Тема символический интеракционизм





Скачать 82.04 Kb.
НазваниеТема символический интеракционизм
Дата публикации13.10.2013
Размер82.04 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы

Тема 5. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ



Цель занятия: сформировать представление о символическом интеракционизме как одном из направлений современной социологии.
Основные положения:

1. Символический интеракционизм (англ. interaction - взаимодействие) - теоретико-методологическое на­правление в социологии и социальной психологии (прежде всего американской), кладущее в основу анализа социокультурной реальности социальные (с акцентированием межиндивидуального аспекта) взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении. Кроме абсолютизации микросоциологической проблематики (в ее противопоставлении макросоциологическим проблемам) для символического интеракционизма характерно подчерки­вание процессуальной природы социального. В определенной мере это связано с влиянием на конституирование символическим интеракционизмом идей прагматизма (в том числе и инструментализма Дьюи) и стремлением преодолеть жесткость и схематизм господствовавших бихевиористских концепций социального поведения. Однако, если различные концепции социальных ролей и теории социального обмена (также решавшие сходные задачи) пошли по пути анализа прежде всего функциональных и (или) институционализационных аспектов социальных взаимодействий, породив ряд идей, близких к классическому структурно-функциональному анализу в социологии, то символический интеракционизм выдвинул ряд неклассических идей, ока­завшихся родственными некоторым положениям понимающей социологии (обращение к внутренним структурам личности, к культурной проблематике, к анализу языка и т.д.).

2. В качестве предтечей символического интеракционизма называют Кули и Томаса. Так, Кули исходил в своих построениях из признания со­циальной природы человека и утверждал примат первичных социальных групп для социализации и самоопределения индивида. Он же, различая познание вещей и личностей, акцентиро­вал внимание на культуре и языке в их сигнификативной (знаковой) функции для понимания взаимодействия "Я" и "Другого". Отсюда редукция общества Кули к взаимодействию личностей, понимание этого взаимодействия как согласования "идей личности" и формулировка задачи социального познания как "воображения воображаемого". Не менее важны для символического интеракционизма оказались и идеи Томаса о предрасположенности (интенциональности), фиксируемой в установках и ценностных ориентациях индивидов к определенному поведению и о вероятности определенного поведения индивидов, задаваемой конституированием индивидами своих ситуаций в актах их оценки (идея, близкая Дьюи).

Однако основоположником символического интеракционизма в историко-социологической традиции признаются не Кули и не Томас, а Дж.Г. Мид, несмотря на то, что сам он определял свою концепцию как "социальный бихевиоризм" (термин "символический интеракционизм" введен его учеником Блумером) и что ряд аналогичных идей (в австрийский период его жизни) параллельно высказал Морено (даже в историко-социологической литературе этот круг его идей осве­щается достаточно редко, а акцентируется его социометрия).

3. Традиционно в символическом интеракционизме выделяют Чикагскую (Блумер, Т. Шибутани и др.) и Айовскую (М. Кун и др.) школы. Одна­ко версия М. Куна и его последователей ушла от процессу­альной трактовки социальности, усвоила ряд позитивистских методологических установок, отказалась от рассмотрения "внутренней" структуры личности, сделав акцент на группо­вых нормах и сблизившись, в конечном итоге, с теорией со­циальных ролей. Поэтому как более "аутентичную" следует признать традицию Блумера. В более поздних версиях (испытав "прививку" феноменологии Шюца - см., прежде всего интегрировав в себя понятие интерсубъективности) и эта ли­ния символического интеракционизма перевернула исходное основание направления, обозначенное Дж.Г. Мидом: не социальное взаимодействие стало рассматриваться как конституирующее социальность, а социальность как конституирующая социальное взаимодействие.

4. В качестве самостоятельной версии символического интеракционизма может быть рассмотрен социодраматический подход Гофмана, во многом близкий концепции социодрамы Морено. В некоторых исходных основаниях своих идей близок символическому интеракционизму и Моррис. В любом случае исходное основание направления - изучение интеракций (взаимодействий) людей, в которых различаются непосредственный и символический их типы, причем безус­ловный приоритет в конституировании реальности (которая в символическом интеракционизме "простраиваема", а не дана изначально) принадлежит второму типу.

5. Символическая интеракция определяется (Блумер) как дей­ствие на основе значений, получаемых в интерпретациях. Человек живет в мире значимостей, а не стимулов. Он дейстует, а не реагирует. По сути, смена систем устоявшихся (при­нятых) значений означает смену мира, в котором мы нахо­димся. Значения нам предзаданы как определения (дефини­ции), однако только их понимание задает нам горизонт виде­ния и возможные векторы действия. Это предполагает наше личное отнесение к значениям, их согласование с наличными ситуациями, что уже требует их переинтерпретации. Более того, эта переинтерпретация есть и переопределение ситуации действия, но одновременно и экстернализация новой дефини­ции (требующей новой переинтерпретации и т.д.). Таким об­разом, в социальном взаимодействии мы имеем дело не с объ­ектами, а с дефинициями объектов (т.е. с символами) и ин­терпретируем их в определенном языке (т.е. посредством символов). Символы, следовательно, в символическом интеракционизме суть модусы дей­ствия, а не средства передачи информации. Отсюда второй круг общих для различных версий символического интеракционизма (но различно ими решаемых) проблем - взаимоприспособление деятелей, обла­дающих множеством перспектив - видений (само действие есть переход из одной перспективы в другую), требующее переоценки старой перспективы - каждое новое будущее тре­бует и нового прошлого. Взаимоприспособление обеспечива­ется тем, что люди: действуют в объединениях; производят "репетиции в воображении"; способны в рефлексии "отстра­няться" от ситуации и осознавать себя как "отдельность", а в результате - "держать паузу" и превращать себя в объект для самого себя; способны "принять роль другого"; переопреде­ляя ситуацию, "встраивать" себя в нее; закрепляют удачные действия; готовы отвечать на экспектации (ожидания) других и т.д. Многообразие возможностей ("механизмов") взаимо­приспособления обуславливает и разницу "ответов" в различ­ных версиях символического интеракционизма.

6. Особую роль для понимания процессов конституирования социальной реальности играют разработанные Дж.Г. Мидом механизмы выработки представления об "обобщенном другом" (процедуры типизации) и задания социальных дистанций в ре­зультате взаимоприспособления. В общую рамку символического интеракционизма вписыва­ется и ряд методологических идей, высказанных прежде всего Блумером и имевших принципиальное значение для понимания природы социологического знания. Исследователь, согласно Блумеру, с необходимостью должен встраивать свои стратегии исследования в реальные социальные взаимодействия. Тем са­мым эти стратегии не могут носить отражательного характера по отношению к некоторой эмпирической данности, а выступают, скорее, как формирующие социальность практики. В силу этого исследователь всегда находится как бы между двумя крайностя­ми. Ему необходимо избегать ложных предположений о связи своих концептов с событиями постоянно переинтерпретирующе­гося реального мира, с одной стороны. Но с другой стороны, ему постоянно необходимо помнить о своей "вписанности" в реаль­ные ситуации. Отсюда процедура "разведки-проверки", т.е. оце­нивания используемого понятийного аппарата на адекватность описываемым процессам, акцент на индуктивных и поливари­антных исследовательских стратегиях, установка на выявление скрытых пластов поведения. Эти идеи, предложенные внутри проекта символического интеракционизма, нашли свое продолжение в разработках социоло­гии знания.
Основные понятия: интеракция, символическая интеракция, прагматизм, бихевиоризм, интеракционизм, символический интеракционизм, символ.
План семинара:

1. Основные исторические источники символического интеракцио-низма: прагматизм, бихевиоризм.

2. Воззрения Джоржа Герберта Мида (1863-1931). Действие: импульс, восприятие, манипуляция, потребление. Жесты. Самость и общество. Основные принципы символического интеракционизма: способность мыслить, социальное взаимодействие, зна­чения и символы, действия и взаимодействия, интерпретация ситуации, модификации и изменения, образование групп и общества.

3. Символиче­ский интеракционизм и исследования культуры.
Темы докладов и рефератов:

  1. Инструментализм Джона Дьюи и его вклад в прагматизм

  2. Чарльз Хортон Кули и его концепция Зеркального «Я»

  3. Уильям Томас и его афоризм: «Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны и в своих выводах»

  4. Интеракционистская концепция Джоржа Герберта Мида

  5. Чикагская школа интеракционизма (Г. Блумер, Т. Шибутани и др.)

  6. Айовская школа интеракционизма (М. Кун и др.)

  7. Ирвинг Гофман и его вклад в изучение интеракции «лицом к лицу» в повседневной жизни


Задания и упражнения:

1. Дайте определения основных понятий данной темы (правильно оформите ссылки на использованные источники).

2. Почему Дж. Г. Мид считается основателем символического интеракционизма?

3. Какие объекты исследования являются основными для символического интеракционизма:

а) общество в целом;

б) власть;

в) межличностные взаимодействия;

г) социальные институты?

4. Кто из социологов является представителем символического интеракционизма:

а) Дж. Г. Мид;

б) М. Мид;

в) Р. Парк;

д) Т. Адорно;

е) Дж. Хоманс;

ж) А. Щюц;

з) Ю. Хабермас;

и) Т. Лукман?

5. Укажите, какие суждения верны с позиции теории обмена:

а) любое взаимодействие есть обмен;

б) социальное взаимодействие как обмен строится на уравновешивании вознаграждений и затрат;

в) если вознаграждение уменьшается в 2 раза, то во столько же раз обязательно возрастет реальная отдача;

г) чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение.

6. Сегодня в символическом интеракционизме выделяют Чикагскую и Айовскую школы, сравните их.

7. Заполните следующие графы таблицы по теме «Символический интеракционизм»

Основные представители

Общая характеристика воззрений

Основные идеи

Дж. Г. Мид







Г. Блумер







Т. Шибутани







М. Кун







И. Гофман








Литература:

  1. Бачинин, В.А. История западной социологии: Учебник /В.А.Бачинин, Ю.А.Сандулов. - СПб.: Лань, 2002. - 384с.

  2. Джери, Д. Большой толковый социологический словарь Collins: Русско-английский, англо-русский. Основные термины и понятия по социологии. В 2т./Д.Джери, Д.Джери; Пер. с англ. Н.Н. Марчук. - М.: Вече, 2001. - 526с.

  3. Добреньков, В.И. Социология: В 3т. Т.1. Методология и история./ В.И. Добреньков, Кравченко А.И. – М.: ИНФРА-М, 2000. - 400 с.

  4. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия: От М.Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму: Пособие для гуманит. вузов /(Ю.Н. Давыдов и др.). - М.: Наука, 1994. – 379с. - (Обновление гуманитарного образования в России).

  5. Ритцель, Дж. Современные социологические теории. /Дж. Ритцель. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.

  6. Российская социологическая энциклопедия /Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: Норма - ИНФРА-М, 1998. - 672с.

  7. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом. 2003. – 1312 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема символический интеракционизм iconЖан бодрийяр символический обмен и смерть
Методическое сопровождение к презентации урока для учащихся 8 класса по теме “зож основа счастливого человека”
Тема символический интеракционизм iconОбразно-символический мир в поэзии Се Тяо (Vв.)
Методические пособия 1 и 2, выданные на семинаре в мае 2011 г. (Правила международных соревнований по прыжкам на лыжах и лыжному...
Тема символический интеракционизм iconЧто? Где? Когда?
Вопрос в осажденной фашистами Одессе он, хоть и с опозданием, но начался 15 сентября. Назовите двумя словами символический звук,...
Тема символический интеракционизм iconГоффман Краткий курс
Уорнер, У. Ллойд. 2000 (1959). Живые и мертвые: Исследование символической жизни американцев. С. Петербург: Университетская книга....
Тема символический интеракционизм iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Во-вторых, рассмотреть в исторической перспективе связь между переведенными в символический план разновидностями жертвоприношения...
Тема символический интеракционизм iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сказка «Царевна-лягушка». Идеальные герои народной сказки: мужество и верность Ивана Царевича, красота и премудрость Василисы. Символический...
Тема символический интеракционизм iconРеферат По теме: Патриарх Гермоген духовный и государственный лидер Руси во времена Смуты
Дмитрия Пожарского и нижегородского посадского старосты Кузьмы Минина не только освободило Москву от иноземных захватчиков, удержавшихся...
Тема символический интеракционизм iconРеферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое...
Актуальность темы. Санкт-Петербург один из основных смысловых образов русской культуры. Это город-программа, город-концепция, имеющий...
Тема символический интеракционизм iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010
С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (тема 3); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (предисловие, тема 2); Е. А. Плосконосова,...
Тема символический интеракционизм iconТема: Насекомые. Изделие "Пчелы и соты"
Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие насекомые?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему мы...
Тема символический интеракционизм iconМетодические указания для проведения практических занятий Тема Основы...
Тема 3 – Закономерности взаимодействия организма человека с чужеродными веществами. Механизмы токсичности
Тема символический интеракционизм iconУрок музыки в 7 классе учителя Хаджимовой Светланы Нурбиевны Использована...
Расширить представления о значимости героической музыки в воспитании подрастающего поколения
Тема символический интеракционизм iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке»
Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм...
Тема символический интеракционизм iconРеферат по экологии Ученицы 11 «г» класса (экстернат)
Поэтому человек никогда не одинок полностью. С ним всегда его мысли и чувства. Вот насчёт чувств и эмоций, связанных с экологией,...
Тема символический интеракционизм iconТема Общение Тема Предмет и задачи дисциплины
Тема Разновидности научного стиля речи. Жанры собственно научного и научно-информативного стилей речи
Тема символический интеракционизм iconПрограмма курса по выбору Магистратура факультета философии Магистерская...
Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск