Инв. №№
| Название видеофильмов
| Время
(мин.)
| Аннотация к фильму
|
Язык и речь. Типы речи. Стили речи.
|
|
|
|
|
Текст как речевое произведение
|
|
|
|
|
Система языка
|
868 (Шк)
| Принципы русской орфографии
| 45
| Урок-лекция рассматривает основные принципы русской орфографии:
- морфемный
- фонетический
- традиционный
- морфологический
|
Фонетика. Орфоэпия. Графика
|
823 (Шк)
| Фонетика и графика
| 45
| Урок – лекция посвящен соотношению звуков и букв в русском алфавите. Подробно разбираются задания, тексты, упражнения.
|
Лексика. Фразеология
|
297
354 (Шк)
| Лексическое значение. Лексика, как единая система.
| 45
| Урок-лекция рассматривает лексические понятия русского языка (метафора, метонимия, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы). Приводится большое количество примеров и по каждому отдельному случаю.
|
277
278 (Шк)
| Лексика. Стили языка.
| 45
| Урок-лекция продолжает разговора о лексике языка, как сложной системе, состоящей из различной по своему происхождению, употреблению, значимости группы слов.
Как это происходит в языке пополнение словарного запаса? Рассмотрены понятия: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы.
|
Словообразование. Состав слова
|
886 (Шк)
| Правописание приставок и суффиксов
| 45
| Урок-лекция рассматривает трудности при написании приставок и суффиксов. Подробно разбираются тексты, примеры, упражнения. Обращено внимание на значение приставок, показано как различные написания означают и различные значения, выделены приставки иноязычного происхождения, рассмотрены типы сложных слов.
|
853 (Шк)
| Морфемика. Правописание приставок и суффиксов
| 45
| Урок-лекция посвящен рассмотрению разнообразного словообразования в русском языке с помощью приставок суффиксов. Использованы упражнения, тексты, диктанты, разобраны трудные случаи правописания.
|
933 (Шк)
| Повторение. Правописание приставок и корней
| 45
| Урок-лекция посвящен уточнению и дополнению тех правил, которые уже были изучены по правописанию приставок и корней. Разбирается написание приставок и корней в текстах, словарных и распределительных диктантах.
|
837 (Шк)
| Основные принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне
| 45
| Урок-лекция рассматривает написание безударных гласных в корне, подчиняющееся одному из 3-х правил:
- чередование гласных в корне;
- проверка написания ударением;
- словарные слова.
Использованы упражнения, тексты, словарные диктанты.
|
887 (Шк)
| Правописание безударных гласных в корне. Историческое чередование гласных
| 45
| Урок-лекция продолжает рассматривать написание безударных гласных в корне. Обращено внимание на происхождение ряда слов и историю славянских корней.
Использованы тексты, упражнения, словарные диктанты, в которых разбираются примеры правильного написания безударных гласных в корне.
|
863 (Шк)
| Чередование гласных в корне
| 45
| Урок-лекция на примерах текстов, упражнений рассматривает написание слов с чередованием гласных в корне.
|
864
901 (Шк)
| Правописание согласных в корне
| 45
| Урок-лекция начинается с проверки домашнего задания по теме: Чередование гласных в корне». Новый материал подробно разбирает тексты, упражнения, словарные диктанты.
|
Морфология
|
| Имя существительное
|
|
|
957 (Шк)
| Правописание суффиксов и окончаний имен существительных
| 50
| Урок-лекция в 1-ой части урока разбирает домашнее задание по правописанию приставок (раз, при, с, об) и корней (иск, жиг, езж, ход).
2-ая часть урока посвящена правописанию суффиксов и окончаний существительных, написание которых прямо связано с грамматикой. Использованы тексты, диктанты, упражнения.
|
| Имя прилагательное
|
|
|
236
237 (Шк)
| Правописание сложных прилагательных и существительных
| 45
| Урок-лекция начинается с повторения пройденного по теме: «Правописание прилагательных, их окончаний и суффиксов» и разбора домашнего задания.
При объяснении нового материала используются выборочные диктанты, составление связного текста из обрывочного, словарные диктанты, упражнения на правописание сложных географических названий.
|
989 (Шк)
| Правописание окончаний имен прилагательных, причастий, порядковых числительных, местоимений-прилагательных
| 45
| Урок-лекция начинается с повторения пройденного и разбора домашнего задания (проверка диктанта). Новая тема разбирает написание окончаний имен прилагательных с помощью словарных диктантов, текстов, упражнений.
|
998 (Шк)
| Правописание суффиксов имен прилагательных
| 45
| Урок-лекция начинается с повторения пройденного по теме: «Правописание окончаний имен прилагательных». Новая тема рассматривает правописание суффиксов имен прилагательных. Использованы словарные диктанты, упражнения, тексты.
|
| Имя числительное
|
|
|
218
219 (Шк)
| Числительные. Правописание и употребление в речи.
| 45
| Урок-лекция начинается с выборочного диктанта на повторение пройденного. Используется текст из произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита». С помощью тренировочных текстов разбирается новый материал.
|
| Местоимение
|
|
|
508 (Шк)
| Местоимения. Правописание и употребление в речи.
| 45
| Урок-лекция построен по плану:
- Что такое местоимение?
- Разряды местоимений?
- Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.
Предложены словарные, творческие диктанты.
|
| Глагол
|
|
|
411
412 (Шк)
| Личные окончания глаголов
| 45
| Урок-лекция начинается с разбора домашнего задания, с проверки диктанта.
Новый материал посвящен правописанию личных окончаний глаголов, подробно разбираются глаголы I-ого и II-ого спряжения (с использованием таблицы), и глаголы-исключения.
Упражнения, выборочный диктант, игра в четвертого лишнего закрепляют новый материал.
|
1046 (Шк)
| Правописание глаголов
| 45
| Урок-лекция начинается с разбора домашнего задания по теме: «Глаголы повелительного и изъявительного наклонения».
Новая тема рассматривает правописание суффиксов и окончаний глаголов. Подробно разбираются диктанты, упражнения.
|
576
577 (Шк)
| Правописание глаголов повелительного наклонения
| 45
| Урок-лекция рассматривает правописание безударных личных окончаний глаголов I – II спряжений, употребление ь в окончании глаголов, уделено внимание различию глаголов 2-го лица множественного числа изъявительного наклонения и глаголов множественного числа повелительного наклонения. Использован словарный диктант, упражнения, тексты.
|
932 (Шк)
| Глагол
| 45
| Урок-лекция рассматривает категории глагола: вид, возвратность, переходность, наклонение, времена глаголов, спряжение, лицо. Подробно разбираются упражнения, примеры на трудности написания глаголов по категориям.
|
| Причастие
|
|
|
487
488 (Шк)
| Правописание причастий
| 45
| Урок-лекция начинается с разбора домашнего задания по теме: «Правописание глаголов».
Новый материал посвящен правописанию суффиксов причастий. Подробно разбираются тексты, упражнения, словарные диктанты.
|
717
731 (Шк)
| Н и нн в причастиях
| 45
| Урок-лекция начинается с повторения пройденного по теме: «Суффиксы причастий» и проверки домашнего задания.
Новый материал рассматривает правописание н и нн в причастиях и отлагательных прилагательных. Используются тексты для наблюдения, словарные и выборочные диктанты.
|
564
565 (Шк)
| Н и нн в разных частях речи
| 45
| Урок-лекция начинается с разбора домашнего задания по теме: «Правописание причастий».
В новом материале подробно разбираются диктанты, тексты, упражнения.
|
1007 (Шк)
| Глагольные формы: причастие и деепричастие
| 45
| Урок-лекция посвящен рассмотрению глагольных форм, их признаков, правописанию Подробно рассмотрено правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях. Использованы упражнения, тексты.
|
| Деепричастие
|
|
|
|
|
|
|
| Наречие. Слова категории состояния
|
574
575 (Шк)
| Правописание наречий
| 45
| Урок-лекция начинается с разбора домашнего задания по теме по теме: « н и нн в разных частях речи». Новый материал посвящен правописанию дефиса и суффиксов о и а в наречиях. Подробно разбираются словарные диктанты.
|
972 (Шк)
| Наречие
| 45
| Урок-лекция посвящен трудностям в правописании наречий. Рассматриваются упражнения на правописание не или ни с наречиями и н или нн в наречиях. Подробно разбирается слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
|
| Служебные части речи. Междометие
|
665 (Шк)
| Правописание предлогов
| 45
| Урок-лекция начинается с повторения пройденного по теме: «Правописание наречий» с разбором домашнего задания. Новая тема рассматривает производные предлоги и трудности их написания. Использованы тексты, упражнения.
|
698
699 (Шк)
| Правописание и употребление союзов
| 45
| Урок-лекция начинается с повторения прошлого материала по теме «Правописание предлогов».
Новый материал посвящен правильному написанию сложных союзов (используется диктант, тексты для наблюдения, упражнения).
|
716 (Шк)
| Правописание и употребление частиц
| 45
| Урок-лекция начинается с повторения пройденного по теме: «Правописание и употребление союзов», рассматривается разбор домашнего задания (проверка изложения). Новый материал дает определение понятия «частица» и разбирает с помощью текстов, примеров и упражнений употребление и правописание частиц.
|
296 (Шк)
| Правописание частиц не и ни
| 45
| Урок-лекция знакомит с классификацией частиц по их значению: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные. Подробно рассматриваются главные трудности в правописании частиц не – ни. Используются многочисленные примеры и проверочные задания.
|
822
865 (Шк)
| не с разными частями речи
| 45
| Урок-лекция начинается с проверки домашнего диктанта на слитное и раздельное написание не с существительными, прилагательными и наречиями.
Новый материал подробно рассматривает написание не с глаголами и деепричастиями.
|
990 (Шк)
| Служебные части речи: предлог, союз, частица
| 45
| Урок-лекция на примерах в текстах, упражнениях, диктантах подробно рассматривает написание предлогов, союзов, частиц.
|
Повторение
|
805 (Шк)
| Трудные случаи правописания
| 45
| Урок-лекция, используя выборочные диктанты, тексты и упражнения разбирает трудные случаи правописания, одновременно повторяет фонетические закономерности и правила, связанные с правописанием различных частей речи.
|
1039 (Шк)
| Трудные случаи правописания. Повторение
| 45
| Урок-лекция посвящен повторению пройденного материала и разбору домашнего задания. С помощью упражнений, текстов и диктантов разбираются трудные случаи правописания различных частей речи.
|
824 (Шк)
| Классификация орфографических правил. Повторение правил правописания
| 45
| Урок-лекция посвящен повторению тем, пройденных на предыдущих уроках:
- личные окончания глаголов;
- правописание приставок пре и при;
- правописание неопределенных местоимений;
- правописание гласных букв после шипящих;
- правописание н и нн в разных частях речи.
Подробно разбираются тексты для анализа, диктанты, упражнения.
|
925 (Шк)
| Гласные после шипящих и –Ц- в разных частях слова
| 50
| Урок-лекция начинается с проверки домашнего задания по теме: «Непроизносимые согласные в слове». Новый материал изучается с помощью выборочных диктантов, игры в «четвертое лишнее», разбором правописания исключений из правил. Тексты взяты из произведения Грибоедова «Горе от ума».
|
Синтаксис
|
| Словосочетание. Предложение
|
|
329
330 (Шк)
| Словосочетание и предложение
| 45
| Урок-лекция начинает повторения курса «синтаксис», в который входит тема: «Словосочетания, простое предложение, сложное предложение» и, одновременно, повторяются правила пунктуации.
|
| Простое предложение
|
|
|
1065 (Шк)
| Распространенные и нераспространенные предложения
| 45
| Урок-лекция продолжает разговор о простом предложении, рассматривает грамматику простого предложения и сложности написания, возникающие при второстепенных членах предложения. Используются упражнения и тексты, примеры написания предложений с определениями, дополнениями и обстоятельствами.
|
431
432 (Шк)
| Типы односоставных предложений
| 45
| Урок-лекция продолжает разговор о синтаксисе, о синтаксисе простого предложения. Дается определение односоставного предложения. Рассмотрены типы односоставных предложений:
- определенно-личные;
- неопределенно-личные;
- безличные;
- номинативное (или назывное).
На множестве синтаксических примеров разбираются типы односоставных предложений.
|
1069 (Шк)
| Однородные члены предложения
| 45
| Урок-лекция продолжает разговор о синтаксисе простого предложения, рассматривает законы, по которым строится простое предложение. С помощью практических заданий и упражнений разбирается правильная расстановка знаков препинания в простом предложении.
|
1070 (Шк)
| Обособленные члены предложения
| 45
| Урок-лекция начинается с повторения прошлого материала по теме: «Однородные члены предложения и сложности пунктуации в предложениях с однородными членами». Новый материал продолжает разговор о синтаксисе простого предложения, разбирает его устройство на различных примерах и в ходе рассматриваемых упражнений.
|
588
589 (Шк)
| Роль обособленных членов предложения в тексте
| 45
| Урок-лекция начинается с завершения темы: «Обособленные члены предложения» и разбором домашнего задания. Новый материал: «Обособление обстоятельств. Обособление уточняющих членов предложения». Подробно разбираются тексты, упражнения.
|
590
591 (Шк)
| Трудные случаи обособления второстепенных членов предложения
| 45
| Урок-лекция продолжает разговор об устройстве простого предложения, членах предложения, которые могут быть однородными, обособленными и о том, как от этого зависит пунктуация. Использованы упражнения, тексты.
|
641
642 (Шк)
| Слова, не входящие в грамматическую структуру предложения
| 45
| Урок-лекция посвящен теме: «Обращение. Вводные конструкции». Подробно разбираются тесты, упражнения.
|
| Сложное предложение
|
|
|
666 (Шк)
| Классификация сложных предложений. Сложносочиненное предложение
| 45
| Урок-лекция посвящен сложному предложению, его классификации.
Использованы упражнения и тексты, разбираются примеры на выделение сложносочиненных предложений в тексте.
|
1095 (Шк)
| Сложноподчиненное предложение Нерасчлененные конструкции
| 45
| Урок-лекция продолжает разговор о синтаксисе сложных предложений. Рассматривается разновидность сложных предложений – сложноподчиненное предложение. Все выводы сделаны на основе разбора по конкретным предложениям и на основе анализа конкретного языкового материала.
|
748
749 (Шк)
| Бессоюзное предложение как особая синтаксическая конструкция
| 45
| Урок-лекция рассматривает на множестве примеров грамматический разбор бессоюзных предложений. Обращается внимание на значение пауз, интонаций между однородными членами предложения, как основного средства связи частей в предложении, а также на порядок слов в бессоюзном сложном предложении и знаках препинания.
|
770 (Шк)
| Сложные синтаксические конструкции
| 45
| Урок-лекция продолжает рассматривать сложные предложения, активизируя все полученные ранее знания и учит применять их на практике. Дается определение сложной синтаксической конструкции. Использованы примеры, упражнения, тексты.
|
Пунктуация
|
792 (Шк)
| Трудные случаи русской пунктуации
| 45
| Урок-лекция рассматривает на примерах различные формы и способы передачи чужой речи на письме и расстановки знаков препинания.
|
Повторение
|
352
353 (Шк)
| Подлежащее и сказуемое
| 42
| Урок-лекция повторяет пройденный материал и разбирает домашние задания, связанные с определением во фрагментах в произведениях А.С.Пушкина грамматических основ: подлежащего и сказуемого.
Новый материал продолжает эту тему и на множестве примеров углубляет основные грамматические формы.
|
806 (Шк)
| Обобщение по теме: «Синтаксис»
| 45
| Урок-лекция посвящен теме: «Художественные возможности синтаксиса», которая раскрывает основные синтаксические понятия. Зачитываются фрагменты из произведений Гоголя, Фета, Пушкина.
|