Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой





НазваниеТворчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой
страница1/5
Дата публикации29.07.2014
Размер0.68 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5
Р.Усманов.

Джордж Гордон Байрон_
(1788-1824)


Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой

литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой

романтизма. Возникшее в Западной Европе в конце XVIII - начале XIX века

новое направление в искусстве было реакцией на Французскую революцию и

связанное с нею просветительство.

Неудовлетворенность результатами Французской революции, усиление

политической реакции в странах Европы вслед за ней оказались подходящей

почвой для развития романтизма. Среди романтиков одни призывали общество

вернуться к прежнему патриархальному быту, к средневековью и, отказываясь от

решения насущных проблем современности, уходили в мир религиозной мистики;

другие выражали интересы демократических и революционных масс, призывая

продолжить дело Французской революции и воплотить в жизнь идеи свободы,

равенства и братства. Пламенный защитник национально-освободительного

движения народов, обличитель тирании и политики захватнических войн, Байрон

стал одним из ведущих зачинателей прогрессивного направления в романтизме.

Новаторский дух поэзии Байрона, его художественный метод романтика нового

типа был подхвачен и развит последующими поколениями поэтов и писателей

разных национальных литератур.

Выступления Байрона, осуждающие колониальную политику английского

правительства, подавление свободы и принятие жестоких законов, направленных

против трудового народа Великобритании, вызвали ненависть правящих кругов

Англии. Эту ненависть к Байрону французский писатель Стендаль, современник

поэта, определил как "ненависть политическую" {Стендаль. Собр. соч. в 15 тт.

М., "Правда". 1959, т, 7. с. 297}. Враждебная кампания против поэта,

начавшаяся в 1816 году, вынудила его навсегда покинуть родину. В изгнании

Байрон принял активное участие в движении итальянских карбонариев и

греческих повстанцев за независимость Италии и Греции.

И как поэт и как борец за свободу Байрон был "властителем дум" для

своего времени, но и в дальнейшем его творчество продолжало оставаться

актуальным. Энгельс, отмечая рост популярности среди трудящихся Англии двух

революционных поэтов - Шелли и Байрона, - писал: "...гениальный пророк Шелли

и Байрон со своей страстностью и горькой сатирой на современное общество

имеют больше всего читателей среди рабочих; буржуа держит у себя только так

называемые "семейные издания", выхолощенные и приспособленные к современной

лицемерной морали" {Маркс и Ф. Энгельс. Об искусстве, М., "Искусство."

1957,т. I, с. 233.}.

Прошло свыше полутора веков со дня смерти Байрона, но интерес к его

личности и к его творчеству по-прежнему велик, и вокруг его имени до сих пор

бушуют страсти и ведутся споры. Наряду с объективной оценкой его творчества,

с изучением его в комплексе всех проблем, исторических и эстетических, в

литературе о Байроне имеются работы, в которых некоторые зарубежные

литературоведы пытаются рассматривать творчество поэта лишь как иллюстрацию

к его биографии и в каждом его произведении видят намеки на те или иные

факты его личной жизни.

В основу советского байроноведения легли традиции передовой русской

критики, начало которой дали Пушкин и декабристы, критики, получившей

развитие в трудах революционных демократов, в особенности Белинского.

Пушкин назвал Байрона гением и новизну его поэзии воспел во многих

своих произведениях. Личность Байрона, его характер великий русский поэт

сравнил со стихией моря:
Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем неукротим...

("К морю")
В своих записях, набросках Статей, высказываниях о Байроне Пушкин

показал не только его сильные стороны, но и слабости и противоречия как

романтика.

Большое признание снискал Байрон среди декабристов, для которых он был

примером служения делу свободы. Декабристы переводили его произведения,

посвящали ему стихи и поэмы и первыми в мире высоко оценили пафос

революционности в творчестве Байрона.

Таким образом, уже при жизни Байрона Пушкин и декабристы взяли на себя

нелегкую в царской России миссию защиты свободолюбивых идей его поэзии,

бросив тем самым вызов реакции, царской цензуре, которая заявила, что

"безбожное влияние байроновского разума, изуродованного свободомыслием,

оставляющее неизгладимый след в умах молодежи, не может быть терпимо

правительством" {Цит. по ст.: С. Машинский. Драматургия Байрона и гуманизм.

- "Театр", 1938, э 1, с. 58}.

Глубокую оценку общественно-исторического значения творчества Байрона

дал в русской критике В. Г. Белинский. Ко времени Белинского в ряде стран,

но более всего на родине поэта, появилось довольно значительное число

развернутых статей, воспоминаний и книг о Байроне. Белинский начал полемику

с авторами, которые прямолинейно судили о творчестве поэта, рассматривая его

особенности как результат случайного стечения обстоятельств его жизни и

своеобычности его характера. "Видите ли, - говорят они: - он был несчастен в

жизни, и оттого меланхолия составляет отличительный характер его

произведений", - писал Белинский. - Коротко и ясно! Этак легко можно

объяснить и мрачный характер поэзии Байрона: критика будет и недолга и

удовлетворительна. Но что Байрон был несчастен в жизни - это уже старая

новость: вопрос в том, отчего этот одаренный дивными силами дух был обречен

несчастию? Эмпирические критики и тут не задумаются: раздражительный

характер, ипохондрия, - скажут одни из них, - и расстройство пищеварения,

прибавят, пожалуй, другие, добродушно не догадываясь в низменной простоте

своих гастрических воззрений, что подобные малые причины не могут иметь

своим результатом такие великие явления, как поэзия Байрона" {В. Г.

Белинский. ПСС, М, Изд-во АН СССР, 1955, т. 6, сс. 585-586.}.

Определяя место Байрона в мировой литературе, Белинский указывал, что

"всякий великий поэт потому велик, что корни его страдания и блаженства

глубоко вросли в почву общественности и истории, что он, следовательно, есть

орган и представитель общества, времени, человечества" {Там же, с, 586.}.

Поэты России, начиная с Пушкина и Лермонтова, открыли русскому читателю

духовный мир английского поэта, и благодаря им в течение всего XIX и начала

XX века вольнолюбивая поэзия Байрона распространилась по всей стране, она

пришла и к другим народам России. Один из зачинателей советской поэзии в

своей родной литературе, Хади Такташ, писал: "Во мне душа Байрона..."

В годы Советской власти творчество Байрона получило всенародное

признание.

Сегодня, когда народы разных континентов борются за свою независимость,

идеологи современной мировой реакции пытаются опорочить наследие Байрона,

приписывая ему то, что чуждо духу и сути творчества великого поэта. Но

наследие Байрона в надежных руках прогрессивного человечества, ибо он всегда

оставался верным своим словам:
И вечно буду я войну вести

Словами - а случится, и делами! -

С врагами мысли. Мне не по пути

С тиранами ........

("Дон-Жуан", IX, 24)
Джордж Гордон Байрон родился в Лондоне 22 января 1788 года. Как со

стороны отца, Джона Байрона, так и со стороны матери, урожденной Кэтрин

Гордон, Байрон происходил из высшей аристократии Великобритании, английской

и шотландской. Но детство поэта проходило в условиях крайней бедности. Отец

Байрона, блестящий гвардейский офицер, так широко и расточительно жил, что

за короткий срок растратил состояние двух богатых наследниц - первой своей

жены и второй - матери Байрона.

Джон Байрон женился на Кэтрин Гордон будучи вдовцом. От первого брака у

него была дочь Августа, которая воспитывалась у своей бабушки, и ее дружба

со сводным братом Джорджем началась лишь в 1804 году.

Родители Байрона разошлись вскоре после его рождения. Отец уехал во

Францию и там умер, поэтому отца своего поэт представлял только по рассказам

близких к нему людей, но к памяти его относился почтительно. "Мы с Августой

всегда любили память нашего отца так же, как и друг друга... Если он

растратил свое состояние, это касается одних лишь нас, его наследников, и

если мы его не упрекаем, кто же еще имеет на это право?" {Байрон. Дневники.

Письма. М., Изд-во АН СССР, 1963, с. 311. (Последующие ссылки на это издание

даются в сокращении: Дневники, Письма.)} - писал Байрон в июле 1823 года в

письме по поводу своей биографии, опубликованной во Франции.

Раннее детство поэта прошло в Шотландии. Он горячо полюбил горную

страну, природа которой была столь своеобразна, а история так богата

событиями, что картины Шотландии даже после того, как Байрон покинул ее,

часто возникали перед его глазами.

До десяти лет Байрон жил с матерью в шотландском городе Эбердине, где

начал учиться, когда ему не было и пяти лет.

"Едва выучившись читать, я пристрастился к истории," {Дневники. Письма,

с. 237.} - пишет поэт. О своих эбердинских наставниках, которые менялись

один за другим, Байрон рассказывал с добрым юмором: "Свой почерк, который я

сам едва разбираю, я приобрел под руководством мистера Дункана... Ему не

приходилось особенно гордиться моими успехами. И все же тогда я писал много

лучше, чем когда-либо потом" {Там же.}.

В Эбердине Байрон поступает в так называемую Грамматическую школу, в

которой было пять классов. Когда Байрон окончил третий, пришло известие из

Англии, что умер его двоюродный дед. "Мальчику из Эбердина", как называл его

умерший дед Уильям Байрон, переходили по наследству титул лорда и родовое

поместье Байронов - Ньюстедское аббатство, находившееся в Ноттингемском

графстве. Поместье и замок были запущены, денег для их восстановления не

было (от деда остались одни долги), и мать Байрона вскоре сдала Ньюстедское

аббатство в аренду, а сама с сыном поселилась неподалеку от Ньюстеда, в

Саутвелле.

Изменения, происшедшие в судьбе юного Байрона, вызвали в нем

противоречивые чувства, и несколько позднее в своих стихах он раскрыл их.

Ньюстед с его прошлым пробуждал в нем интерес к истории страны, к предкам,

принимавшим участие в знаменитых сражениях. В его ранних стихах, посвященных

Ньюстедскому аббатству, слышится гордость, что он, Байрон, потомок

прославленного древнего рода, чьи сыновья верно служили своей родине, ему

хочется достойно продолжить их дела.
Он, как вы, будет жить и погибнет, как воин,

И посмертная слава его осенит.

("При отъезде из Ньюстедского аббатства")
И в то же время юношу тяготит новый для него образ жизни среди

титулованных особ, являвшихся рабами условностей:
Судьба! возьми назад свои щедроты

И титул, что в веках звучит!

Жить меж рабов - мне нет охоты,

Их руки пожимать мне стыд!

("Хочу я быть ребенком вольным...")
Детство и отрочество поэта были омрачены не только нуждой, от которой

более всего страдала его мать, прилагавшая большие усилия, чтобы найти

средства для воспитания сына в соответствии с его аристократическим

происхождением, но еще и тем, что от рождения он был хромым. Приспособления,

которые придумывали доктора для исправления хромоты, приносили ему мучения,

а хромота все равно оставалась... и осталась на всю жизнь. Мать Байрона,

обладавшая неуравновешенным характером, порой в пылу ссоры упрекала сына

физическим недостатком, и это было, вероятно, особенно тяжело для него, во

всяком случае, эти сцены оставили глубокий след в его памяти.

В 1801 году Байрон поступил в школу закрытого типа, в Харроу, где

обучались дети знатных и богатых семей. Их готовили к карьере политиков и

дипломатов, к парламентской деятельности. Так, в одном классе с Байроном

учился Роберт Пиль (1788-1850), ставший впоследствии министром внутренних

дел, а затем и премьер-министром Англии.

В Харроу Байрон попал в атмосферу религиозного ханжества, угодничества

перед власть имущими, которая создавалась и поддерживалась в школе всем ее

статутом. Многое в школе приводило Байрона в сильное негодование, его

возмущали ложь и несправедливость, царившие там, и это в самой

непосредственной форме запечатлено в его письмах из Харроу. Он не раз просит

миссис Байрон взять его из школы.

В одном из писем Байрон с горечью пишет матери, что наставники часто

говорят ему о его бедности: "...меня клеймят без причины, и я презираю все

злобные потуги его (ректора. - Р. У.) и его брата. Его брат Мартин...

постоянно напоминает мне о моих стесненных обстоятельствах... это делается,

быть может, с хорошими намерениями, но в весьма неприятной форме...

Я могу пробить себе дорогу в мире, и я это сделаю или погибну. Многие

начинали жизнь ни с чем, а кончали великими людьми. Неужели я, обладая

достаточным, пусть и небольшим, состоянием, стану бездействовать? Нет, я

пробью себе дорогу к Вершинам Славы, но только не бесчестьем..." {Дневники.

Письма, с. 9.}. "Пустяком" считает Байрон насмешки над его бедностью по

сравнению с беспричинными оскорблениями, наносимыми ему его наставниками.

Юный Байрон не понимал, что наставников раздражало не только то, что он

выделялся на фоне общей массы учащихся необычайной широтой знаний, но и его

нетерпимость ко всякой несправедливости, готовность сразу же встать на

сторону беззащитного и защищать последовательно и до конца. Байрон

притягивал внимание учеников, к нему тянулись, добивались дружбы с ним.

Благодаря сердечным отношениям с товарищами у Байрона в Харроу были светлые

и радостные дни. Вспоминая об этом, он пишет: "Школьная дружба была для меня

страстью" {Дневники. Письма, с. 271.}.

В 1803 году, во время каникул, пятнадцатилетний Байрон встретился с

Мэри Чаворт, которая вызвала в нем большое и сильное чувство. Байрон тогда

не мог предвидеть, сколь глубокой окажется его любовь. За несколько месяцев

до своей смерти в одном из писем он писал: "...я в ранней юности сильно

полюбил внучатую племянницу... мистера Чаворта... и одно время казалось, что

обе семьи примирятся благодаря нашему союзу (дед поэта убил на дуэли одного

из Чавортов. - Р. У.). Она была старше меня двумя годами, и мы в юности

много времени проводили вместе. Она вышла замуж за человека из старинной и

почтенной семьи, но брак ее оказался несчастливым, как и мой" {Там же. cc.

311-312.}. Байрон посвятил Мэри Чаворт целый ряд стихотворений, но особенно

волнующе он передал свое страдание и любовь к ней в поэме "Сон", написанной

в 1816 году.

В 1805 году Байрон поступает в Кембриджский университет. У него
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой iconЛичность и творчество М. Ю. Лермонтова в контексте XXI века
В 2014 году Россия будет отмечать 200-летие со дня рождения своего великого сына – М. Ю. Лермонтова. Это не только знаменательная...
Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой iconК ласс: 9 Зачёт №1 «Творчество А. С. Пушкина» Список произведений
Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние....
Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой iconВикторина по сказкам А. С. Пушкина. Цель урока: продолжить знакомство...
Цель урока: продолжить знакомство с творчеством великого русского писателя и поэта А. С. Пушкина
Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой iconПлан-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой iconКонспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой iconРеферат На тему: Жизнь и творчество М. К. Акмуллы
Творчество башкирского поэта Акмуллы, созданная им поэтическая школа оказали значительное влияние и на развитие казахской, татарской...
Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой icon"Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости",...
Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости, — писал Пушкин. Я полностью согласна с мнением великого поэта...
Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой iconВеликая монгольская империя – мировая супердержава средневековья
Для многих и по сей день остается загадкой, как так случилось, что маленькое, никому не известное племя перевернуло всю мировую историю...
Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой iconИсследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях...
Мкоу «Мисковская средняя общеобразовательная школа» Костромского муниципального района Костромской области
Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня, 26 апреля 2011 года, день рождения великого сына татарского народа, поэта Габдуллы Тукая
Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Хиросиму. 26 апреля 1986 г вошло в историю как день самой масштабной техногенной аварии современности. По прогнозам ученых, ее последствия...
Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой icon«Я с детства приникал к словесным родникам…»
Суюмбаем и Кунбалой, Асетом и Рысжаном, Биржаном и Сарой, записанные его отцом Жансугуром Берсугуровым. Все это навсегда вошло в...
Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках чтения и литературы. Творчество Крылова постоянно...
Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой iconТема. События периода Великого поста Цели урока
Великом посте как «пути к Пасхе»; рассказать о понятиях «поста духовного» и «поста телесного»; познакомить детей с седмицами Великого...
Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой iconУм «цор в разработке интегрированного урока литературы (творчество...
...
Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой iconГрафик проведения методического фестиваля мобу сош №33 в феврале 2012 года
Литературная гостиная «А. К. Толстой. Своеобразие художественного мира поэта. (Личность. Судьба. Творчество)»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск