Скачать 238.75 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» Стерлитамакский филиал УТВЕРЖДАЮ: Зам.директора по научной работе и инновациям _____________ В.Н. Кризский «____» _____________ 2013 г. учебно-методический комплекс ДИСЦИПЛИНЫ (ОД.А.03.) Теория и методика обучения родному (башкирскому) языку наименование дисциплины по учебному плану подготовки аспиранта
УМК одобрен на заседании кафедры башкирского языка факультета башкирской филологии СФ БашГУ 28 мая 2013 года протокол № 10.
Стерлитамак 2013 г. Оглавление3.1.Объем дисциплины и количество учебных часов 4 7. Образовательные технологии 17 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 18 1. Место дисциплины в структуре ООП ППО Дисциплина «Теория и методика обучения родному (башкирскому) языку» входит в цикл специальных дисциплин отрасли науки и научной деятельности (ОД.А.03). Изучение курса осуществляется на I-II курсах. Учебная дисциплина имеет практико-ориентированный характер и построена с учетом знаний, навыков и умений, приобретаемых аспирантами в процессе изучения обязательных дисциплин, а также специальных дисциплин отрасли науки и научной деятельности. Дисциплина «Теория и методика обучения родному (башкирскому) языку» представляет базовый этап в общей системе подготовки аспирантов к научной деятельности, профессиональной коммуникации и создает основу для формирования общепрофессиональных компетенций. Для освоения дисциплины «Теория и методика обучения родному (башкирскому) языку» аспиранты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения всех обязательных дисциплин, а также специальных дисциплин отрасли науки и научной деятельности. Освоение данной дисциплины является необходимой основной для последующего изучения особенностей теории и методики обучения родному (башкирскому) языку, для формирования умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения родному (башкирскому) языку» – модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ООП ППО) разработана на основании законодательства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, в том числе: Федерального закона РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 № 814 (в действующей редакции); составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к разработке, на основании Приказа Минобрнауки России № 365 от 16.03.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» и инструктивного письма Минобрнауки России от 22.06.2011 г. № ИБ-733/12. 2. Цель и задачи изучения дисциплины Цель изучения дисциплины - формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Задачи изучения дисциплины: - углубленное изучение теоретических и методологических основ общей и частной лингводидактики; - изучение методологии и методов лингводидактического исследования; - углубление философской базы методики преподавания башкирского языка; - подготовка к преподавательской деятельности. 3. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Теория и методика обучения родному (башкирскому) языку» Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица - 36 часов. В том числе: Лекции – 18 Самостоятельная работа – 18 Отчетность: экзамен – 3 курс Контрольные мероприятия (количество): Промежуточная аттестация - аспиранта очной формы обучения – 2 - аспиранта заочной формы обучения – 2 - соискателя – 2 3.1.Объем дисциплины и количество учебных часов
4. Содержание дисциплины Тематический план изучения программы: ЛЕКЦИИ
4.1. Содержание лекционных занятий Тема 1. Методика преподавания башкирского языка как учебная и научная дисциплина. Объект и предмет методики. Теоретические основы методики преподавания башкирского языка как науки. Методологические и психолого-педагогические аспекты преподавания башкирского языка. Связь развития методики преподавания башкирского языка с развитием башкирского языкознания, психологии и педагогики, философии, культурологии. Дисциплины, находящиеся на стыке разных наук: психолингвистика, социолингвистика, социальная психология, лингвокультурология. Методы исследования, применяемые в методике башкирского языка. Общие и частные методы исследования. Основные методы исследования в методике: обобщение опыта преподавания, научное наблюдение, изучение литературы, эксперимент, опытное обучение, анкетирование, тестирование, хронометрирование; приёмы статистического анализа результатаов эксперимента. Способы обработки исследовательских материалов. Тема 2. Основные этапы развития методики преподавания башкирского языка как родного и неродного. Методика преподавания башкирского языка в XX и ХХI в.в.: программы, учебники, вузовские методики. Вклад в развитие методики башкирского языка В.В. Катаринского, А.Г. Бессонова, М.А. Кулаева, З.Н. Аюханова, Х.Ф. Усманова, А.А. Галлямова, Р.Г. Азнагулова, Т.А. Биккузиной, Э.А. Исламгуловой, Ф.Г. Исламовой, Д.С. Тикеева, М.Б. Юлмухаметова, Ф.Ш. Сынбулатовой, Ф.С. Искужиной и др. Методика преподавания башкирского языка в небашкирской школе: программы, учебники, методические руководства. Методика преподавания башкирского как государственного языка. Вклад в развитие методики обучения башкирскому языку русскоговорящих учащихся Х.А. Тулумбаева, Ф.Г. Хисаметдиновой, И.А. Шарапова, М.С. Давлетшиной, Р.А. Абуталиповой и др. Тема 3. Цели, содержание и структура современного школьного курса башкирского языка. Средства обучения башкирскому языку. Современные задачи преподавания башкирского языка. Система знаний, умений и навыков в школьном курсе башкирского языка. Принципы распределения учебного материала по годам обучения. Составные части содержания обучения башкирскому языку в общеобразовательной школы. Единство школьного курса башкирского языка с I по XI классы. Межпредметные и внутрипредметные связи в программе, учебниках и в учебном процессе. Преемственность между различными звеньями (концентрами) изучения башкирского языка. Средства обучения башкирскому языку. Средства обучения как комплекс учебных пособий и технических средств, используемых в качестве инструмента педагогического воздействия в целях обучения языку и овладения языком. Классификация средств обучения: для преподавателя, учащихся, аудиовизуальные средства, технические средства (ТСО), компьютерные технологии. Образовательный стандарт. Содержание Государственного образовательного стандарта по родному языку. Современные технологии обучения башкирскому языку. Программы по башкирскому языку. Книги для преподавателей. Учебно-методическая и научная литература. Личностные свойства преподавателя, влияющие на успешность педагогического воздействия (речь преподавателя, мастерство, педагогический такт и др.) Характеристика средств обучения для учащихся: учебник, пособия по развитию речи, словари. Особенности современных школьных учебников башкирского языка. Печатаные средства обучения. Экранные средства обучения. Звуковые средства обучения. Экранно-звуковые средства обучения. Тема 4. Общедидактические и специфические принципы методики башкирского языка. Методы изучения лингвистических понятий и фактов. Методы формирования у учащихся языковых навыков и речевых умений. Урок башкирского языка, его виды. Особенности обучения башкирскому языку в диалектных условиях. Организация повторения изученного по башкирскому языку и проверка домашних заданий. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся. Тема 5-7. Частные вопросы методики преподавания башкирского языка. Изучение разделов науки о башкирском языке. Принципы (общеметодические и частнометодические) изучения лингвистических понятий и языковых фактов. Методы ознакомления учащихся с лингвистическими понятиями и языковыми фактами. Методы формирования учебно-языковых умений. Цели изучения фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса в школе. Содержание работы по фонетике, лексике и фразеологии, словообразованию, морфологии и синтаксису; учебно-языковые умения. Тема 8. Методика изучения пунктуации. Цели, содержание обучения и этапы работы по пунктуации в школе. Единица методики пунктуации. Принципы методики пунктуации. Методы ознакомления учащихся с новым пунктуационным материалом. Пунктуационное правило. Трудные случаи применения пунктуационных правил. Пунктуационные упражнения. Работа по пунктуации в старших классах. Предупреждение и работа над пунктуационными ошибками. Контроль за пунктуационной грамотностью и критерии ее оценки. Тема 9. Методика орфографии. Цели, содержание обучения и этапы работы по орфографии в школе. Единицы методики орфографии. Принципы и методы работы над орфограммами. Орфографическое правило. Орфографические упражнения. Трудные случаи применения учащимися орфографических правил. Работа по орфографии на уроках фонетики, лексики, грамматики. Связь работы по орфографии с развитием речи учащихся. Предупреждение и работа над орфографическими ошибками. Контроль за орфографической грамотностью и критерии ее оценки. 4.2. Самостоятельная работа аспиранта Разделы программы, выносимые на самостоятельное изучение
5. Методические рекомендации для аспирантов Важнейшими видами самостоятельной работы являются доработка лекционных материалов по основной, дополнительной литературе, а также самостоятельное изучение указанных разделов курса. В течение семестра необходимо усвоить учебный материал, который предложен на лекциях, практических занятиях, в учебных и методических пособиях. Самостоятельная работа по дисциплине обеспечивает формирование умений и навыков научной организации учебного труда. Работу следует начинать с уточнения темы и составления плана работы, в котором намечается последовательность повторения и закрепления изученного нового материала; прогнозируется примерное время, необходимое для каждого из этих видов работы. Повторение изученного должно занимать большое место на каждом самостоятельном занятии. Именно повторение в конечном счете и обеспечивает успех всей работы по дисциплине. Рекомендуются следующие формы работы с учебной и научной книгой: 1) выделение наиболее важных понятий теории синтаксиса башкирского языка и повторное чтение их определений; 2) запись в тетрадь точных формулировок основных понятий; 3) составление конспекта параграфа одного из пособий: 4) заучивание определений наиболее важных понятий; 5) повторение определений наиболее важных понятий; 6) заучивание примеров, приводимых в пособиях для подтверждения наиболее важных положений данной темы. Главное в самостоятельной работе – чтение научной литературы по тематике лекций. При чтении надо ставить перед собой цель вникнуть в круг проблем, с которыми были мало знакомы, найти в данной теме полезное для себя, для своей работы. Подготовку к каждой лекции нужно начинать с обработки записи предыдущей: во-первых, подчеркнуть все заголовки, чтобы они выделялись на общем фоне страницы; во-вторых, указать в оглавлении тетради страницы, на которых раскрываются соответствующие темы; в-третьих, расшифровать те места в записи лекции которые в спешке пришлось сократить, более точными словами выразить неудачно сформулированные мысли; в-четвертых, различными средствами выделить формулировки основных понятий. Оформив запись, перейти к чтению лекционного материала и учебных пособий, рекомендованных к этой теме. Рекомендуются следующие формы работы: 1) продумывание заголовка темы; 2) чтение записи лекций по данной теме; 3) первоначальное чтение материала по данной теме в других имеющихся источниках; 4) составление кратких тезисов к пунктам плана занятия; 5) выполнение упражнений по теме лекции; 6) подбор собственных примеров для наиболее важных положений данной темы; 7) выявление связей данной темы с другими темами курса; 8) выявление связей данной темы с темами других курсов, изучаемых по специальности в целом, и лингвистическим дисциплинам в частности. 6. Вопросы к экзамену
II. Теория и методика обучения и воспитания (башкирский язык)
7. Образовательные технологииВ процессе обучения применяются следующие образовательные технологии:
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныУчебная, учебно-методическая и иные библиотечно-информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантируют возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы. СФ БашГУ располагает библиотекой, включающей научную литературу по теории и методики обучения родному (башкирскому) языку, научные и научно-методические журналы и труды конференций. 8.1. Основная литература
8.2. Дополнительная литература
8.3. Программное обеспечение и интернет-ресурсы Электронные учебные пособия на сайте Центра дистанционного образования СФ БашГУ. http://www.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал. http://www.peoples.org.ru/bashkir.html – Языки народов России http://festival.1september.ru – информационные технологии при изучении башкирского языка http://imc.rkc-74. http://www.languages-study.com/bashkir.htm http://www. school.edu.ru/catalog.asp?ob_no=60638 http://www.proshkolu.ru/club/bashkort http://1september.ru/ - сайт газеты «1 Сентября» 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для осуществления образовательного процесса по дисциплине имеется компьютерный класс, оборудованный мультимедийными средствами для демонстрации лекций-презентаций, презентаций проектов и видеоматериалов. |
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |