Скачать 60.89 Kb.
|
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий. (Урок литературы в 7 классе) Цели:
Ход урока.
(Опережающее домашнее задание:
(Летопись – памятник исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы).
(Первые летописные записи появились в Новгороде в начале 11 века. Ранние записи, ведшиеся по годам (сл. «лето» в древнерусском языке означает год, отсюда и название «летопись»), представляло собой краткие сведения о каких-либо случаях из жизни города: о битвах, о пожарах, о голоде, о стихийных бедствиях)
(Летопись – это начало древнерусской литературы. Из летописей мы узнаем историю своей родины, своего народа).
(Киевский князь Олег (10 в.) в летописях прославляется как мудрый («вещий») князь. Олег овладел Киевом, победил врагов Киевского княжества, не только хазар – кочевого племени, нападавшего на русские владения, - но и Византийской империи. Он овладел Константинополем (русские называли его Царь-град) и, уйдя оттуда, в знак победы прибил на воротах города свой щит).
( Русь того времени была раздробленной страной, князья постоянно воевали между собой. Кроме того, приходилось отбивать удары внешних врагов. Князья, русские воины были людьми сильными, смелыми. Память о них сохранилась в образах русских богатырей. 10-ый век – это эпоха введения христианства на Руси. До этого Русь была языческой страной. Славяне верили в судьбу, в предсказания, в пророчества. По верованиям древних славян, убитый в загробном мире становится рабом убийцы. Поэтому так важно знать Олегу, отчего суждено ему принять смерть. Кудесник предсказал ему смерть не от ран (как воин), не от болезни и старости (как праведник), а смерть от коня. Могучий воин рассуждает, как обойти ему судьбу. Меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Отвергнуты смелость, верность, преданность. Наказание неминуемо. Князь наступает на череп коня и умирает).
А.С.Пушкин в 1822 году, опираясь на летописные источники, создает «Песнь о вещем Олеге», в которой воссоздает эпоху княжения Олега. Не только рассказ о князе Олеге является целью создания «Песни…». Какова эта цель, мы узнаем после знакомства с произведением.
Баллада (прованс. Ballar – плясать) – лироэпическое стихотворение с историческим, героическим или фантастическим, сказочным сюжетом. Герои в балладе вступают в конфликт, спор друг с другом, с самой судьбой, т.е. с внешними силами, неподвластными им. Баллада нередко содержит моральный урок и несет поучительный смысл.
Вещий – Вдохновение – Жрец – Праща – Хазары – Броня – Перун – Бранное поле – Сеча – Секира – Тризна –
Отмстить неразумным хазарам…» «Твой щит на вратах Цареграда…»)
(Тризна – похоронный обряд у древних славян Перун – бог грома и молнии);
(«Спи, друг одинокий»; «мой верный товарищ»; «верный слуга»)\
- С какой целью использует автор эти эпитеты при описании Олега? Каким представляется Олег в балладе? (Олег представляется нам храбрым воином, могучим, умным. Он кажется добрым, трогательно любящим коня, щедрым. Но в разговоре с кудесником прослеживаются и отрицательные черты: он груб, самоуверен, требует «открыть правду»). - Как описан кудесник? (Кудесник бескорыстный, смелый, независимый. Он говорит: «Правдив и свободен мой вещий язык». Божеский дар не продается) - Какие еще средства выразительности используются автором? С какой целью? Продолжите заполнение таблицы. - Где мы могли встречаться с подобными средствами выразительности? (они похожи на художественные средства, используемые в УНТ) Итак, мы с вами убедились, что для передачи эпохи и характеристики персонажей автор использует достоверные исторические сведения, народные обычаи, фольклорные средства выразительности.
(В балладе вещим оказывается старец, а Олег, не послушавший слов мудреца, оказался наказан судьбой. Автор на стороне кудесника).
(Вольнолюбивые стихи Пушкина попали в руки правительства, дошли до царя. Александр I при встрече с директором Царскосельского лицея, где учился Пушкин, сказал ему о бывшем воспитаннике: Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодежь читает их наизусть… Пушкина надобно сослать в Сибирь». Узнав об этом, друзья Пушкина стали ходатайствовать за поэта. В 1820 Пушкин был отправлен на службу на юг. Это была Южная ссылка.)
(Пушкин = кудесник. Поэту было запрещено писать правду о России. От него требовали писать только то, что было угодно правительству).
(Каким должно быть искусство)
(Он в устах волхва: свобода, независимость, неподкупность. «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык…»
(Поэт – это тот же кудесник. Недаром многие поэты, писатели обладают даром предвидения. Творчество должно быть свободным, неподкупным, правдивым).
- Какой момент запечатлел художник? - Как представлены герои? Такими ли вы представляли себе их? - Как вы думаете, удалось ли автору передать напряжение диалога? ( ссылка электронного тренажера: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ab5ef33d-7dd1-4262-a115-dcc2b7c2805f/%5BLI6RK_5-02%5D_%5BTZ_04%5D.swf) |
Урок литературы по теме «А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» «А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летопись и баллада. Автор в произведении» (7 класс) | Список литературы для чтения летом А. С. Пушкин. Эхо. Талисман. Песнь о вещем Олеге. Руслан и Людмила. Метель. Барышня-крестьянка. Сказки | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пушкин А. С. «Песнь о вещем Олеге», «Дубровский», «Выстрел», «Барышня-крестьянка», стихотворения | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Черты истории и славянской древности Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2» Лямбирского муниципального района... | ||
П. П. Ершов «Конёк-горбунок» А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Сказка о попе и работнике... | Конспект урока «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина фио (полностью) Бутько Ольга Николаевна Формы работы учащихся: слушание аудиофрагмента, работа с текстом, ответы на вопросы, выполнение практических заданий, работа с раздаточным... | ||
Название работы Лидер в настоящем и прошлом на примере вещего Олега в «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», показать мастерство Крылова-баснописца в изображении характеров... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сказания о Беовульфе. Сказания о короле Артуре. Песнь о Нибелунгах. Песнь о Роланде | Листопадова Ольга Викторовна Предмет: Информатика Класс: 2 Тема: Последовательность событий Цель: Научить определять последовательность событий, находить и исправлять ошибки в последовательности событий | ||
А. С. Пушкин «Дубровский» обязательно! А. С. Пушкин «Повести Белкина» | Песнь о Нибелунгах и история Бургундского королевства Целью проведенной мною работы стало изучение Бургундского королевства и сказания о Нибелунгах. В своей работе я хотела проанализировать... | ||
Н. В. Гоголь «самый загадочный русский писатель» (Н. А. Бердяев) Почему, закончив трагедию «Борис Годунов», Пушкин был очень доволен своей работой («Ай да Пушкин, ай да сукин сын!) | Конспект урока по истории и литературе Тема : Доблесть героев бессмертна.... Цель урока: Изучение событий русско-французской войны 1812 г и освещение их в литературе XIX века | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Активизировать воображение, фантазии взрослых и детей. Формировать навыки работы над пониманием содержания картины: устанавливать... | Пушкин doc, полное имя файла стало F:\Литература\Поэты\xix\Пушкин... В некотором каталоге хранился файл Пушкин doc. После того как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог... |