Планы семинарских занятий





НазваниеПланы семинарских занятий
страница1/17
Дата публикации08.03.2016
Размер0.94 Mb.
ТипПланы семинарских занятий
100-bal.ru > Культура > Планы семинарских занятий
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17




СОДЕРЖАНИЕ
I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................ 3

Введение ...........…………………………………………………………………............ 3

Содержание дисциплины ....................……………………………………………........ 7

Рекомендуемая литература ........................... ............................................................... 10

II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ..........................................................12

Задачи учебного курса «Социология»…………………..……………... .......................12

Учебно-тематические планы ...........................................................................................13

Планы лекций ...................................................................................................................16

Планы семинарских занятий .......................................................................................... 19

Карта обеспеченности учебно-методической литературой......................................... 22

III. ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ..........24

Введение .............................................................................................................................24

Требования и вопросы к зачёту .……………………………………..……….............. 26

IV. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ......................................... ...........28

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ………………..................28

Рекомендации по самостоятельной работе .......... ........................................................28

Требования и рекомендации к оформлению рефератов ............................................29

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .. ………………..................30

Темы рефератов ..............................................................................................................30

Контрольно-тестовый материал .................................................................................... 32

Глоссарий.............. ............................................................................................................77
Как ссылаться на этот УМК.

Социология: уч.- мет. комплекс / составитель профессор, д.социол.н. Е.А.Шишкина, зав. каф. К.Р.Агаронян; Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия». – af sgua.- Астрахань: СГЮА, 2014. – 85 с.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Введение

Социология занимает важное место в системе современного научного знания, в профессиональной, гражданской и культурной социализации личности и общественных структур. На стадии перехода человечества к новым формам цивилизационных взаимодействий и коммуникаций – политических, правовых, экономических, межкультурных – существенно возрастает роль усвоения знаний, отражающих особенности социальной эволюции, специфику функционирования и перспективы развития российского государства, зарубежных стран и всей социетальной системы. Социология способствует профессиональному и гражданскому становлению будущего специалиста, дает возможность составить целостное представление об основных этапах развития и структуре российского государства, его менталитете, культуре, месте и роли в мировом сообществе. Познавая и осмысливая опыт многих поколений, социология фиксирует закономерности социальных связей и отношений между классами, нациями, слоями, группами, образующими российское общество, а социологические знания выступают фундаментом гражданско-правового регулирования поведения личности и социальных подсистем.

Цель и задачи курса – сформировать у студентов целостное представление об обществе и процессах, происходящих в нем на локальном, федеральном и глобальном уровнях; раскрыть специфику социальных закономерностей и взаимодействий, обеспечивающих квалифицированную реализацию профессиональной деятельности в системе права. Достижение поставленной цели осуществляется через комплексное решение академических задач, имеющих познавательную, общеобразовательную, воспитательную, мировоззренческую направленность.

Познавательные задачи ориентированы на создание академического социально-правового фундамента и реализуются через усвоение знаний:

- об обществе как целостной системе и его структуре;

- о классических и современных социологических теориях, описывающих специфику и закономерности социального развития, связей и отношений;

- о сущности, видах, функционировании социальных институтов как о главных структурных элементах современного общества;

- об образе и стиле жизни, характерных для индивидов и социальных групп в определенные исторические промежутки времени и определяемых их культурными, политическим, религиозными, образовательными, интеллектуальными, нравственными и иными особенностями;

- о сущности и природе отклоняющегося поведения, социальных условиях его возникновения распространения;

- о социально-правовых нормах как о средстве регуляции поведения индивидов и групп;

- о качестве духовной культуры, сознания и правосознания различных социальных образований;

- о системе ценностей и мировоззрении, выступающих регулятором общественных отношений;

- о глобальных проблемах цивилизации (экологической, межэтнической, техногенной и др.);

- о научных законах, направляющих движение социальной эволюции;

- о методах теоретико-прикладных социологических исследований, выполняющих важнейшую роль в системе социального прогнозирования и моделирования, об использовании социологического знания для практического решения современных социально-правовых проблем российского общества.

Общеобразовательные задачи направлены на:

- проникновение в суть функционирования социального организма;

- расширение границ познания общественных и общественно-правовых явлений;

- создание условий для системного видения, как эволюционных закономерностей социального развития, так и межличностных отношений, проявляющих себя в различных пространствах социума – политическом, экономическом, социокультурном, правовом, религиозном, межэтническом и др.

- формирование навыков и умения использовать знания социологии в профессиональной деятельности.

Воспитательные задачи решаются посредством использования мировоззренческой функции социологии в педагогическом процессе и направлены на:

- достижение позитивной нравственной, культурной, гражданской социализации студентов;

- формирование моделей поведения, востребованных в условиях демократического реформирования российского общества;

- конструирование мировоззрения индивидов и социальных групп, управляющего социальным настроением и социальным развитием.

Компетенции:

- иметь целостное представление о закономерностях общественного развития, законах социальной эволюции, структуре общества, социальных институтах и процессах, глобализации и изменениях, происходящих в современном мире;

- развивать аналитические способности и умение прогнозировать перспективы развития российского государства как культурно-исторического общества, тесно связанного с мировыми цивилизациями;

- знать и понимать важнейшие социальные явления и процессы на различных этапах возникновения, становления и развития общества; владеть знаниями теоретических основ дисциплины, работ классиков социологии, применять их для анализа общественных изменений в контексте мирового исторического процесса;

- уметь выражать и научно обосновывать свою точку зрения по вопросам, касающимся форм организации и эволюции общественных систем, вкладов народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мирового сообщества; осмысливать современные явления и события и делать самостоятельные выводы;

- знать основополагающие понятия, термины и категории социологической науки, основные проблемы социально-экономического, политического и культурного развития современного глобального общества;

- уметь объективно оценивать формы организации и эволюцию государственного и общественного устройства на различных этапах развития; ориентироваться в вопросах перспектив развития российского общества на основе исторического опыта, генезиса мировых цивилизаций, анализа и оценки современных событий в стране;

- знать методику и методологию социологических исследований, уметь применять их в практических целях;

- самостоятельно работать с рекомендуемыми источниками и литературой по социологии; свободно вести дискуссии по основным социологическим направлениям.

Знания:

- работ классиков социологии и современных российских и зарубежных ученых;

- закономерностей развития и структуры общественной системы;

- основных социологических понятий, терминов и категорий социологи;

- основных проблем экономического, политического, социокультурного, информационного, экологического развития России;

- конкретно-социологического материала, содержащегося в документальных источниках и рекомендованной учебной литературе.

Навыки:

- выражать и научно обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся современной жизни российского и мирового сообщества;

- объективно оценивать формы организации и эволюцию государственного и общественного устройства на различных этапах жизни;

- ориентироваться в перспективах развития мирового сообщества на основе осмысления исторического опыта мировых цивилизаций, анализа и оценки современных событий в стране;

- самостоятельно работать с рекомендуемыми источниками и литературой по социологии;

- свободно вести дискуссии по основным проблемам изучаемого курса;

- работы с источниками социологического знания.

Умения:

- творчески осмысливать социальные изменения эволюционирующего общества, делая самостоятельные выводы и обобщения;

- всесторонне использовать знание социологии для правильной оценки и анализа современных явлений, социально-политических и экономических процессов в России;

- объективно оценивать демократические гуманистические традиции, интересы и идеалы человечества; осмысливать опыт, уроки и факты общественной жизни.


    1. Содержание дисциплины


Тема 1.Социология как наука. Предпосылки возникновения и история развития социологии. Социология как наука об обществе. Уровни, предмет, объект, цели, задачи, функции, методы социологии. Объективная необходимость возникновения социологии как самостоятельной научной дисциплины. Теория Сен-Симона и ее влияние на основателя социологии О. Конта. Суть позитивистского метода О. Конта. Закон трех стадий интеллектуального развития общества. Натуралистические направления социологии XIX века. Организмическая теория Г. Спенсера. Социологическая концепция марксизма. Идея социальной солидарности Э. Дюркгейма. Методология социального познания М. Вебера. Эмпирическая социология. Чикагская школа социологии (Р. Парк, Э. Берджесс). Индустриальная социология. Хоторнский эксперимент. Современные социологические теории. Социологическая теория Т. Парсонса. Теория социальных изменений Р. Мертона. Символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, Г. Блумер). Теория структурации Э. Гидденса. Становление и особенности российской социологии. Основные этапы развития социологической мысли в России. Русские социологические школы: географическая (И. И. Мечников), социально-правовая (Н. М. Коркунов, Б. Н. Чичерин), субъективная (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский), марксистская (Н. А. Бердяев, М. Т. Туган-Барановский; Г. В. Плеханов, В. И. Ленин), системный подход (Н. Я. Данилевский), русский космизм (К. Циолковский. Чижевский), учение В. И. Вернадского о ноосфере. Социология в СССР. Возрождение социологии в 60-е годы. Современный этап развития российской социологии.

Тема 2. Понятие общества как системы. Социальная структура. Общее представление о системах и их классификация. Особенности социальной системы. Понятие социальной системы и Э. Дюркгейму, С. Франку, М. Веберу, К. Марксу. Структура социальной системы. Типы социальных систем. Социальный порядок по Т. Парсонсу. Теории социального взаимодействия, связей и отношений. Социальные взаимодействия и отношения, как фактор устойчивости социальной системы. Понятие социального пространства по П. Бурдье. Базис и надстройка как элементы социальной системы. Учение К. Марка о социальной структуре. Понятие о стратах. Феномен социального неравенства. Социальная стратификация по П. Сорокину. Социальная мобильность. Виды мобильности. Социальная стратификация современного мирового и российского общества. Социальная общность как структурный элемент общества. Понятие социальной общности и ее разновидности. Характерные черты массовой общности. Понятие социальной группы. Классификация социальных групп. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Классификация, строение, функционирование социальных организаций.

Тема 3. Понятие и виды социальных институтов

Понятие, виды и функции социальных институтов. Типы социальных институтов. Семья как социальный институт. Место социального института семьи в структуре общества. Специфические и неспецифические функции социального института семьи. Традиционные и современные характеристики семьи. Специфика института семьи и брачно-семейных отношений в условиях глобализации. Государство и властные отношения как важнейшие социальные институты. Определения государства по Аристотелю, Ф. Ницше, Н. Бердяеву, К. Марксу. Типология государств. Государство и гражданское общество. Общественное мнение как институт социальных отношений. Сущность и структура общественного мнения. Функции общественного мнения. Проблемы соотношения общественного мнения, государства и гражданского общества. Специфика функционирования общественного мнения в гражданском обществе. Понятие социального института культуры. Культура как социальный феномен. Понятие и общая характеристика культуры. Основные элементы и социальные функции культуры. Универсалии культуры (язык, ценности, символика, традиции, образы). Культура и цивилизационные процессы. Стратификация культурных систем (цивилизационная, региональная, национальная, групповая, семейная). Взаимодействие культуры и экономики. Понятие элитарной и массовой культуры. Виды субкультур. Понятие контркультуры. Понятие религии. Структура религии. Истоки религии. Учение К. Маркса о происхождении религии. Религия как социокультурный феномен. Религиозные символы, традиции и ритуалы. Религиозное сознание. Религиозные организации. Эволюция взаимодействий религии и науки. Функции и место религии в современном социальном пространстве. Особенности религиозных тенденций современности. Религиозный экстремизм.

Тема 4. Социальные изменения. Понятие, сущность, виды и типы социальных изменений. Социальные изменения и социальная стабильность. Концепция эволюционного и революционного развития общества. Социальный прогресс как вид социальных изменений. Социальный порядок по Т. Парсонсу. Модель социальных изменений по Р. Мертону. Теории социальных изменений Г. Спенсера, Р. Бокля, Ф. Ницше, А. Тойнби, Э. Дюркгейма. Общественные движения как форма социальных изменений. Типология общественных движений. Социальное настроение как побудитель к действию. Массовые и коллективные действия. Варианты завершения социальных движений. Экологическое движение как особая форма общественных движений. Понятие и виды социальных конфликтов. Субъекты социальных конфликтов. Стадии протекания и пути разрешения социальных конфликтов. Глобальный экологический кризис как конфликт природы и общества.

Тема 5. Личность как субъект общественных отношений. Понятия «человек», «индивид», «личность». Основные подходы к определению личности (биологические, социально-биологические, психологические). Специфика социологического понимания личности. Социальная структура личности. Социализация личности. Понятие социального статуса и социальной роли. Статусно-ролевые концепции личности. Типологизация личности. Понятие, виды и природа отклоняющегося поведения. Понятие, сущность и формы социального контроля. Основные элементы социального контроля. Механизм функционирования социального контроля. Понятие социальных и правовых санкций.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Планы семинарских занятий iconПланы семинарских занятий по этнологии Китая Тематический план практических занятий
Этнология изучаемого региона (Китай): планы семинарских занятий для студентов дневного отделения
Планы семинарских занятий iconПланы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета...
Культурология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с
Планы семинарских занятий iconПланы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета...
Планы семинарских занятий подготовлены начальником кафедры истории и философии, доцентом, кандидатом исторических наук, подполковником...
Планы семинарских занятий iconПланы семинарских занятий для высшего профессионального образования...
К. 14 Социология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с
Планы семинарских занятий iconПланы семинарских занятий специальность 030501. 65 Юриспруденция...
Актуальные проблемы местного самоуправления: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул:...
Планы семинарских занятий iconПланы семинарских занятий по специальности 030501. 65 Юриспруденция...
Избирательное право и процесс: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский...
Планы семинарских занятий iconПланы семинарских и практических занятий для направления подготовки (специальности)
Криминалистика. Планы семинарских и практических занятий / А. С. Пудовиков, А. Л. Оболкина; Дальневосточныйюрид ин-т мвд РФ. Хабаровск:...
Планы семинарских занятий iconПланы семинарских занятий Специальность 030501. 65 Юриспруденция Барнаул 2006
Международное право: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский юридический...
Планы семинарских занятий iconПланы семинарских занятий Специальность 030500. 62 Бакалавр юриспруденции Барнаул 2007
Международное право: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский юридический...
Планы семинарских занятий iconПланы семинарских занятий по истории политических
Планы семинарских занятий по истории политических и правовых учений/ Владим гос ун-т; Сост. П. Е. Матвеев. Владимир, 1997. 28 с
Планы семинарских занятий iconМетодические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика»
Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения
Планы семинарских занятий iconПланы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История»,...
Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса...
Планы семинарских занятий iconПланы семинарских занятий архангельск 2008 Рассмотрены и рекомендованы...
Север в истории России: планы семинарских занятий и тематика рефератов / сост. В. П. Илатовский. – Архангельск: Изд-во агту, 2008....
Планы семинарских занятий iconПланы семинарских занятий новосибирск 2003г. Удк ббк у-01
...
Планы семинарских занятий iconПланы семинарских занятий для студентов дневной формы обучения Планы...
«Административное право» и предназначен для студентов мгюа и пмюи всех форм обучения
Планы семинарских занятий iconСеминарских занятий по курсу
И 90 Планы семинарских занятий по курсу «История России. XX век»: Учебно-методические рекомендации для студентов исторического отделения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск