Софронова Людмила Викторовна,
Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель русского языка и литературы высшей категории, ГОУ СОШ № 767, г. Москва Урок русского языка в 9 классе Тема урока
«Двоеточие в бессоюзном сложном предложении – распахнутое в мир окно» Цели урока:
формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения (БСП);
развивать умение использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла;
совершенствовать пунктуационные навыки;
работать над правильной интонацией;
развивать умение мыслить, обогащать и усложнять словарный запас;
учить понимать и выполнять задания компетентностного уровня.
I Мобилизирующий этап. (Лингвистическая разминка).
На экране представлены предложения с двоеточием.
Слайд № 1
1. Пётр Александрович Плетнёв – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина – писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта».
2. П. Плетнёв был для Пушкина всем: и родственником, и другом, и издателем.
3. Печален я: со мною друга нет. Задания:
- определите структуру предложений;
- объясните постановку двоеточия в первых двух предложениях;
- можете ли вы объяснить постановку двоеточия в последнем предложении?
|
II Определение темы урока
Слайд № 2 (Вопрос)
Сформулируйте тему урока.
Отталкиваясь от темы, поставьте цели урока.
|
Слайд № 3 (Ответ к слайду № 2)
Тема урока «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Цели урока:
- выяснить условия постановки двоеточия в БСП;
- научиться слышать двоеточие в БСП.
|
III Изучение нового материала
Вернёмся к БСП, попытаемся объяснить постановку двоеточия в нём. Слайд № 4 (Вопрос)
[Печален я] : [со мною друга нет.] На что указывает вторая часть предложения?
Начертите схему этого предложения.
|
Слайд № 5 (Ответ к слайду № 4)
Вторая часть указывает на причину того, о чём говориться в первой части.
Почему? Причина
[ ] : [ ]
|
Слайд № 6 (Вопрос)
[В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль]:
[подобно Вуличу я вздумал испытать судьбу.] Какова роль второй часть БСП?
Начертите схему этого предложения.
|
Слайд № 7 (Ответ к слайду № 6)
Вторая часть поясняет, раскрывает содержание всей первой части
или каких-либо её членов. а именно Пояснение
[ ] : [ ]
|
Слайд № 8 (Вопрос)
[Вот смотрю]:[из леса выезжает кто-то на серой лошади.] Какова роль второй части БСП?
Начертите схему этого предложения.
|
Слайд № 9 (Ответ к слайду №8)
Вторая часть дополняет первую, поясняет сказуемое первой части. и увидел
и услышал
и почувствовал Дополнение
[ ] : [ ]
|
Слайд № 10 (Вопрос)
Какую новую информацию несут следующие схемы? Причина
1) [ ] : [ ] ---> [ ], (потому что) Дополнение
2) [ ] : [ ] ---> [ ], (что)
|
Слайд №11 (Ответ к слайду №10)
Бессоюзное сложное предложение можно заменить синонимичным СПП
Печален я, потому что со мною друга нет.
Вот смотрю и вижу, что из леса выезжает кто-то на серой лошади.
| Посмотрите параграф 16 стр. 98 учебника под редакцией С.Г. Бархударова.
Есть ли в учебнике новая информация по этой теме? IV Тренировочные упражнения
Слайд №12 (Задание)
Прочитайте текст, обратите внимание на БСП. Как названо двоеточие в тексте?
Объясните постановку двоеточия в БСП схемами. 1.В эти памятные холодные дни наш класс занимался знаками препинания. 2.Учительница была у нас удивительная: она как лоцман, проводила нас сквозь точки и запятые.
3.Мы благополучно дошли до двоеточия.
4.- Знаете ли, ребята, что означают две точки, двоеточие?
5.Мы молчали. 6.Откуда нам было знать?
7.- Двоеточие – это распахнутое окно… 8.Например, я раскрыла окно и увидела… 9.Что я увидела? 10.Посмотрите в окно! 11.Я увидела липу, ольху, акацию. 12.Распахнём окно у двоеточия: к причалу подходят пассажирские, грузовые, буксирные и самоходные баржи.
13.Мы поняли. 14.И принялись энергично распахивать окно двоеточия. 15.Всем ясно, что окна распахиваются только весной, когда тепло. 16.Распахнулись окошечки двоеточия: загудели ветры южного моря, тёплые волны бились в берега. 17.Стало теплее.
18.И я полюбила двоеточие. 19.И с тех пор я с радостью и ожиданием чудесного распахиваю этот прекрасный знак.
(По С. Георгиевской)
|
Слайд №13 (Ответ к слайду №12)
Двоеточие в тексте автор называет распахнутым в мир окном.
БСП № 2 – пояснение
БСП № 12 – дополнение
| За правильное объяснение условий постановки двоеточия – 2 балла. Слайд №14 (Задание)
Опираясь на образец-схему, сформулируйте задание к упражнению.
?
[ ], ( ) ---> [ ] : [ ] 1. Я поднял глаза и увидел, что на крыше хаты стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами.
2. Я не мог заснуть, потому что передо мной во мраке всё время вертелся мальчик с белыми глазами.
3. Казбич остановился и стал вслушиваться, потому что, верно, думал, что с ним заводят переговоры.
| Слайд №15 (Ответ к слайду № 14)
Передайте содержание СПП синонимическими БСП.
Объясните постановку двоеточия (в первом предложении – дополнение,
во втором и третьем – причина).
| За правильное объяснение условий постановки двоеточия – 3 балла. Слайд №16 (Задание)
Познакомьтесь со схемами, сформулируйте задание
| I – причина
Почему?
[ ] : [ ] № предложения ____
| II – пояснение
а именно
[ ] : [ ] № предложения ____
| III- дополнение
и увидел
и услышал
и почувствовал
[ ] : [ ] № предложения ____
| 1. Я вошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.
2. Я, с трудом спускаясь, пробираюсь по крутизне и вот вижу: слепой приостановился.
3. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.
4. Но поймать ты не льстись и
ловить не берись:
Обманчивы луч и волна.
5. Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка.
6. Я видел вас: холмы и нивы,
Разнообразных гор кусты.
|
Слайд №17 (Ответ к слайду № 16)
I – причина Предложение № 4
|
II – пояснение Предложения № 3, 5
|
III- дополнение Предложения № 1, 2
|
Предложение № 6 нельзя использовать в этом задании. Оно лишнее.
| За правильное распределение предложений – 3 балла + 1 балл, если заметили ошибки. V Пунктуационная перекличка Учитель читает БСП из I группы, ученики определяют условия постановки двоеточия, находят аналогичный пример из группы II.
Слайд №18 (Задание)
Пунктуационная перекличка
Просмотрите предложенный материал. Сформулируйте задание.
В какой последовательности вы будите действовать?
| I группа
| II группа
| 1. Оборачиваюсь: Грушницкий.
2. Я глупо создан: ничего не забываю, ничего.
3. Меня, однако, поразило одно: слепой говорил со мной малороссийским наречием, а теперь изъяснялся чисто по-русски.
| 1. Тут открывалась картина довольно замечательная: широкая сакля, крыша которой опиралась на два столба, была полна народу.
2. Доктор, наконец я торжествую: вы меня не понимаете.
3. Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо него.
|
Слайд №19 (Ответ к слайду № 18)
Соотнести предложения I группы с предложениями II группы в пары так, чтобы условия постановки двоеточия были одинаковы
предложения
№ 1 - № 3
№ 2 - № 2
№ 3 - № 1
| За правильное решение – 3 балла VI Работа с текстом Слайд №20 (Задание)
Прочитайте текст, исправьте пунктуационные ошибки.
Составьте письменно БСП с двоеточием, опираясь на третье предложение текста. 1.И теперь здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя, отчего я не хотел ступить на этот путь открытый мне судьбою где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?... 2.Нет! Я бы не ужился с этой долею. 3.Я как матрос рождённый и выросший на палубе разбойничьего брига, его душа сжилась с бурями и битвами, и выброшенный на берег он скучает и томится…
| Слайд №21 (Ответ к слайду № 20)
1.И теперь здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя, отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?... 2.Нет! Я бы не ужился с этой долею. 3.Я как матрос, рождённый и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится… Моя душа скучает и томится на берегу: я матрос рождённый и выросший на палубе разбойничьего брига.
| За правильное исправление ошибок – 2 балла + 2 балла за БСП. VII Творческое задание
Слайд №22 (Задание)
Рассмотрите портрет М.Ю. Лермонтова. Расскажите о своих впечатлениях. Используйте в речи БСП (2 предложения).
Нравится ли вам портрет поэта? Обратите внимание на глаза.
О чём говорит его взгляд?
|
|
Слайд №23 (Ответ к слайду № 22)
Портрет М.Ю. Лермонтова замечателен: художник пытается проникнуть в бездонные глубины внутреннего мира поэта.
Глаза поэта отражают огромное внутреннее напряжение, сложнейшее сплетение противоречивых чувств, живущих в его душе: таинственность, мятежность, одиночество, способность страстно любить и гневно ненавидеть – всё угадывается в этом взгляде.
| За каждое придуманное БСП – 2 балла. VIII Итоги урока Оцените свою работу. Максимальное количество баллов – 16.
Отлично – 14-16 баллов
Хорошо – 12-13 баллов
Удовлетворительно – 9-11 баллов Домашнее задание.
Придумайте интересное домашнее задание по теме нашего урока.
|