Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
Физическое развитие
Главной задачей педагогов ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у всех участников образовательного процесса ( детей, родителей и педагогов) культуры здорового образа жизни.
Педагогическая деятельность воспитателей и специалистов детского сада по приобщению детей к здоровому образу жизни заключается в формировании разумного отношения к своему организму, умению вести здоровый образ жизни с раннего детства, владению необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.
Работа по физическому развитию, а также сохранению и укреплению здоровья детей строится по следующим направлениям.
Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется с использованием разнообразных форм организации двигательной активности детей:
Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех группах. Инструктор по физическому воспитанию использует разные виды утренней гимнастики:
- ритмическая гимнастика
- игровая гимнастика
- гимнастика в свободной деятельности
Физкультурные занятия планируются в соответствии с уровнем физической подготовки и здоровья детей. С целью эффективного решения задач по физическому развитию, активизации интереса и желания детей заниматься физкультурой, используются разные типы проведения занятий:
- учебно-тренирующий;
- сюжетные;
- игровые;
- тематические;
- комплексные;
- на открытом воздухе;
- с использованием аэробики и ритмики.
Профилактическая гимнастика проводится инструктором по физическому воспитанию с детьми, имеющими нарушения развития опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки). Такая форма работы позволяет педагогу осуществлять индивидуальный подход к ребенку, уделить внимание правильному выполнению движений, дать ребенку возможность «прочувствовать» мышечные ощущения.
Организация подвижных игр на прогулке является неотъемлемой частью ежедневного планирования и деятельности воспитателя с детьми. В педагогическом кабинете находится методический материал, посвященный вопросу организации двигательной активности детей на открытом воздухе. На группе подобрана картотека подвижных и малоподвижных игр для детей этого возраста, приобретено игровое оборудование для организации спортивных игр (бадминтон, скакалки, мячи, клюшки и шайбы)
Ежедневное проведение гимнастики после сна позволяет детям постепенно, более комфортно перейти от сна к бодрствованию. Гимнастика после сна в сочетании с закаливающими мероприятиями оказывают благоприятный эффект на процесс оздоровления детей.
Спортивные игры проводятся на специально оборудованной спортивной площадке, а также спортивном зале и на прогулочной площадке. Дети знакомятся с элементами баскетбола, хоккея, футбола.
Пешие прогулки (походы и экскурсии в лес) проходят при активном участии родителей. Воспитатели вместе с детьми обсуждают маршрут прогулки, перечень необходимых в походе вещей, правила безопасного поведения.
Физкультминутки позволяют детям переключиться с одной деятельности на другую, дают возможность немного подвигаться и отдохнуть.
Подвижный час проводится в каждой группе 2 раза в неделю. Обычно проводится в спортивном зале, вместо вечерней прогулки в случае плохой погоды на улице. Педагоги самостоятельно выбирают подвижные и спортивные игры.
Физкультурные праздники всегда являются важным событием для каждой группы. Праздник может быть построен как спортивное соревнование команд, состоящих из детей («Спортландия», «Физкульт –УРА!»), состязание семей («Папа, мама, я –спортивная семья»), как игровое путешествие с преодолением разного рода препятствий.
Физкультурные досуги проводятся с детьми всех групп. Иногда тема досуга является продолжением темы, которая изучается детьми в группе.
День здоровья посвящается одному из вопросов сохранения здоровья и приобщения к здоровому образу жизни (правильное питание, спорт + движение и т.п.). День здоровья, как правило, является итоговым в изучении соответствующей темы. Дети обобщают знания и представления, которые они получили в процессе изучения темы, обсуждают проблемные ситуации друг с другом или сказочными персонажами, которые приходят в группу. Для родителей оформляется наглядно-демонстрационный материал, высказывания детей по изучаемой в группе теме.
Воспитание у детей ценностного отношения к своему здоровью, формирование привычки к здоровому образу жизни осуществляется в процессе реализации тематических проектов, посвященных разным темам: «Азбука правильного питания», «Советы доктора Айболита», «Малыши-крепыши», «Неболейка». В проектах принимают участие дети, воспитатели, родители, специалисты детского сада.
Круг тем и их содержание определяется возрастом детей и их интересом:
«Я и мое тело» (части тела, скелет, мышцы, кожа, основные органы и их функция)
«Глаза, нос, уши – наши помощники»
«Охрана здоровья человека»
«Полезные продукты питания»
«Витамины»
В процессе реализации тематического проекта детьми совместно с педагогами и родителями создаются плакаты, книжки-самоделки, кулинарные книги о правильном питании, кроссворды и сборники загадкок, проводятся спортивные состязания «Самый-самый» (ловкий, быстрый, меткий, сильный, прыгучий, т.п.), в котором каждый ребенок имеет возможность проявить себя.
Лечебно-профилактическая работа с детьми осуществляется педагогами при непосредственном участии и контроле старшей медицинской сестры:
Гигиенические и водные процедуры:
Умывание
Мытье рук
Игры с водой Проветривание помещений (в т.ч. и сквозное)
Сон при открытых фрамугах
Прогулки на свежем воздухе
Солнечные ванны
Ионизатор помещений Босохождение
Дыхательная гимнастика
Сон без маечек
Полоскание рта и горла кипяченой водой комнатной температуры Чесночные медальоны
Фитодизайн
Психофизическая коррекция:
«Ласковая минутка» (период адаптации)
Логоритмика
Музыкальное сопровождение режимных моментов Лук, чеснок
Витаминизация третьего блюда
Работа с родителями в этом направлении осуществляется воспитателями и специалистами детского сада (инструктором по физвоспитанию, старшей медсестрой, старшим воспитателем).
Используются индивидуальные беседы и консультации по вопросам физического развития ребёнка, развития его спортивных способностей, проблемам профилактической вакцинации и закаливания;
Выступление на родительских собраниях по теме: «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей», «Профилактика гриппа в детском саду».
Проведение практических мастерских для родителей и детей «Организация физической активности детей в семье», «Прогулка – чудесна, полезна, интересна». Родители вместе с детьми под руководством инструктора по физической культуре осваивают несложные упражнения, подвижные игры, игры с мячом. Такие совместные мастерские позволяют родителям увидеть, правильно ли выполняет ребенок упражнения, практически освоить и запомнить предлагаемые игры и упражнения, которые легко выполнять дома и на прогулке с ребенком.
Оформление стендовых докладов по вопросам, волнующим родителей о закаливании или возрастных особенностях физического развития детей.
Систематическое информирование родителей о продвижении ребёнка, его достижениях в физическом развитии, результатов диагностики физического развития (при индивидуальных беседах, знакомство с картой развития ребёнка, через информационные стенды в приёмных и т.д.).
Организация спортивных праздников и досугов. Праздник может быть построен как спортивное соревнование команд, состоящих из детей («Спортландия», «Физкульт –УРА!»), состязание семей («Папа, мама, я – спортивная семья»), как игровое путешествие с преодолением разного рода препятствий. Особенностями проведения таких праздников является ведущая роль родителей в их организации. Родители принимают участие в обсуждении сценария, готовят форму, эмблемы, речёвки для своих команд.
Также в этом направлении осуществляется активная работа с педагогами:
Проведение обучающих семинаров для педагогов по темам: «Организация самостоятельной двигательной активности на прогулке», « Культура здорового образа жизни»;
Проведение серии практических занятий с воспитателями «Подвижный воспитатель - подвижные дети»;
Составление и ознакомление педагогов с картотекой подвижных игр, подобранных в соответствии с возрастом детей;
Организация клуба «Здоровье» для сотрудников детского сада.
Образовательная область «Физическая культура»
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
Задачи:
3-4 года
Развитие физических качеств
| Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
| Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
| 4-5 лет
Развитие физических качеств
| Накопление и обогащение двигательного опыта детей
(овладение основными движениями)
| Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
| 5-6 лет
Развитие физических качеств
| Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
| Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
| 6-7 лет:
Развитие физических качеств
| Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
| Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
| Перечень программ, технологий и методических пособий в образовательной области «Физическая культура»
Головин О.В. Двигательная активность дошкольников. Учебное пособие. –Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2009
| Головин О.В. Научно-методическая система «Нормированная двигательная активность в онтогенезе дошкольника». –Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003
| Маханева М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть! Методическое пособие. -М.:ТЦ Сфера, 2009
| Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников.– М.: Издательский дом «Академия», 1996.
| Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду». – М.: Мозаика-синтез, 2000.
| Рунова М.А. Радость в движении. -М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004
| Лайзане С.Я.Физическая культура для малышей: Книга для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1987
| Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
| Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми (3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет). Пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1988
| Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. -М.:ТЦ Сфера, 2006
| Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет. -М.:ТЦ Сфера, 2004
| Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условия детского сада. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
| Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1983
| Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольника ловкость, силу, выносливость. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1981
| Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. - Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007
| Вареник Е.Н. Утренняя гимнастика в детском саду.
| Николаева Н.И. Школа мяча: Учебно-методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
| Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. - М.: ГНОМиД, 2003
| Литвинова Н.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для работников ДОУ. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005
| Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду: Творчество в двигательной деятельности дошкольника. - М.: Просвещение, 2001
| Коротков И.М. Подвижные игры детей. - М.: Советская Россия, 1987
| |