Пояснительная записка Статус документа





Скачать 217.45 Kb.
НазваниеПояснительная записка Статус документа
Дата публикации16.08.2014
Размер217.45 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку 10 класс.

Учитель: Чистякова М. А.

Пояснительная записка

Статус документа.

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 10-11 кл. (Гольцова Н.Г, Шамшин И.В.Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.

Структура документа.

Примерная программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи. При этом последовательность изучения тем, включенных в тот или иной блок, в авторских программах может определяться в соответствии с избранной концепцией преподавания русского языка.

Общая характеристика учебного предмета.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

В содержании примерной программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

Как и примерная программа для основного общего образования, данная программа состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка, а также основы культуры речи, элементарные сведения по теории речевого воздействия, то есть целесообразного и оптимального использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения. Это содержание обучения является базой для развития речевой компетентности учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

В учебном процессе указанные блоки неразрывно взаимосвязаны или интегрированы, поскольку процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Именно поэтому количество часов, выделенных на изучение тематических блоков и включенных в них разделов курса, имеет примерный характер.

Цели обучения русскому языку на базовом уровне.

Курс русского языка в 10–11 классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 70 часов. В том числе: в 10 классе – 35 часов, 11 классе – 35 часов.

Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

В основе программы развивающее обучение, работа с одаренными детьми.
Планируемые результаты обучения в 10 классе

аудирование и чтение

 использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

 извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

 создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

 применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

 соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

 соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

 использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

 развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

 увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

 совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

 самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Обучающиеся должны знать:

– связь языка и истории, культуры русского и других народов;

– смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

– основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

– орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

должны уметь:

– осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

– анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.


Содержание дисциплины
10 класс - 34 часа

Количество тем: -8


  1. Введение

Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России.

Международное значение русского языка.

Литературный язык и диалекты.

Основные функциональные стили.

2.Лексика. Фразеология. Лексикография
Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.

Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.

Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).

Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)

Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.

Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.

Лексикография. Виды лингвистических словарей.
3. Фонетика. Графика. Орфоэпия

Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.

Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.

Орфоэпия и орфоэпические нормы.

4. Морфемика и словообразование

Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

5.Морфология и орфография

Принципы русской орфографии

Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.

Правописание проверяемых , непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.

Употребление гласных после шипящих и Ц

Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание гласных И и Ы после приставок.

Правописание Ъ и Ь.

Употребление строчных и прописных букв.

Правила переноса.

6. Части речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.

Несклоняемые имена существительные.

Морфологический разбор.

Правописание падежных окончаний.

Правописание гласных в суффиксах имён существительных.

Правописание сложных имён существительных.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор.

Правописание окончаний.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи.

Морфологический разбор.

Склонение имён числительных.

Правописание и употребление числительных.
Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.

Правописание местоимений.
Глагол и его формы

Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.

Причастие и деепричастие как глагольные формы.

Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.

Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Наречие, слова категории состояния

Наречие как часть речи. Морфологический разбор.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Слова категории состояния. Морфологический разбор.
Служебные части речи

Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов

Союз. Основные группы союзов, их правописание.

Частицы, их разряды

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Итоговое повторение
Литература

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобр. школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Рус. слово – РС», 2005. – 464с.

  2. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б.Голуб – М.: Эксмо, 2008

  3. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 класс: Учебник для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев с углубл. изуч. рус. яз. – М.: Дрофа, 2002

  4. Баранова И.В., Баранов Д.М. Русский язык. Периодическая система элементов русской речи. Полный учебный курс. – Изд-во СПбГТУ, 200

  5. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория: Учебник для 5—9 классов общеобразовательных учреждений. — 4-е изд. — М., 1994 (и последующие издания).

  6. Баранов М. Т., Григорян Л. Т., Ладыженская Т. А. и др. Русский язык: Учебник для 5—9 классов общеобразовательных учреждений. -16-е изд., дораб. — М., 1993 (и последующие издания).

  7. Войлова К. А., Гольцова И. Г. Справочник-практикум по русскому языку. — М., 1996.

  8. Ковалев В. П. Практикум по современному русскому языку. — М., 1974.

  9. Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык: Учебное пособие для 10—12 классов вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений. — 4-е изд., дораб. — М., 1995.

  10. РозентальД. Э. Русский язык. — М., 1988.

  11. Чешко Л. А. Русский язык. — М., 1981.




урока

Тема урока

колич. часов

Практическая часть

Теоретические понятия

Основные ЗУНы

Оборудование

Домашнее задание

Дата

1

Т. 1Общие сведения о языке

Слого о русском языке

1




Нормы литературного языка

Основная функция языка в современном мире, основные функциональные стили русского языка




Подобрать высказывания о русском языке




2

Т.2 Лексика, фразеология, лексикография

Слово и его значение

1




Основные термины раздела «лексика»

Лексическое значение

Полисемия

Основные понятия лексики,

работа с толковым словарем.




§1-2, упр.6




3

Изобразительно-выразительные средства русского языка

1

Р/р. Анализ текстов

Тропы

Основные лексические изобразительно- выразительные

средства и их черты.




§3, таблица, упр.9, 10,11




4

Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы

1




Омоформы. Омофоны. Омографы. Паронимы

Различать омографы, омофоны и омоформы.

Употреблять паронимы в речи.

Словари

§4-7, упр. 15,16,26




5

Происхождение лексики. Сферы употребления лексики

1

Р/р Анализ текста

План-конспект. Исконно-русская лексика

Заимствованная лексика

Общеупотребительные диалекты

Профессионализмы

Происхождение лексики русского языка.

Умение различать пласты лексики.

Словари

§8-10, упр.35,36




6

Фразеология, лексикография

1

Тест

фразеологический оборот, фразеология

Определение фразеологического оборота, значение устойчивых оборотов речи.

Умение пользоваться словарями




§11-12, письменное сообщение




7

Контрольный диктант по разделу

1

К/диктант.











Индивидуальные задания




8

Т.3Фонетика,графика, орфоэпия

Анализ диктанта

Звуки и буквы. Орфоэпия

1

Тест

Транскрипция. Артикуляция. Редукция

Классификация. Фонетический разбор

Основные характеристики гласных и согласных звуков, соотношение графического написания и фонетической транскрипции.

Орфоэпический словарь

§13 Упр. 49,325

§14, упр 51,323




9

Подготовка к ЕГЭ. Как писать сочинение-рецензию?

1

Р/р Сочинение

Рецензия







Дописать сочинение




10

Т.4 Морфемика

и словообразование

Состав слова

1




Морфема

Нахождение значимых частей слова,умение выполнять морфемный разбор слова.

Рассуждение в научном стиле




§15, упр.64,69




11

Словообразование. Формообразование.


1




Словообразование. Формообразование Основные способы словообразования

Способы образования слов, порядок словообразовательного разбора.




§16-17, упр. 78,79,82




12

Т.5 Морфология и орфография

Принципы русской орфографии

1




Морфологический принцип. Фонетическое написание

Традиционное написание

Осознанное написание слов.




§18-20, упр. 105




13

Употребление гласных после шипящих и ц

1




Орфограмма

Распознавание морфемы в словах, умение правильно писать гласные после шипящих и Ц.




§21-22, упр. 114




14

Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных

1




Звонкие и глухие, непроизносимые согласные

Двойные согласные

Умение находить и правильно писать звонкие и глухие согласные, непроизносимые и двойные.

1С Репетитор: русский язык

§23-25, упр. 125,129,133,135




15

Правописание гласных и согласных в приставках

1




Орфограмма

Правильно писать приставки в словах.




§26-29, упр.141




16

Употребление Ъ и Ь, прописных букв, правила переноса

1

Р/р Комплексный анализ текста

Функции Ъ и Ь

Строчные и прописные буквы

Умение определять Ъ и Ь и в соответствии с правилом писать слова.




§29-31, упр.156,158,160




17

Контрольный диктант

1

К/диктант
















18

Т.6 Части речи

Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний

1




Лексико-грамматические разряды

Род. Число. Склонение. Падеж

Морфологический разбор имен существительных.

Словарь трудностей русского языка

§32-33, упр. 180,181




19

Гласные в суффиксах существительных. Правописание сложных существительных

1

Тест

Орфограмма

Правильное написание суффиксов имен существительных.




§34-35, упр.186




20

Имя прилагательное как часть речи. правописание окончаний прилагательных

1




Лексико-грамматические разряды имен прилагательных

Морфологический разбор имен прилагательных, правильное написание окончаний имен прилагательных.




§36-37, упр. 199,201,206




21

Гласные в суффиксах прилагательных. Правописание сложных прилагательных

1




Орфограмма

Мотивирование своего выбора при написании Н и НН в именах прилагательных.




§38-40, упр. 220,221




22-23

Сочинение-рассуждение по данному тексту

2

Р/р. Сочинение

Рассуждение













24

Имя числительное как часть речи. Правописание числительных

1




Лексико-грамматические разряды числительных


Правильное написание числительных




§41-44,упр. 227, 230




25

Местоимение как часть речи. правописание местоимений

1

Р/р Анализ текста

Лексико-грамматические разряды местоимений

Особенности изменения местоимений, умение выполнять морфологический разбор.




§45-46, упр.237-239




26

Глагол как часть речи правописание глаголов

1




Инфинитив . Категория вида.

Переходность, непереходность. Залог

Возвратные глаголы. Категория наклонения

Категория времени. Спряжение

Две основы глагола

Знание грамматических категорий глагола. Выполнение морфологического разбора. Правописание глаголов.




§47-48, упр. 247,257




27

Причастие и деепричастие

1

Тест

Причастия действительные и страдательные

Адъективация

Знание определения причастия, разрядов по значению, признаки глагола и прилагательного, образование причастий, правописание причастий.

Знание определения, разрядов, признаков глагола и наречия, способов образования.




§49-52, упр276




28

Контрольный диктант по разделу

1

К/диктант










Карточки




29

Наречие как часть речи. Категория состояния

1




Разряды наречий

Степени сравнения

Определение разрядов, образование степени сравнения.




§53-55, упр. 287-288




30

Служебные части речи

1

Р/р. Составление конспекта

Простые и сложные

Производные и непроизводные

Умение отличать предлоги от других частей речи.

Умение различать союзы и союзные слова, правильно писать союзы. Определение значений частиц, правописание частиц.





§56-62, упр.упр. 301,306,309




31

Правописание служебных частей речи

1

Р/р. комплексный анализ текста

Орфограмма

Умение находить орфограмму




Комплексное повторение




32

Сочинение-рассуждение по данному тексту

1

Р/р. Сочинение










Индивидуальные задания




33

Междометие. Звукоподражательные слова

1







Эмоциональность. Экспрессивность

Интонация

Умение находить междометия в тексте.

§64, упр.321




34

Контрольный диктант

1

К/диктант










Комплексное повторение




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Статус документа. Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе следующих нормативных актов и документов методического...
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «основная общеобразовательная школа №26»
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Ориентирована на учебник Бархударов С. Г., Крючков С. Е. и др. «Русский язык 9»М. «Просвещение» 2006-2008
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ мо РФ от 05. 03. 2004 г. №1089)
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Авторы: В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина Москва «Просвещение», 2010 год
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
...
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Рабочая программа литературе 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош»
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализована на основе следующих документов
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
...
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Настоящая программа по информатике и икт для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск