Рабочая программа по русскому языку 10 класс.
Учитель: Чистякова М. А.
Пояснительная записка
Статус документа.
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 10-11 кл. (Гольцова Н.Г, Шамшин И.В.Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.
Структура документа.
Примерная программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи. При этом последовательность изучения тем, включенных в тот или иной блок, в авторских программах может определяться в соответствии с избранной концепцией преподавания русского языка.
Общая характеристика учебного предмета.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.
На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
В содержании примерной программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Как и примерная программа для основного общего образования, данная программа состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка, а также основы культуры речи, элементарные сведения по теории речевого воздействия, то есть целесообразного и оптимального использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения. Это содержание обучения является базой для развития речевой компетентности учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
В учебном процессе указанные блоки неразрывно взаимосвязаны или интегрированы, поскольку процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Именно поэтому количество часов, выделенных на изучение тематических блоков и включенных в них разделов курса, имеет примерный характер.
Цели обучения русскому языку на базовом уровне.
Курс русского языка в 10–11 классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 70 часов. В том числе: в 10 классе – 35 часов, 11 классе – 35 часов.
Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
В основе программы развивающее обучение, работа с одаренными детьми. Планируемые результаты обучения в 10 классе
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. Обучающиеся должны знать:
– связь языка и истории, культуры русского и других народов;
– смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
– основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
– орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
должны уметь:
– осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
– анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
Содержание дисциплины 10 класс - 34 часа
Количество тем: -8
Введение
Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России.
Международное значение русского языка.
Литературный язык и диалекты.
Основные функциональные стили.
2.Лексика. Фразеология. Лексикография Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.
Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.
Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).
Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)
Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.
Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.
Лексикография. Виды лингвистических словарей. 3. Фонетика. Графика. Орфоэпия
Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.
Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.
Орфоэпия и орфоэпические нормы.
4. Морфемика и словообразование
Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор.
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
5.Морфология и орфография
Принципы русской орфографии
Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.
Правописание проверяемых , непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц
Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание гласных И и Ы после приставок.
Правописание Ъ и Ь.
Употребление строчных и прописных букв.
Правила переноса.
6. Части речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.
Несклоняемые имена существительные.
Морфологический разбор.
Правописание падежных окончаний.
Правописание гласных в суффиксах имён существительных.
Правописание сложных имён существительных. Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор.
Правописание окончаний.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных. Имя числительное Имя числительное как часть речи.
Морфологический разбор.
Склонение имён числительных.
Правописание и употребление числительных. Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.
Правописание местоимений. Глагол и его формы
Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.
Причастие и деепричастие как глагольные формы.
Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.
Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Наречие, слова категории состояния
Наречие как часть речи. Морфологический разбор.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Морфологический разбор. Служебные части речи
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов
Союз. Основные группы союзов, их правописание.
Частицы, их разряды
Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Итоговое повторение Литература
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобр. школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Рус. слово – РС», 2005. – 464с.
Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б.Голуб – М.: Эксмо, 2008
Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 класс: Учебник для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев с углубл. изуч. рус. яз. – М.: Дрофа, 2002
Баранова И.В., Баранов Д.М. Русский язык. Периодическая система элементов русской речи. Полный учебный курс. – Изд-во СПбГТУ, 200
Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория: Учебник для 5—9 классов общеобразовательных учреждений. — 4-е изд. — М., 1994 (и последующие издания).
Баранов М. Т., Григорян Л. Т., Ладыженская Т. А. и др. Русский язык: Учебник для 5—9 классов общеобразовательных учреждений. -16-е изд., дораб. — М., 1993 (и последующие издания).
Войлова К. А., Гольцова И. Г. Справочник-практикум по русскому языку. — М., 1996.
Ковалев В. П. Практикум по современному русскому языку. — М., 1974.
Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык: Учебное пособие для 10—12 классов вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений. — 4-е изд., дораб. — М., 1995.
РозентальД. Э. Русский язык. — М., 1988.
Чешко Л. А. Русский язык. — М., 1981.
№ урока
| Тема урока
| колич. часов
| Практическая часть
| Теоретические понятия
| Основные ЗУНы
| Оборудование
| Домашнее задание
| Дата
| 1
| Т. 1Общие сведения о языке
Слого о русском языке
| 1
|
| Нормы литературного языка
| Основная функция языка в современном мире, основные функциональные стили русского языка
|
| Подобрать высказывания о русском языке
|
| 2
| Т.2 Лексика, фразеология, лексикография
Слово и его значение
| 1
|
| Основные термины раздела «лексика»
Лексическое значение
Полисемия
| Основные понятия лексики,
работа с толковым словарем.
|
| §1-2, упр.6
|
| 3
| Изобразительно-выразительные средства русского языка
| 1
| Р/р. Анализ текстов
| Тропы
| Основные лексические изобразительно- выразительные
средства и их черты.
|
| §3, таблица, упр.9, 10,11
|
| 4
| Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы
| 1
|
| Омоформы. Омофоны. Омографы. Паронимы
| Различать омографы, омофоны и омоформы.
Употреблять паронимы в речи.
| Словари
| §4-7, упр. 15,16,26
|
| 5
| Происхождение лексики. Сферы употребления лексики
| 1
| Р/р Анализ текста
| План-конспект. Исконно-русская лексика
Заимствованная лексика
Общеупотребительные диалекты
Профессионализмы
| Происхождение лексики русского языка.
Умение различать пласты лексики.
| Словари
| §8-10, упр.35,36
|
| 6
| Фразеология, лексикография
| 1
| Тест
| фразеологический оборот, фразеология
| Определение фразеологического оборота, значение устойчивых оборотов речи.
Умение пользоваться словарями
|
| §11-12, письменное сообщение
|
| 7
| Контрольный диктант по разделу
| 1
| К/диктант.
|
|
|
| Индивидуальные задания
|
| 8
| Т.3Фонетика,графика, орфоэпия
Анализ диктанта
Звуки и буквы. Орфоэпия
| 1
| Тест
| Транскрипция. Артикуляция. Редукция
Классификация. Фонетический разбор
| Основные характеристики гласных и согласных звуков, соотношение графического написания и фонетической транскрипции.
| Орфоэпический словарь
| §13 Упр. 49,325
§14, упр 51,323
|
| 9
| Подготовка к ЕГЭ. Как писать сочинение-рецензию?
| 1
| Р/р Сочинение
| Рецензия
|
|
| Дописать сочинение
|
| 10
| Т.4 Морфемика
и словообразование
Состав слова
| 1
|
| Морфема
| Нахождение значимых частей слова,умение выполнять морфемный разбор слова.
Рассуждение в научном стиле
|
| §15, упр.64,69
|
| 11
| Словообразование. Формообразование.
| 1
|
| Словообразование. Формообразование Основные способы словообразования
| Способы образования слов, порядок словообразовательного разбора.
|
| §16-17, упр. 78,79,82
|
| 12
| Т.5 Морфология и орфография
Принципы русской орфографии
| 1
|
| Морфологический принцип. Фонетическое написание
Традиционное написание
| Осознанное написание слов.
|
| §18-20, упр. 105
|
| 13
| Употребление гласных после шипящих и ц
| 1
|
| Орфограмма
| Распознавание морфемы в словах, умение правильно писать гласные после шипящих и Ц.
|
| §21-22, упр. 114
|
| 14
| Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных
| 1
|
| Звонкие и глухие, непроизносимые согласные
Двойные согласные
| Умение находить и правильно писать звонкие и глухие согласные, непроизносимые и двойные.
| 1С Репетитор: русский язык
| §23-25, упр. 125,129,133,135
|
| 15
| Правописание гласных и согласных в приставках
| 1
|
| Орфограмма
| Правильно писать приставки в словах.
|
| §26-29, упр.141
|
| 16
| Употребление Ъ и Ь, прописных букв, правила переноса
| 1
| Р/р Комплексный анализ текста
| Функции Ъ и Ь
Строчные и прописные буквы
| Умение определять Ъ и Ь и в соответствии с правилом писать слова.
|
| §29-31, упр.156,158,160
|
| 17
| Контрольный диктант
| 1
| К/диктант
|
|
|
|
|
| 18
| Т.6 Части речи
Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний
| 1
|
| Лексико-грамматические разряды
Род. Число. Склонение. Падеж
| Морфологический разбор имен существительных.
| Словарь трудностей русского языка
| §32-33, упр. 180,181
|
| 19
| Гласные в суффиксах существительных. Правописание сложных существительных
| 1
| Тест
| Орфограмма
| Правильное написание суффиксов имен существительных.
|
| §34-35, упр.186
|
| 20
| Имя прилагательное как часть речи. правописание окончаний прилагательных
| 1
|
| Лексико-грамматические разряды имен прилагательных
| Морфологический разбор имен прилагательных, правильное написание окончаний имен прилагательных.
|
| §36-37, упр. 199,201,206
|
| 21
| Гласные в суффиксах прилагательных. Правописание сложных прилагательных
| 1
|
| Орфограмма
| Мотивирование своего выбора при написании Н и НН в именах прилагательных.
|
| §38-40, упр. 220,221
|
| 22-23
| Сочинение-рассуждение по данному тексту
| 2
| Р/р. Сочинение
| Рассуждение
|
|
|
|
| 24
| Имя числительное как часть речи. Правописание числительных
| 1
|
| Лексико-грамматические разряды числительных
| Правильное написание числительных
|
| §41-44,упр. 227, 230
|
| 25
| Местоимение как часть речи. правописание местоимений
| 1
| Р/р Анализ текста
| Лексико-грамматические разряды местоимений
| Особенности изменения местоимений, умение выполнять морфологический разбор.
|
| §45-46, упр.237-239
|
| 26
| Глагол как часть речи правописание глаголов
| 1
|
| Инфинитив . Категория вида.
Переходность, непереходность. Залог
Возвратные глаголы. Категория наклонения
Категория времени. Спряжение
Две основы глагола
| Знание грамматических категорий глагола. Выполнение морфологического разбора. Правописание глаголов.
|
| §47-48, упр. 247,257
|
| 27
| Причастие и деепричастие
| 1
| Тест
| Причастия действительные и страдательные
Адъективация
| Знание определения причастия, разрядов по значению, признаки глагола и прилагательного, образование причастий, правописание причастий.
Знание определения, разрядов, признаков глагола и наречия, способов образования.
|
| §49-52, упр276
|
| 28
| Контрольный диктант по разделу
| 1
| К/диктант
|
|
|
| Карточки
|
| 29
| Наречие как часть речи. Категория состояния
| 1
|
| Разряды наречий
Степени сравнения
| Определение разрядов, образование степени сравнения.
|
| §53-55, упр. 287-288
|
| 30
| Служебные части речи
| 1
| Р/р. Составление конспекта
| Простые и сложные
Производные и непроизводные
| Умение отличать предлоги от других частей речи.
Умение различать союзы и союзные слова, правильно писать союзы. Определение значений частиц, правописание частиц.
|
| §56-62, упр.упр. 301,306,309
|
| 31
| Правописание служебных частей речи
| 1
| Р/р. комплексный анализ текста
| Орфограмма
| Умение находить орфограмму
|
| Комплексное повторение
|
| 32
| Сочинение-рассуждение по данному тексту
| 1
| Р/р. Сочинение
|
|
|
| Индивидуальные задания
|
| 33
| Междометие. Звукоподражательные слова
| 1
|
|
| Эмоциональность. Экспрессивность
Интонация
| Умение находить междометия в тексте.
| §64, упр.321
|
| 34
| Контрольный диктант
| 1
| К/диктант
|
|
|
| Комплексное повторение
|
| |