Учебно-методический комплекс по курсу "Культурология" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности





НазваниеУчебно-методический комплекс по курсу "Культурология" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности
страница1/6
Дата публикации24.08.2013
Размер0.78 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет философии и социальных наук
Кафедра философии культуры

КУЛЬТУРОЛОГИЯ




Учебно-методический комплекс

Для студентов

факультета философии и социальных наук

Минск


2001

ВВЕДЕНИЕ


Учебно-методический комплекс базового учебного курса "Культурология" разработан для студентов факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета. Главная задача курса состоит в обеспечении реализации стратегии гуманитаризации профессиональной подготовки студентов в рамках программы классического высшего образования.

Целью курса является ознакомление студентов с ключевыми темами философии культуры, осуществление комплексной реконструкции историко-культурологической и теоретико-культурологической проблематики, изучение фундаментальных работ ведущих представителей отечественной и зарубежной культурологии.

УМК разработан с учетом учебно-методических материалов автора по спецкурсам, читаемым на отделении философии факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета.

Учебно-методический комплекс по курсу "Культурология" включает в себя тематический план, учебную и рабочую программы, учебно-методическую карту дисциплины, библиографический перечень, задания для самостоятельной работы студентов и список вопросов для итогового зачета.

Учебно-методический комплекс по курсу "Культурология" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование темы

л.

пр.

1

ВВЕДЕНИЕ.

Культурология в системе философских дисциплин

2




2

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ.

Культура первобытного общества

2

2

3

Культура древневосточных цивилизаций

2




4

Культура античности

4

2

5

Культура западноевропейского средневековья

4

4

6

Культура древней и средневековой Руси

2




7

Культура Ренессанса. Феномен Реформации и Контрреформации.

4




8

Новоевропейская культура ХУП – ХУШ вв.

4

2

9

Рецепции новоевропейской культуры в России и Белоруссии

2

2

10

Европейская и русская культура Х1Х века

4

4

11

Культура ХХ века

4

6

12

ТЕОРЕТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ.

Культура как феномен: основные направления интерпретации

4

2

13

Культура и цивилизация

4

4

14

Внутренняя противоречивость культуры

4

4

15

Феномен права в контексте культуры: западноевропейская, славяно-русская и восточная модели

2




16

Феномен власти в контексте культуры: философский, политологический, моральный аспекты

2

2

17

Экологическая размерность культуры

2

4

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Мировая культура в преддверии третьего тысячелетия

2

2


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




пп.

Наименование темы

Тип

занятий

Кол-во

часов

1

ВВЕДЕНИЕ. Культурология в системе философских дисциплин

лекция

2

2

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ. Культура первобытного общества

лекция

2

3

К. Леви-Строс. "Печальные тропики"

семинар

2

4

Культура древневосточных цивилизаций

лекция

2

5

Культура античности

лекция

4

6

Платон. "Апология Сократа", "Пир"

семинар

2

7

Культура западноевропейского средневековья

лекция

4

8

Августин Блаженный "Исповедь"

семинар

2

9

Культура древней и средневековой Руси

лекция

2

10

Н. Бердяев. «Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы»

семинар

2

11

Культура Ренессанса. Феномен Реформации и Контрреформации.

лекция

4

12

Новоевропейская культура ХУП – ХУШ вв.

лекция

4

13

Ф. Бэкон. "Новый Органон"

семинар

2

14

Рецепции новоевропейской культуры в России

лекция

2

15

П.Я. Чаадаев "Философические письма", "Апология сумасшедшего"

семинар

2

16

Европейская и русская культура Х1Х века

лекция

4

17

А.И. Герцен "Развитие революционных идей в России" (фрагменты)

семинар

2

18

Ф. Ницше "Антихристианин"

семинар

2

19

Культура ХХ века

лекция

4

20

С.Л. Франк. "Этика нигилизма"

семинар

2

21

Ж.-П. Сартр "Экзистенциализм – это гуманизм"

семинар

2

22

Э. Фромм. "Бегство от свободы"

семинар

2

23

ТЕОРЕТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ. Культура как феномен: основные направления интерпретации

лекция

4

24

М.К. Мамардашвили. "Другое небо"

І. Абдзіраловіч "Адвечным шляхам"

семинар

2

25

Культура и цивилизация

лекция

4

26

Н.Я. Данилевский "Россия и Европа" (фрагменты)

семинар

2

27

Дж. Тойнби "Постижение истории"

семинар

2

28

Внутренняя противоречивость культуры

лекция

4

29

Н. Бердяев "Человек и машина"

семинар

2

30

К. Ясперс "Смысл и назначение истории"

семинар

2

31

Феномен права в контексте культуры: западноевропейская, славяно-русская и восточная модели

лекция

2

32

Феномен власти в контексте культуры: философский, политологический, моральный аспекты

лекция

2

33

Х. Ортега-и-Гассет. "Восстание масс"

семинар

2

34

Экологическая размерность культуры

лекция

2

35

Н.Г. Холодный. «Мысли натуралиста о природе и человеке»

семинар

2

36

Д. Л. Медоуз. «Пределы роста: Доклад Римскому клубу»

семинар

2

37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Мировая культура в преддверии третьего тысячелетия

лекция

2

38

Терминологический глоссарий по курсу "Культурология" (письменная работа)

семинар

2



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


1. Лекционный курс
Тема 1

Культурология в системе философских дисциплин
Понятие философии культуры. Дескриптивно-феноменологические и теоретико-аналитические дефиниции культуры.

Культурфилософия Х1Х века как метафизическое истолкование культуры. Дисциплинарный статус современной культурологии как неклассической философии культуры, основные аспекты ее актуальности. Предмет и задачи культурологии. Понятие культуроцентризма как возможной методологической установки. Структура культурологического знания (философия, теория и история культуры, этика, эстетика, религиоведение, антропология, семиотика, герменевтика). Методологическая база и категориальный аппарат культурологии. Эвристичность культурологического знания.
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ
Тема 2

Культура первобытного общества
Понятие и схема антропогенеза. Основные периоды генезиса первобытной культуры (ключевые точки бифуркации антропогенеза): палеолит, мезолит, неолит.

Космологические и религиозные верования в первобытной культуре. Понятия пралогического мышления, бинарной культуры, бриколажа. Синкретизм первобытной культуры. Феномен мифа и особенности мифологического сознания первобытного человека. Первобытные сообщества в контексте современной культуры. Структурная антропология: сущность и основные направления.

Особенности первобытного искусства (изобразительные средства, сюжетная канва, технические приемы).
Тема 3

Культура древневосточных цивилизаций
Западная (техногенная) и восточная (традиционная) стратегии культурного развития: фундаментальные приоритеты и ценности. Принципы "у-вэй" (недеяния) и корпоративности как устои традиционных обществ. Ценности активно-преобразовательной деятельности и автономной личности как начала в западноевропейской культурной традиции.

Специфика древнеиндийской культуры. Понятия брахмана, атмана, сансары, мокши, нирваны. Ортодоксальные (ведические) и неортодоксальные (джайнистские, буддистские и пр.) воззрения в древнеиндийской культуре. Феномен буддизма, его сущность и мировоззренческое значение.

Конфуцианская ортодоксия в Древнем Китае. Принцип жэнь, его культурный смысл. Основные положения учения даосизма. Феномен традиционализма и великие древнекитайские империи.

Художественная культура древневосточных цивилизаций.

Тема 4

Культура античности
Феномен античной культуры: хронологический и проблемно-тематический аспекты. Логический принцип античной культуры. Инвариантный терминологический ряд: раб – вещь (материя), рабовладелец – интеллект (идея), полис как логический предел их единства (Космос). Принцип космоцентризма. Исходные интуиции античной культуры: интуиция актуальной бесконечности тела, интуиция идеального (скульптурного) тела, интуиция пантеизма как мистики тела.

Эволюция античной культуры. Феномен античного мифа (Гомер). Переход от мифа к логосу (натурфилософы, Сократ). Античная классика (Платон, Аристотель). Трансформации классической эпохи в контексте эллинизма. Этика стоицизма, астрономия Птолемея, метафизика неоплатонизма.

Идеи государства и права в Древнем Риме. Зарождение христианства и распад Римской империи. Художественный мир латинской культуры.
Тема 5

Культура западноевропейского средневековья
Становление средневековой культуры: идейно-философские, религиозные основания (язычество, иудейский монотеизм, платонизм и неоплатонизм, учения отцов Церкви). Метаморфозы греко-римского мышления в переходную эпоху.

Средневековье как сакральный тип культуры. Идея креационизма и идея божественного откровения как фундаментальные принципы средневековой культуры. Основные тенденции христианского мировоззрения (схоластика и мистика в своих модификациях). Внутренняя противоречивость христианской культуры.

Интимизация Бога и веры у Августина Блаженного. Схоластические искания Фомы Аквинского.

Церковное и религиозное искусство, его главные приоритеты – символизм, ригоризм, каноничность. Феномен карнавализации и скоморошества в средневековой культуре. Романский и готический архитектурные стили средневековья. Семь "свободных" искусств в схоластической классификации.
Тема 6

Культура древней и средневековой Руси
Феномен восточнославянского язычества: специфика социокультурного развития и ментальной парадигмы. Пантеон языческих богов. Главные языческие праздники.

Традиции православия и метаморфозы древнерусской культуры. Феномен двоеверия (оппозиция княжеской власти и института волхвов). Татаро-монгольское нашествие и его влияние на духовно-экономическую ситуацию на Руси.

Древнерусский эпос: сюжетно-содержательная эволюция былинного корпуса, ее мировоззренческое значение. Художественное наследие средневековой Руси – иконопись Андрея Рублева, средневековое зодчество, литературные памятники (Иларион "Слово о законе и благодати").

Средневековое белорусское искусство. Творчество Кирилла Туровского. Житийная литература ХШ – ХУ вв.
Тема 7

Культура Ренессанса. Феномен Реформации и Контрреформации
Основания, особенности и периодизация западноевропейской культуры эпохи Возрождения. Идеи пантеизма и гелиоцентризма как основоположения ренессансного мировоззрения. Явление секуляризации культуры.

Этико-эстетическая модель человека в культуре Ренессанса. Ценности гуманизма и свободы, их амбивалентная сущность.

Технический прогресс и новые перспективы искусства: развитие новых жанров в живописи, технических приемов и эстетических концепций.

Культурные ценности Ренессанса и феномен Реформации. Основные идеи, достижения и парадоксы Реформации. Религиозное и общекультурное значение Реформации для западноевропейского общества. Контрреформация, причины и последствия.

Белорусская культура периода Реформации и Контрреформации. Специфика белорусского гуманизма. Творчество Н. Гусовского, Ф. Скорины. С. Будного.
Тема 8

Новоевропейская культура ХУП – ХУШ вв.
Новые социально-культурные предпосылки и мировоззренческие идеи: расширение жизненного мира (великие географические и астрономические открытия), формирование конструктивно-технологического стиля мышления, приоритет науки в культуре. Онтологические и гносеологические идеи Нового времени. Механистическая картина мира, ее специфика.

Феномен Просвещения в Европе. Метафизичность и утопизм просветительских идей. Радикальная критика культуры у Ж..-Ж.. Руссо.

Становление классической науки как опытно-экспериментальной формы рационально-теоретической деятельности. Дилемма рационализма и эмпиризма, основные идеи и персоналии альтернативных направлений. Сциентизм как мировоззренческая ориентация западноевропейской культуры.

Художественная культура ХУП – ХУШ вв. Классицизм в искусстве, его теоретические основоположения, представители, общекультурные последствия. Особенности искусства реализма.
Тема 9

Рецепции новоевропейской культуры в России и Белоруссии
Эволюция празападных идей в России. Немецко-протестантский европеизм Петра 1. Петровские реформы: позитивное и негативное значение для русской культуры. Феномен русского раскола, его религиозная и общекультурная сущность. Легенда о граде Китеже.

Идеи французского Просвещения в России. Феномены вольтерианства и руссоизма. "Просветительская дружина" Петра 1. Явления примитивизма, идеализации и сентимитализма в русской культуре и искусстве ХУШ в. Феофан Прокопович и формирование нового типа русской культуры. Деизм М.В. Ломоносова. Основание Московского университета. Становление русской интеллигенции. Радикализм А.Н. Радищева.

Специфика белорусского просвещения. Идеи Яна Снядецкого, Аниола Довгрида, Соломона Маймонда.
Тема 10

Европейская и русская культура Х1Х века
Внутренний дуализм европейской культуры Х1Х века: противоборство романтизма и просветительства (причины, особенности, последствия).

Самокритика европейской культуры. Оппозиция рационализму в европейской культуре (Шеллинг, Ницше, Кьеркегор). Социокультурная парадигма истории и общества Маркса. Феномен отчуждения и основные направления его трактовки.

Русская культура Х1Х века. Проблемы культурной самоидентификации в историософии П.Я. Чаадаева. Дискуссия западников и славянофилов, сходство и различие их позиций. Трансформация западнических и славянофильских идей в ХХ веке. Метаморфозы разночинской интеллигенции на рубеже веков (образ "воинствующего монаха").

Художественная культура в Белоруссии Х1Х в. Романтизм Я.Чечета, Дунина-Марцинкевича; реализм Ф.Богушевича, М. Богдановича, А. Мицкевича.
Тема 11

Культура ХХ века
Парадигма постклассической европейской культуры: основные постулаты.

Кризис науки как культурного феномена. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие альтернативы. Актуализация экзистенциально-антропологических ценностей в западноевропейском обществе. Проблема культуры и новых информационных технологий. Феномен "массовой" культуры. Проблема культурной идентичности в ХХ веке.

Ситуация постмодернизма в культуре: причины, генезис, основоположения, ведущие персоналии, перспективы. Постмодернизм как узко-эстетическое и общекультурное явление.

Искусство в ХХ веке. Проблема массового и элитарного искусства. Проблема традиции в искусстве. Особенности сюжетно-жанровой динамики искусства на рубеже тысячелетий.

ТЕОРЕТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ
Тема 12

Культура как феномен: основные направления интерпретации
Основные концепции происхождения культуры: богословская, религиозно-философская, общественно-историческая, психоаналитическая, неокантианская. Направления философского анализа культуры. Культура как система ценностей. Метакатегория "ценность" в культурологии. Культура как символотворчество. Понятие символа. Культура как традиционно-новационный процесс. Культура как полифункциональное образование. Культура как деятельность. Метакатегория "деятельность" в философии и культурологии. Деятельность (практика) как медиум между реальностью и продуктами объективации сознания. Понятие артефакта.

Культура как "вторая природа". Надбиологический характер культуры (миф о Прометее). Культура и природа – культурный человек и варвар. Материальная и духовная стороны культуры.
Тема 13

Культура и цивилизация
Понятие цивилизации (полисемантичность дефиниций). Признаки, типология и генезис цивилизаций (анализ альтернативных подходов). Соотношение цивилизационной и формационной методологий реконструкции мирового культурно-исторического развития. Общество в цивилизационном и формационном развитии: структурно-схематический аспект.

Понятие цивилиографии как теории цивилизаций: методологические основания.

Цивилизация и культура. Учение П. Сорокина о культурных суперсистемах. Концепция "столкновения цивилизаций" С. Хантингтона. Теория "конца истории" Ф. Фукуямы.

Феномен "русской цивилизации" в контексте оппозиции Восток – Запад.
Тема 14

Внутренняя противоречивость культуры
Аполлоническое и дионисийское начала в культуре. Онтология культуры Ф. Ницше. Феномен античной культуры, ее трагическая раздвоенность. Аполлон и Дионис как два полюса космоса эллинской и всей западноевропейской культуры.

Органическое и организованное начала в культуре. Феномен машины в культуре (проблема мифологизации). Теория Л. Мамфорда, основные понятия – "невидимая машина", "трудовая машина", "мегамашина". Феномен техники, формы и границы ее воздействия на человеческое бытие. Особенности истолкования техники в философии Н.Бердяева, М.Хайдеггера, К.Ясперса. Развитие техники и культурные мутации. Концепция О.Тоффлера и проблема антропогенной цивилизации.

Фундаменталистское и модернистское начала в культуре. Фундаментализм как культурная ориентация, его амбивалентный характер. Фундаментализм и традиционализм: сравнительный анализ. Виды фундаментализма – евангельский, исламский, православный. Экуменизм как форма противостояния фундаментализму. Светский и религиозный модернизм, его достоинства и недостатки.

Партикуляристское и универсалистское начала в культуре. Партикуляризм как мировоззренческая установка (основания и сущность). Концепции Н.Данилевского, О.Шпенглера, Э.Трельча, Л.Фробениуса, Л.Сенгора, А.Мазруи, М.Гарви, Г.Осена как отрицание идеи культурного единства человечества. Понятия европоцентризма, американоцентризма, афроцентризма. Идея универсальности историко-культурного процесса (теории К.Леви-Строса, К.Ясперса, Н.Бердяева). Специфика универсалистских интенций русской культуры (мессианско-эсхатологический утопизм).

Космополитическое и националистическое начала в культуре. Понятие культурной идентичности. Типология культурных идентификаций. Проблема идентичности русской культуры. Этноцентризм как форма культурной идентичности. Национализм как феномен современной социокультурной ситуации. Проблема культурной маргинальности, специфика форм современной маргинальности в культуре.

Элитарное и массовое начала в культуре. Культура, субкультура, контркультура: терминологическое истолкование. Контркультура как механизм социодинамики. К.Манхейм и его трактовка субкультур. Феномен моды в культуре.
Тема 15

Феномен права в контексте культуры:

западноевропейская, славяно-русская и восточная модели
Понятие, генезис и система права. Духовные доминанты различных правовых культур – западноевропейской, индийской, китайской, арабской, русской. Система Римского права и ее значение в контексте мировой культуры. Основания и регулятивные принципы современного права в американо-европейской и постсоветской моделях.

Категориальный ряд правовой сферы культуры. Связь права, гражданского общества и государства в различных культурных традициях.

Генезис правовой культуры на территории современной Белоруссии. Основные положения "Статута Великого княжества Литовского 1588 года".
Тема 16

Феномен власти в контексте культуры:

философский, политологический, моральный аспекты
Понятие власти как культурного явления. Онтологическая, психологическая и социокультурная трактовки власти. Типология власти и властных отношений. Традиционное, легитимное и харизматическое господство. Политическая власть, основания ее легитимности. Политическая система общества, ее генезис и структура. Сущность и исторические формы государства.

Основные модели взаимодействия политики, права и морали: восточная (конфуцианство, легизм) и западноевропейская (Макиавелли, М. Вебер).

Свобода и власть. Феномен тоталитаризма и явление анонимности власти. Власть "массы" в ХХ веке.
Тема 17

Экологическая размерность культуры
Парадигмы экологического сознания в динамике культуры: восточная, западноевропейская, русская модели. Экопрограммы в христианской традиции. Понятие экофильных и экофобных ориентаций в культуре.

Научно-дисциплинарный и философско-мировоззренческий статус современного экологического знания. Проблемы глобальной экологии. Экологическая проблематика в контексте современной глобалистики.

Экологическое движение в странах Западной Европы – генезис, формы, теоретическое обоснование. Понятие инвайроментализма. Римский клуб и концепция глобального равновесия.

Феномен Чернобыля и приоритеты современной экополитики. Экокультура постиндустриальной цивилизации: возможные варианты и стратегии осуществления.

Тема 18

Мировая культура в преддверии третьего тысячелетия
Соверменная глобалистика: этапы становления, предмет и задачи, методология исследований будущего. Дифференциация прогностических моделей – достоинства и недостатки.

Ситуация глобального кризиса и формирование синтетического мировоззрения третьего тысячелетия. Ценностные приоритеты постиндустриальной цивилизации.

Понятие футурологии. Оптимистические и пессимистические концепции в футурологических построениях. Центростремительные и центробежные тенденции в общемировой культурной динамике. Проблема культурного наследия как одна из первоочередных задач человечества на рубеже тысячелетий.
2. Семинарский курс

Тема 1

Клод Леви-Стросс. "Печальные тропики"
План

  1. Бинарно-игровой характер культуры и искусства индейских племен (племена мбайя и бороро).

  2. Социальная иерархия и особенности быта индейской культуры (племена бороро и намбиквара).

  3. Статус вождя и специфика властных отношений (сравнительный анализ племен намбиквара и тупикавахиб).

Литература

  • К. Леви-Стросс. Печальные тропики. М., 1984. С. 78-88, 101-121, 148-159, 167-174, 198-204.

  • Л. Леви-Брюль Первобытное мышление. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

  • Мелетинский Е.В. Мифология и фольклор в трудах К. Леви-Строса// К. Леви-Стросс. Структурная антропология. М., 1985.


Тема 2

Платон. "Апология Сократа", "Пир"
План

  1. Феномен "платоновского вопроса" в современной культуре.

  2. Сократ как образ-символ в европейской культуре

  3. Эрос в контексте культуры. Учение о познании как "эротическом восхождении".

Литература

  • Платон. Сочинения. В 3-х т. М., 1971. Т. 1. С. 81-112, Т. 2. С. 127-147.

  • Васильева Т.В. Платоновский вопрос сегодня и завтра// Вопросы философии.-1993.-№9.-с.110 – 125.

  • Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 1995.

  • Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1989.

  • Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М.. 1995.

  • Нерсесянц В.С. Платон. М., 1984.

  • Платон и его эпоха: Сборник статей. М., 1979.



Тема 3

Августин Блаженный. "Исповедь"
План

  1. Интимно-личностный и уничижительно-покаянный стиль мышления средневекового человека.

  2. Проблема обретения Бога у Августина.

  3. Рассуждения о времени в контексте сакральной культуры.

Литература

  • Августин Аврелий. Исповедь/ Пер. с лат. М., 1997. Кн. Х.

  • Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984.

  • Христианство: Словарь. М., 1994.

  • Джордан Омэнн. Христианская духовность в католической традиции. Рим; Люблин, 1994.


Тема 4

Н. Бердяев

"Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы"

(фрагменты)
План

  1. Средневековье как культурный феномен: метафизическая сущность, амбивалентный характер, фундаментальные черты, основные манифестации.

  2. Феномен русской революции. Неизбежность и пороки революции.

  3. Кризис культуры, могущество техники и массовая демократизация как главные его причины.

Литература


  • Н.А. Бердяев. Новое средневековье// Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. Т.1. М., 1994;

  • Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание// Вопросы философии. - 1992. - №6;

  • Россия перед вторым пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии. Сост. С. Фомин: Изд-е Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. (Рецензия: Гаврюшин H.К.// Вопросы философии. - 1990. - №10).

Тема 5

Фрэнсис Бэкон. "Новый Органон"
План

  1. Учение об идолах – критика схоластической теории познания.

  2. Обоснование причин интеллектуальной отсталости западноевропейского общества ХУП века.

  3. Специфика научно-экспериментального стиля мышления.

Литература

  • Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х т. М., 1977-1978. Т. 2. С. 12-35, 41-55.

  • Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУП – ХУШ вв.): Формирование научных программ нового времени. М., 1987.

  • Киссель М.А. Судьба старой дилеммы. М., 1974.

  • Михаленко Ю.П. Ф. Бэкон и его учение. М., 1975.

  • Путилов С. Тайны "Новой Атлантиды" Ф. Бэкона// Наш современник.-1993.-№2.-с.171 – 176.

  • Субботин А.А. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
«Экономика» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является специальной дисциплиной. Продолжительность курса составляет...
Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Продолжительность курса составляет 44 аудиторных учебных часа (11 недель), в том числе: 32 часа лекционных занятий, 12 часов семинарских...
Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности iconМагистерская программа «Демография» Программа дисциплины «Здоровье...
Продолжительность курса составляет 84 аудиторных учебных часа (14 недель), в том числе: 46 часов лекционных занятий, 32 часов семинарских...
Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура...
Курс по выбору «сша: общество и культура» читается студентам 3 курса специальности «История» в форме лекционных занятий и семинаров....
Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Продолжительность курса составляет 68 аудиторных учебных часа, в том числе: 34 часов лекционных занятий, 34 часа практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности iconТематический план учебной дисциплины
«Экономика» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является дисциплиной по выбору. Продолжительность курса составляет...
Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности iconТематический план учебной дисциплины
Мировой экономики и мировой политики. Курс является дисциплиной по выбору. Продолжительность курса составляет 216 учебных часа, в...
Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
Продолжительность курса составляет 84 аудиторных учебных часа (21 неделя), в том числе: 42 часа лекционных занятий, 42 часа практических...
Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности iconМетодические рекомендации для студентов «Медицинская экология»
Учебная дисциплина «Медицинская экология» включена в учебный план и преподается на II курсе медицинского факультета для специальностей...
Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Мировая экономика факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является дисциплиной по выбору. Продолжительность курса составляет...
Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070113 «Теория музыки»
Учебная дисциплина изучается студентами в следующем часовом объеме: 94 часа в 1, 2 семестрах, в том числе лекционных 72 ч., 22 часа...
Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности iconРабочая программа по литературе для 10 12 классов составлена на основе...
Базовый уровень)- м: «Просвещение», 2009 г учителем русского языка и литературы Сергеевой И. А. и рассчитана на 0,7 часа в неделю...
Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности iconПрограмма курса физики для студентов геологического факультета (вечернее...
Курс рассчитан на 60 лекционных часов: 1 семестр 10 лекций по 4 часа, 2 семестр 10 лекций по 2 часа. Два экзамена
Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Криминалистика»
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 6
Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Логика»
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 4
Учебно-методический комплекс по курсу \"Культурология\" рассчитан на 102 часа (54 часа лекционных, 40 часов семинарских занятий, 8 часов самостоятельной работы студентов) и предусматривает зачет как итоговую форму отчетности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Криминология»
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 5


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск