Скачать 250.54 Kb.
|
Департамент Образования города Москвы Северо-Восточное окружное управление образования Окружной учебно-методический центр Государственное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №711 Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи Опыт работы учителя-логопеда ГОУ детского сада №711 Денисовой Тамары Александровны Государственное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №711 СВОУО 129128, г.Москва, ул. Бажова, д. 22 Телефон: (499) 187-32-23 (499) 181-55-36 Эл. почта: dou711@yandex.ru Москва, 2010 Введение Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащихся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, писать изложения и сочинения. При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности. Формирование связной речи у детей многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Даже при IV уровне общего недоразвития речи у детей отмечаются трудности смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания, недостатки формирования логико-семантических и формально-грамматических операций продуцирования связного высказывания. Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания они учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение. У детей, имеющих ОНР, отмечаются значительные трудности при описании игрушки или другого знакомого предмета по плану, данному логопедом. Для высказываний детей характерны: - перечисление признаков предмета в любой последовательности; - нарушение связности; - незавершенность микротем; - возвращение к ранее сказанному. В ряде случаев описание сводится к беспорядочному перечислению отдельных деталей предмета. Отчетливо выражены лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений. Важность овладения навыками описания предметов в плане подготовки к школьному обучению, трудности в усвоении этого вида развернутых высказываний определили необходимость изыскания наиболее адекватных путей и способов формирования у детей с ОНР навыков связной описательной речи. В практике специальных дошкольных учреждений и групп для детей с тяжелыми нарушениями речи достаточно широко используется загадка - компактная и интересная фольклорная форма, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки представляют собой свод знаний и сведений народа, как считают ученые, о внешнем мире, это своеобразный курс народного мироведения. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны. Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления. Использование загадок в работе с детьми с ОНР способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения. Дети учатся выделять и запоминать признаки загаданного предмета, применять прием перегруппировки этих признаков, стимулируют самостоятельность и оригинальность мышления. Таким образом, занимательная форма загадки позволяет легко и непринужденно обучать детей рассуждению и доказательству, самостоятельному анализу текста загадки, поиску путей решения логической задачи. Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи, т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка. Работая в логопедической группе для детей с ОНР, мне пришлось столкнуться с тем, что детям становятся недоступны для понимания загадки. Дети затрудняются отгадать загадку, не говоря уже о том, чтобы придумать ее самим. Это связано и с особенностями речевого нарушения (а именно с недостаточным пассивным и активным словарем, с несформированностью грамматического строя речи, с отсутствием связного речевого высказывания), и с особенностями развития психических процессов (неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления). Дошкольники с ОНР испытывают большие трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Педагог выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Важнее научить ребенка составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Самостоятельное составление загадок – довольно трудная задача для старших дошкольников, особенно на фоне ОНР, поскольку загадка по сути является описательным рассказом о предмете, который не называется. И в то же время такие задания способствуют развитию активной речи, умственному воспитанию. Составляя загадки, дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. В связи с этим я внимательно изучила имеющийся опыт педагогов по вопросу обучения составлению загадок и взяла на заметку технологию А.А. Нестеренко, адаптировав ее для детей, имеющих нарушения речи, т.к. изначально эта технология была разработана для детей школьного возраста. Для облегчения составления загадок возникла необходимость введения карточек-символов в качестве наглядности. Коррекционная работа по формированию навыков составления описательных рассказов путем загадок строилась с учетом тематического принципа обучения и на основе тесной взаимосвязи в работе логопеда с воспитателями логопедических групп, родителями и специалистами ГОУ. Занятия по составлению загадок являлись частью комплексной работы по формированию связной речи у детей с ОНР. При этом ставились следующие задачи: - формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов; - формирование обобщенных представлений о построении рассказа-описания предмета; - практическое усвоение навыков описания предметов путем тренировочных упражнений. Настоящий опыт работы накапливался в течение 2-х лет. Занятия проводились в группе детей с ОНР №9 на базе ГОУ Детский сад комбинированного вида №711 г.Москвы. Группа состояла из 14 детей с ОНР III уровня. 13 детей подготовительного возраста и 1 – старшего. 10 детей посещали данную группу 3-й год, четверо – первый год. Результаты диагностики в начале работы представлены в диагностической таблице:
Этапы работы А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста с использованием элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. Мною выбрана эта технология с целью заменить репродуктивный способ обучения, нацеленный на выработку знаний, умений, навыков, обучением через творчество, через решение нестандартных задач. Однако наши дети должны воспринимать и запоминать довольно много информации. Например, умение выделить объект как совокупность элементов и как часть чего-то большего. Здесь приходится давать задания не слишком творчески: назвать части предмета, назвать, куда в свою очередь входит сам предмет и т.д. То же происходит и со всеми инструкциями. Все такие задания требуют тренировки. А где начинается тренинг, там, фактически заканчивается творчество: детям репродуктивные задания, как правило, неинтересны. Если и выполняют они такие задания с охотой, то больше из желания выделиться, заслужить поощрение. Познавательные мотивы – залог будущей успешной учебы – формируются при этом слабо. Возникает противоречие: нетворческие задания должны быть, чтобы дети получали необходимую тренировку, и их не должно быть, чтобы не пропадал интерес к учебе. Загадка – один из способов разрешения этого противоречия. В самом деле, с точки зрения педагога задание «опиши яблоко»ничем не отличается от предложения составить загадку про яблоко по схеме – простую описательную загадку. Но, выполняя это малотворческое задание, малыш думает о том отгадывающем, который стоит сейчас за дверью: для него, единственного, отгадать загадку – задача действительно творческая. Дети не занимаются скучным сообщением давно известных о яблоке истин, они составляют для своего товарища творческое задание.
|
Программа для детей с общим недоразвитием речи Т. Б филичева, Г. В. Чиркина Вид занятия Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием... | Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации... Мбдоу), в составе которого имеется группа (группы) компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (далее – группа... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В течение учебного года мы приняли на занятия детей со следующими логопедическими заключениями: 54% детей с общим недоразвитием речи,... | Подготовительный этап: Беседы с детьми, для выявления знаний детей... Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием... | ||
«Использование занимательного материала в развитии связной речи у... Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы... | Конспект занятия по развитию речи Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием... | ||
Пояснительная записка общее недоразвитие речи Целями логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием речи являются | Лиманская Ольга Николаевна конспекты логопедических занятий. Второй... Мбдоу), в составе которого имеется группа (группы) компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (далее – группа... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной... | Подготовка детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению... Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы... | ||
Конспект театрализованной игры на тему: «Морская игра» для детей... «Макроэкономика»: учебно методическое пособие. – Иркутск: Изд-во бгуэп, 2010. – с | Урок истории и литературы Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием... | ||
Конспект з анятия по лфк по дыхательной гимнастике Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием... | Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи Для создания рабочей обстановки, давайте выполним упражнения для восстановления дыхания.( Приложение 1) | ||
Конспект урока истории в 8 классе Тема: Бородинская битва Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием... | «Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у... |