хронология общественных коммуникационных систем 5.2. Археокультурная словесность 5.3. Палеокультурная книжность 5.4. Мануфактурная неокультурная книжность 5.5. Индустриальная неокультурная книжность 5.6. Мультимедийная коммуникационная культура 5.7. Выводы 6. СЕМИОТИКА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ 6.1. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации 6.2. Коммуникационные знаки и их классификация 6.3. Семиотика текстов 6.4. Семантика, синтактика, прагматика 6.5. Выводы 7. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 7.1. Концепции информации в современной науке 7. 1. 1. Математическая теория информации: информация — абстрактная фикция 7.1.2. Информация — физический феномен 7.1.3. Информация — функция самоуправляющейся системы 7.1.4. Другие концепции 7.1.5. Итоги 7.2. Эффект «информационных очков» 7.3. Концепции социальных информатик 7.3.1. Социальная информатика I (70-е гг.) 7.3.2. Социальная информатика II (80-е гг.) 7.3.3. Социальная информатика III (90-е гг.) 7.4. Выводы 8. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ 8.1. Определение и типология коммуникационных потребностей 8.2. Личностные коммуникационные потребности 8.3. Групповые коммуникационные потребности (информационный подход) 8.4. Общественные коммуникационные потребности 8.5.Выводы 9. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ИНСТИТУТЫ 9.1. Происхождение и виды социально- коммуникационных служб, систем, институтов 9.2.Сущностные и прикладные функции социально-коммуникационных явлений 9.3.Либерально-демократические принципы и схемы функционирования социально-коммуникационных институтов 9.3.1. Социально-коммуникационные права и свободы 9.3.2. Либерально-демократическая схема функционирования социально-коммуникационных институтов 9.4. Тоталитарные принципы и схемы функционирования социально-коммуникационных институтов 9.4.1. Ленинский принцип партийности 9.4.2. Тоталитарная схема управления социально-коммуникационными институтами 9.4.3. Тотальная цензура. Опыт Советского Союза 9.5. Выводы 10. СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 10.1. Система социально-коммуникационных наук 10.2. Общая характеристика метатеории социальной коммуникации 10.3. Выводы ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
эволюции культуры Культура всякого сообщества людей представляет собой, во-первых, культурное наследие, т. е. совокупность искусственных социальных смыслов (культурных ценностей), как овеществленных (изделия), так и неовеществленных (идеи); во-вторых, деятельность по созданию, хранению, распространению и освоению культурных ценностей, называемую культурной деятельностью. Короче: культура = культурное наследие + культурная деятельность. Культурная деятельность, в свою очередь, является суммой: творчество (создание культурных ценностей) + социальная коммуникация (хранение и распространение созданных ценностей) + практическое использование (освоение) этих ценностей. Таким образом, социальная коммуникация — необходимый аспект, неотъемлемая часть культуры, и эволюция человеческой культуры есть в то же время социально-коммуникационная эволюция. Эволюцию культуры можно представить в виде следующих пяти стадий, где неизменно присутствуют коммуникационные аспекты: 0. Пракультура (1,5 млн. лет назад — 40 тыс. лет назад) — период антропосоциогенеза, время формирования хомо сапиенс как биологического вида, когда предками человека (питекантропы, неандертальцы) были освоены средства культурной деятельности: каменные орудия и членораздельная речь. 40 тыс. лет назад на планете появился современный человек (неантроп), творец и создатель собственно культуры. I. Археокультура (40 тыс. лет назад — III тыс. лет до н. э.) — период каменного века (верхний палеолит, мезолит, неолит), когда в первобытных общинах получила развитие не только материальная культура в виде «каменной индустрии», но и духовная культура в виде магических культов, мифологии, изобразительного и музыкального искусства. Образование в IV —III тыс. до н. э. локальных цивилизаций и изобретение письменности знаменовали переход к стадии палеокультуры. I.I. Палеокультура (III тыс. лет до н. э. — XV в. н. э.) — время возникновения мощных восточных цивилизованных государств, расцвета античной культуры, и сменившего ее средневековья. Вехами культурного прогресса человечества на этой стадии являются: иероглифы на стенах древнеегипетских пирамид — алфавитное письмо — Александрийская библиотека — печатный станок И. Гутенберга. Изобретение Гутенберга положило в Западной Европе начало новой стадии — стадии неокультуры. III. Неокультура в разных регионах наступила в разное время (некоторые африканские и азиатские страны и в наши дни остаются на палеокультурном уровне), но для культурного лидера — западноевропейского мира стадию неокультуры можно датировать XVI веком — эпохой Высокого Возрождения и Реформации, за которым последовали век Просвещения (вторая половина XVII — XVIII вв.) и XIX век — век индустриализации. К неокультуре относится и XX век, но уже в конце века в развитых странах появились признаки наступления постиндустриальной эры, которую логично связать с новой, пока еще гипотетической стадией культурной эволюции. IV. Постнеокультура — это компьютеризированный мир с мультимедийными глобальными коммуникационными каналами и с культурным наследием, хранящимся в распределенной памяти компьютерных сетей. Короче: это время господства электронных коммуникаций, вытеснивших документную коммуникацию на периферию общественной жизни. Легко заметить, что на всех стадиях эволюции культуры неизменно прослеживалась закономерность: совершенствование коммуникационных средств сопровождалось общественным прогрессом (иногда даже предопределяло его), а общественный прогресс, в свою очередь, стимулировал развитие коммуникации. Но эта закономерность осознавалась обществом по-разному на разных стадиях. В дописьменной археокультуре, где устная коммуникация служила главным способом хранения и распространения культурного наследия, существовало обожествление Слова. Слову приписывалась магическая сила, оно требовало осторожного и уважительного обращения. Н. С. Гумилев в известном стихотворении «Слово» обрисовал этот культ следующим образом: В оный миг, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, словно розовое пламя, Слово проплывало в вышине. А для здешней жизни были числа, Как домашний, подъяремный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передает. Патриарх седой, себе под руку Покоривший и добро и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число… Обожествление слова означало обожествление Коммуникации. Жрецы Древнего Египта и Месопотамии, освоившие письменность («иероглиф» означает «священное письмо»), способствовали трансформации культа Слова в культ Книги. Священные писания мировых религий не что иное, как результат коммуникации пророков со Всевышним. Всякая религия начинается с коммуникации, недаром «религия» в переводе с латыни значит «связь», но для священнослужителей коммуникация была (и остается) предметом культа, а не предметом исследования.
как предмет исследования История научного познания коммуникации начинается с античности. Античные мыслители наряду с разумом-логосом почитали речь-логос. Стимулом для этого послужило то, что политическая жизнь греков широко использовала риторику, красноречие и особым доверием народного собрания пользовались ораторы, владеющие силой устного слова. Регулятором общественной жизни служил номос — закон в виде письменного текста — дальний предок бюрократии. В эллинистический период, когда началось культурное освоение обширных территорий Египта, Ближнего и Среднего Востока, забота о сохранении речи-логоса сделалась особенно насущной, ибо язык гарантировал выживание греческой культуры в иноземном окружении. Появились ученые «грамматики», предписывающие правила «истинного» и «чистого» греческого языка; особенно активны были александрийские грамматики. Таким образом, коммуникация стала еще до нашей эры предметом изучения двух древнейших научных дисциплин — логики и лингвистики. В Средние века христианская церковь не забыла уроков античного красноречия. В программу подготовки священнослужителей были включены риторика, грамматика и диалектика, которые образовали «тривиум» — три первых и основных предмета изучения. Средневековые схоласты возродили древнегреческую герменевтику — науку о понимании и толковании поэтических (Гомер) и священных (Библия) текстов. Русские ученые люди, появившиеся в XVII—XVIII вв., истово почитали живое слово и книжную премудрость. Симеон Полоцкий (1629―680), зачинатель русской силлабической поэзии, писал в своих виршах: Пониманье есть прошедшее верно постигать, также — настоящее благоустроить, И предвосхищение грядущего имети; это не творящие — разумом как дети1. Почти столетие спустя М. В. Ломоносов (1711―1765) восславил дар речевого общения в следующем рассуждении: «Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но и едва бы не хуже ли были мы диких зверей, рассыпанных по лесам и по пустыням»2. Парадоксально, но факт: западноевропейская неокультура, столь многим обязанная книжному искусству, вовсе не склонна была продолжать обожествление живого и письменного слова. Неокультурные гениальные просветители и энциклопедисты развенчивали всех кумиров, кроме одного — Разума. Книжное дело из богоугодного служения превратилось в ремесло, работавшее по заказам церкви, властей, книготорговцев, иногда — ученых корпораций. XVIII и XIX века — это время рождения в Европе общественных и гуманитарных наук, но среди них не числились дисциплины, изучающие закономерности коммуникации как таковой. Теоретики педагогики (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо) предпочитали развивать естественные способности детей, а не обременять их память культурным наследием предков. Языкознание, обретшее научный статус в начале XIX века благодаря трудам В. Гумбольдта, А. Шлегеля, Я. Гримма, сосредоточилось на описании, грамматическом анализе и типологизации различных языков, вовсе не осознавая себя, как и педагогика, социально-коммуникационной наукой. В середине XIX века отцы-основатели социологии О. Конт и Г. Спенсер в своих капитальных трудах как-то потеряли из виду социальную коммуникацию, хотя, казалось бы, достаточно очевидно, что без коммуникационных взаимосвязей между людьми никакое общество существовать не может. Психология, появившаяся в конце XIX века, интересовалась больше интроспекцией, «духом народа», реакциями организма на предъявляемые стимулы (бихевиоризм), чем обменом смыслами между людьми. В европейских странах книжная культура была в расцвете; стремительно развивалось газетно-журнальное и библиотечно-библиографическое дело, появились телеграф и телефон, в конце века — кино и радио, и ― странное дело — проницательные ученые-обществоведы игнорировали эти коммуникационные явления, не замечали их возрастающей социальной роли. Только после первой мировой войны наступило относительное прозрение. Произошла научная революция в языкознании: восторжествовали семиологические (теперь говорят не «семиология», а «семиотика») идеи Ф. де Соссюра (1857—1913), которые легли в основу структурной (прикладной, математической) лингвистики. Вспомнили о семиотических идеях американского философа-прагматика Ч. Пирса (1839—1914); в Австрии и в Англии стала развиваться аналитическая философия, попытавшаяся, правда безуспешно, понять и упорядочить стихию устной коммуникации. |
Психология Учебное пособие Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки | Учебное пособие М.: Руссобит-М, 2001. 1 Cd-rom математика. 5 класс.... | ||
Учебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,... Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе... | Учебное пособие «Желтухи у новорожденных и детей раннего возраста» Учебное пособие предназначено для послевузовского образования врачей: педиатров и общей практике | ||
Учебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения направления "бакалавр", преподавателей, аспирантов | Рекомендации по выполнению и защите. Учебное пособие Настоящее учебное пособие обсуждено и одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии 17 мая 2001 года | ||
Учебное пособие «Гражданско-правовое положение несовершеннолетних» Учебное пособие предназначено для магистрантов юридического факультета. Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация... | Учебное пособие Печатается по решению Учебно-методической комиссии... Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дополнительные разделы сейсморазведки | ||
Учебное пособие по дисциплине ен. 01 Математика составлено в соответствии... Учебное пособие предназначено студентам очной формы обучения. Данное пособие методические указания по выполнению самостоятельной... | Учебное пособие к курсу “Upstream” Уровни А2―В1 Издательство «мгимо-университет» Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса факультета мэо, которые изучают английский как второй иностранный язык | ||
Литература Введение Учебное пособие предназначено для магистров дневного и заочного отделений экономических специальностей. Данное учебное пособие может... | Учебное пособие Челябинск Философия техники: учебное пособие / И. В. Вишев, Е. В. Гредновская, Л. М. Григорьева, А. А. Дыдров. – Челябинск: Издательский центр,... | ||
Учебное пособие м осква 2005 ббк 87. 817 Б 20 Занимательная философия: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 128 с | Учебное пособие Бийск История мировой культуры [Текст]: учебное пособие / Н. В. Виницкая; фгбоу впо «агао». Издание 2-е: переработанное и дополненное.... | ||
Учебное пособие по дисциплине «Теория государства и права» Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по очной, заочной формам, в том числе с использованием дистанционных технологий... | Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология» Культурология: учебное пособие / под ред. О. Б. Феклиной; Уфимск. К90 гос авиац техн ун-т. – Уфа: угату, 2006. – 123 с |