1.3. Содержание психолого-педагогической работы
по освоению образовательных областей 1.3.1. Образовательная область «Физическая культура»
В соответствии с ФГТ содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
развитие физических качеств;
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Развитие физических качеств детей, таких как:
быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, координация 3-4 года
Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта
(овладение основными движениями)
приучать детей ходить и бегать свободно, естественно координируя движения рук и ног, не шаркая ногами, не опуская головы;
добиваться овладения разными видами ходьбы и бега;
учить прыгать, энергично отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь; - упражнять в ползании и лазанье, бросании и отталкивании предметов при катании, ловле (не прижимая к груди);
упражнять в сохранении равновесия;
учить поддерживать правильную осанку.
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
приучать действовать совместно, в общем, для всех темпе, начинать и заканчивать упражнения одновременно;
учить детей самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, находить свое место в групповых построениях;
учить детей выполнять танцевальные движения;
учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и сходить;
учить надевать и снимать лыжи, ставить их на место, ходить на лыжах;
учить погружаться в воду;
учить детей выполнять правила в подвижных играх, быстро реагировать на сигнал, развивать интерес к ним, воспитывать желание заниматься физическими упражнениями.
4-5 лет
Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта
(овладение основными движениями)
развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
закреплять умения ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног;
учить бегать легко, ритмично, энергично, отталкиваясь носком;
учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы;
закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании;
отбивать мяч о землю правой и левой рукой;
бросать и ловить мяч кистями рук (не прижимая к груди);
закреплять умения энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках;
ориентироваться в пространстве;
учить прыгать через короткую скакалку;
формировать правильную осанку.
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
учить построениям и перестроениям, соблюдению дистанции во время передвижения;
учить размыканиям и смыканиям на вытянутые руки;
учить правильно принимать исходные положения при выполнении общеразвивающих упражнений;
учить самостоятельно скатываться на санках с горки, тормозить при спуске с нее;
учить скользить самостоятельно по ледяной дорожке;
учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполняя повороты, подниматься на гору;
учить кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу;
учить передвигаться по дну бассейна различными способами, выдоху в воду;
учить выполнять ведущую роль в подвижной игре;
соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.
5-6 лет
Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта
(овладение основными движениями)
развивать физические качества – быстроту, ловкость;
способствовать проявлению выносливости и силы во время упражнений;
совершенствовать чувство равновесия, координацию движений и ориентировку в пространстве;
закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваться от опоры, соблюдая заданный темп;
учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий;
продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии;
развивать координацию движений и ориентировку в пространстве;
учить сочетать замах с броском при метании, добиваться активного движения кисти руки при броске;
учить подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести в ходьбе;
учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп, перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали;
познакомить с лазанием по канату, веревочной лестнице, шестом;
учить прыгать в долину, высоту с разбега, сочетая разбег с отталкиванием, приземляться в зависимости от вида прыжка;
прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесия при приземлении.
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, по кругу;
выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе;
учить выполнять общеразвивающие упражнения из различных исходных положений, в разном темпе, с разными усилиями, амплитудой точно и красиво;
выполнять упражнения четко, ритмично в заданном темпе, под музыку;
продолжать учить самостоятельно скатываться с горки, выполняя повороты при спуске;
катать друг друга на санках;
учить скользить по ледяным дорожкам самостоятельно;
скользить с невысокой горки;
продолжать учить передвигаться скользящим шагом;
учить спускаться с горы в основной стойке;
учить кататься на двухколесном велосипеде, самокате;
учить самостоятельно надевать коньки с ботинками, сохранять равновесие на коньках (на утрамбованной площадке, на льду), кататься по прямой, отталкиваясь поочередно;
продолжать учить выполнять выдохи в воду, лежание на груди и на спине, скольжение на груди и на спине;
учить элементам спортивных игр;
продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения;
формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности;
продолжать формировать правильную осанку.
6-7 лет
Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта
(овладение основными движениями)
развивать физические качества – быстроту, ловкость;
способствовать проявлению выносливости и силы во время упражнений;
совершенствовать чувство равновесия, координацию движений и ориентировку в пространстве;
закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваться от опоры, соблюдая заданный темп;
учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий;
продолжать упражнять детей в статистическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве;
продолжать учить сочетать замах с броском при метании, добиваться активного движения кисти руки при броске;
продолжать учить подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести в ходьбе;
упражнять в лазании по гимнастической стенке, меняя темп, перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали;
учить лазать по канату, веревочной лестнице, шесте;
продолжать упражнять в прыжках в длину, в высоту с разбега, сочетая разбег с отталкиванием, приземляться в зависимости от вида прыжка;
прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении.
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, по кругу;
выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе;
учить выполнять общеразвивающие упражнения из различных исходных положений, в разном темпе, ритме, с разными усилиями, амплитудой точно и красиво;
выполнять упражнения четко, ритмично в заданном темпе, под музыку;
продолжать учить самостоятельно скатываться с горки, выполняя повороты при спуске;
катать друг друга на санках;
учить скользить по ледяным дорожкам самостоятельно;
скользить с невысокой горки;
продолжать учить передвигаться скользящим шагом;
учить спускаться с горы в основной стойке;
учить кататься на двухколесном велосипеде, самокате;
учить самостоятельно надевать коньки с ботинками, сохранять равновесие на коньках (на утрамбованной площадке, на льду), кататься по прямой, отталкиваясь поочередно;
продолжать учить выполнять выдохи в воду, лежание на груди и на спине, скольжение на груди и на спине;
учить элементам спортивных игр;
продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения;
формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности;
продолжать формировать правильную осанку.
Режимные моменты:
создать мотивацию (соревновательную, игровую)
| Совместная
деятельность
с педагогом
| Самостоя-тельная деятельность детей
| Совместная
деятельность
с семьей
| Формы работы
| Индивидуальная работа,
игровые упражнения,
утренняя гимнастика,
подражательные движения,
подвижная игра большой и малой подвижности, гимнастика –пробуждение после дневного сна,
физкультурные занятия на улице,
динамические паузы
физкультурные упражнения, спортивные и физкультурные досуги, спортивные состязания
| Занятия по физическому воспитанию:
сюжетно-игровые,
тематические,
классические,
физминутки,
динамические паузы, спортивные состязания
утренняя гимнастика, подвижная игра (в том числе на свежем воздухе), физическая культура, физкультурные упражнения, «Школа мяча», гимнастика после дневного сна, физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья.
| Подвижные, хороводные игры,
игровое упражнение, подражательные движения
| Открытые просмотры,
встречи по заявкам,
физкультурные досуги и праздники,
консультативные встречи,
совместные занятия и игры,
интерактивное общение,
мастер-класс
|
1.3.2. Образовательная область «Здоровье»
-
Перечень пособий
| Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. Конспекты занятий [Текст]/ Л.И. Пензулаева. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.- 80 с.
Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия в детском саду.
Средняя группа: конспекты занятий [Текст]/ Л.И. Пензулаева. -М.: Мозаика-Синтез, 2009.-112 с.
Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа: конспекты занятий [Текст]/ Л.И. Пензулаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.-128 с.
Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа: конспекты занятий [Текст]/ Л.И. Пензулаева . — М.: Мозаика-Синтез, 2011.-112 с.
Степаненкова ,Э. Я. Методика физического воспитания [Текст]/ Э.Я. Степаненкова .— М., 2005.- 96 с.
Степаненкова, Э. Я. Методика проведения подвижных игр: методическое пособие [Текст]/ Э.Я. Степаненкова. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.- 64 с.
Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду [Текст]: методическое пособие / Э.Я. Степаненкова. — М.: Мозаика-Синтез, 2009.-96 с
|
В соответствии с ФГТ содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
3-4 года
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений.
Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки.
Осуществлять под руководством медицинского персонала комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных факторов (воздух, солнце, вода).
Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.
Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать их пребывание на воздухе в соответствии с режимом дня.
Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 5-6 минут.
При наличии условий организовывать обучение детей плаванию. |