«Согласовано» «Утверждаю»
зам.директора по УВР директор школы
____________________ __________Багрий А.В.
«____» сентября 2013 г. «___» сентября 2013 г. Рабочая учебная программа
по окружающему миру для 4 класса Составитель: учитель начальных классов
Костина Лариса Петровна
г.МОСКВА 2013-2014 уч.год.
Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру
для 4 класса
составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для начальных классов
«Школа России». Цели обучения
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента
знать/понимать — перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь — владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
государственную символику России;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирования на местности с помощью компаса;
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
ухода за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей
Курс обеспечен:
Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.
Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.
Тесты. А.А.Плешаков. Просвещение.4 класс.2009.
Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Проверим себя. Изд-во «Вита-пресс», 2009.
«Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009.
Тематический план базового курса «Окружающий мир» в 4 классе
№
|
Раздел
| Кол-во
часов
|
Основное содержание
|
Вид контроля
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| 1
| Земля и человечество
| 10
| Мир глазами астронома. Земля-планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Условия жизни на Земле: свет, тепло. Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
|
Текущий.
Фронтальный опрос.
Тест (5 мин.)
Тест (10 мин.)
Самостоятельная работа (10 мин.)
| Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы; тепловые пояса Земли. Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете; работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели; показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря.
| 2
| Природа России
| 11
| Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина. Водоемы, их разнообразие, использование человеком. Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни. Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы.
| Фронтальный опрос.
Текущий.
Тест (10 мин.)
Проверочная работа.
Тематический тест
(10 мин.)
| Знать понятия «равнины», «горы»,; виды водоемов, общие условия необходимые для жизни живых организмов.
Уметь показывать на карте, глобусе материки, горы, океаны, равнины, моря и реки; приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности из внешнего вида и жизни.
Понимать основные правила поведения в окружающей среде.
| 3
| Родной край - часть большой страны
| 12
| Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город. особенности поверхности, формы поверхности. Водоемы родного края. Почва, ее состав. Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в окружающей среде.
| Графический диктант.
Текущий опрос.
Фронтальный опрос.
Работа с Красной книгой.
| Знать название родного города; понятие «почва», состав воды и почв. Знать основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь показывать на карте родной город, водоемы, равнины, реки, выполнять основные правила поведения в окружающей среде; различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах.
| 4
| Страницы всемирной истории
| 6
| История древнего Египта, Греции, Рима, Средневековья. Новейшее время. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной всемирной истории, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры.
| Текущий опрос.
Фронтальный опрос.
Самостоятельная работа (10 мин.)
| Звать историю Древней Египта, Греции, Рима, Средневековья; выдающихся людей, патриотов того времени; их изобретения, географические открытия.
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Нового времени; и использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах.
| 5
| Страницы истории Отечества
| 20
| История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва - столица России. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте.
| Фронтальный опрос.
Текущий опрос.
Тематический.
Тест (8 мин.)
Тест (10 мин.)
| Звать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси; музеи России; выдающихся людей, патриотов.
Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах.
| 6
| Современная Россия
| 9
| Человек - член общества. Россия - наша Родина. Государственные праздники. Президент России – глава государства. Федеральное собрание. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна.
| Текущий опрос.
Фронтальный опрос.
Тест (5 мин.)
Тематический.
Графический диктант.
Тест (10 мин.)
| Знать государственные праздники, Основной закон России, права человека, название нашей страны и ее столицы, государственную символику.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию. Уметь описывать историю создания гимна, герба и флага России.
Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1-2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране
| Тематическое планирование
№ урока
| Тема
| Дата по плану
| Фактическая дата
|
| Земля и человечество.
|
|
|
| Мир глазами астронома.
|
|
|
| Планеты солнечной системы.
|
|
|
| Звёздное небо – великая книга Природы.
|
|
|
| Мир глазами географа.
|
|
|
| Пояса Земли.
|
|
|
| Мир глазами историка.
|
|
|
| Когда и где?
|
|
|
| Прошлое и настоящее глазами эколога.
|
|
|
| Сокровища Земли под охраной человечества.
|
|
|
| Сокровища Земли под охраной человечества (продолжение).
|
|
|
| Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»
|
|
|
| Природа России.
|
|
|
| Равнины и горы России.
|
|
|
| Моря, озёра и реки России.
|
|
|
| Зона арктических пустынь.
|
|
|
| Тундра.
|
|
|
| Леса России.
|
|
|
| Лес и человек.
|
|
|
| Зона степей.
|
|
|
| Пустыни.
|
|
|
| У Черного моря.
|
|
|
| Экологическое равновесие.
|
|
|
| Родной край – часть большой страны.
|
|
|
| Наш край.
|
|
|
| Поверхность родного края.
|
|
|
| Водоёмы нашего края.
|
|
|
| Наши подземные богатство.
|
|
|
| Земля-кормилица.
|
|
|
| Жизнь леса.
|
|
|
| Растения и животные леса (экскурсия).
|
|
|
| Жизнь леса.
|
|
|
| Растения и животные луга (экскурсия)
|
|
|
| Жизнь пресного водоёма.
|
|
|
| Растения и животные пресного водоёма (экскурсия).
|
|
|
| Растениеводство в нашем крае.
|
|
|
| Незаменимые защитники урожая.
|
|
|
| Животноводство в нашем крае.
|
|
|
| Страницы всемирной истории.
|
|
|
| Начало истории человечества.
|
|
|
| Мир древности: далёкий и близкий.
|
|
|
| Средние века: встреча Европы и Америки.
|
|
|
| Новейшее время: история продолжается сегодня.
|
|
|
| Страницы истории Отечества.
|
|
|
| Жизнь древних славян.
|
|
|
| Во времена Древней Руси.
|
|
|
| Страна городов.
|
|
|
| Из книжной сокровищницы Древней Руси.
|
|
|
| Трудные времена на Русской земле.
|
|
|
| Русь расправляет крылья.
|
|
|
| Куликовская битва.
|
|
|
| Иван Третий.
|
|
|
| Мастера печатных дел.
|
|
|
| Патриоты России.
|
|
|
| Петр Великий.
|
|
|
| Михаил Васильевич Ломоносов.
|
|
|
| Екатерина Великая.
|
|
|
| Отечественная война 1812г.
|
|
|
| Страницы истории19 века.
|
|
|
| Россия вступает в 20 век.
|
|
|
| Страницы истории 20-30 годов.
|
|
|
| Великая война и Великая Победа.
|
|
|
| Страна, открывшая путь в космос.
|
|
|
| История вокруг нас (экскурсия).
|
|
|
| Современная Россия.
|
|
|
| Основной закон России и права человека.
|
|
|
| «Дети имеют право на особую защиту и помощь».
|
|
|
| Мы - граждане России.
|
|
|
| Славные символы России.
|
|
|
| Славные символы России.
|
|
|
| Такие разные праздники.
|
|
|
| Путешествие по России.
|
|
|
| Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок).
|
|
|
| Тестирование по материалу за курс 4 класса.
|
|
| |