Скачать 59.23 Kb.
|
Литературоведческие труды по изучению жизни и творчества А.С. Пушкина Наталья Александровна Кузьмина Учитель русского языка и литературы, МБОУ «Гимназия № 1», почетный работник общего образования РФ, Победитель конкурса «Лучшие учителя» в рамках ПНП «Образование», Победитель районного конкурса «Урок года», учитель высшей квалификационной категории В старших классах наряду с изучением художественных произведений осуществляется знакомство учащихся с отдельными литературно-критическими статьями и высказываниями, а также с литературоведческими трудами, которые посвящены интерпретации и анализу этих произведений. Методически правильно поставленная работа с ними на уроках и в процессе самостоятельной домашней работы может в значительной степени совершенствовать литературное образование школьников, их духовное, художественно-эстетическое развитие, речевую деятельность. «Пушкиноведение необозримо, это поистине «вторая литература», во многом параллельная отечественной литературе XIX-XX веков» (В.С. Непомнящий, литературовед, доктор филологических наук). В девятом классе, когда изучаем творчество А.С. Пушкина, обращаемся к работам русских критиков и писателей как XIX века, так и XX: В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Ф.М. Достоевского, к работам В.Г. Маранцмана, Г.П. Макогоненко, Ю.М. Лотмана и многих других. Действительно, о жизни и творчестве А.С. Пушкина написано так много, что и самому талантливому пушкинисту трудно удивить читателя-непрофессионала. Но удивить можно. Открывают новые грани таланта русского писателя и поэта XIX века работы Валентина Семёновича Непомнящего. Каждая его статья, каждая телевизионная передача становится событием. В.С. Непомнящий – литературовед, доктор филологических наук. Родился в Ленинграде в 1934 году. В 1954 году окончил отделение классической филологии МГУ. Был сотрудником «Литературной газеты», редактором в «Вопросах литературы», с 1992 года и по настоящее время является старшим научным сотрудником ИМЛИ АН России; Председатель Пушкинской комиссии Института мировой литературы Российской Академии наук. Член Союза писателей с 1984 года. Удостоен Государственной премии РФ и Пушкинской медали. «Служенье Пушкину не терпит суеты». Избегая упрощений, сторонясь конъюнктурных трактовок, филолог В.С. Непомнящий уже более сорока лет занимается исследованием творчества и судьбы великого поэта. О Пушкине он опубликовал десятки статей, издал несколько книг, сделал не одну серию передач. И, по признанию многих, является самым ярким и глубоким пушкинистом. Валентин Семёнович – не просто пушкинист, но и мыслитель, продолжатель лучших традиций русской религиозной философии. Первая работа об А.С. Пушкине опубликована в 1962 году. Для работы на уроках литературы в школе рекомендуем следующие работы учёного:
Более подробно остановимся на сборнике статей «Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы» (2001 г.). Этот сборник рекомендован педагогам и учащимся средних и старших классов общеобразовательных школ и гимназий для внеклассного чтения и углублённого изучения русской истории и литературы. В сборнике представлен ряд статей: «Пушкин и судьба России», «Христианство Пушкина: проблемы и легенды», «Введение в художественный мир Пушкина (лекция учителю и ученику)», «Пророк», «Поэт и толпа», «Книга, обращённая к нам» («Евгений Онегин» как «проблемный роман») и др. Основное качество работ В. С. Непомнящего – сочетание глубокого филологического анализа текстов, с философским осмыслением Пушкина как центрального явления русской культуры. В его работах возобновился, впервые за советские десятилетия, христианский подход к проблемам, связанным с творчеством и ролью великого русского поэта. Параллельно с романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы с девятиклассниками читаем произведение В.С. Непомнящего «Книга, обращённая к нам». Из книги В.С. Непомнящего мы узнаём ответы на вопросы:
В.С. Непомнящий – автор многих телевизионных программ. 1. Автор программы «Пушкин и судьба русской культуры», выходила на канале «Культура» в 2003 году. 2. Автор цикла телевизионных программ «Пушкин. 1000 строк о любви». Цикл выходил на телеканале «Культура» в 2003 году. 3. Автор программы «А. Пушкин. «Евгений Онегин», выходила на телеканале «Культура» в 2008 году. Отмечаем, что в 2009 году редакция журнала «Наследник» выпустила аудиокнигу «Пушкин «Евгений Онегин». Читает и толкует В.Непомнящий» (2 диска, 16 часов звучания). Мы услышим весь роман, от первой до последней главы, и рассказ, не лекцию, а именно живой, увлекательный, полный глубокого чувства и смелой мысли рассказ. Исследователь покажет, что за чудо этот роман, почему и зачем он написан Пушкиным, что и как в нём происходит и почему происходит именно так, а не иначе, почему «Евгений Онегин» являет нам в своём роде сердце всей русской литературы, а тем самым, может быть, и всей русской культуры; в чём художественное, нравственное, духовное значение романа для России, для нас с вами. Подобная задача, и в подобном масштабе, не ставилась ранее ни одним пушкинистом. В.С. Непомнящий – единственный из пушкинистов, для кого первостепенное значение имеет то, что слово Пушкина, слово поэзии есть вещь звучащая, и потому постигнуть пушкинский текст по-настоящему можно лишь, читая его вслух. Он не исполняет «Евгения Онегина», а проживает его вместе со слушателями. В этом чтении выдающегося исследователя, точном, выразительном и совершенном, не может соперничать ни один артист. Безусловно, телевизионные передачи и аудиокнигу необходимо использовать учителю в работе. Примерные задания девятиклассникам по работам В.С. Непомнящего:
Изучение литературно-критических статей и литературоведческих работ способствует решению существенных для литературного образования школьников задач. Прежде всего – это углубление восприятия художественного произведения. Статьи критиков, литературоведов служат для школьников в содержательном и методическом отношении образцом анализа художественного текста. Знакомясь с критической статьёй, сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно, составляя тезисы или конспект, учащиеся осваивают избранный автором путь разбора произведения; осмысливают его (автора) общественно-философские и эстетические позиции; оценки героев; поиски и решения актуальных проблем, поставленных в этом произведении; приёмы сочетания в критическом тексте собственных размышлений автора с цитатным и внетекстовым материалом. Всё это помогает создать ученику свои представления об анализе изучаемого художественного произведения, выработать свою методику обращения с художественной и учебной книгой. |
Оганесян Наталья Юрьевна, учитель географии и обществознания высшей... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города тихорецка муниципального образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель русского языка и литературы высшей категории, гоу сош №767, г.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель русского языка и литературы высшей категории, гоу сош №767, г.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель русского языка и литературы высшей категории, гоу сош №767, г.... | ||
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы: учитель географии и экологии Блинова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы Фомичева Елена Александровна.... | ||
Развитие познавательной активности учащихся на уроках физики Недбальская... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике (Москва «Дрофа» 20007г); примерной программы... | Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош... Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования... | ||
Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош... Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования... | Конспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна... Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор-разработчик – Малюкова Вера Фёдоровна, учитель русского языка и литературы высшей категории моу сош №1 с углублённым изучением... | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов Автор: Шикунова Наталья Борисовна, учитель биологии высшей категории, Почетный работник общего образования Российской Федерации | ||
Мы в ответе за тех, кого приручили. (А. Экзюпери.) Учитель русского языка и литературы высшей категории Алексеева Наталья Александровна | Аннотация к проекту «Мой олимпийский сувенир» Авторы: Гаранина Анна, Якушева Елизавета Маркова Татьяна Григорьевна, учитель технологии начальных классов, педагог дополнительного образования, Почётный работник общего... | ||
Отзыв руководителя Беляева Ольга Николаевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ | Грамота Правительства Москвы и Департамента образования г. Москвы... РФ, медаль «В память 850-летия Москвы», Почетный работник общего образования, грамоты Департамента образования г. Москвы, грамота... |