Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 97.49 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.03.2014
Размер97.49 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Софронова Людмила Викторовна,

Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель русского языка и литературы высшей категории, ГОУ СОШ № 767, г. Москва
Урок русского языка в 9 классе
Тема урока

«Двоеточие в бессоюзном сложном предложении – распахнутое в мир окно»
Цели урока:

  1. формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения (БСП);

  2. развивать умение использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла;

  3. совершенствовать пунктуационные навыки;

  4. работать над правильной интонацией;

  5. развивать умение мыслить, обогащать и усложнять словарный запас;

  6. учить понимать и выполнять задания компетентностного уровня.


I Мобилизирующий этап. (Лингвистическая разминка).

На экране представлены предложения с двоеточием.

Слайд № 1


1. Пётр Александрович Плетнёв – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина – писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта».

2. П. Плетнёв был для Пушкина всем: и родственником, и другом, и издателем.

3. Печален я: со мною друга нет.
Задания:

- определите структуру предложений;

- объясните постановку двоеточия в первых двух предложениях;

- можете ли вы объяснить постановку двоеточия в последнем предложении?




II Определение темы урока

Слайд № 2 (Вопрос)


Сформулируйте тему урока.

Отталкиваясь от темы, поставьте цели урока.




Слайд № 3 (Ответ к слайду № 2)


Тема урока «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

Цели урока:

- выяснить условия постановки двоеточия в БСП;

- научиться слышать двоеточие в БСП.




III Изучение нового материала

Вернёмся к БСП, попытаемся объяснить постановку двоеточия в нём.
Слайд № 4 (Вопрос)


[Печален я] : [со мною друга нет.]
На что указывает вторая часть предложения?

Начертите схему этого предложения.




Слайд № 5 (Ответ к слайду № 4)



Вторая часть указывает на причину того, о чём говориться в первой части.

Почему? Причина

[ ] : [ ]




Слайд № 6 (Вопрос)


[В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль]:

[подобно Вуличу я вздумал испытать судьбу.]
Какова роль второй часть БСП?

Начертите схему этого предложения.




Слайд № 7 (Ответ к слайду № 6)


Вторая часть поясняет, раскрывает содержание всей первой части

или каких-либо её членов.
а именно Пояснение

[ ] : [ ]



Слайд № 8 (Вопрос)


[Вот смотрю]:[из леса выезжает кто-то на серой лошади.]
Какова роль второй части БСП?

Начертите схему этого предложения.



Слайд № 9 (Ответ к слайду №8)


Вторая часть дополняет первую, поясняет сказуемое первой части.
и увидел

и услышал

и почувствовал Дополнение

[ ] : [ ]



Слайд № 10 (Вопрос)



Какую новую информацию несут следующие схемы?
Причина

1) [ ] : [ ] ---> [ ], (потому что)
Дополнение

2) [ ] : [ ] ---> [ ], (что)




Слайд №11 (Ответ к слайду №10)



Бессоюзное сложное предложение можно заменить синонимичным СПП


  1. Печален я, потому что со мною друга нет.

Вот смотрю и вижу, что из леса выезжает кто-то на серой лошади.

Посмотрите параграф 16 стр. 98 учебника под редакцией С.Г. Бархударова.

Есть ли в учебнике новая информация по этой теме?
IV Тренировочные упражнения

Слайд №12 (Задание)

Прочитайте текст, обратите внимание на БСП. Как названо двоеточие в тексте?

Объясните постановку двоеточия в БСП схемами.
1.В эти памятные холодные дни наш класс занимался знаками препинания. 2.Учительница была у нас удивительная: она как лоцман, проводила нас сквозь точки и запятые.

3.Мы благополучно дошли до двоеточия.

4.- Знаете ли, ребята, что означают две точки, двоеточие?

5.Мы молчали. 6.Откуда нам было знать?

7.- Двоеточие – это распахнутое окно… 8.Например, я раскрыла окно и увидела… 9.Что я увидела? 10.Посмотрите в окно! 11.Я увидела липу, ольху, акацию. 12.Распахнём окно у двоеточия: к причалу подходят пассажирские, грузовые, буксирные и самоходные баржи.

13.Мы поняли. 14.И принялись энергично распахивать окно двоеточия. 15.Всем ясно, что окна распахиваются только весной, когда тепло. 16.Распахнулись окошечки двоеточия: загудели ветры южного моря, тёплые волны бились в берега. 17.Стало теплее.

18.И я полюбила двоеточие. 19.И с тех пор я с радостью и ожиданием чудесного распахиваю этот прекрасный знак.

(По С. Георгиевской)


Слайд №13 (Ответ к слайду №12)


Двоеточие в тексте автор называет распахнутым в мир окном.

БСП № 2 – пояснение

БСП № 12 – дополнение


За правильное объяснение условий постановки двоеточия – 2 балла.
Слайд №14 (Задание)

Опираясь на образец-схему, сформулируйте задание к упражнению.

?

[ ], ( ) ---> [ ] : [ ]
1. Я поднял глаза и увидел, что на крыше хаты стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами.

2. Я не мог заснуть, потому что передо мной во мраке всё время вертелся мальчик с белыми глазами.

3. Казбич остановился и стал вслушиваться, потому что, верно, думал, что с ним заводят переговоры.

Слайд №15 (Ответ к слайду № 14)




  1. Передайте содержание СПП синонимическими БСП.

  2. Объясните постановку двоеточия (в первом предложении – дополнение,

во втором и третьем – причина).


За правильное объяснение условий постановки двоеточия – 3 балла.
Слайд №16 (Задание)

Познакомьтесь со схемами, сформулируйте задание

I – причина

Почему?

[ ] : [ ]
№ предложения ____


II – пояснение

а именно

[ ] : [ ]
№ предложения ____


III- дополнение

и увидел

и услышал

и почувствовал

[ ] : [ ]
№ предложения ____


1. Я вошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.

2. Я, с трудом спускаясь, пробираюсь по крутизне и вот вижу: слепой приостановился.

3. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.

4. Но поймать ты не льстись и

ловить не берись:

Обманчивы луч и волна.

5. Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка.

6. Я видел вас: холмы и нивы,

Разнообразных гор кусты.


Слайд №17 (Ответ к слайду № 16)


I – причина
Предложение № 4


II – пояснение
Предложения № 3, 5


III- дополнение
Предложения № 1, 2


Предложение № 6 нельзя использовать в этом задании. Оно лишнее.


За правильное распределение предложений – 3 балла + 1 балл, если заметили ошибки.
V Пунктуационная перекличка
Учитель читает БСП из I группы, ученики определяют условия постановки двоеточия, находят аналогичный пример из группы II.

Слайд №18 (Задание)


Пунктуационная перекличка

Просмотрите предложенный материал. Сформулируйте задание.

В какой последовательности вы будите действовать?


I группа

II группа

1. Оборачиваюсь: Грушницкий.

2. Я глупо создан: ничего не забываю, ничего.

3. Меня, однако, поразило одно: слепой говорил со мной малороссийским наречием, а теперь изъяснялся чисто по-русски.

1. Тут открывалась картина довольно замечательная: широкая сакля, крыша которой опиралась на два столба, была полна народу.

2. Доктор, наконец я торжествую: вы меня не понимаете.

3. Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо него.


Слайд №19 (Ответ к слайду № 18)


Соотнести предложения I группы с предложениями II группы в пары так, чтобы условия постановки двоеточия были одинаковы

предложения

№ 1 - № 3

№ 2 - № 2

№ 3 - № 1


За правильное решение – 3 балла
VI Работа с текстом
Слайд №20 (Задание)


Прочитайте текст, исправьте пунктуационные ошибки.

Составьте письменно БСП с двоеточием, опираясь на третье предложение текста.
1.И теперь здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя, отчего я не хотел ступить на этот путь открытый мне судьбою где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?... 2.Нет! Я бы не ужился с этой долею. 3.Я как матрос рождённый и выросший на палубе разбойничьего брига, его душа сжилась с бурями и битвами, и выброшенный на берег он скучает и томится…


Слайд №21 (Ответ к слайду № 20)


1.И теперь здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя, отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?... 2.Нет! Я бы не ужился с этой долею. 3.Я как матрос, рождённый и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится…
Моя душа скучает и томится на берегу: я матрос рождённый и выросший на палубе разбойничьего брига.


За правильное исправление ошибок – 2 балла + 2 балла за БСП.
VII Творческое задание

Слайд №22 (Задание)

Рассмотрите портрет М.Ю. Лермонтова. Расскажите о своих впечатлениях. Используйте в речи БСП (2 предложения).

Нравится ли вам портрет поэта? Обратите внимание на глаза.

О чём говорит его взгляд?





Слайд №23 (Ответ к слайду № 22)


Портрет М.Ю. Лермонтова замечателен: художник пытается проникнуть в бездонные глубины внутреннего мира поэта.

Глаза поэта отражают огромное внутреннее напряжение, сложнейшее сплетение противоречивых чувств, живущих в его душе: таинственность, мятежность, одиночество, способность страстно любить и гневно ненавидеть – всё угадывается в этом взгляде.


За каждое придуманное БСП – 2 балла.
VIII Итоги урока
Оцените свою работу. Максимальное количество баллов – 16.

Отлично – 14-16 баллов

Хорошо – 12-13 баллов

Удовлетворительно – 9-11 баллов
Домашнее задание.

Придумайте интересное домашнее задание по теме нашего урока.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск