Согласованно Утверждаю Зам. директора по УР МКОУ Директор МКОУ «Птанская «Птанская средняя общеобразовательная школа» средняя общеобразовательная школа»
___________________Т.Н. Пичушкина ___________________ С.А. Федосов Рабочая программа
на 2013/2014 учебный год
по предмету литература
в ___6___ классе
Учитель: _Сухорукова Л.М._
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования» (М., «Дрофа», 2002 г.), «Программы по литературе для 5-6классов под редакцией Т.Ф. Курдюмовой» (М., «Дрофа», 2002 г.), «Примерной программы по литературе для основной общеобразовательной школы Шанского. Лювова».
Программа Т.Ф. Курдюмовой для 6 класса рассчитана на ___ , по учебному плану школы на изучение литературы в 6 классе отведено 68 часов.
В авторской программе отсутствуют произведения, указанные в «Образовательном минимуме». Данная рабочая программа составлена с учётом из изучения.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Образовательный минимум сод.осн. образов.
Программа по литературе (5-11 класс) составитель Т.Ф. Курдюмова
Рабочая программа
Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для образовательных учебных заведений. (1,2 ч.), М.: «Дрофа», 2011 г.
Методическое пособие «Литература 6 класс – поурочное планирование»
Цели литературного образования в 6 классе.
- способствовать духовному становлению личности;
- формирование нравственных позиций, этетического вкуса;
- овладение мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью;
- формирование представления о литературе как виде искусства;
- формировании потребности в систематическом чтении художественных произведений;
- расширять читательский кругозор. Задачи литературного образования в 6 классе.
- дальнейшее постижение принципов построения курса литературы;
- продолжение знакомства с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров;
- обращение к ученическому творчеству с опорой на прямое подражание герою-подростку;
- воспитание культуры чтения, формирование потребности в чтении;
- наблюдение за разнообразием литературы для юных читателей;
- использование изученной литературы для повышения речевой культуры;
- совершенствование собственной устной и письменной речи;
- ознакомление с теоретическими понятиями, которые способствуют глубокому постижению художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
(68 часов)
Герой художественного произведения. Герой-подросток в мире художественного слова (1 час).
Герой художественного произведения. Герой х. пр. как главное действующее лицо. Подросток-герой художественного произведения. Знаменитые писатели и великие люди в отрочестве.
Далекое прошлое человечества.
А.Н. Островский (2 часа)
«Снегурочка».
А.Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» - «весенняя сказка» по определению автора. Идеальное царство берендеев и юная героиня пьесы в стихах.
Театр, пьеса – сказка в стихах.
Т.К. Уайт (1 час)
«Свеча на ветру»
Король Артур и рыцарь-оруженосец Ланселот. Роль справедливости и красоты в жизни человека.
В.А.Жуковский (2 часа)
«Кубок», «Роланд - оруженосец».
Годы учебы в благородном пансионе. Жуковский – автор баллад. Тематика и герои его баллад. Незабываемый мир детства и отрочества.
С.Т.Аксаков (2 часа)
«Буран», «Детство Багрова внука», «Детские годы».
Читатель – подросток в автобиографическом произведении. Детские годы Багрова внука. Гимназические годы подростка. «Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе 20 века, художественные особенности картины бурана. Человек и стихия в этой зарисовке. Пейзаж и приёмы воспроизведения. Герой литературного произведения как читатель.
И.А. Крылов (3 часа)
«Волк и ягненок», «Квартет».
Школа жизни подростка в баснях Крылова. Два типа поведения подростков. Мораль взаимоотношений сильного и слабого в мире несправедливости, жестокости и наглого обмана в басне. Суровые уроки басен Крылова и их мораль. Мораль в басне.
В.Ф. Одоевский (1 час)
«Отрывки из журнала Маши».
Пёстрые сказки В. Одоевского. Повести, рассказы и другие жанры, объединены в этом сборнике. Сюжет и особенности повествования. Дневник и его автор. Герои дневника. Дневник как жанр художественного произведения.
А.С. Пушкин (4 часа)
«К Чаадаеву», «послание к Юдину», «К сестре», «К Пущину», «Товарищам», «В Сибирь», «Узникам».
А.С. Пушкин. Годы учебы в лицее. Тема юношеской дружбы в ранней лирике. Жанр послания. Годы ссылки. Стремление поэта к свободе. Эпиграмма. Гимн.
М.Ю. Лермонтов (4 часа)
«Утёс», «Казачья колыбельная», «панорама Москвы», «Листок», «Тучи».
Тема одиночества в стихотворениях поэта. Тема красоты, гармонии человека с миром. Раздумья поэта, изгнанного, о своей судьбе. Эпиграммы как жанр. Патриотическая картина родной столицы.
Н.В. Гоголь (3 часа)
«Ночь перед Рождеством».
Знакомство с произведением. Герои повести и их приключения. Главная идея повести. Фантастические эпизоды. Роль природы в развитии действия.
И.С. Тургенев (3 часа + р.р.)
«Бежин луг».
Природа и быт российской лесостепи. Композиция рассказа. Характеристика мальчиков. Портретное описание. Авторская оценка. Проблема отношения человека к природе в рассказе.
И.З. Суриков (1 час)
«В ночном», «На Волге», «Бабушкины сказки».
Суриков и тематика его произведений: быт деревни, народное творчество.
Н. Некрасов (4 часа)
«Школьник», «Крестьянские дети», «Железная дорога».
Тема детства в лирике Некрасова. Тяга к знаниям и упорство как черта характера подростка из народа. Отношение автора к крестьянским детям. Жизнь крестьянских детей, её светлые и темные стороны. Изображение рабского труда бурлаков. Раздумья о судьбе поэта, картины подневольного труда.
Л.Н. Толстой (2 часа)
«Отрочество».
Р.к. Л.Н. Толстой и Ясная Поляна. «Отрочество» как часть автобиографической трилогии. Николенька Иртеньев, его мечты, план формирования взглядов подростка.
А.П. Чехов (5 часов)
«Каникулярные работы институтки Наденьки № », «Мальчики», «Лошадиная фамилия», «Пересолил», «толстый и тонкий».
Юношеские рассказы Чехова. Творческие состязания учеников с ровесницей. Герои- гимназисты. Поступки и характеры. Значение диалога и художественные детали в раскрытии характеров. Смех над унижением и чинопочитанием, малодушием. Комические ситуации в рассказах. Сатира и юмор. Псевдоним. Герой. Сюжет. Поступки героев и характер.
Н.Г. Гарин-Михайлов (2 часа)
«Детство Темы», главы из повести.
Отрочество героя в главах повести «Детство Тёма». Годы учёбы как цепь тяжких испытаний в жизни подростка. Диалог в прозе.
Приключения в нашем чтении.
М. Твен (2 часа)
«Приключения Г.Фина».
Странствия Гека и Джимма по реке Миссисипи. «Приключения»… как 2-я часть автобиографического повествования. Становление и изменение характеров. Природа на страницах повести. Юмор.
Ж.Верн (2 часа)
«Таинственный остров».
«Таинственный остров» - одна из самых популярных «робинзонад». Герои романа. Роль дружбы и дружеской заботы в работе великого фантаста.
О. Уайльд (2 часа)
«Кентервильское приведение».
Рассказы и сказки Уайльда. Рассказ «Кентервильское приведение» как остроумное разоблачение мистических и суеверных мотивов в литературе. Ирония и весёлая пародия на стр. рассказа. Юные герои и их поединок с привидением. Остроумная и доброжелательная концовка. Ирония автора. Виды жанра рассказа. Герой среди героев.
Дж. Лондон (2 часа)
«Любовь к жизни».
Герои, оказавшиеся в чрезвычайной ситуации. Смысл названия произведения. Изображение силы человеческого духа. Победа нравственного начала в человеке в минуты смертельной опасности. Юный читатель 20 века.
М. Энф (1 час)
«Бесконечная книга».
Роль литературы в становлении характеров и взгляда подростка.
Литература 20 века.
А.Т. Аверченко (1 час)
«Смерть африканского охотника».
Смысл заголовка, его роль в произведении. Герой рассказа и его любимые книги. Эпилог. Название произведения и его роль.
А.И. Куприн (2 часа)
«Чудесный доктор».
Рассказ о новогодней ночи и неожиданном спасении семьи Мерцаловых. Герои рассказа. Название рассказа. Святочный рассказ.
К.Г. Паустовский (1 час)
«Повести жизни».
Герои гл. «Гардемарин», «Как выглядит рай», в автобиографической повести. Мастерство пейзажа.
А. Платонов (2 часа)
«Корова».
Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Положительный герой. Тема детства и её значение в рассказе. Идеал доброты, взаимопомощи, жизни для других.
М. Пришвин (3 часа + 1 р.р.)
«Кладовая солнца».
Сказка и быль произведения. Основные герои. Нравственная суть взаимоотношений. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Природа и её участие в судьбе героев. Смысл названия.
Ф.А. Искандер (1 час)
«Чик и Пушкин».
Смысл названия. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркий характер героя. Инсценировка. Герой и автор.
Великая Отечественная война. Лирика и проза.
К.М. Симонов (1 час)
«Сын артиллериста».
Духовная красота отцов и детей. Жизненная основа произведения. Его художественное своеобразие.
Тульские писатели о войне (1 час).
Песни военных лет (1 час).
Родная природа в стихотворения (1 час).
Тема защиты природы в литературе нашего века.
А Катаев (3 часа)
«Сын полка».
Герой – подросток в годы войны. Судьба Вани Солнцева.
Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения данного курса.
Учащиеся должны знать:
- авторов и названия изученных произведений;
- сюжет и героев изученных произведений;
- основные понятия: портрет, характер, автобиографическая проза. Представление о детской и юношеской литературе;
- тексты, рекомендованные для заучивания наизусть.
Учащиеся должны уметь:
- осмысленно читать, понимать и пересказывать текст;
- разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план, самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного;
- выразительно читать художественные, научно-учебные тексты, подробно и выборочно пересказывать текст;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
- создавать устные и письменные сочинения по изученному произведению;
- характеризовать героя изучаемого произведения на основании его поступков и поведения. |