Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким?





Скачать 273.11 Kb.
НазваниеЯ думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким?
страница1/3
Дата публикации01.07.2014
Размер273.11 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Литература > Вопрос
  1   2   3
Использование инновационных технологий

на уроках русского языка и литературы.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
 соответствие концепции гуманизации образования;
 преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
 использование личностно ориентированного обучения;
 поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
 соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
 развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
 формирование личностных качеств учащихся;
 выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
 развитие различных типов мышления;
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
 оптимизация учебно-воспитательного процесса;
 создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
 выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
 включение учащихся в креативную деятельность;
 тщательный отбор материала и способов его подачи.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:


  1.  Личностно-ориентированные технологии обучения

      1. Технология педагогических мастерских

      2. Технология обучения как учебного исследования

      3. Технология коллективной мыследеятельности (КМД)

      4. Технология эвристического обучения

      5. Метод проектов

      6. Вероятностное образование (А. Лобок)

      7. Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),

      8. "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер),

      9. Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили),

      10. Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин),

      11. Дизайн-педагогика.

  2. Предметно-ориентированные технологии обучения

      1. Технология постановки цели

      2. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)

      3. Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко

      4. Технология концентрированного обучения

      5. Модульное обучение.

  3. Информационные технологии.

      1. ИКТ

      2. Технологии дистанционного обучения

  4. Технологии оценивания достижений учащихся

      1. Технология "Портфолио"

      2. Безотметочное обучение

      3. Рейтинговые технологии

  5. Интерактивные технологии

      1. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

      2. Технология проведения дискуссий

      3. Технология «Дебаты»

г. Тренинговые технологии

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

  Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

К  современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Главный вопрос педагогических технологий заключается в следующем: как получить гарантированный результат? Уровень результативности деятельности напрямую связан с уровнем профессионализма, наивысшим проявлением которого является его технологичность. Можно выделить следующие причины, породившие сегодня пристальный интерес к педагогическим технологиям. 
Во-первых, необходимость внедрить в педагогику системно-деятельностный подход. Деятельностный подход предусматривает такую технологию, которая строится на дидактическом принципе связи теории с практикой. Знания приобретаются только в процессе деятельности, поэтому важно организовать деятельность учащихся так, чтобы они смогли применять полученные знания. Невостребованные знания, как известно, забываются. 

Во-вторых, потребность реализовать индивидуализацию образовательного процесса и индивидуально - развивающее обучение. 
В-третьих, исключить малоэффективные вербальные способы передачи знаний. 
В-четвертых, мотивировать проектирование технологической цепочки процедур, приемов, форм взаимодействия учителя и учеников, гарантирующих образовательные результаты и снижающих негативные последствия работы низко квалифицированных педагогов. 

Следует отметить, что сегодня, на мой взгляд, трудно предложить урок, который бы стал исчерпывающим вариантом реализации какой - то одной конкретной технологии, тем более, что преподавание русского языка и литературы – это всегда полилог.
Основными принципами инновационного обучения являются:
 креативность (ориентация на творчество) ;
 усвоение знаний в системе;
 нетрадиционные формы уроков;
 использование наглядности.
О принципе наглядности хочется сказать подробнее.

При осуществлении инновационного обучения особую роль играет общедидактический принцип наглядности, оказывая влияние на разработку средств обучения. Назначение новой функции наглядности связано с проблемой системности и заключается в вовлечении субъекта деятельности в творческую работу путем создания положительного эмоционального фона, в преобразовании источника получения знаний в средство организации учебной деятельности на качественно новом уровне, позволяющем усваивать знания одновременно с умениями, усваивать добровольно, увлеченно, достаточно самостоятельно.

Для разных разделов и этапов обучения разработана инновационная наглядность (своеобразное опредмечивание системы языка), трансформирующаяся по мере надобности из схемы-опоры или опоры учебной картинки в крок, сокращающаяся до компакта, преобразовывающаяся в учебный клип или принимающая вид опорного конспекта.

Так, схема-опора - это модель изучаемого языкового материала, изображение его "устройства", главных черт, взаимоотношения частей; применяется на уроке первичного усвоения.

Рисунок-опора - учебное средство, основанное на сюжетно-лингвистической образности, используемое и для изучения основ русского языка, и как средство развития речи учащихся на уроках обобщающего и вводного повторения в 5-м классе. При инновационном изучении русского языка с 5-го класса, начиная с 6-го класса, может использоваться на уроках других типов. Такая опорная картинка помогает "зрительно" в системе увидеть содержание материала. В инновационном обучении схемы-опоры и опоры-рисунки применяются для создания проблемной ситуации, в которой начальному моменту мышления помогает введенная в такую наглядность новая информация, новый способ ее подачи или новые условия ее действия.

Крок - "послесловие" к уроку первичного усвоения материала, составление схемы маршрута "лингвистического путешествия", проделанного в классе и восстанавливаемого дома по памяти. Это дидактическое средство выполняет мнемоническую функцию, способствуя самостоятельному осознанию и анализу учебного материала с помощью учебной книги. Крок выступает средством развития орфографической зоркости и устной речи.

Компакт - производное от опоры сюжетной картинки, ее интерпретация; отображение изучаемой темы на этапе закрепления материала при значительном сокращении опорных сигналов с сохранением главного; графический "мини-портрет" изучаемой темы, обнаруживающий не только знание учеником составляющих пройденного лингвистического материала, а и понимание характера связей и отношений между ними.

Лингвистическая визитка - " визитная карточка" изучаемой части речи, например, причастия, с "именем, отчеством, фамилией" (причастие = глагол + прилагательное), "местом работы" (предложение), "занимаемой должностью" (определение, сказуемое), "домашним адресом" (Лингвистическая Вселенная, Морфологическая галактика, Действенно-признаковая орбита) и т.п.

Учебный клип - "склеивание" нескольких "кадров" в наглядный лингвистический сюжет, авторская защита которого проходит на уроке творческом зачете. Кадрами клипа могут быть все перечисленные ранее средства обучения и написанные в ходе изучения темы, раздела сочинения-миниатюры, сочинения-лингвистические сказки, а также опорный конспект с дополнениями ученика.

Я считаю допустимым называть опорным конспектом словесно-образную, вторичную, индивидуализированную краткую авторскую запись учеником основного содержания темы, изучаемой с применением схемы-опоры или рисунка-опоры, разработанных учителем.

Такой опорный конспект - это 1) перенос лингвистического содержания темы в новые "наглядные" условия, дополнение или частичное изменение заданных условий, 2) внимание к орфографическим трудностям, преодолеваемым с помощью знания изученной теории и зафиксированным на опоре, 3) рассказ по ней. И конспект-опора, и учебный клип - своеобразная индивидуализированная информация, основа творческого освоения знаний одновременно с умениями, продукт познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций, результат воображения и продуктивного мышления.
А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам.

Приёмы и методы инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе:
 ассоциативный ряд;

 опорный конспект;

 ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);

 мозговая атака;

 групповая дискуссия;

 чтение с остановками и Вопросы Блума;

 кластеры;

 синквейн;

 «Продвинутая лекция» ;

 эссе;

 ключевые термины;

 перепутанные логические цепочки;

 медиапроекты ;

 дидактическая игра;

 лингвистические карты;

 лингвистическая аллюзия (намек);

 исследование текста;

 работа с тестами;

 нетрадиционные формы домашнего задания.
                     Учёные уже сегодня называют результаты  использования технологий, учителю, внимательно изучив предложенные материалы, предстоит сделать выбор:


Название

Результат использования

Перспективы развития в связи с использованием на уроках

Развивающее обучение

Всестороннее гармоническое развитие личности обучающегося.

Формирование компонентов профильного образования.

Проблемное обучение

Уровневая дифференциация  на основе обязательных результатов.

Отработка образовательных стандартов. Предупреждение неуспеваемости.

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования.

Разноуровневое обучение

 Сильным учащимся предлагаются задания совсем другого уровня, когда с основным составом  повторяем и закрепляем материал

Разработка разноуровневых заданий.

 Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями

Разработка уровневых заданий. Формирование практико – лабораторной базы обучения в соответствии с использованием принципа разноуровнего обучения.

 

Лекционно –семинарско -зачетная система

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования

Повышение качества обученности, мотивация учащегося. 

Развитие исследовательских навыков

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения, познания, поиска  с последующей презентацией результатов своей или совместной работы в виде сообщения, презентации, доклада.

Выступления учащихся.

Защита проектов, в т.ч. межпредметных-«Золотое сечение»

Дебаты

Развитие навыков публичных выступлений

Выступления на уроке- диспуте, уроке- суде и др.

Ролевые, деловые и других обучающие игры

Усиление здоровьесберегающего  аспекта предметного обучения.

Усиление здоровьесберегающего  аспекта предметного обучения. Повышение мотивации обучающихся.

Коллективная система обучения

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Развитие взаимоотвественности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Реализация  потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала.

Формирование малых групп с индивидуальными планами обучения в процессе формирования профилей обучения . Запрос на расширение доступа к Интернету, увеличение библиотечного фонда, электронных ресурсов.



На своих уроках русского языка и литературы я чаще всего использую технологии проблемного обучения и развития критического мышления.

Успешными являются многие приёмы, но мне и детям больше нравятся следующие:


  • Погружение” предлагает длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки “основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами “погружения” повторяются через определенные промежутки времени. Предполагается, что такое построение учебного процесса будет способствовать более глубокому и основательному усвоению знаний.


Обязательные компоненты концентрированного обучения: активные формы обучения учащихся (групповая работа, взаимообучение, игра), крупноблочная подача учебного материала, зачетная форма контроля знаний.
Впервые элементы данной технологии я применила на уроках развития речи в 5 классе. Чтобы сделать эти уроки эмоциональнее, использовала технологию “погружение” и в более широком смысле: объединяла уроки темой осени. Использовала дидактический материал на осеннюю тему, иллюстрации известных художников, музыкальные произведения; водила детей на прогулку в осенний лес, где школьники наблюдали за окружающей природой, выразительно читали стихи на осеннюю тему. Своеобразный итог этого рабочего дня – подготовка к написанию сочинения – описания пейзажа на осеннюю тематику.

А в 6 классе этот приём успешно помогает учащимся при описании зимнего пейзажа на уроках развития речи по теме «Словесное рисование».
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня, вероятно, нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят...
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? iconИспользование информационных компьютерных технологий на уроках башкирского языка и литературы
Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим...
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим...
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? iconПрограмма кружка «мечтатель»
Любознательный человек всегда задумывался над вопросами, как и когда образовалась наша Земля, из каких веществ состоит, каковы ее...
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что такое «современный урок» сегодня? Что он значит для учителя, ученика, родителя? Размышляя над этими вопросами, родилась идея...
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? iconОбразовательная программа естественнонаучной направленности «Человек-Земля-Космос»
Любознательный человек всегда задумывался над вопросами, как и когда образовалась наша Земля, из каких веществ состоит, каковы ее...
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? iconДоклад на тему: «Инновационные технологии на уроках трудового обучения»
«Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»...
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? iconУчет особенностей мотивационно-потребностной сферы учащихся как одного...
Как сделать урок эффективным? Как донести до наших учеников всё то, что они должны усвоить в рамках программы? Как сделать так, чтобы...
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? iconУрок 54 (42). Тема: Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы
Я думаю, что урок у нас получится интересным и познавательным а для этого нужно быть очень внимательным и старательным. Итак, мы...
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? iconРабочая программа Элективный курс «Занимательный русский язык»
Как повысить интерес предмету? Многие учителя стараются сделать урок содержательным и интересным. Привлекаются разнообразные творческие...
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? iconУрок предмет: история Тема: «Пылающий над Волгой Сталинград»
Сегодня у нас необычный урок истории. Я не прошу вас достать учебники и открыть тетради. Сегодня у нас урок памяти. Потому, что сегодня...
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке много гостей – это мои коллеги – учителя химии. Мы с вами много трудились. Я...
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как сделать урок русского языка интересным, увлекательным? Как привить ученикам любовное, разумное отношение к предмету?
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. А. Дорогие друзья, уважаемые коллеги! Разрешите вас всех поприветствовать. Добрый день! Я думаю, что сегодня еще мы можем поздравить...
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? iconКак сделать урок интересным, запоминающимся?
Уроки максимально интересно, а для этого необходимо мысленно поставить себя на место обучаемого и представить себе, каким образом...
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? iconКак сделать современным и интересным урок русского языка?
Как привлечь к чтению современного школьника, равнодушного к переживаниям Татьяны Лариной, Наташи Ростовой, Пьера Безухова? Как приблизить...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск