Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красноярская основная общеобразовательная школа»
Чистопольского муниципального района РТ
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО зам. директора и введено в действие
протокол № ______ «__»_______ 2011г. приказ № ___
от «___» _______2011г. ______ М.М.Глухова от «___» _________ 2011г.
_______ М.Ю.Романова _________ В.Г.Архипов
Рабочая программа
по музыке
для 5 класса
Составитель: учитель начальных классов
Архипова Лариса Николаевна
2010-2011 учебный год
Пояснительная записка Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.
Тема первого полугодия: « Музыка и литература» развивается по двум направлениям: I четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»; II четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». Важной линией реализации темы «Музыка и литература» является выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы, взаимодействие музыки и литературы раскрывается преимущественно на образцах вокальной музыки (жанры – песня, опера, романс).
Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» развивается по двум направлениям: III четверть Тема «Можем ли мы увидеть музыку»; IV четверть Тема «Можем ли мы услышать живопись». Реализация темы «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
3-го издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год);
утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 5 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 5 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Данная рабочая программа рассчитана на 35 час.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Основные содержательные линии:
обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;
усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;
воспитание слушательской и исполнительской культуры
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса.
В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного стандарта 2004 года в программу учебного курса «Музыка» в 5 классе добавлены следующие содержательные аспекты и темы:
специфика средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
музыка в театре, в кино, на телевидении;
жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);
стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.
В связи в освоением новых содержательных аспектов и тем значительно обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:
фольклор в музыке русских композиторов (произведения Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского);
духовная музыка (произведения Д. Бортнянского, И.С.Баха, С.В. Рахманинова, П. И. Чайковского);
старинная музыка (Франческо да Милано, Д. Готье);
современная музыка (В.Гаврилин, А. Шнитке)
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод создания «композиций»;
метод игры.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты
Характеристика учащихся 5 класса.
В данном классе 3 ученика. Качество знаний составляет 100 %. Успеваемость 100%. Все ученики обучаются на «5» и «4». Тематика содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента.
Тематика содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента согласовано с темами, предусмотренными стандартом по основному образованию. Учащиеся смогут научиться представлять свою страну при знакомстве с великими композиторами нашей страны, республики , сообщая сведения о ее национальных традициях.
№ урока
| Тема
| Объем часов
| 6
| Музыка моего народа
| 15 мин
| 14
| Любимые песни наших бабушек
| 15 мин
| 27
| Пасхальные песни
| 15 мин
| 28
| ВОВ и музыка
| 20 мин
| 33
| Мы рисуем музыку
| 15 мин
|
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Знать/понимать:
специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.;
жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);
знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
Уметь:
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.
Учебное оборудование для реализации программы включает в себя комплект детских музыкальных инструментов, технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей), проигрыватель, музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – таблицы (нотные примеры; формы построения музыки; средства музыкальной выразительности; нотный и поэтический текст Гимна России; портреты композиторов).
Приложение к рабочей программе может включать в себя:
Дидактическое обеспечение для промежуточного контроля.
Дидактическое приложение итогового контроля.
Перечень тем рефератов, проектов и т.д.
Разработки нестандартных форм уроков с применением интерактивных методов обучения.
Календарно -тематическое планирование Тема I полугодия «Музыка и литература»
№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Вид деятельности
| Вид контроля, измеритель
| Планируемый результат, освоение материала
| Дом. задание
| Дата по плану
| Дата по факту
|
| I четверть«Что стало бы с музыкой,
если бы не было литературы»
| 9 час.
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Взаимодействие музыки и литературы
в песенном жанре. Вокальная музыка без слов.
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, сам.работа
| Знать о вокальной музыке. Уметь определять жанр произведения
| Учить слова песни
|
|
| 2.
| Инструментальные песни
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, прак.работа
| Знать инструментальные песни.
| Учить записи в тет.
|
|
| 3.
| «Вторая жизнь» песни в инструментальной музыке
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, сам.работа
| Уметь исполнять инструментальные песни
| Учить записи в тет.
|
|
| 4.
| Жанр кантаты
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, прак.работа
| Знать о жанре кантаты
| Знать понятия
|
|
| 5.-6.
| Жанр оперы
| 2 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, сам.работа
| Знать о жанре оперы
| Повторить записи в тет.
|
|
| 7.
| Литературная основа в балете
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, прак.работа
| Знать о балете
| Учить понятия в тет.
|
|
| 8.
| Воплощение литературного сюжета в балете
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, сам.работа
| Уметь определять сюжет в балете
| Знать записи в тет.
|
|
| 9.
| Обобщающий урок по теме «Музыка и литература»
| 1 ч.
| Обобщающий урок по теме
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, прак.работа
| Знать основные понятия
|
|
|
|
| II четверть «Что стало бы с литературой,
если бы не было музыки»
| 7 час.
|
|
|
|
|
|
|
| 10.
| Музыка в сказке
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, сам.работа
| Знать муз.произведения в сказке
| Знать записи в тет.
|
|
| 11.
| Музыка в басне
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, прак.работа
| Знать муз.произведения в басне
| Учить записи в тет.
|
|
| 12.-13.
| Музыка в рассказах
| 2 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, сам.работа
| Знать муз.произведения в рассказах
| Учить записи в тет.
|
|
| 14.
| Музыка в фильме и мультфильме
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, прак.работа
| Знать муз.произведения в фильмах и мультфильмах
| Учить записи в тет.
|
|
| 15.
| Образы духовной музыки
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, сам.работа
| Знать образы дух.музыки
| Учить записи в тет.
|
|
| 16.
| Обобщающий урок по теме «Музыка и литература»
| 1 ч.
| Обобщающий урок по теме
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, прак.работа
|
|
|
|
|
| Итого:
| 16ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема II полугодия «Музыка и изобразительное искусство»
№
урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Вид деятельности
| Вид контроля, измеритель
| Планируемый результат, освоение материала
| Дом. задание
| Дата по плану
| Дата по факту
|
| III четверть «Можем ли мы увидеть музыку»
| 10 час.
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Отражение в музыке истории России
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, сам.работа
| Знать гимн России
| Знать гимн России
|
|
| 2.
| Образы богатырей в музыке и живописи
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, прак.работа
| Знать основные образы богатырей в музыке. Уметь сравнивать их в музыке и живописи
| Учить записи в тет.
|
|
| 3.
| Героическая тема в музыке
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, сам.работа
| Знать произведения о героических людях
| Учить записи в тет.
|
|
| 4.
| Музыкальные портреты
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, прак.работа
| Уметь изображать муз.портреты
| Учить записи в тет.
|
|
| 5.
| Портреты музыкантов
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, сам.работа
| Уметь изображать портреты музыкантов
| Нарисовать портрет
|
|
| 6.
| Музыкальный портрет мамы
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, прак.работа
| Уметь изображать муз.портрет мамы
| Нарисовать портрет
|
|
| 7.-8.
| Пейзаж в музыке и живописи
| 2 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, сам.работа
| Уметь изображать муз.пейзаж
| Учить записи в тет.
|
|
| 9.
| Тема войны и мира в музыке
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, прак.работа
| Знать муз.произведения о ВОВ
| Учить слова песни
|
|
| 10.
| Обобщающий урок по теме «Музыка и изобразительное искусство»
| 1 ч.
| Обобщающий урок по теме
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, сам.работа
|
|
|
|
|
| IVчетверть «Можем ли мы услышать живопись»
| 8 час.
|
|
|
|
|
|
|
| 11.
| Звучащие картины
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, сам.работа
| Уметь изображать муз. картины
| Учить записи в тет.
|
|
| 12.
| Тема гражданской войны в музыке и живописи
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, прак.работа
| Знать муз.произведения о гражданской войне
| Учить слова песни
|
|
| 13.
| Образы ночи в музыке и живописи
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, сам.работа
| Уметь изображать образ ночи в муз.произведении
| Учить записи в тет.
|
|
| 14.
| Вечерняя музыка
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, прак.работа
| Уметь изображать вечер в муз.произведении
| Учить записи в тет.
|
|
| 15.
| Картины праздника в музыке и живописи
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, сам.работа
| Уметь изображать праздник с помощью муз.произведения
| Учить записи в тет.
|
|
| 16.
| «Картинки с выставки»
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, прак.работа
|
| Учить записи в тет.
|
|
| 17.
| Мы рисуем музыку
| 1 ч.
| Изучение нов.мат-ла
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, сам.работа
| Уметь изображать музыку в живописи
| Нарисовать рисунок
|
|
| 18-19.
| Обобщающий урок – концерт. Викторина
| 2 ч.
| Обобщающий урок- концерт
| Инд.д.
Кол.д
| Устный опрос, прак.работа
|
|
|
|
|
| Итого:
| 19ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
| За учебный год:
| 35ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература для учащихся:
Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
Дополнительная литература для учителя:
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. |