Скачать 273.11 Kb.
|
Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности? Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации. Актуальность инновационного обучения состоит в следующем: соответствие концепции гуманизации образования; преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания; использование личностно ориентированного обучения; поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика; соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности. Основными целями инновационного обучения являются: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; формирование личностных качеств учащихся; выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; развитие различных типов мышления; Данными целями определяются и задачи инновационного обучения: оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к обучению; включение учащихся в креативную деятельность; тщательный отбор материала и способов его подачи. В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
г. Тренинговые технологии Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий. Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы. Главный вопрос педагогических технологий заключается в следующем: как получить гарантированный результат? Уровень результативности деятельности напрямую связан с уровнем профессионализма, наивысшим проявлением которого является его технологичность. Можно выделить следующие причины, породившие сегодня пристальный интерес к педагогическим технологиям. Во-первых, необходимость внедрить в педагогику системно-деятельностный подход. Деятельностный подход предусматривает такую технологию, которая строится на дидактическом принципе связи теории с практикой. Знания приобретаются только в процессе деятельности, поэтому важно организовать деятельность учащихся так, чтобы они смогли применять полученные знания. Невостребованные знания, как известно, забываются. Во-вторых, потребность реализовать индивидуализацию образовательного процесса и индивидуально - развивающее обучение. В-третьих, исключить малоэффективные вербальные способы передачи знаний. В-четвертых, мотивировать проектирование технологической цепочки процедур, приемов, форм взаимодействия учителя и учеников, гарантирующих образовательные результаты и снижающих негативные последствия работы низко квалифицированных педагогов. Следует отметить, что сегодня, на мой взгляд, трудно предложить урок, который бы стал исчерпывающим вариантом реализации какой - то одной конкретной технологии, тем более, что преподавание русского языка и литературы – это всегда полилог. Основными принципами инновационного обучения являются: креативность (ориентация на творчество) ; усвоение знаний в системе; нетрадиционные формы уроков; использование наглядности. О принципе наглядности хочется сказать подробнее. При осуществлении инновационного обучения особую роль играет общедидактический принцип наглядности, оказывая влияние на разработку средств обучения. Назначение новой функции наглядности связано с проблемой системности и заключается в вовлечении субъекта деятельности в творческую работу путем создания положительного эмоционального фона, в преобразовании источника получения знаний в средство организации учебной деятельности на качественно новом уровне, позволяющем усваивать знания одновременно с умениями, усваивать добровольно, увлеченно, достаточно самостоятельно. Для разных разделов и этапов обучения разработана инновационная наглядность (своеобразное опредмечивание системы языка), трансформирующаяся по мере надобности из схемы-опоры или опоры учебной картинки в крок, сокращающаяся до компакта, преобразовывающаяся в учебный клип или принимающая вид опорного конспекта. Так, схема-опора - это модель изучаемого языкового материала, изображение его "устройства", главных черт, взаимоотношения частей; применяется на уроке первичного усвоения. Рисунок-опора - учебное средство, основанное на сюжетно-лингвистической образности, используемое и для изучения основ русского языка, и как средство развития речи учащихся на уроках обобщающего и вводного повторения в 5-м классе. При инновационном изучении русского языка с 5-го класса, начиная с 6-го класса, может использоваться на уроках других типов. Такая опорная картинка помогает "зрительно" в системе увидеть содержание материала. В инновационном обучении схемы-опоры и опоры-рисунки применяются для создания проблемной ситуации, в которой начальному моменту мышления помогает введенная в такую наглядность новая информация, новый способ ее подачи или новые условия ее действия. Крок - "послесловие" к уроку первичного усвоения материала, составление схемы маршрута "лингвистического путешествия", проделанного в классе и восстанавливаемого дома по памяти. Это дидактическое средство выполняет мнемоническую функцию, способствуя самостоятельному осознанию и анализу учебного материала с помощью учебной книги. Крок выступает средством развития орфографической зоркости и устной речи. Компакт - производное от опоры сюжетной картинки, ее интерпретация; отображение изучаемой темы на этапе закрепления материала при значительном сокращении опорных сигналов с сохранением главного; графический "мини-портрет" изучаемой темы, обнаруживающий не только знание учеником составляющих пройденного лингвистического материала, а и понимание характера связей и отношений между ними. Лингвистическая визитка - " визитная карточка" изучаемой части речи, например, причастия, с "именем, отчеством, фамилией" (причастие = глагол + прилагательное), "местом работы" (предложение), "занимаемой должностью" (определение, сказуемое), "домашним адресом" (Лингвистическая Вселенная, Морфологическая галактика, Действенно-признаковая орбита) и т.п. Учебный клип - "склеивание" нескольких "кадров" в наглядный лингвистический сюжет, авторская защита которого проходит на уроке творческом зачете. Кадрами клипа могут быть все перечисленные ранее средства обучения и написанные в ходе изучения темы, раздела сочинения-миниатюры, сочинения-лингвистические сказки, а также опорный конспект с дополнениями ученика. Я считаю допустимым называть опорным конспектом словесно-образную, вторичную, индивидуализированную краткую авторскую запись учеником основного содержания темы, изучаемой с применением схемы-опоры или рисунка-опоры, разработанных учителем. Такой опорный конспект - это 1) перенос лингвистического содержания темы в новые "наглядные" условия, дополнение или частичное изменение заданных условий, 2) внимание к орфографическим трудностям, преодолеваемым с помощью знания изученной теории и зафиксированным на опоре, 3) рассказ по ней. И конспект-опора, и учебный клип - своеобразная индивидуализированная информация, основа творческого освоения знаний одновременно с умениями, продукт познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций, результат воображения и продуктивного мышления. А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам. Приёмы и методы инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе: ассоциативный ряд; опорный конспект; ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления); мозговая атака; групповая дискуссия; чтение с остановками и Вопросы Блума; кластеры; синквейн; «Продвинутая лекция» ; эссе; ключевые термины; перепутанные логические цепочки; медиапроекты ; дидактическая игра; лингвистические карты; лингвистическая аллюзия (намек); исследование текста; работа с тестами; нетрадиционные формы домашнего задания. Учёные уже сегодня называют результаты использования технологий, учителю, внимательно изучив предложенные материалы, предстоит сделать выбор:
На своих уроках русского языка и литературы я чаще всего использую технологии проблемного обучения и развития критического мышления. Успешными являются многие приёмы, но мне и детям больше нравятся следующие:
Обязательные компоненты концентрированного обучения: активные формы обучения учащихся (групповая работа, взаимообучение, игра), крупноблочная подача учебного материала, зачетная форма контроля знаний. Впервые элементы данной технологии я применила на уроках развития речи в 5 классе. Чтобы сделать эти уроки эмоциональнее, использовала технологию “погружение” и в более широком смысле: объединяла уроки темой осени. Использовала дидактический материал на осеннюю тему, иллюстрации известных художников, музыкальные произведения; водила детей на прогулку в осенний лес, где школьники наблюдали за окружающей природой, выразительно читали стихи на осеннюю тему. Своеобразный итог этого рабочего дня – подготовка к написанию сочинения – описания пейзажа на осеннюю тематику. А в 6 классе этот приём успешно помогает учащимся при описании зимнего пейзажа на уроках развития речи по теме «Словесное рисование». |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня, вероятно, нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят... | Использование информационных компьютерных технологий на уроках башкирского языка и литературы Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим... | Программа кружка «мечтатель» Любознательный человек всегда задумывался над вопросами, как и когда образовалась наша Земля, из каких веществ состоит, каковы ее... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что такое «современный урок» сегодня? Что он значит для учителя, ученика, родителя? Размышляя над этими вопросами, родилась идея... | Образовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос» Любознательный человек всегда задумывался над вопросами, как и когда образовалась наша Земля, из каких веществ состоит, каковы ее... | ||
Доклад на тему: «Инновационные технологии на уроках трудового обучения» «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»... | Учет особенностей мотивационно-потребностной сферы учащихся как одного... Как сделать урок эффективным? Как донести до наших учеников всё то, что они должны усвоить в рамках программы? Как сделать так, чтобы... | ||
Урок 54 (42). Тема: Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы Я думаю, что урок у нас получится интересным и познавательным а для этого нужно быть очень внимательным и старательным. Итак, мы... | Рабочая программа Элективный курс «Занимательный русский язык» Как повысить интерес предмету? Многие учителя стараются сделать урок содержательным и интересным. Привлекаются разнообразные творческие... | ||
Урок предмет: история Тема: «Пылающий над Волгой Сталинград» Сегодня у нас необычный урок истории. Я не прошу вас достать учебники и открыть тетради. Сегодня у нас урок памяти. Потому, что сегодня... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке много гостей – это мои коллеги – учителя химии. Мы с вами много трудились. Я... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Как сделать урок русского языка интересным, увлекательным? Как привить ученикам любовное, разумное отношение к предмету? | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И. А. Дорогие друзья, уважаемые коллеги! Разрешите вас всех поприветствовать. Добрый день! Я думаю, что сегодня еще мы можем поздравить... | ||
Как сделать урок интересным, запоминающимся? Уроки максимально интересно, а для этого необходимо мысленно поставить себя на место обучаемого и представить себе, каким образом... | Как сделать современным и интересным урок русского языка? Как привлечь к чтению современного школьника, равнодушного к переживаниям Татьяны Лариной, Наташи Ростовой, Пьера Безухова? Как приблизить... |