А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий





Скачать 60.89 Kb.
НазваниеА. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий
Дата публикации24.06.2014
Размер60.89 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий.

(Урок литературы в 7 классе)

Цели:

  • Знакомство с особенностями жанра баллады;

  • Чтение и анализ баллады «Песнь о вещем Олеге»; выявление фольклорных традиций в этой балладе;

  • Воспитание уважения к традициям своего народа.


Ход урока.


  1. Проверка домашнего задания.

(Опережающее домашнее задание:

  1. знакомство с балладой;

  2. работа групп литературоведов и историков (индивидуальные задания)




  1. Что такое летопись?

(Летопись – памятник исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы).

  1. Когда стали появляться летописи?

(Первые летописные записи появились в Новгороде в начале 11 века. Ранние записи, ведшиеся по годам (сл. «лето» в древнерусском языке означает год, отсюда и название «летопись»), представляло собой краткие сведения о каких-либо случаях из жизни города: о битвах, о пожарах, о голоде, о стихийных бедствиях)

  1. Чем сейчас интересны летописи?

(Летопись – это начало древнерусской литературы. Из летописей мы узнаем историю своей родины, своего народа).

  1. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей о князе Олеге. Что вы знаете о нем?

(Киевский князь Олег (10 в.) в летописях прославляется как мудрый («вещий») князь. Олег овладел Киевом, победил врагов Киевского княжества, не только хазар – кочевого племени, нападавшего на русские владения, - но и Византийской империи. Он овладел Константинополем (русские называли его Царь-град) и, уйдя оттуда, в знак победы прибил на воротах города свой щит).


  1. Новая тема. «Песнь о вещем Олеге»

  1. Знакомство с летописью.

  1. Чтение летописи, приведенной в учебнике на древнерусском языке

  2. Пересказ.

  3. Что вы знаете об эпохе князя Олега из истории и памятников старины?

( Русь того времени была раздробленной страной, князья постоянно воевали между собой. Кроме того, приходилось отбивать удары внешних врагов. Князья, русские воины были людьми сильными, смелыми. Память о них сохранилась в образах русских богатырей. 10-ый век – это эпоха введения христианства на Руси. До этого Русь была языческой страной. Славяне верили в судьбу, в предсказания, в пророчества. По верованиям древних славян, убитый в загробном мире становится рабом убийцы. Поэтому так важно знать Олегу, отчего суждено ему принять смерть. Кудесник предсказал ему смерть не от ран (как воин), не от болезни и старости (как праведник), а смерть от коня. Могучий воин рассуждает, как обойти ему судьбу. Меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Отвергнуты смелость, верность, преданность. Наказание неминуемо. Князь наступает на череп коня и умирает).

  1. Знакомство с балладой.

А.С.Пушкин в 1822 году, опираясь на летописные источники, создает «Песнь о вещем Олеге», в которой воссоздает эпоху княжения Олега. Не только рассказ о князе Олеге является целью создания «Песни…». Какова эта цель, мы узнаем после знакомства с произведением.


  1. Дайте определение баллады.

Баллада (прованс. Ballar – плясать) – лироэпическое стихотворение с историческим, героическим или фантастическим, сказочным сюжетом. Герои в балладе вступают в конфликт, спор друг с другом, с самой судьбой, т.е. с внешними силами, неподвластными им. Баллада нередко содержит моральный урок и несет поучительный смысл.

  1. Инсценировка отрывка из баллады.




  1. Какие слова в балладе показались вам непонятными? (Работа литературоведов)

Вещий –

Вдохновение –

Жрец –

Праща –

Хазары –

Броня –

Перун –

Бранное поле –

Сеча –

Секира –

Тризна –

  1. Как в «Песне …» воссоздается эпоха княжения Олега?

  • В «Песне…» есть упоминание об исторически достоверных походах Олега («Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам…»

«Твой щит на вратах Цареграда…»)

  • Говорится о действительно существовавших на Руси обычаях и традициях

(Тризна – похоронный обряд у древних славян

Перун – бог грома и молнии);

  • Упомянуты Игорь и Ольга

  • Отношение дружинника к коню как другу, ведь он не раз спасал его в боях

(«Спи, друг одинокий»;

«мой верный товарищ»;

«верный слуга»)\

  • Фольклорные традиции

  1. Найдите в балладе средства поэтической выразительности, которые помогают в изображении героев и передаче эпохи? (Заполните таблицу)




Художественное средство

Пример

Эпитеты

Олег:

вещий олег(мудрый)

княжеский дар

цареградская броня

буйный набег и т.д.

Кудесник:

вдохновенный кудесник

мудрый старец

любимец богов и т.д.

Конь:

буйный, игривый, ретивый

благородные кости

Метафоры




Олицетворения




Сравнения






- С какой целью использует автор эти эпитеты при описании Олега? Каким представляется Олег в балладе?

(Олег представляется нам храбрым воином, могучим, умным. Он кажется добрым, трогательно любящим коня, щедрым. Но в разговоре с кудесником прослеживаются и отрицательные черты: он груб, самоуверен, требует «открыть правду»).

- Как описан кудесник?

(Кудесник бескорыстный, смелый, независимый. Он говорит: «Правдив и свободен мой вещий язык». Божеский дар не продается)

- Какие еще средства выразительности используются автором? С какой целью?

Продолжите заполнение таблицы.

- Где мы могли встречаться с подобными средствами выразительности?

(они похожи на художественные средства, используемые в УНТ)
Итак, мы с вами убедились, что для передачи эпохи и характеристики персонажей автор использует достоверные исторические сведения, народные обычаи, фольклорные средства выразительности.



  1. Как заканчивается баллада?

  2. Кто оказался прав?

  3. Как вы думаете, к кому в большей степени относится слово «вещий»? на чьей стороне автор?

(В балладе вещим оказывается старец, а Олег, не послушавший слов мудреца, оказался наказан судьбой. Автор на стороне кудесника).

  1. Как вы думаете, почему Пушкин обращается в своем произведении к далекому прошлому? Чтобы ответить на этот на этот вопрос, обратимся к современности Пушкина. Когда была написана баллада? (1822г.). Что произошло в это время в жизни Пушкина?

(Вольнолюбивые стихи Пушкина попали в руки правительства, дошли до царя. Александр I при встрече с директором Царскосельского лицея, где учился Пушкин, сказал ему о бывшем воспитаннике: Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодежь читает их наизусть… Пушкина надобно сослать в Сибирь».

Узнав об этом, друзья Пушкина стали ходатайствовать за поэта. В 1820 Пушкин был отправлен на службу на юг. Это была Южная ссылка.)

  1. Как связаны прошлое и современность?

(Пушкин = кудесник. Поэту было запрещено писать правду о России. От него требовали писать только то, что было угодно правительству).

  1. Какая проблема могла волновать ссыльного поэта?

(Каким должно быть искусство)

  1. Есть ли ответ в тексте?

(Он в устах волхва: свобода, независимость, неподкупность.

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык…»

  1. Какова основная мысль этого произведения?

(Поэт – это тот же кудесник. Недаром многие поэты, писатели обладают даром предвидения. Творчество должно быть свободным, неподкупным, правдивым).

  1. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание.

  1. Выучить наизусть отрывок.

  2. Рассмотрите иллюстрацию к балладе. (Васнецов. «Встреча Олега с кудесником»). Опишите картину.

- Какой момент запечатлел художник?

- Как представлены герои? Такими ли вы представляли себе их?

- Как вы думаете, удалось ли автору передать напряжение диалога?
( ссылка электронного тренажера:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ab5ef33d-7dd1-4262-a115-dcc2b7c2805f/%5BLI6RK_5-02%5D_%5BTZ_04%5D.swf)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий iconУрок литературы по теме «А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
«А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летопись и баллада. Автор в произведении» (7 класс)
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий iconСписок литературы для чтения летом
А. С. Пушкин. Эхо. Талисман. Песнь о вещем Олеге. Руслан и Людмила. Метель. Барышня-крестьянка. Сказки
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пушкин А. С. «Песнь о вещем Олеге», «Дубровский», «Выстрел», «Барышня-крестьянка», стихотворения
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий iconА. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Черты истории и славянской древности
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2» Лямбирского муниципального района...
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий iconП. П. Ершов «Конёк-горбунок» А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Сказка о попе и работнике...
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий iconКонспект урока «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина фио (полностью) Бутько Ольга Николаевна
Формы работы учащихся: слушание аудиофрагмента, работа с текстом, ответы на вопросы, выполнение практических заданий, работа с раздаточным...
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий iconНазвание работы
Лидер в настоящем и прошлом на примере вещего Олега в «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», показать мастерство Крылова-баснописца в изображении характеров...
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сказания о Беовульфе. Сказания о короле Артуре. Песнь о Нибелунгах. Песнь о Роланде
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий iconЛистопадова Ольга Викторовна Предмет: Информатика Класс: 2 Тема: Последовательность событий
Цель: Научить определять последовательность событий, находить и исправлять ошибки в последовательности событий
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий iconА. С. Пушкин «Дубровский» обязательно! А. С. Пушкин «Повести Белкина»

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий iconПеснь о Нибелунгах и история Бургундского королевства
Целью проведенной мною работы стало изучение Бургундского королевства и сказания о Нибелунгах. В своей работе я хотела проанализировать...
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий iconН. В. Гоголь «самый загадочный русский писатель» (Н. А. Бердяев)
Почему, закончив трагедию «Борис Годунов», Пушкин был очень доволен своей работой («Ай да Пушкин, ай да сукин сын!)
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий iconКонспект урока по истории и литературе Тема : Доблесть героев бессмертна....
Цель урока: Изучение событий русско-французской войны 1812 г и освещение их в литературе XIX века
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Активизировать воображение, фантазии взрослых и детей. Формировать навыки работы над пониманием содержания картины: устанавливать...
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий iconПушкин doc, полное имя файла стало F:\Литература\Поэты\xix\Пушкин...
В некотором каталоге хранился файл Пушкин doc. После того как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск