Скачать 82.04 Kb.
|
Тема 5. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМЦель занятия: сформировать представление о символическом интеракционизме как одном из направлений современной социологии. Основные положения: 1. Символический интеракционизм (англ. interaction - взаимодействие) - теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологии (прежде всего американской), кладущее в основу анализа социокультурной реальности социальные (с акцентированием межиндивидуального аспекта) взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении. Кроме абсолютизации микросоциологической проблематики (в ее противопоставлении макросоциологическим проблемам) для символического интеракционизма характерно подчеркивание процессуальной природы социального. В определенной мере это связано с влиянием на конституирование символическим интеракционизмом идей прагматизма (в том числе и инструментализма Дьюи) и стремлением преодолеть жесткость и схематизм господствовавших бихевиористских концепций социального поведения. Однако, если различные концепции социальных ролей и теории социального обмена (также решавшие сходные задачи) пошли по пути анализа прежде всего функциональных и (или) институционализационных аспектов социальных взаимодействий, породив ряд идей, близких к классическому структурно-функциональному анализу в социологии, то символический интеракционизм выдвинул ряд неклассических идей, оказавшихся родственными некоторым положениям понимающей социологии (обращение к внутренним структурам личности, к культурной проблематике, к анализу языка и т.д.). 2. В качестве предтечей символического интеракционизма называют Кули и Томаса. Так, Кули исходил в своих построениях из признания социальной природы человека и утверждал примат первичных социальных групп для социализации и самоопределения индивида. Он же, различая познание вещей и личностей, акцентировал внимание на культуре и языке в их сигнификативной (знаковой) функции для понимания взаимодействия "Я" и "Другого". Отсюда редукция общества Кули к взаимодействию личностей, понимание этого взаимодействия как согласования "идей личности" и формулировка задачи социального познания как "воображения воображаемого". Не менее важны для символического интеракционизма оказались и идеи Томаса о предрасположенности (интенциональности), фиксируемой в установках и ценностных ориентациях индивидов к определенному поведению и о вероятности определенного поведения индивидов, задаваемой конституированием индивидами своих ситуаций в актах их оценки (идея, близкая Дьюи). Однако основоположником символического интеракционизма в историко-социологической традиции признаются не Кули и не Томас, а Дж.Г. Мид, несмотря на то, что сам он определял свою концепцию как "социальный бихевиоризм" (термин "символический интеракционизм" введен его учеником Блумером) и что ряд аналогичных идей (в австрийский период его жизни) параллельно высказал Морено (даже в историко-социологической литературе этот круг его идей освещается достаточно редко, а акцентируется его социометрия). 3. Традиционно в символическом интеракционизме выделяют Чикагскую (Блумер, Т. Шибутани и др.) и Айовскую (М. Кун и др.) школы. Однако версия М. Куна и его последователей ушла от процессуальной трактовки социальности, усвоила ряд позитивистских методологических установок, отказалась от рассмотрения "внутренней" структуры личности, сделав акцент на групповых нормах и сблизившись, в конечном итоге, с теорией социальных ролей. Поэтому как более "аутентичную" следует признать традицию Блумера. В более поздних версиях (испытав "прививку" феноменологии Шюца - см., прежде всего интегрировав в себя понятие интерсубъективности) и эта линия символического интеракционизма перевернула исходное основание направления, обозначенное Дж.Г. Мидом: не социальное взаимодействие стало рассматриваться как конституирующее социальность, а социальность как конституирующая социальное взаимодействие. 4. В качестве самостоятельной версии символического интеракционизма может быть рассмотрен социодраматический подход Гофмана, во многом близкий концепции социодрамы Морено. В некоторых исходных основаниях своих идей близок символическому интеракционизму и Моррис. В любом случае исходное основание направления - изучение интеракций (взаимодействий) людей, в которых различаются непосредственный и символический их типы, причем безусловный приоритет в конституировании реальности (которая в символическом интеракционизме "простраиваема", а не дана изначально) принадлежит второму типу. 5. Символическая интеракция определяется (Блумер) как действие на основе значений, получаемых в интерпретациях. Человек живет в мире значимостей, а не стимулов. Он дейстует, а не реагирует. По сути, смена систем устоявшихся (принятых) значений означает смену мира, в котором мы находимся. Значения нам предзаданы как определения (дефиниции), однако только их понимание задает нам горизонт видения и возможные векторы действия. Это предполагает наше личное отнесение к значениям, их согласование с наличными ситуациями, что уже требует их переинтерпретации. Более того, эта переинтерпретация есть и переопределение ситуации действия, но одновременно и экстернализация новой дефиниции (требующей новой переинтерпретации и т.д.). Таким образом, в социальном взаимодействии мы имеем дело не с объектами, а с дефинициями объектов (т.е. с символами) и интерпретируем их в определенном языке (т.е. посредством символов). Символы, следовательно, в символическом интеракционизме суть модусы действия, а не средства передачи информации. Отсюда второй круг общих для различных версий символического интеракционизма (но различно ими решаемых) проблем - взаимоприспособление деятелей, обладающих множеством перспектив - видений (само действие есть переход из одной перспективы в другую), требующее переоценки старой перспективы - каждое новое будущее требует и нового прошлого. Взаимоприспособление обеспечивается тем, что люди: действуют в объединениях; производят "репетиции в воображении"; способны в рефлексии "отстраняться" от ситуации и осознавать себя как "отдельность", а в результате - "держать паузу" и превращать себя в объект для самого себя; способны "принять роль другого"; переопределяя ситуацию, "встраивать" себя в нее; закрепляют удачные действия; готовы отвечать на экспектации (ожидания) других и т.д. Многообразие возможностей ("механизмов") взаимоприспособления обуславливает и разницу "ответов" в различных версиях символического интеракционизма. 6. Особую роль для понимания процессов конституирования социальной реальности играют разработанные Дж.Г. Мидом механизмы выработки представления об "обобщенном другом" (процедуры типизации) и задания социальных дистанций в результате взаимоприспособления. В общую рамку символического интеракционизма вписывается и ряд методологических идей, высказанных прежде всего Блумером и имевших принципиальное значение для понимания природы социологического знания. Исследователь, согласно Блумеру, с необходимостью должен встраивать свои стратегии исследования в реальные социальные взаимодействия. Тем самым эти стратегии не могут носить отражательного характера по отношению к некоторой эмпирической данности, а выступают, скорее, как формирующие социальность практики. В силу этого исследователь всегда находится как бы между двумя крайностями. Ему необходимо избегать ложных предположений о связи своих концептов с событиями постоянно переинтерпретирующегося реального мира, с одной стороны. Но с другой стороны, ему постоянно необходимо помнить о своей "вписанности" в реальные ситуации. Отсюда процедура "разведки-проверки", т.е. оценивания используемого понятийного аппарата на адекватность описываемым процессам, акцент на индуктивных и поливариантных исследовательских стратегиях, установка на выявление скрытых пластов поведения. Эти идеи, предложенные внутри проекта символического интеракционизма, нашли свое продолжение в разработках социологии знания. Основные понятия: интеракция, символическая интеракция, прагматизм, бихевиоризм, интеракционизм, символический интеракционизм, символ. План семинара: 1. Основные исторические источники символического интеракцио-низма: прагматизм, бихевиоризм. 2. Воззрения Джоржа Герберта Мида (1863-1931). Действие: импульс, восприятие, манипуляция, потребление. Жесты. Самость и общество. Основные принципы символического интеракционизма: способность мыслить, социальное взаимодействие, значения и символы, действия и взаимодействия, интерпретация ситуации, модификации и изменения, образование групп и общества. 3. Символический интеракционизм и исследования культуры. Темы докладов и рефератов:
Задания и упражнения: 1. Дайте определения основных понятий данной темы (правильно оформите ссылки на использованные источники). 2. Почему Дж. Г. Мид считается основателем символического интеракционизма? 3. Какие объекты исследования являются основными для символического интеракционизма:
4. Кто из социологов является представителем символического интеракционизма:
5. Укажите, какие суждения верны с позиции теории обмена: а) любое взаимодействие есть обмен; б) социальное взаимодействие как обмен строится на уравновешивании вознаграждений и затрат; в) если вознаграждение уменьшается в 2 раза, то во столько же раз обязательно возрастет реальная отдача; г) чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение. 6. Сегодня в символическом интеракционизме выделяют Чикагскую и Айовскую школы, сравните их. 7. Заполните следующие графы таблицы по теме «Символический интеракционизм»
Литература:
|
Жан бодрийяр символический обмен и смерть Методическое сопровождение к презентации урока для учащихся 8 класса по теме “зож основа счастливого человека” | Образно-символический мир в поэзии Се Тяо (Vв.) Методические пособия 1 и 2, выданные на семинаре в мае 2011 г. (Правила международных соревнований по прыжкам на лыжах и лыжному... | ||
Что? Где? Когда? Вопрос в осажденной фашистами Одессе он, хоть и с опозданием, но начался 15 сентября. Назовите двумя словами символический звук,... | Гоффман Краткий курс Уорнер, У. Ллойд. 2000 (1959). Живые и мертвые: Исследование символической жизни американцев. С. Петербург: Университетская книга.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Во-вторых, рассмотреть в исторической перспективе связь между переведенными в символический план разновидностями жертвоприношения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сказка «Царевна-лягушка». Идеальные герои народной сказки: мужество и верность Ивана Царевича, красота и премудрость Василисы. Символический... | ||
Реферат По теме: Патриарх Гермоген духовный и государственный лидер Руси во времена Смуты Дмитрия Пожарского и нижегородского посадского старосты Кузьмы Минина не только освободило Москву от иноземных захватчиков, удержавшихся... | Реферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое... Актуальность темы. Санкт-Петербург один из основных смысловых образов русской культуры. Это город-программа, город-концепция, имеющий... | ||
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010 С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (тема 3); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (предисловие, тема 2); Е. А. Плосконосова,... | Тема: Насекомые. Изделие "Пчелы и соты" Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие насекомые?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему мы... | ||
Методические указания для проведения практических занятий Тема Основы... Тема 3 – Закономерности взаимодействия организма человека с чужеродными веществами. Механизмы токсичности | Урок музыки в 7 классе учителя Хаджимовой Светланы Нурбиевны Использована... Расширить представления о значимости героической музыки в воспитании подрастающего поколения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм... | Реферат по экологии Ученицы 11 «г» класса (экстернат) Поэтому человек никогда не одинок полностью. С ним всегда его мысли и чувства. Вот насчёт чувств и эмоций, связанных с экологией,... | ||
Тема Общение Тема Предмет и задачи дисциплины Тема Разновидности научного стиля речи. Жанры собственно научного и научно-информативного стилей речи | Программа курса по выбору Магистратура факультета философии Магистерская... Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм... |