Скачать 231.68 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) Факультет Естественно-математический (название факультета) Кафедра _Физиологии человека и животных (название кафедры)
Учебно-методический комплекс дисциплины________Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей (наименование дисциплины) ____________Профессиональный цикл, вариативная часть_________ (Цикл дисциплины и его часть (базовая, вариативная, дисциплина по выбору)) направление 050100 «Педагогическое образование», (наименование ООП ВПО направления подготовки или специальности с указанием кода) Профиль подготовки
СИБАЙ – 2012 1. Цели освоения дисциплины. Целью дисциплины ОМЗ является формирование осознанной мотивации студентов, направленных на сохранение, укрепление, формирование здоровья; формирование умений и навыков по использовании методов оздоровления в студенческой среде в режиме учебных занятий, труда и отдыха; формирование устойчивых принципов ведения здорового образа жизни с целью сохранения и укрепления здоровья. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина ОМЗ относится к профессиональному циклу. Дисциплина изучается во 2 семестре. «ОМЗ» занимает важное место в профессионально-педагогической подготовке бакалавра . Освоение курса «ОМЗ» тесно связанно с такими дисциплинами, как анатомия, биология, педагогика, психология. В порядке самостоятельной работы студенты выполняют задания преподавателя по теории и практике основы медицинских знаний. Проверка самостоятельной работы студентов осуществляется во время консультаций и собеседований, а контроль за выполнением учебных занятий - путем опроса усвоенного материала и навыков составления программ по основы медицинских знаний, а также навыков проведения профилактических мероприятий и оценки состояния здоровья. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - условия формирования здоровья и здорового образа жизни - особенности функционирования своего организма - физические и психические особенности и возможности своего организма - факторы риска и здоровья Уметь: - определять свое физическое состояние здоровья - уметь составлять свой рацион питания, режим труда и отдыха применимо к роду занятий - определять свое психоэмоциональное состояние с помощью психологических тестов - знать прогноз, профилактику, формирование резервов организма, бережное расходование и восстановление резервов - применять методики по оздоровлению организма. Владеть: - умениями и навыками по использовании методов оздоровления в студенческой среде в режиме учебных занятий, труда и отдыха 4. Структура и содержание дисциплины (модуля). Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц 80 часа. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) Факультет Естественно-математический (название факультета) Кафедра Физиологии человека и животных (название кафедры) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ____________Основы медицинских знаний ______2_____ семестр (наименование дисциплины)
КР - контрольная работа (1 час) Содержание учебного курса Понятие о здоровье и болезни. История развития медицины. Определение здоровья и болезнь. Факторы влияющие на благополучие. Факторы, влияющие на здоровье человека. Признаки здоровья. Правила здоровья. Материнство и отцовство. Развитие плода. Состояние матери. Дородовой уход (питание, лек-ые препараты, курение). Мед. проблемы при беременности (токсикоз, выкидыш, внематочная беременность). Периоды родов. Определение срока его наступления. Проблема бесплодия. Гигиена, режим и воспитание ребенка раннего возраста. Гигиена и уход (одежда, обувь, помещение, кровать). Режим дня. Массаж у детей первого года жизни. Проблема питания детей грудного возраста. Анатомо-физиологические особенности ж.к.т. у детей. Естественное вскармливание. Диеты матери. Правила кормления грудью. Гиполактация. Классификация. Причины. Абсолютные и относительные противопоказания кормления грудью. Прикорм, правила. Недокорм. Затруднения при кормлении ребенка. Смешанное и искусственное вскармливание. Докорм. Неотложные состояния и первая помощь при них. Первая помощь при травмах (ушибы, переломы, растяжения). Первая помощь при инфаркте миокарда, стенокардии. Первая помощь при тепловом ударе. Первая помощь при кровотечениях. Первая помощь при отморожениях, ожогах. Первая помощь при отравлениях. Реанимация Основы фитотерапии. Правила фитотерапии. Приготовление лекарственных форм. Лечебное воздействие биологически активных веществ. Примеры применения лекарственных растений Профилактика инфекционных заболеваний. Особенности инфекционного процесса. Инфекции дыхательных путей, примеры, пути передачи, профилактика. Кишечная группа инфекций, примеры пути передачи, профилактика. Трансмиссивные инфекции. Инфекции кожных покровов, примеры, пути передачи, профилактика Болезни органов дыхания. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания. Основные жалобы при заболевании органов дыхания. Острый бронхит, клиника, лечение, профилактика. Очаговая пневмония, клиника, лечение, профилактика. Крупозная пневмония, клиника, лечение, профилактика. Болезни крови и органов кроветворения. Анемия. Классификация. Этиология и патогенез. Клиника. Диагностика, лечение, диета и профилактика анемии. Рак крови, патогенез и этиология, клиника, диагностика, лечение. Болезни сердечно-сосудистой системы. Врожденные пороки сердца, классификация, этиология и патогенез, клиника, лечение. профилактика Болезни органов пищеварения. Острый гастрит. Хронический гастрит. Холецистит. Паразитарные болезни человека. Классификация паразитарных болезней. Гельминтозы. Протозоозы Венерические болезни. Профилактика венерических болезней. Заболевания органов мочевыделительной системы. Основные жалобы при заболеваниях мочевыводящих путях. Острый пиелонефрит. Острая почечная недостаточность. Мочекаменная болезнь. Острый цистит. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы Организация здравоохранения. Основные принципы российской системы здравоохранения. Охрана материнства и детства. Нормативно-правовая база охраны здоровья населения России Понятие о неотложных состояниях и первой помощи при них. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Наряду с лекционными, практическими, лабораторно-практическими занятиями и выполнением заданий к ним студент должен заниматься и самостоятельной работой. Темы самостоятельных работ 1 Нормативно-правовая база здоровья населения России 2 Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения 3 Здоровье и наследственность 4 Профилактика инфекций дыхательных путей 5 Природноочаговые заболевания и их профилактика 6 Детские инфекции и их профилактика 7 Особенности ухода за здоровыми и больными детьми 8 Меры воздействия на кровообращение 9 Первая помощь при отравлениях 10 Поражение электрическим током 11 Травмы и поражения глаз 12 Укусы насекомых и змей. Неотложная помощь 13 СПИД и его профилактика 14 Заболевания, передающиеся половым путем 15 Ишемическая болезнь сердца 16 Влияние экологических и социальных факторов на здоровье детей 17 Вирусные гепатиты и их профилактика 18 Особоопасные инфекции 19 Эпидемический паротит 20 Ветряная оспа 21 Сальмонеллезы 22 Ботулизм 23 Дифтерия 24 Питание и 25 Роль учителя в сохранении здоровья детей ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Неотложные состояния у школьников. 2. Обморок, шок, коллапс. Оказание первой медицинской помощи. 3. Стенокардия, оказание первой медицинской помощи. 4. Инфаркт миокарда. Оказание первой медицинской помощи. 5. Бронхиальная астма. Оказание первой медицинской помощи при при- ступе бронхиальной астмы. 6. Почечная и печеночная колики. Оказание первой медицинской помощи. 7. Сахарный диабет. Оказание первой медицинской помощи при комах. 8. Отравления. Первая медицинская помощь. 9. Желудочные и кишечные кровотечения. Первая медицинская помощь. 10.Травмы. Закрытые виды травм. 11. Детский травматизм и его виды. 12. Травматический шок. 13. Кровотечения, способы остановки кровотечений. 14. Переломы костей, транспортная иммобилизация. 15. Синдром длительного сдавления. Первая помощь. 16. Ожоги. Первая помощь, меры профилактики. 17. Отморожения. Первая помощь, меры профилактики. 18. Эпидемический процесс. Эпидемический очаг. 19. Дезинфекция, ее виды и способы. 20. Иммунитет, его виды. 21. Вакцины, сыворотки, гамма-глобулины. 22. Профилактика инфекционных заболеваний. 23. Здоровье и болезнь. 24. Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе. 25. Факторы, формирующие здоровье детей. 26. Показатели здоровья детей. 27. Роль учителя в сохранении и укреплении здоровья детей. 28. Заболеваемость детей в экологически неблагоприятных районах. 29. Вирусные гепатиты и их профилактика. 30. Особоопасные инфекции. 31. Эпидемический паротит. 32. Ветряная оспа. 33. Сальмонеллезы. 34. Ботулизм. 35. Дифтерия. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Вопросы к экзамену Понятие о здоровье и болезни
Материнство и отцовство
Гигиена, режим и воспитание ребенка раннего возраста
Проблема питания детей грудного возраста
Неотложные состояния и первая помощь при них
Основы фитотерапии
Профилактика инфекционных заболеваний
Болезни органов дыхания
Болезни крови и органов кроветворения
Болезни сердечно-сосудистой системы
Болезни органов пищеварения
Паразитарные болезни человека
Венерические болезни
Заболевания органов мочевыделительной системы
Организация здравоохранения
Практические навыки
Вопросы к зачету 1. Дать понятие о неотложных состояниях. 2. Оказание первой медицинской помощи при обмороке. 3. Оказание первой медицинской помощи при коллапсе. 4. Оказание первой медицинской помощи при шоке. 5. Оказание первой медицинской помощи при стенокардии. 6. Оказание первой медицинской помощи при инфаркте миокарда. 7. Техника подкожных инъекций на фантоме . 8. Техника внутримышечных инъекций на фантоме. 9. Техника измерения артериального давления. 10. Определение частоты пульса и дыхания. 11. Применение горчичников, компрессов, медицинских банок. 12. Оказание первой медицинской помощи при отеке гортани. 13. Оказание первой медицинской помощи при приступе бронхиальной астмы. 14. Оказание первой медицинской помощи при тяжелой пневмонии. 15 Оказание первой медицинской помощи при почечной и печеночной коликах. 16. Оказание первой медицинской помощи при сахарном диабете (диабе- тической и гипогликемической комах). 17. Оказание первой медицинской помощи при различных отравлениях. 18. Оказание первой медицинской помощи при желудочном и кишечном кровотечениях. 19. Техника проведения ингаляций в домашних условиях. 20. Техника промывания желудка. 21. Правила применения грелки и пузыря со льдом. 22. Техника проведения клизм. 23. Травмы. Основные виды травм. Осложнения травм. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература 1. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний. Учебное пособие для высшей школы / Г.П.Артюнина., С.А. Игнатькова. - М.: Академический проект,2006.- 559 с. 2. Основы медицинских знаний. Учебно-методическое пособие / С.А. Михайлова [и др.]. – Горно - Алтайск, 2006. – 126 с. 3. Здоровье, профилактика заболеваний, неотложная помощь. Учебное пособие для студентов вуза. / С.А. Михайлова [и др.]. – Горно-Алтайск, 2005. –176 с. Дополнительная литература 4. Медицинские знания педагогу. Учебное пособие / под ред. М.П. Дорошкевича. - Минск: Беларусь, 2002. – 287 с. 5. Николаев Л.А. Доврачебная помощь при заболеваниях и отравлениях и уход за больными / Л.А.Николаев. - Минск: Вышэйшая школа, 2000.- 504 с. 6. Федюкович Н.И. Основы медицинских знаний. Учебное пособие / Н.И.Федюкович. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 317 с. 7. Романенко Р.П. Первая медицинская помощь при острых заболеваниях и отравлениях / Р.П. Романенко, С.А. Михайлова. - Горно-Алтайск, 2004. – 86 с. 8. Михайлова С.А. Особенности состояния здоровья школьников ГорногоАлтая / С.А. Михайлова. - М., 1996. - 152 с. 9. Михайлова С.А. Роль экологических и социальных факторов в формировании здоровья детского населения / С.А. Михайлова, А.Г. Сухарев - М., 2000. –192 с. 10. Шестернина Ж.Г. Влияние экологических и социальных факторов на формировании физического и полового развития девочек Горного Алтая / Ж.Г. Шестернина, С.А. Михайлова. - М., 2004. - 92 с. 11. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие / С.В. Низкодубова [и др.]. - Томск, 1999. - 106 с. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения данной дисциплины необходимы и имеются: - оборудованные аудитории - 1 (оснащенные учебной мебелью, столами и орг. средствами); - библиотечные фонды института; - медицинское оснащение для оказания первой медицинской помощи при различных патологических состояниях; - наборы таблиц к каждой теме лекций и занятий; - набор средств для выполнения инъекций; - набор средств для регулирования кровообращения (банки, горчичники…); - набор средств для измерения артериального давления; - технические средства обучения (учебный электронный комплекс); - видеокомплекс, ДВД-комплекс и комплект учебных фильмов (видеофильмы «Первая помощь при травмах», «Первая помощь при кровотечении», «Первая помощь при ожогах»,«Первая помощь при утоплении» ,«Первая помощь при переломах») |
Учебно-методический комплекс по дисциплине История Сибайский институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный... | Методические указания к самостоятельной работе студентов Сибай си бгу2014 Министерство образования и науки РФ сибайский институт (филиал) фгбоу впо «Башкирский государственный университет» | ||
Методические указания к самостоятельной работе студентов Сибай си бгу2014 Министерство образования и науки РФ сибайский институт (филиал) фгбоу впо «Башкирский государственный университет» | Башкирский государственный университет сибайский институт (филиал) юридический факультет Сибай институтында хо7у7 факультетыны8 тарих б1леге студенттары тарафынан 1-се 32м 2-се семестр6а 0йр2не Студенттар дисциплина буйынса... | ||
Учебно-методический комплекс / авт сост к с. н\ Грачева Г. В филиал... Филиал ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Образовательное учреждение высшего профессионального образования... Целью и задачей дисциплины является освоение студентами отдельных институтов предпринимательского права, представляющими собой совокупность... | ||
Новочеркасский политехнический институт) Шахтинский институт (филиал)... Пособие для кураторов академических групп младших курсов / Сост. О. С. Сысоева, А. А. Домницкий, Ю. Н. Попков; Шахтинский ин-т (филиал)... | Ноу впо «Институт управления» (г. Архангельск) Ярославский филиал | ||
Факультет психологии Ростовского госуниверситета Московский институт... Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта» | Досократовская философия Камышинский технологический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета | ||
Проекта Новомосковский институт (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Iv всероссийская конференция прогрессивные Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета | ||
Новокузнецкий филиал-институт Помочь студентам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... | Ноу впо «Институт управления» (г. Архангельск) ярославский филиал Пк-13способен принимать участие во внедрении, адаптации и настройке прикладных ис |