Конспект интегрированного урока литературы и ИЗО
Учитель русского языка и литературы
Малешина О.В.
ГБОУ СОШ №1188 с углублённым изучением изобразительного искусства Интегрированный урок на тему «Художественная выразительность в сказках Салтыкова - Щедрина»
Образовательные цели урока:
Выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность.
Показать своеобразие аллегорических образов, повторить значение литературных терминов, при помощи которых автор создает своих героев.
Отметить карикатурность сказочных героев, изображённых в виде животных, рыб, птиц и заострить эти черты в своих рисунках.
Проанализировать соответствие изобразительного образа литературному образу, созданному Салтыковым-Щедриным в своих сказках.
Содержание урока:
Осуществление межпредметной связи литературы и изобразительного искусства.
Создание художественного образа на основе анализа литературного произведения и графического изображения.
Формирование УУД:
регулятивные (целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу на протяжении всего процесса исследования).
познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательные цели; поиск и выделение информации; применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютера, рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательств.).
коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
личностные (обретение культурной идентификации и развитие читательской самостоятельности личности в области эстетического самообразования и самовоспитания).
Домашнее задание к уроку:
Статья учебника, стр. 43 - 47, вопросы № 5, 6, 7 .
Аналитическое чтение сказок.
Индивидуальные задания – значения литературных терминов, при помощи которых автор описывает своих героев.
Тип урока:
Комбинированный урок: урок формирования новых знаний (урок-исследование), применение знаний на практике.
Методы – наглядный, проблемный, самостоятельная работа учащихся, работа в группах, мультимедиа, использование графики.
Оборудование – компьютер, видеопроектор, демонстрационный экран, приложения к уроку (иллюстративный ряд, презентации), магнитная доска, материалы для графических работ, графические наброски, сделанные дома.
План урока:
Организационный момент. Подготовка учащихся к работе на занятии (приветствие, организация внимания).
Подготовка учащихся к деятельности (просмотр иллюстраций к сказкам Салтыкова-Щедрина).
Актуализация знаний.
Объявление темы и цели занятия.
Реализация домашнего задания.
Введение знаний, обобщение первичного закрепления и систематизация знаний
изложение нового материала (сообщение педагога, учащихся).
проработка нового материала (фронтальная работа по вопросам, реализация домашнего задания).
Применение знаний (выполнение графических работ).
Подведение итогов, рефлексия.
Домашнее задание.
Содержание урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Организацион-
ный момент
| Вступительное слово учителя.
|
| Сообщение темы урока и постановка цели с опережением
| Тема урока – объединение идейно-художественного воспроизведения сказок Салтыкова - Щедрина с их воплощением.
|
| ИЗО
| Постановка изобразительной задачи для учащихся.
|
| Подготовка уч-ся к дальнейшей деятельности
| Просмотр иллюстраций к сказкам Салтыкова-Щедрина.
| Просмотр.
| Актуализация знаний. Частичная реализация индивидуального домашнего задания
| Продолжая изучать творчество Салтыкова-Щедрина обратимся к его сказкам.
| Индивидуальное домашнее задание. Презентация.
| ИЗО
| Варианты техники исполнения – графика, живопись. Материал.
|
| Реализация домашнего задания
| Для того, чтобы попытаться понять содержание сказок, как это сделал автор, обратимся к особенностям жанра сказки.
| Ответы на вопросы, анализ статей учебника.
| Введение знаний, обобщение, первичное закрепления и систематизация знаний
| Сказки Салтыкова – Щедрина называют «Сказками для изрядного возраста». Все они являются сатирическими произведениями и высмеивают русскую действительность: глупых и ленивых помещиков, жадных представителей правящего класса, обывателей, смирившихся перед реакцией трусливых и продажных либералов, жестких самодержцев.
Литературный контекст
Несомненно, сказки Салтыкова – Щедрина – это часть русской классической литературы, где отражаются все стороны жизни народа того времени.
Какие прочитанные сказки вы можете назвать?
| Презентация.
| Реализация домашнего задания
| Назовите основные темы сказок Салтыкова – Щедрина и приведите примеры из этих сказок.
| Сообщение о темах сказок. Презентация.
| Введение знаний, обобщение, первичное закрепления и систематизация знаний.
| Но вернёмся к художественным особенностям произведений Салтыкова - Щедрина. Его сказки поднимают серьёзные социальные проблемы. Какие?
80-е годы – период разгула политической реакции в России, и сатирику приходилось находить наиболее удобную для обхода цензуры форму и вместе с тем наиболее близкую и понятную простому народу.
Каким литературным приёмом решил Салтыков – Щедрин эти задачи?
Политическую остроту в сказках Салтыков – Щедрин вскрывает с помощью эзопова языка и зоологических масок.
Художественные приёмы
Итак, автор использовал в своем искусстве гротеск – соединение планов реального и фантастического, изображения действительности, преувеличенном в уродливо-комическом виде.
А теперь приведите примеры, подчёркивающие то, что сказки написаны эзоповым языком?
Литературный контекст
«Орёл-меценат» – название не соответствует истине, Орёл – псевдомеценат на самом деле, он враг науки, искусства, защитник тьмы и невежества.
«Медведь на воеводстве» - Топтыгины, посланные Львом на воеводство, целью своего правления ставили как можно больше совершить кровопролитий.
«Коняга» - никогда не утихающая боль писателя за русского мужика.
«Премудрый Пескарь» - сатирик выставил на публичный позор интеллигента-обывателя, высказал презрение к тем, кто покоряясь инстинкту самосохранения уходил от активной общественной жизни, борьбы в узкий мир личных интересов.
«Карась – Идеалист» - писатель выразил своё отношение к честным, но заблуждающимся наивным мечтателям.
|
| ИЗО
| Создание художественного образа графическим способом на основе анализа содержания сказок.
|
|
| Опишите героев сказок. Какие ИВС используются?
| Презентация.
| ИЗО
| Определение средств художественной выразительности на основе текста и видеоряда.
|
|
| Что является основой для создания образов сказочных героев?
Прочитайте и проанализируйте эпизоды сказок, наиболее ярко отражают характер героев.
Какая лексика используется в описании героев?
К какому жанру тяготеет выбранная стилевая манера? Почему? Сделайте вывод.
| Презентация
Чтение и анализ
| ИЗО
| Определение средств художественной выразительности для передачи основного композиционного приёма – антитезы (композиция, свет, перспектива и т.д.)
|
|
| Всё это и многое другое позволяет подчеркнуть значимость содержания сказок.
Сделайте вывод, какими же способами Салтыкову - Щедрину удаётся показать русскую действительность того времени?
Попробуйте отобразить художественное своеобразие образов автора в своих графических работах.
|
| Применение знаний на практике
| Выполнение творческих работ.
|
| Подведение итогов и рефлексия
| План анализа:
Какая изобразительная цель ставилась?
Какие средства использовались?
Удалось ли передать с помощью средств художественной изобразительности особенности сказок Салтыкова - Щедрина?
| Рефлексия
| Домашнее задание
| Написать сочинение на тему « Сказочные образы Салтыкова – Щедрина».
|
| |