«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя» В.А. Сухомлинский
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных
стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации»
Актуальность проблемы сохранения здоровья очевидна: среда существования современного человека становится все более техногенной, экологическая обстановка ухудшается, изменяются привычки людей. Особенно остро эти проблемы стоят в большом городе. Поэтому задача сохранения и укрепления здоровья детей была и будет приоритетной в деятельности любого дошкольного учреждения. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Составляющие здоровья
Психическое здоровье
Физическое здоровье
Нравственное здоровье
Социальное здоровье
ФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
характеризуется уровнем физического развития, отношением к своему здоровью как к ценности
ПСИХИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
включает в себя личностные категории и характеризуется уро-внем развития психических процессов со степенью регуляции эмоционально-волевой сферы.
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
определяет степень социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок к всесторонней активности в социуме.
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
определяет степень социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок к всесторонней активности в социуме.
Главные составляющие Здорового образа жизни дошкольников
ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ
РАЦИОНАЛЬНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ
ОПТИМАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ
АДЕКВАТНАЯ ОСОБЕННОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА СИСТЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ
ЗАДАЧИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗОЖ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТОМ, ЧТО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ХОРОШО, А БОЛЕТЬ – ПЛОХО; О НЕКОТОРЫХ ПРИЗНАКАХ ЗДОРОВЬЯ («КОГДА НИЧЕГО НЕ БОЛИТ, ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ, ХОРОШИЙ АППЕТИТ И ДР.)
- ВОСПИТЫВАТЬ НАВЫКИ ЗДОРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ: ЛЮБИТЬ ДВИГАТЬСЯ, ЕСТЬ ПОБОЛЬШЕ ОВОЩЕЙ, ФРУКТОВ; МЫТЬ РУКИ ПОСЛЕ КАЖДОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ; НЕ ЗЛИТЬСЯ И НЕ ВОЛНОВАТЬСЯ; БЫТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫМ; БОЛЬШЕ БЫВАТЬ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ; СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ
ПОМОЧЬ ОВЛАДЕТЬ УСТОЙЧИВЫМИ НАВЫКАМИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ (КУЛЬТУРА ЕДЫ; КУЛЬТУРА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ)
- РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ РАССКАЗЫВАТЬ О СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЬЕ БЛИЗКИХ
- ВЫРАБАТЫВАТЬ НАВЫКИ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ, ВЫПОЛНЯТЬ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЕЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
ОБОГАЩАТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ФИЗКУЛЬТУРНОМ ДВИЖЕНИИ В ЦЕЛОМ И ВЫДАЮЩИХСЯ СПОРТСМЕНАХ СВОЕЙ СТРАНЫ; ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕЖДУНАРОДНОМ ОЛИМПИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ
- РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ КАРТИНАМ, ИЛЛЮСТРАЦИЯМ, КНИГАМ С ОЛИМПИЙСКОЙ ТЕМАТИКОЙ,МУЗЫКЕ, ФИЛЬМАМ ПО ЗОЖ, ЖЕЛАНИЕ ПЕРЕДАВАТЬ СВОЙ ИНТЕРЕС В РИСУНКАХ, ИГРАХ , ТАНЦАХ.
Одним из главных условий по ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗОЖ У ДОШКОЛЬНИКОВ является ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ЗОЖ.
А это-
СОЗДАНИЕ ВОКРУГ РЕБЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, НАПОЛНЕННОЙ ТЕРМИНАМИ, СИМВОЛАМИ, АТРИБУТАМИ, ТРАДИЦИЯМИ ЗОЖ
НАЛИЧИЕ В БЛИЖАЙШЕМ ОКРУЖЕНИИ ДОШКОЛЬНИКА ЛЮДЕЙ, ВЕДУЩИХ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА НА ЗАНЯТИЯХ
ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА В ОСВОЕНИИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Остановимся на нем более подробно.
Положительная мотивация создается благодаря:
чтению художественных произведений : русские народные сказки и авторские сказки, притчи.
Они позволяют детям осуществлять образное обобщение, формируют сравнивающую рефлексию. Сюжеты сказок, на первый взгляд, просты, однако, в них заложены некоторые модели поведения и всегда есть свобода выбора этих моделей. Художественные образы обладают больше привлекательностью и побудительной силой, чем безличные нормы, а поэтому легче присваиваются и становятся моральными регуляторами поведения самих детей:
Прокофьева Л.С., Сапгир Г.В., Гришин В.Г. «Румяные щечки». Эта книга ставит своей целью разбудить в ребенке интнрес к физкультуре и сортивным играм. Веселые стихи, забавные сказки, рассказы, загадки и считалки придают книге игровую, увлекательную форму. Вместе с тем она имеет серьезное методическое значение. Родители узнают из нее, как правильно построить день ребенка, как постепенно закалить его и приобщить к спорту, доступному его возрасту.
Васильева -Гангиус Л.П. «Азбука вежливости». Это не свод обязательных правил культурного поведения, это приглашения к размышлению. Это книга-сказка, сказка-игра для детей и родителей, своеобразная «азбука» по теории и практике этического воспитания детей.
Катерина Нефедова «Хорошие манеры». Представлены культурно-гигиенические правила в стиховой форме.
Оксана Иванова «Моя первая книга о человеке». В ней в занимательной форме рассказывается о частях тела.
Валасина Ася Владимировна, кандидат педагогических наук «А-П-П-П-ЧХИ! БУДЬ ЗДОРОВ». В этой книге разбираются наиболее типичные ситуации- опасные для жизни и здоровья. Даются рекомендации, как заниматься по книжке, даются стихи, вопросы для беседы и разнообразные игры.
Книги Лопатиной и Скребцовой по нравственно-патриотическому воспитанию
Обращайте внимание не столько на истребление недостатков в детях, сколько на наполнение их животворящею любовью: будет любовь, не будет пороков.
В. Белинский Хочу остановиться на их новой книге «Нравственное воспитание дошкольников»
Это методическое пособие по нравственному воспитанию дошкольников направляет сознания ребенка к идеалам ДОБРА, через изучение текстов нравственного содержания и глубокое проживание каждой темы
с помощью творческих заданий, диалогов, рисунков, театральных сценок.
Предлагаемые воспитателям рассказы, стихи, сказки, творческие задания к ним, система вопросов, игр направлены на развитие в детях навыков анализа событий вокруг них, формирование личности дошкольника, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия. Понимание, анализ текста не является самоцелью каждого занятия. С помощью поучительных историй следует стимулировать мышление, фантазии детей, подталкивать их к осознанию собственных эмоций и переживаний окружающих. Методы работы с текстами могут самостоятельно варьироваться педагогом. Беседа, анализ текста, игра, групповые дискуссии, театрализация, рисунки к предложенному материалу, могут быть использованы частично, или адаптированы в зависимости от возраста и уровня развития детей. В пособии предлагается динамические минутки, которые помогут детям сбросить напряжения и усталость, активизируют способности детей размышлять и творить.
Просмотр обучающего по ЗОЖ. Это: «Смешарики и здоровый образ жизни», «Смешарики и права детей». «Королева зубная щетка», «Митя и микробы», «Я расту», «Мойдодыр» и т.п.
Игры: по валеологии «Здоровый малыш» чаксть 1 и часть 2, игра «Кто как устроен» , «Что такое хорошо», «Ребенок и здоровье», Полезные продукты», «Личная гигиена», «Правила этикета»«Тело человека» и др., по ПДД- подвижные и настольные, по формированию культурно-гигиенических навыков , творческие игры Лопатиной и Скребцовой, сюжетно-ролевые , игры для развития осанки, подвижные игры, игры малой подвижности, дидактические игры по азбуке общения Шипициной, игры на свежем воздухе и многие другие.
Музыкальные игры Железновой: серии «Лимпопо», «Пять поросят», «Горелки» и другие.
Музыкальные комплексы утренних гимнастик Клоуна Плюха», комплексы музыкальной утренней гимнастики по Железновой, разработанный мною музыкальный комплекс утренней гимнастики для средней группы
Музыкальная логоритмика (Логопедические распевки Овчинниковой)
Музыкальная пальчиковая гимнастика Яртовой
Музыкальные и аудио сказки по ЗОЖ: АНТИКАПРИЗИН: «Сказка про смелого Алешу», «Как Андрюша гостей встречал», «Как Ильюша животик кормил». Сборник стихов, сказок и песен «Что такое хорошо», сказки Чуковского, аудио серия ДОБРОТА: «Как искренность чудеса творила» и др.
Аудиоэнциклопедия Кушай и слушай, « Так или не так», «Кто как устрпоен», «Сказочный тренинг» Ларшина и многие другие.
Релаксационная музыка: «Музыка природы» 2 части
Веселый тренинг по Утробиной
Презентации по ЗОЖ: «Что такое хороша и что такое плохо», «Правила движения», «Надо ли беречь зубы», «Огонь», «Почему нужно чистить зубы».
Собрала демонстрационный материал по ЗОЖ в электронном виде: «Распорядок дня», «Части тела», «Алгоритм одевания», «Алгоритм умывания», «Правила дорожного движения», «Я и другие», «Как устроен человек», «Хорошие манеры и привычки», «Береги живое» часть 1 и 2, «Безопасность в доме», «Спорт», «Правила гигиены», «Безопасность на дорогах» и мн. другое
Все это очень интересно детям,, а если детям интересно, то и усваивается намного лучше, чем простые нотации. Весь собранный мною материал способствовал составлению мной перспективного календарно-тематического плана. На ваше обозрение мною представлен план на данную неделю . Тема недели «Наше тело и уход за ним». Все направления разработаны согласно данной теме. |