Скачать 244.77 Kb.
|
Балакирев Милий Алексеевич
В 1862 Б. совместно с хоровым дирижёром Г. Я. Ломакиным организует в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки. В 1867—69 был главным дирижёром Русского музыкального общества. Б. способствовал популяризации опер М. И. Глинки: в 1866 дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», в 1867 руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила». Конец 1850-х — 60-е гг. были периодом интенсивной творческой деятельности Б. Сочинения этих лет — «Увертюра на три русские темы» (1858; 2-я ред. 1881), вторая увертюра на три русские темы «1000 лет» (1862, в поздней ред. — симфоническая поэма «Русь», 1887, 1907), чешская увертюра (1867, во 2-й ред. — симфоническая поэма «В Чехии», 1906) и др. — развивают традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской школы» (в частности, опора на подлинную народную песню). В 1866 был опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен. В 70-е гг. Б. уходит из Бесплатной музыкальной школы, перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка. В начале 80-х гг. он вернулся к музыкальной деятельности, но она утратила боевой «шестидесятнический» характер. В 1881—1908 Б. вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу и одновременно (1883—94) состоял директором Придворной певческой капеллы. Центральная тема творчества Б. — тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Б. характерен также интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской). Основная сфера творчества Б. — инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Б. работал преимущественно в области программного симфонизма. Лучший образец симфонической поэмы Б. — «Тамара» (около 1882, по одноименному стихотворению Лермонтова), построенная на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. С именем Б. связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м гг. относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть — в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 написана 2-я симфония. Б. — один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Лучшее из фортепианных произведений Б. — восточная фантазия «Исламей» (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском. Видное место в рус. камерно-вокальной музыке занимают романсы и песни Б. Лит.: Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым, М., 1935; Переписка Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым, в кн.: Римский-Корсаков Н., Литературные произведения и переписка, т. 5, М., 1963; Письма М. А. Балакирева к М. П. Мусоргскому, в кн.: Мусоргский М. П., Письма и документы, М.— Л., 1932; Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским, СПБ. 1912; Киселев Г., М. А. Балакирев, М.—Л., 1938; Кандинский А., Симфонические произведения М. А. Балакирева, М., 1960: М. А. Балакирев. Исследования и статьи, Л., 1961; М. А. Балакирев. Воспоминания и письма, Л., 1962; Балакирев. Летопись жизни и творчества. Сост. А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая, Л., 1967. МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БАЛАКИРЕВ (1837-1910) В историю музыкального искусства Милий Алексеевич Балакирев вошел не только как крупнейший композитор, но и как признанный глава и вождь значительного творческого содружества, за которым с легкой руки музыкального критика Стасова закрепилось наименование "Могучая кучка". Балакирев родился 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде. Еще с детства, проведенного на берегах Волги, полюбил Милий русские народные песни: скорбные бурлацкие, лихие плясовые и лирические протяжные, что пелись на улицах Нижнего в будни и праздники. Первые уроки музыки он получил у матери и старшей сестры. Важными для Балакирева оказались занятия с местным капельмейстером Эйзрихом. Последний не только сообщил ему основные сведения по теории музыки, но и познакомил с местным меценатом Улыбышевым, имевшим великолепную библиотеку. Балакирев смог познакомиться с лучшими образцами классической мировой литературы. К тому же он получил возможность поработать с домашним оркестром Улыбышева и на практике изучить основы инструментовки, получить первоначальные навыки дирижирования. Упорная работа не прошла даром, и к девятнадцати годам Балакирев был уже сложившимся музыкантом, готовым к самостоятельной деятельности. Не без протекции того же Улыбышева Милий перебирается в столицу, где довольно быстро завоевывает известность в музыкальных кругах. Первое же публичное выступление Балакирева 12 февраля 1856 года с сполнением сольной партии в своем Концертном аллегро для фортепьяно с оркестром привлекло всеобщее внимание к молодому дебютанту и вызвало сочувственные отклики в печати. "Балакирев - богатая находка для нашей отечественной музыки", - писал Серов, предсказывая ему самую блестящую будущность. Превосходного пианиста Балакирева приглашают наперебой к себе знатные вельможи, желая украсить свои музыкальные вечера. Однако Милий быстро понял, что роль светского баловня не его роль. Убежденный демократ, он видит свой артистический музыкальный долг в ином служении русской культуре. Пренебрегая блестящей музыкальной карьерой пианиста-виртуоза, Балакирев становится на тернистый путь - путь музыканта-просветителя. Единственным источником существования для него остаются уроки музыки. Они отрывают драгоценное время, но молодой композитор продолжает совершенствоваться. Он создает большое количество произведений, среди которых симфоническая увертюра на тему испанского марша и "Испанская серенада" для фортепьяно. Не забыта любовь к народной песне. Чтобы ближе познакомиться с народной музыкой, Балакирев, совместно с поэтом Щербиной, отправляется летом 1860 года в поездку по Волге. Напетые бурлаками песни составили материал для замечательного сборника, ставшего событием в русской музыке. Подобные творческие поездки композитор совершит и на Кавказ в 1862, 1863 и 1868 годах. Знакомство с величественной природой и колоритным бытом кавказских племен произвели на него глубокое впечатление и нашли позднее яркое отражение в его творчестве. В конце 1861 года была задумана Русская симфония, которую Балакирев решил посвятить тысячелетию Руси. Хотя работа не была закончена, то был значительный шаг в творческом развитии композитора. Вернемся, однако, на несколько лет назад. Зимой 1856 года на небольшом музыкальном вечере состоялось знакомство Балакирева и Глинки. Затем он знакомится с уже достаточно известным композитором Даргомыжским и критиком Стасовым. Глинка вскоре уехал за границу, а знакомство с Даргомыжским и Стасовым перешло в дружбу. Позднее к ним присоединились другие композиторы - Бородин, Римский-Корсаков и Кюи. Они часто собирались вместе, спорили, беседовали, музицировали. Все они страстно любили музыку, особенно русскую, и эта любовь объединила их. Так родилось замечательное содружество талантливых музыкантов, которым суждено было сыграть большую роль в истории русской музыки. Это содружество вскоре получило название "Могучая кучка" или "пятерка" - по количеству участников. Главой кружка стал Милий Алексеевич Балакирев. На встречах подробно разбирались произведения членов кружка. Тут же исправлялись все ошибки, а затем подробно разбирались. И каждый раз, отвергая или утверждая что-либо, Балакирев для подтверждения своей мысли проигрывал наизусть те или иные музыкальные отрывки. Интенсивно и много продолжал писать и сам Балакирев. В те годы он сочиняет музыку к трагедии Шекспира "Король Лир", много романсов, начинает Второй концерт для фортепиано с оркестром. Блестяще протекала и его дирижерская деятельность. Руководя концертами Бесплатной музыкальной школы, бывшей в то время одним из центров музыкального просветительства, Балакирев явился пропагандистом лучших произведений русской музыки, отвергнутых официальной аристократической верхушкой. Выдающийся немецкий композитор Вагнер, будучи в России и услышав в концерте выступление Балакирева, с большой похвалой отозвался о его дирижерском искусстве и добавил, что видит в нем своего будущего русского соперника. Своими выступлениями как дирижер Балакирев много сделал для того, чтобы лучшие произведения мировой классики стали доступны русской публике. И не только русской - для чешской публики он открыл гениальную оперу Глинки "Руслан и Людмила", которой дирижировал в Праге. Под впечатлением этой поездки композитор создал симфоническую поэму "В Чехии", в которой использовал чешские (точнее моравские) мелодии. Вскоре Балакирев становится руководителем концертов Русского музыкального общества - самой влиятельной музыкальной организации в России. И здесь он остался верен себе, пропагандируя в основном русскую музыку. Однако успех демократически настроенного музыканта встревожил влиятельную придворную знать, а Балакирев был отстранен от руководства этими концертами. В 1870-е годы деятельность "Могучей кучки", как творческого объединения друзей-единомышленников, проходила не так интенсивно. Причина крылась не в измене идеалам, как считали некоторые, а в неизбежном творческом взрослении, возмужании членов этого содружества. Сформировавшись как самостоятельные художественные личности, молодые композиторы перестали испытывать необходимость в постоянной опеке Балакирева. Но гордый и самолюбивый Балакирев не мог понять своих питомцев. К тому же начались еще и материальные неурядицы Бесплатной музыкальной школы, вскоре закрывшейся. Балакирев переживал все это очень болезненно. Трагичность ситуации усугубилась смертью его отца, необходимостью взять на себя заботу о младших сестрах. Всё это так удручающе подействовало на композитора, что он вскоре отошел ото всех музыкальных дел и поступил мелким чиновником в одно из правлений железных дорог. Друзья, потрясенные трагедией своего наставника, горячо призывали его вернуться к прежней деятельности. Но Балакирев остался глух к этим дружественным призывам. И когда через много лет он все же вернулся к музыке, к друзьям, это был уже другой человек. При всей строгости вкуса и безупречности отделки в сочинениях Балакирева 1890-1900-х годов порой ощущается налет "красивости". Редки творческие удачи. К лучшим образцам вокальной лирики Балакирева следует отнести романс "Шепот, робкое дыхание" на слова известного стихотворения Фета, написанный им в начале века. Композитор достигает почти импрессионистической тонкости нюансов в передаче поэтического текста. Пожалуй, особое место в новом периоде творчества композитора занимает фортепианная восточная фантазия "Исламей", ставшая одной из вершин всего его творчества. Пьеса была задумана еще на Кавказе в конце шестидесятых годов. Еще раньше, в начале 1860-х годов, Балакиревым были задуманы сразу три симфонии. Уже упоминалось о замысле симфонии "Русь", которую композитор обозначал третьим номером, второй должна была быть программная симфония "Мцыри" по поэме Лермонтова. Ни тот, ни другой замысел не получил осуществления, работа же над Первой симфонией, сохранившей это обозначение в окончательном варианте, растянулась почти на четыре десятилетия и была завершена только во второй половине девяностых годов. Вторая симфония, написанная уже в последние годы жизни композитора (окончена в 1908 году), отличается от эпически монументальной первой преобладанием лирико-созерцательных настроений. Последнее симфоническое произведение Балакирева - Сюита для оркестра - осталось незавершенным и было дописано Ляпуновым уже после смерти автора. Музыка Сюиты носит некоторые черты салонности, характерные для позднего Балакирева. Умер композитор 29 мая 1910 года в Петербурге. Из книги "Сто Великих Композиторов" ПРИДВОРНАЯ ПЕВЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА была организована в начале XVIII века из придворного мужского хора, так называемых "государевых певчих дьяков", переведенных Петром I из Москвы в Петербург и принимавших участие в дворцовых богослужениях. К середине XVIII века состав хора возрос до 100 человек. С 1763 года хор стал именоваться "Придворная певческая капелла". Ее возглавляли русские композиторы и музыкальные деятели: Д. Бортнянский (1796-1825), Ф. Львов (1825-1836), А. Львов (1837-1861), Н. Бахметьев (1861-1863), М. Балакирев (1883-1894), А. Аренский (1895-1901) и др. К. оказала основополагающее влияние на формирование традиций церковного пения в России, на стиль хорового пения а капелла. Ей было предоставлено право издавать и редактировать все хоровые духовные сочинения русских композиторов. В 1839 году при К. были открыты инструментальные классы, работа которых достигла особенно высокого уровня под руководством Н. Римского-Корсакова (помощник управляющего К. в 1883-1894). После 1917 года преобразована в смешанный академический хор.
|
Бунин Иван Алексеевич (1870 – 1953) Иван Алексеевич Бунин родился 23 октября 1870 года (10 октября по старому стилю) в Воронеже, на Дворянской улице. Обнищавшие помещики... | Тематическое планирование уроков музыки 5 класс П. Чайковский «Грустная песенка». М. Глинка «Жаворонок». М. Глинка – М. Балакирев «Жаворонок». Г. Свиридов «Поет зима, аукает» (из... | ||
Авторы : к т. н. Никулин Олег Алексеевич, Новиков Юрий Михайлович,... Авторы: к т н. Никулин Олег Алексеевич, Новиков Юрий Михайлович, Пивник Александр Васильевич, инженер | Абашник Владимир Алексеевич (авторская справка) Примечание: в соответствии с решением комиссии Минздрава РФ название «витамаг-01» изменено на «алмаг-01» | ||
Владимир Алексеевич Орлов Технический переводчик с/на английский язык (фрилансер) Особенности рассмотрения уголовных и гражданских дел в отношении несовершеннолетних | Отчёт муниципального образовательного учреждения «Старотойсинская... Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Перепёлкин Святослав Алексеевич | ||
Таппахов Алексей Алексеевич. Стабилометрическое исследование Научная конференция XVII лаврентьевских чтений, посвященных 75-летию со дня рождения академика В. П. Ларионова | Реферат по истории Моя родословная Автор: Мальцев Дмитрий Алексеевич, ученик 11Б класса моу «Гимназия №9» г. Шадринска Курганской области | ||
Бригадир Юрий Алексеевич: другие произведения. Хроники тестировщика Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 10 «Пожарная безопасность» Канаев Алексей Алексеевич старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинский знаний | ||
Автор савранская О. Л Рецензент: д э н., профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ орешкин Валерий Алексеевич | Протокол №1 от 27 августа 2012г Рецензент: д э н., профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ орешкин Валерий Алексеевич | ||
Программа 511620 «Финансы» Рецензент: д э н., профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ орешкин Валерий Алексеевич | Аннотация к изучению учебной дисциплины Рецензент: д э н., профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ орешкин Валерий Алексеевич | ||
Гагарин, Юрий Алексеевич ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Канаев Алексей Алексеевич старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний |