Скачать 53.74 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 86 » ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА РАЗРАБОТКА УРОКА Тема «Культура стран Арабского халифата» (история Средних веков 6 класс) Учитель истории Зверева Н.В. Тема урока: КУЛЬТУРА СТРАН АРАБСКОГО ХАЛИФАТА. Цели: 1.Продолжить выяснение исторических условий, которые благоприятно повлияли на развитие культуры стран Арабского халифата. 2. Выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры. 3. Показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского халифата. 4. Создать представление о мавританском стиле в архитектуре и арабской книжной миниатюре. 5. Продолжить развитие умения анализировать произведения искусства. Основные понятия и термины: арабески, медресе, мечеть, минарет, мавританское искусство, фарси. Тип урока: комбинированный. Вид деятельности обучающихся: групповая беседа. Оборудование: иллюстрации «Соборная мечеть в Кордове» (интерьер), «Мечеть Омейядов в Дамаске, Сирия», «Львиный двор в Альгамбре. XIII-XIV вв. Гранада, Испания». 2 ХОД УРОКА I. Проверка домашнего задания. Дифференцированный тестовый опрос по теме «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад». II. Изучение нового материала. План изучения нового материала
Изучение нового материала начинается с определения исторических условий развития культуры стран Арабского халифата: - высокий уровень развития ремесла и торговли; - наличие крупных городов; - наличие сильной центральной власти; - сохранение памятников древней культуры; - сохранение традиций и художественных умений, накопленных веками. Культура стран Арабского халифата впитала в себя многое из культуры восточных стран – Сирии, Египта, Междуречья, и многое из античной культуры. Но наибольшее влияние на культуру стран Арабского халифата оказали народы Средней Азии. Широкое распространение получает арабский язык. Арабский язык становится государственным в странах халифата, языком литературы и науки. Учитель обращает внимание учащихся на хозяйство стран халифата, именно оно обеспечивает расцвет культуры. Выясняя связь между развитием хозяйства и научными знаниями, учащиеся приходят к выводу: развитие получали те отрасли знаний, которые были связаны с практическими потребностями ремесла и торговли: география, математика, астрономия. 3 2. Образование. У ч и т е л ь поясняет, что начальные школы были частными, образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. В отдельных городах открывались высшие мусульманские школы – медресе. К образованным людям, знатокам Корана, относились с почтением. Все знатные люди желали иметь в своей свите как можно больше поэтов, ученых, знатоков Корана. 3. Научные знания. У ч и т е л ь переходит к изучению вопроса о развитии научных знаний. Приводятся арабские пословицы: «Чернила ученого должны цениться наравне с кровью мученика» «Тот не умирает, кто отдает жизнь науке» «Важнейшее упражнение человека – знание» «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». О чем говорят эти пословицы? (О большом уважении к научным знаниям, научной деятельности). Ученые стран халифата изучали труды Евклида по геометрии и Птолемея по астрономии. На арабский язык были переведены труды иранских, индийских ученых. В Багдаде в правление Харуна ар-Рашида был основан «Дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. 2 варианта изучения вопроса о научных знаниях: 1 вариант – выступление учащихся с приготовленными презентациями по теме; 2 вариант – составление учащимися таблицы «Научные знания в странах Арабского халифата».
4 4. Искусство. Данный вопрос учащиеся изучают, работая в группах. Далее от каждой группы выступает представитель. В ответах представителей от групп должны быть отражены следующие вопросы: 1. Мавританское искусство. 2. Альгамбра – резиденция гранадских правителей. 3. Мусульманские храмы – мечети. 4. Техника арабески. 5. Фарси. 6. Фирдоуси, поэма «Шах-наме» (Книга царей). 7. Арабская книжная миниатюра.
Вопрос о значении культуры стран халифата изучается учащимися самостоятельно. Учащиеся должны отметить:
Вопросы и задания:
5
Домашнее задание: § 10, ответить на вопросы 1. 2, 4. 5, с.90. Подготовить сообщения: «Авиценна – великий ученый Арабского халифата». «Аль-Бируни – великий ученый Арабского халифата». «Альгамбра – жемчужина мавританского зодчества». 6 |
Программа воспитательной работы школы. Срок реализации 2011-2016... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Еленская средняя общеобразовательная школа» функционирует как средняя школа с 1983... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Томск,... | ||
Статья 1 Общие положения Муниципальное бюджетное общеобразовательное... «Средняя общеобразовательная школа №6 города Лесосибирска» (далее Учреждение), ранее именуемое муниципальное общеобразовательное... | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй... | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Колесурская... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Карловка Пугачёвского района Саратовской области»... | Сценарий урока с использованием компьютера Автор Тимощенко Ирина... Образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Наумовская средняя общеобразовательная школа» Томского... | ||
Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» | Мичуринский район Муниципальное общеобразовательное учреждение Крюковский... Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Альтернатива» | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №17» | Министерство образование и науки рт муниципальное бюджетное общеобразовательное... Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа | ||
Публичный доклад мбоу «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа Протвино Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» – это общеобразовательное учреждение... | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бакчарского... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Ольшанка» Ольшанская средняя школа | Находкинского городского округа муниципальное бюджетное общеобразовательное... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 | Муниципальное образовательное учреждение «Далисичская средняя общеобразовательная... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хочашевская основная общеобразовательная школа» Ядринского района Чувашской... |