Скачать 96.74 Kb.
|
Негосударственное частное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Прогимназия № 63 ОАО «РЖД» Конспект интегрированной непосредственно – организованной образовательной деятельности «Наш славянский сосед – Украина» в подготовительной к школе группе. Провели: Терещенко Е.В. Маликова Е.Н. 2013г. Цель: развитие интереса и уважения у детей дошкольного и младшего школьного возраста к обычаям, языку, культуре и истории различных этнических традиций в контексте культуры народов России и всего мира. Задачи: Продолжить знакомство с глобусом – моделью планеты Земля. Закрепить название континентов. Продолжать знакомить с национальностями народов населяющих континент Евразия. Формировать знания детей о других народах, о национальной культуре, обычаях, играх. Воспитывать толерантность и дружбу между народами, уважение к народным традициям. Развивать познавательные и эмоциональные чувства каждого ребенка. Активизировать словарный запас детей. Закреплять умение образовывать слова, обозначающие название народов от слов, обозначающих место их проживания (название страны), название языков от названий стран. Познакомить с венком как атрибутом традиционных народных праздников. Развивать творческие способности, аккуратность, усидчивость, умения и навыки сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки. Предварительная работа: цикл познавательных занятий «Путешествие по материкам и странам».Работа с глобусом, рассматривание иллюстраций на тему: «Моя Родина – Россия», «Дон-сторона родимая»,«Народы мира», «Народы дальнего и ближнего зарубежья»; дидактические игры: «Одень куклу в национальный костюм», «Найди флаг», «Найди на карте соседей».Беседа «Наша республика и ее соседи».Подвижные игры разных народов; чтение литературных произведений (сказок и стихов разных народов), беседы о странах и их жителях, рассказы детей об отдыхе в других странах. Оборудование: глобус, мультимедийный экран, презентация «Наш славянский сосед – Украина», д/и «Народы Евразии», «Континенты», венок, ножницы, цветная бумага, мяч. Методические приемы: внесение глобуса, рассматривание, вопросы разного типа, уточнения, повторы слов детьми, использование игровых моментов – дидактические игры, объяснение, выводы. Ход: Организационный момент: Дети идут по кругу. Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем. Раз–два, раз–два, повернулись, детвора. Мы еще чуть–чуть пройдемся, Географией займемся. Воспитатель обращает внимание детей на глобус. - Ребята, кто из вас знает, что это такое? - Правильно, это глобус - модель планеты Земля, на которой живем мы с вами и еще много других людей. -Каким цветом на глобусе обозначены моря и океаны? (голубым). Леса? (зеленым). Суша? ( желтым ). Огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой – это материки, или континенты. Какие вы знаете ? (ответы детей) - Всего их шесть. Самый большой материк – Евразия. Рядом – Африка. Два других больших материка похожи друг на друга – это Северная Америка и Южная Америка. Пятый материк – Австралия, он меньше остальных. И шестой, ледяной, материк Антарктида находится в самом низу глобуса. На свете много островов, Так много, что не счесть... А вот больших материков Мы насчитаем шесть: Африка, Америка (Северная и Южная), Австралия, Евразия, Антарктида (Вьюжная). Что такое Евразия? Это — Европа плюс Азия: Из двух частей света возник Самый большой материк! А вот сейчас мы ваши знания проверим, для этого вам надо внимательно послушать и отгадать загадку, и если вы отгадаете материк - показать его на глобусе. Проводится игра "Найди материк». Один ребёнок выходит и показывает на глобусе, а остальные у себя на столе – с места. Два континента - один материк. Он самый большой! Он очень велик! (Евразия) Мы найдём на глобусе Два различных полюса! А у Южного найдём Материк, покрытый льдом! (Антарктида) Там, где с деревьев свисают лианы, Разные в джунглях живут безьяны: Лазают там шимпанзе, павианы, Есть и гориллы, орангутанги. (Африка) Это чудо-материк, Он красив и невелик. И на нём всего одна Живописная страна. В других местах таких зверей Смогу найти едва ли я, Ведь кенгуру среди степей Гуляет лишь в ...(Австралии.) -Молодцы, ребята. А теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется "Ушки – на макушке". Попрошу детей слушать внимательно. Им нужно хлопнуть в ладоши, когда услышат название любого материка. Москва, Россия, Австралия, Испания, Ростов, Норвегия, Великобритания, Антарктида, Северный Полюс, Северная Америка, Швеция, Германия, Челябинск, Киев, Молдова, Канада, Африка, Сочи, Батайск, Юрмала, Южная Америка, Евразия... - Давайте ещё раз обратимся к нашему глобусу и ответим. На каком континенте находится наша Родина Россия? (Евразия) -На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей. Они говорят на разных языках, у них разный цвет кожи. Узнать кто живет в этих странах нам поможет игра «Кто в какой стране живет?» -Встали в круг, сделали красивое солнышко. Я буду называть государство, а вы национальность людей, живущих в нем. Моим помощником в игре будет мяч.Приготовились! Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понятие, что на свете существует много разных стран. Ход игры: Воспитатель называет страну, а дети народ. Например: Кто живет в России? – Россияне. Кто живет в Испании? – Испанцы. Кто живет в Японии? – Японцы. Кто живет в Китае? – Китайцы. Кто живет в Украине? – Украинцы. Кто живет в Грузии? – Грузины. Кто живет в Англии? – Англичане. Кто живет в Бразилии? – Бразильцы. Кто живет в Германии? – Немцы. Кто живёт в Италии? – Итальянцы. Кто живет в Мексике? – Мексиканцы и т.д. - Молодцы, ребята, как мы с вами много стран знаем и народов, которые в них живут. Люди в разных странах разговаривают на разных языках. Например: В Испании … В Италии … Во Франции … В Англии … В Китае … В Японии… В Германии.. В Украине… -А на каком языке разговаривают в России? (На русском). Правильно, русский язык – это государственный язык России. Наша страна очень большая. На территории России проживает более 100 различных народов – больших и малых. Они все имеют свои обычаи, традиции и разговаривают на своем языке. У каждого народа свои песни, танцы, игры, костюмы, национальные блюда. В нашей стране люди разных национальностей, зная свой родной язык, как правило, изучают и русский. Это нужно для того, чтобы все народы, проживающие в России, понимали друг друга. Каждый гражданин Российской Федерации должен с уважением относиться к культуре и традициям других народов. Сегодня мы приготовили для вас картинки с изображением национальных костюмов. Попробуйте собрать их и назвать, к каким народам он относится. Игра – пазлы «Народы Евразии». Мы сегодня с вами познакомимся с одним из славянских народов – с Украинцами. Презентация. Слайд 2. Это ребята, политическая карта Украины, где разными цветами изображены города этой большой сраны. Слайд 3. А это государственный флаг Украины. Голубой цвет означает небо, а жёлтый — цвет пшеницы — одной из главных сельскохозяйственных культур Украины. Ещё говоря, что флаг - как пшеница в степях под голубой аркой неба. Он олицетворяет извечное стремление народа к миру, труду, красоте и богатству родной земли. Слайд 4. Это гербУкраины представляет собой синий щит с золотым трезубцем («Тризуб» - это изображение сокола - Рарога падающего на добычу — племенного знака русских князей Рюриковичей. Птица Рарог - огненная, солнечная птица). Слайд 5. Киев - столица и самый крупный город Украины, город-герой. Находится на реке Днепр.Украина, дружеский сосед России. Раньше наши страны были одним государством.Поэтому очень много общего в исторической культуре украинцев и русских: сказки, песни, народные хороводы, игры и игрушки. Слайд 6. Хата (мазанка) - жилище в южных поселениях восточных славян: на юге России (донские и кубанские казаки, как правило, жили в хатах), также на Украине, в Белоруссии.Дома в Украине чаще всего строили из дерева, глины, соломы, камыша, лозы, побеленные снаружи и изнутри, с глинобитным полом, крытые соломой или камышом. Были они хоть и небольшими, но теплыми, нарядными, с окнами к солнцу.Соломенная крыша позволяла защищать жилище от дождя и снега, при этом сохраняла природную вентиляцию помещения.Славянские народы, как и другие народы мира, любят красоту, и поэтому, дома – хаты украшают яркими сказочными рисунками. В росписи домов присутствует растительный орнамент (различные цветы), а так же животные и птицы. Слайд 7. Гордостью каждого жилья была печь - символ домашнего уюта и тепла. Стояла она в левом углу от входа. В печи готовили пищу, она обогревала дом. Народная пословица говорит: «Какая печь, такая и хозяйка». Слайд 8. Самое главное и самое известное национальное блюдо — украинский борщ, который подают со сметаной и "пампушками» (свежие небольшие булочки с чесноком). Как говорят украинцы, он должен быть обязательно с мясом и таким наваристым, чтобы ложка стояла.И ещё ребята, в Украине очень популярны вареники (с картофелем, мясом, квашеной капустой, а иногда с грибами, как основное блюдо, или с творогом, вишнями или другими ягодами, как десерт). Любой вид может сопровождаться маслом или сметаной. Слайд 9. В правом углу дома делали святой угол, или покуть. Это было место для икон, украшенных рушниками, ароматными травами и цветами. Рядом стояли стол, лава. РУШНИКИ — обязательное украшение украинского дома. Рушник — это декоративная ткань, покрытая вышитым орнаментом. Для украинцев рушник — это не только украшение дома, необходимый атрибут народных и семейных обрядов, но и оберег. Каждое жилье украшали рушники, вышитые руками хозяйки, или еще такие, которые достались ей в наследство от матери и бабушки. В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались изображения петухи куры, лебеди, утки, орлы, различные геометрические орнаменты (ромбы, круги и прочие узоры). Слайд10. Мужчины носили длинную украшенную вышивкой сорочку. Красные или синие шаровары, а по верх шаровар, широкий шерстяной пояс. Сапоги - у городских жителей, и у сельских, кожаные, или плетеные лапти - «постолы». Головным убором служила соломенная шляпа, или овчинная шапка «папаха». Слайд 11 - 12. Женщины носили длинную, украшенную вышивкой сорочку с пестрой юбкой « плахта» (разрезанная по бокам). Поверх сорочки - безрукавку. Костюм украшали бусами. На ноги надевали сапоги на каблучках. Головным убором у девушек были венки из бумажных цветов. Косы были украшены цветными лентами. Слайд 13. Еще один символ Украины, любимейшее украшение каждой девушки во времена девичества наших прабабушек - венок. Венки появились в седую давность и были связанные в славян с культом Солнца. Форма венка, ребята, это - ….(ответы детей) Правильно, круг как у солнышка. Слайд 14. Украинский венок с лентами, который издревле является составным элементом украинского национального костюма – есть пожелание «ясного мирного неба» над головой того, кто его носит. Слайд 15. Это своеобразный оберег от всего плохого и недоброго. Кроме цветов, в венок сплетают ещё и разноцветные ленты. Ленты берегли волосы от чужих глаз. Цвет ленты имел определенное значение: Светло-коричневая лента – земля-кормилица. Красный – радость. Жёлтая лента – это солнце. Зелёная лента – красота и молодость. Голубая и синяя лента – вода и небо. Оранжевая лента – хлеб. Фиолетовая лента – людская мудрость. Розовая лента – благополучие. Белая лента – чистоту, память о предках. Летом венок плели из живых цветов: васильков, маков, ромашек, бархатцев. Украинский веночек плелся из 12 цветов, каждый цветок – лекарь и оберег. Практическая деятельность. Посмотрите на наш венок. Чего не хватает в нашем веночке? (желтых красных цветов). Перед вами подготовленный материал. Как сделать цветы я сейчас покажу, и каждый приготовит цветочек для нашего букета. (демонстрация этапов изготовления, дети повторяют действия педагога.) А чтобы работалось веселее, послушайте украинскую песню. Итог занятия. Ребята, до чего красиво получилось! Волшебный вышел наш венок Опрятный, радует аж глаз - Косу украшу им сейчас. Ребята, а как можно использовать наш веночек. (Для украшения, для игры, для фотосессии) Чтобы наш веночек превратился в настоящий, давайте скажем: один, два, три - ты веночек оживи! · А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Веночек». (Дети становятся в круг) Ты веночек волшебный Ты веночек душистый Ты по кругу обернись Около (имя девочки) остановись. Вот тебе веночек Потанцуй дружочек. (ребенок у которой веночек, выполняет движения, а другие хлопают в ладони). Ребята, давайте вспомним названия каких континентов мы сегодня повторяли? На каком континенте находится Украина? Как называется жилище в Украине? Какие символы Украины вы запомнили? Что нового вы узнали сегодня? |
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности Базовый учебник Дрогомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 класс. Вентана Граф. Москва, 2007 г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности во 2 младшей группе | ||
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности А60 Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. — М.: Тц сфера, 2005. — 160 с. (Программа развития) | Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности О чём вам рассказала эта мелодия? Если бы можно было нарисовать музыку, какие бы цвета вы использовали ? Почему ? | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы | Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности... Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки | ||
Конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по... План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» | Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности... Учитель: На протяжении уроков этой четверти мы обсуждаем одну очень интересную тему, кто ответит какую? | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана непосредственно организованной образовательной деятельности | Конспект разработки классного часа на тему План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» | ||
Конспект занятия-викторины по пдд с детьми и родителями в подготовительной... План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» | Конспект интегрированной образовательной деятельности «Средняя общеобразовательная школа с. Кормежка», Саратовская одл,, Балаковский р- он | ||
Конспект непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательной... За время обучения выполнять требования образовательной программы среднего профессионального образования | План-конспект урока на тему «Управление велосипедом» План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» | ||
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной... План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа) | Педагогический проект «Юный пешеход» План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» |