Пояснительная записка Уроки по теме «Рубежи и пределы»





Скачать 110.08 Kb.
НазваниеПояснительная записка Уроки по теме «Рубежи и пределы»
Дата публикации26.07.2014
Размер110.08 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Департамент образования и науки Костромской области

МОУ Никольская средняя общеобразовательная школа

Межевского Муниципального района Костромской области




На областной

методический конкурс

педагогов

образовательных учреждений

номинация: разработка урока









Урок Истоки в 6 классе

Составитель – Иванова Ольга Валентиновна, учитель предмета

истоки Муниципальное общеобразовательное учреждение

Никольская средняя общеобразовательная школа

Никола

2010

Пояснительная записка
Уроки по теме «Рубежи и пределы» являются составной частью темы «Слово и образ Отечества» в 6 классе и завершают ее.

Развивающий характер уроков позволяет формировать у учащихся представление о рубежах и пределах, духовно-нравственных идеалах русского народа, что будет являться основой для изучения и понимания последующих, довольно объемных, тем курса «Слово и образ малой родины» (11 часов), «Слово и образ времени» (9 часов)

Знакомство с содержанием данной темы должно помочь учащимся сделать ещё один шаг вперед на пути постижения глубинных основ жизни русского народа, осознания своей принадлежности к историческим судьбам Родины, способствовать формированию личности гражданина, готового нести ответственность за настоящее и будущее России.

Применение ИКТ позволяет обеспечить целостное восприятие, осмысление и прочувствование изучаемого материала в сочетании с основными видами активных занятий в 6 классе:

  1. ресурсный круг;

  2. активный выбор;

  3. мнемотехника -

совершенствует умения и навыки, приобретенные ранее.

Место занятия в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану.

Тема урока по учебному плану: Рубежи и пределы.

Номер урока по теме: 9 - 10

Тип урока (по целям): развивающий

Цели: Формирование представления о рубежах и пределах, способствовать восприятию духовно-нравственных идеалов русского народа.

Формирование у учащихся образа России как дома Пресвятой Богородицы.

Задачи:

  • Сформировать представление учащихся о рубежах и пределах

  • Расширить социокультурный опыт учащихся.

  • Развивать коммуникативные и управленческие навыки работы в группе.

  • Развивать умения и навыки учащихся слушать друг друга, проявлять терпимость к иной точке зрения в ходе обсуждения, приходить к единому мнению.

  • Способствовать воспитанию чувства патриотизма и любви к Родине.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, ПК, мультимедиа-презентация на тему «Рубежи и пределы».

Время проведения: 2 учебных часа

1 - й урок – изучение Северных и Западных рубежей

2 - й – изучение Южных и Восточных рубежей

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала

  3. Индивидуальная работа

  4. Работа в четверке

  5. Экспертная оценка работы уч-ся

  6. Подведение итогов урока. Рефлексия

    1. Организационный момент

      • Приветствие

      • Наличие учащихся в классе

Вводное слово учителя

На предыдущих уроках мы знакомились с понятиями Отечество, Святя Русь, Столица, Стольный град Москва, Ядро земли Русской, Северная Фиваида, Поморы и земля Новгородская, Поволжье и Сибирь. Сегодня мы познакомимся с рубежами и пределами нашего Отечества.

    1. Изучение нового материала

Учитель. У России, как и у любого государства, есть свои государственные границы. О них правительство тщательно договаривается с соседями. Границы утверждаются специальными договорами и бдительно охраняются пограничниками обеих сторон.

Из истории нам известно, что государственные границы России изменялись и в различные времена выглядели по-разному. Из-за ни вспыхивали и вспыхивают войны и конфликты.

Исторические рубежи и пределы не закрепляются договорами, они совпадают с представлениями народа о своей родной земле и не всегда совпадают с границами государства.

Материальное процветание России всегда было связано с духовными устремлениями и идеалами русского человека. Они нашли свое отражение в былинах, сказаниях, песнях, литературе и искусстве, передаются из поколения в поколение.

Образы северных рубежей.

(Рассказ сопровождается показом слайдов) Пределы нашего Отечества - от моря до моря. Северным рубежом Отечества много столетий тому назад стало восприниматься Белое море. Оно было естественной преградой для наших предков, продвигавшимся на Север.

Море отделяло свою землю, освященную, от чужой, где обитают инородцы и иноверцы. Север населяли люди, которых звали Поморами (возм. отв детей). Они понимали, что жизнь на краю русской земли требует больших физических и духовных сил.

Холодное и непредсказуемое море представлялось русским людям чужой стихией, опасным пространством. Его нужно было сделать своим, обжитым. Этому содействовало устроение в 15 веке прп-ми Зосимой и Савватием островного Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, а затем другими подвижниками – еще нескольких обителей на берегу. Тем самым море включалось в круг своей православной культуры.

Особый смысл северным рубежам Отечества придавало основание в конце 16 века города Архангельска. Новый русский город носил имя архангела Михаила, которого православные считали покровителем русских князей и воинства. Мужественным и выносливым поморам он придавал новые силы.

Важно и другое – некоторые монастыри Беломорья были не только местом уединения и молитвы, но и мощными крепостями. Рядом с Архангельском также была возведена крепость. Так твердость духа подкреплялась могуществом воинским.

Подобно Соловецкому, духовным воином-богатырем стояли на рубежах Отечества другие православные обители. Среди них с 12 века славен Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, основанный Сергием и Германом. Он расположился на островах Ладожского озера. Сила его была не в мощи и неприступности стен, а в крепости веры и молитвы монастырской братии.

А духовным символом стал образ Тихвинской иконы Божией Матери.

Так произошло чудо – на рубежах Ооечества накапливались удивительная духовная сила, и сюда, в монастыри севергного порубежья, на Соловки и Валаам, шли паломники со всей России. И возвращались просветленные разумом, прозревшие сердцем и окрепшие духом.

Образы восточных рубежей

Восточные рубежи век от века уходили дальше и дальше от центральной России. Когда-то рубежом земли русской мыслился богатый сокровищами Камень (Уральские горы), затем священный Байкал, наконец «земля льда и пламени» - Камчатка.

Озеро Байкал представлялось добравшимся до него людям бескрайним морем, краем земли. Оно действительно является одним из пяти крупнейших озер на Земле, к тому же невероятно глубоким. Холодные воды озера, которые даже в жаркие дни лета не бывают у берега теплее 15о, напоминали переселенцам о студеных морях России. А во время сильных ветров Байкал становился страшной «великой пучиной». Озеро окружено скалистыми берегами и непроходимой тайгой. Оно отличается неповторимой и суровой красотой. Выразительными гранитными берегами, скалистыми островами, вкусной и прозрачной водой.

Действительным краем земли русской суждено было стать Камчатке, земле огнедышащих вулканов, трескучих морозов и бьющих из-под земли гейзеров. Первыми ее увидели в 1648 году мореходы Федота Попова, сподвижники Семена Дежнева.

Русские мореходы и промышленники на дальневосточных рубежах основали поселения, укрепленные города, морские гавани. Среди них было немало мореходов из Тотьмы, Каргополя, Великого Устюга. Отсюда их корабли уходили к островам Тихого океана и далее к берегам Аляски. На Американском континенте в конце 18 века они построили укрепленные остроги, склады, гавани, верфи. Русские монахи-миссионеры строили школы, лечили и просвещали алеутов. Так родилась Русская Америка.

Охота на морского зверя и торговля стали основой хозяйства и определили самые восточные пределы Отечества.

Духовным символом которых стала Казанская икона Божией Матери.

Образ являлся чудотворным со времени своего явления (1579г.), почитание ее связано со страшными временами Смуты начала 17в. Она была послана князю Дмитрию Пожарскому из Казани. Перед решающим сражением за Москву в 1612г. ополченцы держали трехдневный пост и усиленно молились, а 24 октября освободили Москву от польских интервентов. После чего прошли Крестным ходом в Кремль, неся Казанскую икону. У лобного места они были встречены Крестным ходом, вышедшим из Кремля с Владимирской иконой Богородицы.

/Через несколько лет на средства кн. Дмитрия Пожарского на красной площади был воздвигнут Казанский собор, куда и была перенесена Казанская икона Божией Матери, и до сих пор на одной стороне Красной площади Москвы стоит памятник нижегородцу Козьме Минину и кн. Дмитрию Пожарскому, а на другой – Казанский собор/

Образы западных рубежей

В течение многих веков западным Рубежом Отечества признавался лесной, болотистый и озерный Смоленский край. Здесь заканчивалась Русь Великая и начиналась Русь Белая. А за нею лежали земли польские и литовские – мир католический, столетиями чужой и враждебный России. Оттуда не раз приходили на Русь захватчики. Это был рубеж беспокойный, обильно политый кровью.

Один из русских царей не случайно назвал Смоленский край «ожерельем», призванным охранять русскую землю. Почему «ожерельем»? потому, что так называли не только женское украшение, но и накладную часть рыцарских лат, защищавших шею. В боях и поединках стремились всегда нанести удар в шею – своего рода дорогу жизни, соединяющую тело и голову. Именно такой и была знаменитая Смоленская дорога, ведущая от западной границы прямо к «голове» – столице России.

Смоленск стал городом-крепостью, лучшей в России. Она была сооружена в конце 16 века. Руководил строительством русский зодчий Федор Конь. Город окружала стена до 15 метров высотой и длиной 5 км. Возвышались мощные башни. Трижды в самые тяжелые годы для Отечества здесь разворачивались великие битвы – в 1609 - 1611гг., в 1812 и 1941. И каждый раз защитники Смоленска творили чудеса героизма.

Издавна верили и в то, что западные рубежи Отечества находились под духовным покровительством Псково-Печерского монастыря и Смоленской иконы Божией Матери. В монастыре более пяти веков ни на один день не прерывается молитва о «богохранимой стране нашей».

К заступничеству же Смоленской иконы Божией Матери, по преданию являющейся первой чудотворной иконой, прибывшей на Русь из Византии еще в 12 веке, всегда с верой и надеждой прибегали наши предки в дни нашествий. Известно, что накануне Бородинского сражения Богоматерь Смоленскую (так нередко называют этот образ в народе) выносили на поле битвы и перед ней служились молебны.

Образы южных рубежей

Образы южных рубежей отечества в течение веков носили грозное название Дикого Поля. Чем это объяснить? Во-первых, тем, что южнее Оки простирались лесостепные и степные районы – Поле. А во-вторых, тем, что это поле было безлюдным – Диким. В этих плодородных землях с мягким климатом никто не чувствовал себя в безопасности. Дело в том, что южнее Дикого Поля веками обитали воины-степняки, которые совершали набеги, убивали населеннее, грабили, уводили в плен. Поэтому, как бы ни было заманчиво для земледелия Дикое Пполе, оно пустовало.

Государство уже с 15 века старалось включить эти земли в свою территорию и постепенно, отдельными островками стало размещать в Поле сторожевые стрелецкие заставы и небольшие города польской украйны, что означало – расположенные у края, на окраине поля. Стремились сюда смелые люди, пробовали селиться военными общинами. Знали: один в Поле не воин.

Так, в этих порубежных землях на берегах Дона и Волги, а затем и по Днепру, Яику (река Урал) стало формироваться вольное казачество.

У казаков сложился свой яркий уклад жизни. Он отличался от принятого в России. Они сами избирали своих атаманов, бесплатно пользовались угодьями, не платили налогов. Казак с детства приучался военному делу, был прекрасным наездником, владел оружием, воспитывал в себе выносливость и дисциплину. Великое войско Донское, Войско Запорожское и другие казачьи округа были надежным щитом Отечества.

На южных рубежах долгое время не было четко очерченной государственной границы. Казаки беспрепятственно вступали в общение с порубежными народами: татарами, турками, горцами, башкирами и др. нередко брали в жены их девушек. Даже во внешнем облике казаков могли проступать черты этих народов. Заимствовались некоторые обычаи, детали одежды, например, такие как у татар широкие шаровары, папахи, бурки и газыри – как у горцев. Но самое главное – язык, вера и присяга – неразрывно связывало их с отечеством, с Россией.

Духовной покровительницей южных рубежей стала Корсунская икона Божией Матери.

Когда-то Корсунская икона Божией Матери была принесена на нашу Русскую Землю благочестивой супругою князя Димитрия Донского святой Ефросинией.

    1. Индивидуальная работа

Учащимся предлагается прочитать тексты и определить, о каких рубежах и пределах нашего Отечества рассказывается в каждом из них. Учащиеся работают с текстом в рабочей тетради стр.33-34 самостоятельно. На индивидуальный этап отводится 7 минут.

    1. Работа в четверке

В ходе работы в четверке учащиеся учатся слушать друг друга, приходить к единому мнению, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Учащиеся высказывают свое решение и приходят к единому мнению. На работу в группе отводится 10 минут

    1. Экспертная оценка

Заслушивается выступление одного делегированного учащегося из четверки. Остальные учащиеся делают дополнения, пояснения. Учитель выступает в качестве эксперта, оглашает правильный ответ, дает оценку работы групп.

    1. Подведение итогов урока

  • Рефлексия

  • Какой из текстов вам показался самым интересным? Почему?

  • Какие умения и навыки работы в группе вы смогли приобрести?

Заключительное слово учителя:

Вот вы и познакомились с рубежами и пределами нашего Отечества. Особенностями его краев и земель.

Какие священные образы являются общими для всех рубежей? (возможен ответ учащихся)

Это образ воина-заступника Дмитрия Донского, Александра Невского, Михаила Илларионовича Кутузова.

Молитвенника и мудреца Сергия Радонежского (основателя Троице-Сергиевой Лавры, ставшей центром духовности России), Зосимы и Савватия Соловецких (основателей Соловецкого монастыря, ставшего символом крепости духа и силы православной веры), Сергия и Германа (основателей Валаамского монастыря, ставшего символом крепости веры и молитвы Валаамской братии).

Города-крепости, встающего преградой на пути врага, вторгшегося на территорию государства, (Вологда, Архангельск, Смоленск, Нижний Новгород, Псков, Тула).

А какой священный образ объединяет рубежи и пределы нашего Отечества? (ответ уч-ся). Священный Образ Пресвятой Богородицы заступницы-охранительницы.

Посмотрите внимательно на слайд. Как вы считаете, правильным ли будет выражение Россия - Домом Пресвятой Богородицы?


Приложения
CD-R диск с презентацией «Рубежи и пределы» и разработкой урока

Список литературы

  1. Ресурсы сети Интернет сайты администраций Архангельской области, Смоленской области

  2. Материалы Википедии – свободной энциклопедии

  3. Школьная энциклопедия Русика том История России 9-17вв./М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.-784с.,ил./

  4. Школьная энциклопедия Русика том История России 18-19вв./М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.-736с.,ил./




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Уроки по теме «Рубежи и пределы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения...
Пояснительная записка Уроки по теме «Рубежи и пределы» iconРеферат по теме профессиональная этика журналиста «Пределы вторжения в частную жизнь»

Пояснительная записка Уроки по теме «Рубежи и пределы» iconУроки? Урок является заключительным по теме «Работа и мощность электрического тока»
Каково место данного урока в теме? Как этот урока связан с предыдущими уроками, как он работает на последующие уроки?
Пояснительная записка Уроки по теме «Рубежи и пределы» iconУроки по теме «Здоровые дети в здоровой семье»
Ш №19 были проведены открытые уроки по теме «Здоровые дети – в здоровой семье». На открытые уроки были приглашены бывший учитель...
Пояснительная записка Уроки по теме «Рубежи и пределы» icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Уроки по теме «Рубежи и пределы» iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка Уроки по теме «Рубежи и пределы» iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка Уроки по теме «Рубежи и пределы» iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Пояснительная записка Уроки по теме «Рубежи и пределы» iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Пояснительная записка Уроки по теме «Рубежи и пределы» iconЛитература 6 класс пояснительная записка
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Пояснительная записка Уроки по теме «Рубежи и пределы» iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Пояснительная записка Уроки по теме «Рубежи и пределы» iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка Уроки по теме «Рубежи и пределы» iconПояснительная записка
Название материала: урок с сопровождением презентации по теме Владимир Федорович Одоевский. Сказка «Городок в табакерке»
Пояснительная записка Уроки по теме «Рубежи и пределы» iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Пояснительная записка Уроки по теме «Рубежи и пределы» iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка Уроки по теме «Рубежи и пределы» iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск