Скачать 85.36 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Сокол» г.Липецка План открытого занятия в вокальном ансамбле «Вдохновение». Тема: «Мир русской песни» План-конспект рассчитан на детей 14-16 лет. Время проведения: 45 мин. Подготовила: педагог дополнительного образования Певнева Л.Ю. г. Липецк, 2010г. Цель занятия: приобщить к культуре русского народа, истокам народной песни. Задачи: Обучающие: Учить: - правильному певческому дыханию; - исполнению песни в унисон; - пропеванию слова на зевке; - четкому пропеванию согласных («б», «г», «р», «л», «д», «т» и т.д.). Развивающие: - формирование правильного академического исполнения; - развитие чувства ритма, внимания, воображения; - развитие слуховой музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания. Воспитательные: - воспитывать культуру поведения; - воспитывать умение работать в коллективе. Материалы и оборудование: экран, мультимедиа проектор, музыкальный центр, пианино, диск с записью музыкальных произведений: р.н.п. «Ах ты, степь широкая», «Сватушка» (песня из оперы «Русалка» Даргомыжского), «Вечерний звон», отрывок из пролога оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Эпиграф к занятию: «Ничего нет на свете чудесней И прекрасней нет ничего Чем простая народная песня, Что в душе разливалась его» (С.Широбоков) План занятия: I. Организационная часть (5 мин.)
II . Основная часть (35 мин.)
III. Заключительная часть (5 мин.). Подведение итогов занятия. Ход занятия: I. Организационная часть - Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии. Прочитайте эпиграф к нашему занятию. Дети читают запись на экране: «Ничего нет на свете чудесней И прекрасней нет ничего Чем простая народная песня, Что в душе разливалась его». (С.Широбоков) - Как Вы его понимаете? (Народная песня близка каждому человеку, потому что в ней отражается душа народа) - Просто сказать о песне, что это музыкальный жанр или жанр вокальной музыки – значит сказать все и ничего. Песня – душа народа, верный и вечный, живой и чуткий спутник человека. В каких бы условиях не находились люди, в песне они всегда свободны и искренни. Помимо воли людей, песни выражают их характеры и настроения, вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, время и место их пребывания на земле. Особое место в искусстве занимает русская песня. И тема нашего занятия «Мир русской песни». Сегодня мы поговорим с вами о русской песне, послушаем произведения Даргомыжского и Римского-Корсакова, разучим р.н.п. «Вьюн над водой». II. Основная часть. - Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для большей художественной достоверности вводились в литературные и музыкальные произведения – часто с элементами обряда. К примеру, свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме «Русалка» А.С.Пушкина и в опере Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. В далеком прошлом свадьбы на Руси или свадебная игра, как её принято называть, продолжалась несколько дней, а то и недель. Очень большое место в ней занимали песни. Звучали песни торжественные, величальные, славящие невесту, жениха, шуточные, гостевые, застольные, плясовые. Все в этом своеобразнейшем действии – песни, хороводы, диалоги, прибаутки – проникнуто мудростью и красотой сердца русского народа. Примером может служить песня «Сватушка». Послушайте. Слушание песни «Сватушка». - Не только свадьбы игрались в народе так ярко и красочно. Вся жизнь наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями. Существуют песни бытовые: колыбельные, оплакивающие умерших, песни-сказы, былины, повествующие о далеком прошлом. - Сегодня мы с Вами прослушаем замечательную лирическую русскую песню «Ах ты, степь широкая». Слушание песни. Вопросы после прослушивания: - Как звучала эта песня? -Кто её исполнял? -Что в ней необычного по сравнению с современными песнями? (Песня прозвучала в исполнении женского хора. Музыка звучала широко, раздольно, плавно, протяжно. Она рассказывала о бескрайней степи, о Волге – матушке»). - Совершенно верно. А что же все-таки отличает лирическую песню от современных песен с музыкальной точки зрения. (То, что в протяжных лирических песнях много распевов, то есть на один слог пропевается много нот). - Верно, например: Ах ты степь широ-о-о-о-ка-я, Степь раздо-о-о-льна-а-я. Ах ты, Волга-ма-а-а-а-ту-ушка, Волга Во-о-о-ольна-я. (запись показана на экране) - Множество песен связано с годовым земледельческим кругом: все сельские работы, все календарные праздники нашли в них свое отражение. Использование русской народной песни придает музыкальным произведениям особый колорит, так как в них запечатлены образ времени и глубокое своеобразие народной культуры. К примеру, Николай Андреевич Римский-Корсаков использует народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка». (слушание фрагмента из пролога «Снегурочка») - А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Дождь». Игра «Дождь». Правила игры: дети делятся на три команды. В полной тишине педагог показывает каждой из команд движения руками:
При правильном исполнении движений создается имитация дождя. - Молодцы, а сейчас давайте посмотрим на картину «Вечерний звон» и послушаем одноименное произведение в исполнении хора. - Скажите, перекликается ли это произведение с тем, что мы с вами только что прослушали? (Да, на картине изображены храм, церковь на берегу реки. Сумерки, лодка, осенний лес. Все это-облик Родины). - Давайте попробуем разгадать кроссворд и узнаем ключевое слово.
- Прежде чем мы приступим к распевке, предлагаю выполнить упражнения для артикуляционного аппарата. 1. Вокальный зевок (открываем рот, опуская нижнюю челюсть как можно ниже). 2. Разогреваем мышцы щек и губ языком: сначала в стороны, вверх и вниз, затем делаем круговые движения. 3. Упражнения для губ: - «Трубочка» (с вытянутыми губами произносим звук «У», затем растягиваем губы в улыбке). - «Мим» (брови вниз сдвинуть к переносице, затем удивленно поднять вверх). - Молодцы, а теперь сделаем упражнения на дыхание. 1. Помассируем крылышки носа 2. Короткий вдох-выдох 3. Вдох-выдох с поворотом головы 4. Вдох-выдох с наклоном головы вверх- вниз 5. Упражнение «Насос» (вдох-выдох с наклоном туловища) 6. «Кошечки» (вдох-выдох с поворотом туловища в стороны поочередно). - Переходим к вокальным упражнениям. 1. Упражнение с закрытым ртом, на зевке берется звук на заданной высоте 2. Исполнение скороговорки «Барашеньки» на одном звуке по полутонам вверх-вниз. 3. Исполнение гаммообразной мелодии по звукам мажорного трезвучия вверх-вниз на слоги ли-ля-лё. 4. Секвенциобразное движение мелодии по терциям вверх-вниз. 5. Упражнение на исполнение скачков по мажорному трезвучию вверх-вниз на слог «ма». 6. Исполнение разложенного мажорного арпеджио вверх и доминантового терцквартаккорда вниз legato и non legato на одном дыхании. -Сегодня мы разучим замечательную русскую народную песню «Вьюн над водой» Звучит песня «Вьюн над водой». - Что вы можете рассказать о прослушанной песне? (Песню можно отнести к разряду свадебных песен. Плавная, протяжная, мелодичная). Проводится работа над разучиванием 1-2 куплета песни, особое внимание уделяется распевам. III. Заключительная часть. - Что нового вы узнали на занятии? - О каких разновидностях русской народной песни вы сегодня узнали? - Чем они отличаются друг от друга? - Когда исполняются те или иные песни? Ответы детей. Итог занятия. Сегодня на занятии мы говорили с вами о русской народной песне, её разновидностях. Узнали, что русские народные песни бывают трудовые, обрядовые, звучащие на праздниках – свадебные, масленичные, исторические, лирические и т.д. Некоторые композиторы использовали русские народные песни в своих произведениях. В песнях живет душа народа, вечная мудрость и красота. Сегодня на занятии все работали хорошо. Молодцы. |
Программа (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка» Знание русской народной песни осознаётся обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений,... | Взаимодействие сознательного и бессознательного в вокальном исполнительстве Вокалисты-исполнители и вокальные педагоги достаточно хорошо понимают, что произвольный контроль сознания имеет свои особые, скорее... | ||
План-конспект открытого занятия Тема: «Как вести себя на улице» План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие» | Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный... План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе | ||
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Музыкальная азбука»... План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе | Список литературы по классному чтению для 5 класса Календарно-обрядовые песни: Колядки; Масленичные песни; Весенние песни; Летние песни; Осенние песни | ||
Методическая разработка открытого занятия на тему: «Порядок перевозки... Открытого учебного занятия по (пм 03) мдк 03. 01 Транспортно-экспедиционная деятельность | Конспект открытого занятия по рисованию пластилином и природным материалом... План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа) | ||
Урок по предмету "Окружающий мир" (3 класс) Тема: «Человек и природа.... «природы Экологическая опасность» и др.; фотографии растений, животных, занесенных в Красную книгу. Учебник “Окружающий мир”, 3Кл... | Тема урока Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни | ||
План-конспект открытого занятия по курсу "Изобразительное искусство" План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа) | План-конспект открытого занятия по дисциплине безопасность жизнедеятельности тема: Воинская Печорское речное училище – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального... | ||
Конспект открытого занятия «Путешествие в сказку» Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний) | Технологическая карта дисциплины План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе | ||
Тема занятия План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | Конспект открытого занятия По разделу «Ребенок и окружающий мир» Универсальные учебные действия: 1 формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение... |