Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи





Скачать 250.54 Kb.
НазваниеИспользование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи
страница1/2
Дата публикации17.10.2013
Размер250.54 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
  1   2
герб москвы.jpg герб свао.jpg

Департамент Образования города Москвы

Северо-Восточное окружное управление образования

Окружной учебно-методический центр

Государственное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №711

Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи

Опыт работы учителя-логопеда ГОУ детского сада №711

Денисовой Тамары Александровны

Государственное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №711 СВОУО

129128, г.Москва, ул. Бажова, д. 22

Телефон: (499) 187-32-23

(499) 181-55-36

Эл. почта: dou711@yandex.ru
Москва, 2010

Введение

Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащихся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, писать изложения и сочинения.

При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Формирование связной речи у детей многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Даже при IV уровне общего недоразвития речи у детей отмечаются трудности смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания, недостатки формирования логико-семантических и формально-грамматических операций продуцирования связного высказывания.

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности.

Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания они учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.

У детей, имеющих ОНР, отмечаются значительные трудности при описании игрушки или другого знакомого предмета по плану, данному логопедом. Для высказываний детей характерны:

- перечисление признаков предмета в любой последовательности;

- нарушение связности;

- незавершенность микротем;

- возвращение к ранее сказанному.

В ряде случаев описание сводится к беспорядочному перечислению отдельных деталей предмета. Отчетливо выражены лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.

Важность овладения навыками описания предметов в плане подготовки к школьному обучению, трудности в усвоении этого вида развернутых высказываний определили необходимость изыскания наиболее адекватных путей и способов формирования у детей с ОНР навыков связной описательной речи.

В практике специальных дошкольных учреждений и групп для детей с тяжелыми нарушениями речи достаточно широко используется загадка - компактная и интересная фольклорная форма, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки представляют собой свод знаний и сведений народа, как считают ученые, о внешнем мире, это своеобразный курс народного мироведения.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет  собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и  способы его расшифровки различны.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Использование загадок в работе с детьми с ОНР способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

Дети учатся выделять и запоминать признаки загаданного предмета, применять прием перегруппировки этих признаков, стимулируют самостоятельность  и оригинальность мышления. Таким образом, занимательная форма загадки позволяет легко и непринужденно обучать детей  рассуждению и доказательству, самостоятельному анализу текста загадки, поиску путей решения логической задачи.

Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи, т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

Работая в логопедической группе для детей с ОНР, мне пришлось столкнуться с тем, что детям становятся недоступны для понимания загадки. Дети затрудняются отгадать загадку, не говоря уже о том, чтобы придумать ее самим. Это связано и с особенностями речевого нарушения (а именно с недостаточным пассивным и активным словарем, с несформированностью грамматического строя речи, с отсутствием связного речевого высказывания), и с особенностями развития психических процессов (неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления).

Дошкольники с ОНР испытывают большие трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Педагог выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Важнее научить ребенка составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Самостоятельное составление загадок – довольно трудная задача для старших дошкольников, особенно на фоне ОНР, поскольку загадка по сути является описательным рассказом о предмете, который не называется. И в то же время такие задания способствуют развитию активной речи, умственному воспитанию. Составляя загадки, дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и малозначащее.

В связи с этим я внимательно изучила имеющийся опыт педагогов по вопросу обучения составлению загадок и взяла на заметку технологию А.А. Нестеренко, адаптировав ее для детей, имеющих нарушения речи, т.к. изначально эта технология была разработана для детей школьного возраста. Для облегчения составления загадок возникла необходимость введения карточек-символов в качестве наглядности.

Коррекционная работа по формированию навыков составления описательных рассказов путем загадок строилась с учетом тематического принципа обучения и на основе тесной взаимосвязи в работе логопеда с воспитателями логопедических групп, родителями и специалистами ГОУ.

Занятия по составлению загадок являлись частью комплексной работы по формированию связной речи у детей с ОНР. При этом ставились следующие задачи:

- формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

- формирование обобщенных представлений о построении рассказа-описания предмета;

- практическое усвоение навыков описания предметов путем тренировочных упражнений.

Настоящий опыт работы накапливался в течение 2-х лет. Занятия проводились в группе детей с ОНР №9 на базе ГОУ Детский сад комбинированного вида №711 г.Москвы.

Группа состояла из 14 детей с ОНР III уровня. 13 детей подготовительного возраста и 1 – старшего. 10 детей посещали данную группу 3-й год, четверо – первый год.

Результаты диагностики в начале работы представлены в диагностической таблице:




Год обучения

Словарь

Грамматический строй речи

Связная речь

Амбросимов Алеша

1-й

С

Н

С

Горанкова Регина

3-й

С

С

Н

Довженко Никита

1-й

С

Н

С

Дьяков Алеша

3-й

С

Н

Н

Кирьякова Ксюша

3-й

С

С

Н

Корнюшина Ира

3-й

С

С

С

Межуева Полина

3-й

С

С

С

Мирзоева Зафирон

1-й

Н

Н

Н

Набиев Витя

3-й

Н

С

С

Рималис Миша

3-й

Н

С

Н

Смирнова Саша

1-й

С

С

С

Черников Артем

3-й

С

С

С

Чистов Егор

3-й

С

С

С

Яковлев Саша

3-й

С

С

С

Всего:













В




0

0

0

С




78,6

71,4

64,3

Н




21,4

28,6

35,7


Этапы работы

А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста с использованием элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Мною выбрана эта технология с целью заменить репродуктивный способ обучения, нацеленный на выработку знаний, умений, навыков, обучением через творчество, через решение нестандартных задач. Однако наши дети должны воспринимать и запоминать довольно много информации. Например, умение выделить объект как совокупность элементов и как часть чего-то большего. Здесь приходится давать задания не слишком творчески: назвать части предмета, назвать, куда в свою очередь входит сам предмет и т.д. То же происходит и со всеми инструкциями. Все такие задания требуют тренировки. А где начинается тренинг, там, фактически заканчивается творчество: детям репродуктивные задания, как правило, неинтересны. Если и выполняют они такие задания с охотой, то больше из желания выделиться, заслужить поощрение. Познавательные мотивы – залог будущей успешной учебы – формируются при этом слабо.

Возникает противоречие: нетворческие задания должны быть, чтобы дети получали необходимую тренировку, и их не должно быть, чтобы не пропадал интерес к учебе. Загадка – один из способов разрешения этого противоречия.

В самом деле, с точки зрения педагога задание «опиши яблоко»ничем не отличается от предложения составить загадку про яблоко по схеме – простую описательную загадку. Но, выполняя это малотворческое задание, малыш думает о том отгадывающем, который стоит сейчас за дверью: для него, единственного, отгадать загадку – задача действительно творческая. Дети не занимаются скучным сообщением давно известных о яблоке истин, они составляют для своего товарища творческое задание.

Этапы

Цели

Методические рекомендации

1 этап

Научиться систематизировать предметы по некоторым признакам: форма, цвет, размер, вещество.

Путешествие начинается с самых простых загадок. Чтобы загадать предмет, надо описать его по форме, цвету, размеру (в сравнении с другими предметами), из чего он сделан. В

В конце этого периода начинаются игры в загадки. Вводится новая игра «Да-нетка»

2 этап

Научить детей использовать свои 5 чувств как ресурсы для решения различных задач.

Чтобы попасть в Город, надо пройти через Ворота с 5-ю замками. Каждый замок открывается при помощи одного из 5-ти способов что-либо обнаружить.

5 чувств – 5 органов чувств – 5 способов что-либо обнаружить

Зрение – глаза – увидеть

Слух – уши – услышать

Осязание – кожа – пощупать

Обоняние – нос – понюхать

Вкус – язык – попробовать на вкус

Пять чувств – пять улиц в городе.

На этом этапе переходим к загадкам, в которых, кроме известных раньше признаков (форма, цвет…), появляются новые. Возможны вопросы: как звучит? Какой на ощупь? Чем пахнет? Какой на вкус? Правила игры те же, что и в предыдущей теме. Меньше останавливаемся на описательных загадках, больше – на «Да-нетках». Загадки могут быть самыми разными, важно только нагрузить все 5 чувств, показать детям их необходимость.

3 этап

Развитие у детей ассоциативного, образного мышления, научить сравнивать предметы и явления.

В доме Похожестей и Непохожестей живут очень красивые загадки. Здесь можно поселить любой предмет – каждому найдется место.

Форма работы: составляем загадки коллективно для одного отгадывающего (можно и для группы). Здесь не используется составление загадок в уме, т.к. эти загадки предполагают кропотливую работу над словом. Можно разбить детей на команды и организовать соревнования между командами.

Сравнивать можно все: объекты, их части, окружение, свойства, работу, время, количество. Но:

- Сравнивают всегда с чем-то: если загадка строится на сравнении, то всегда есть посредник – то, с чем сравнивают. Колокольчик звенит – мы говорим «смеется» - значит, сравниваем с человеком. Человек улыбается – говорим «сияет, светится» - значит, сравнили с солнышком. Сравнить можно и со свойством, и с работой: «кричит, как ужаленный», «бежит, как на пожар» и т.д.

- Описание через сравнение предполагает наличие 3-х элементов: описательной части, посредника («похожесть») и отличительной части («различие» или «непохожесть»).

На этом этапе изучаются первые правила составления загадок с использованием схем-символов.

Правило №1: На что похоже и чем отличается?c:\documents and settings\admin\мои документы\мои результаты сканирования\2010-11 (ноя)\сканирование0006.jpg

Правило №2: Какой? Что бывает таким же?

c:\documents and settings\admin\мои документы\мои результаты сканирования\2010-11 (ноя)\сканирование0009.jpg

Правило №3: Что делает? Кто (что) делает также?

c:\documents and settings\admin\мои документы\мои результаты сканирования\2010-11 (ноя)\сканирование0003.jpg

4 этап

Познакомить детей с понятием подсистемы (части объекта), научить выделять части внутри целого.

На этом этапе все загадки загадывают, указывая на их части.

Используются игры «Дорисуй неоконченную картину», «Разбери предметы».

5 этап

Дать детям представление о надсистемах (об окружении объекта, о том, частью чего он является).

Этот этап является противоположным предыдущему. Знакомимся с новым правилом составления загадки:

Правило №4: У кого есть? (И у одного предмета есть, и у другого предмета есть).

6 этап

Научить видеть функции предметов – главные и второстепенные, явные и скрытые.

Названия многих вещей говорят о том, для чего служат эти предметы. Например, расческа, скрепка, указка, будильник. А если придумать по этому же принципу названия другим вещам – выйдут загадки. Что такое затемнялки? (Шторы.) Освещалка? (Лампочка.) и т.д.

Правило №5: И то свойство предмета есть, и другое свойство есть, но не предмет.

Правило №6: Объект есть, а функций объекта нет.

Правило №7: Не объект, а свойства эти есть.

7 этап

Научить детей видеть во всем положительные и отрицательные (полезные и вредные стороны)

Используется игра «Хорошо – плохо». Рассматриваем какой-либо предмет или явление и стараемся дать как можно больше ответов на вопрос, чем это хорошо и чем плохо.

8 этап

Развивать фантазию, внимание обогащать словарный запас,. Тренировать детей в составлении загадок на все правила.

Упражнение №1.

Обозначим В – вкусная еда, неВ – невкусная еда.

В+В=В (яичница с хлебом)

В+неВ=В (хлеб с солью)

В+неВ=неВ (мед с солью)

неВ+неВ=В (каша с солью)

В+В=неВ (чай с селедкой)

неВ+неВ=неВ (соль с перцем)

Упражнение №2.

Какие дела трудно делать в одиночку, но легко вдвоем? (Качаться на качелях, доставать яблоко с высокой ветки.) Можно привести в пример альпинистов – обсудить, почему они ходят по горам в связке.

Упражнение №3.

«Загадочное письмо». Написать букву или цифру крупно на листе из альбома. Дорисовать ее так, чтобы получилась настоящая картина.

Упражнение №4.

Детям дается часть слов, дополнить, чтобы получились целые слова.

- чик – (ключик, кирпичик, блинчик, чик-чирик, чикать и т.д.)

- ват – (виноват, вата, приватизация, кровать и т.д.)

Упражнение №5.

«Загадочное рисование». Некто сказал о себе: «Я холодный и горячий, твердый и мягкий.» Нарисуйте этого «некто».

Например, существо, одна половина которого снежная, а другая – огненная; пушистый зверек, опоясанный ремнем с блестящей пряжкой: весь он мягкий и горячий, а пряжка ремня – твердая и всегда холодная на ощупь.

Упражнение №6.

«Графический диктант». Рисуем под диктовку: 1 клеточка вправо, четыре вниз, три влево и т.п. Рисунки составлять так, что каждый из них представляет собой контур какого-либо предмета или существа. Окончив диктант, показать рисунки – ошибку сразу видно.

Упражнение тренирует внимание, умение работать по инструкции. Для детей же это просто рисование загадочных существ.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи iconПрограмма для детей с общим недоразвитием речи Т. Б филичева, Г. В. Чиркина Вид занятия
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...
Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи iconГоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации...
Мбдоу), в составе которого имеется группа (группы) компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (далее – группа...
Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В течение учебного года мы приняли на занятия детей со следующими логопедическими заключениями: 54% детей с общим недоразвитием речи,...
Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи iconПодготовительный этап: Беседы с детьми, для выявления знаний детей...
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...
Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи icon«Использование занимательного материала в развитии связной речи у...
Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы...
Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи iconКонспект занятия по развитию речи
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...
Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи iconПояснительная записка общее недоразвитие речи
Целями логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием ре­чи являются
Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи iconЛиманская Ольга Николаевна конспекты логопедических занятий. Второй...
Мбдоу), в составе которого имеется группа (группы) компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (далее – группа...
Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной...
Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи iconПодготовка детей с общим недоразвитием речи к полноценному освоению...
Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы...
Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи iconКонспект театрализованной игры на тему: «Морская игра» для детей...
«Макроэкономика»: учебно методическое пособие. – Иркутск: Изд-во бгуэп, 2010. – с
Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи iconУрок истории и литературы
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...
Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи iconКонспект з анятия по лфк по дыхательной гимнастике
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...
Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи iconКонспект занятия для детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи
Для создания рабочей обстановки, давайте выполним упражнения для восстановления дыхания.( Приложение 1)
Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи iconКонспект урока истории в 8 классе Тема: Бородинская битва
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...
Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи icon«Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск