Особенности функционирования частицы вот и ее производных в художественных текстах м. Е. Салтыкова-щедрина





Скачать 290.79 Kb.
НазваниеОсобенности функционирования частицы вот и ее производных в художественных текстах м. Е. Салтыкова-щедрина
страница1/2
Дата публикации11.03.2015
Размер290.79 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2
На правах рукописи


ГУРЬЕВА Наталья Николаевна


ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧАСТИЦЫ ВОТ

И ЕЕ ПРОИЗВОДНЫХ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ

М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

10.02.01 — русский язык

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Тверь — 2007

Работа выполнена на кафедре русского языка в ГОУ ВПО


«Тверской государственный университет»

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Рогожникова Роза Павловна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор


Сулименко Надежда Евгеньевна
кандидат филологических наук, доцент

Янова Надежда Николаевна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный

педагогический университет»


Защита состоится «29» октября 2007 года в 14 час. 30 мин.

на заседании диссертационного совета Д 212.262.03 в Тверском государственном университете по адресу: Россия, 170100, г. Тверь, ул. Желябова, д.33, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тверского государственного университете по адресу: г.Тверь, ул. Володарского, 42.

Автореферат разослан «27» сентября 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212.263.03

кандидат филологических наук, доцент Маскадыня В.Н.
Предметом реферируемого диссертационного исследования является слово вот и его производные, которые возникли в русском языке на его основе за счет присоединения к нему левых или правых распространителей: частицы-союзы а вот; и вот; но вот; вот и; вот + указательное местоимение или наречие (вот тот; вот такой (таков); вот так и подобные); вот + относительное местоимение или наречие (вот кто; вот что; вот какой (каков) и подобные); сочетания, которые фиксируются в Толковых словарях как фразеологизмы: вот еще; вот и все; вот (оно) как, а также включающие вот и его производные синтаксические конструкции. Мы не случайно избрали предметом нашего исследования слово вот. Вот по сравнению с другими представителями лексико-грамматического класса частиц характеризуется большей частотностью употребления в письменной речи. По данным, полученным при обработке на ЭВМ текстов писателей XIX-XX вв. (тексты относятся к разным жанрам: это и пьесы, и стихи, и рассказы), установлено, что из 211. 011 словоупотреблений в текстах XIX в. вот встречается 51 раз; в текстах XX в. из 213. 425 словоупотреблений – 44 раза (И.В. Лютц).

Актуальность исследования обусловлена возросшим в последнее время в лингвистике интересом к служебным словам, в том числе частицам как средству, обеспечивающему семантическую, структурную и коммуникативную организацию текста. В связи с открытием в семантической структуре частиц имплицитных элементов смысла коммуникативные свойства частиц получают в научной литературе новую интерпретацию. Этой проблеме посвящены работы Л.Вежбицкой, Е.В.Падучевой, Г.Е.Крейдлина, Т.М.Николаевой. Во всех исследованиях неоспоримым признается тот факт, что информационное содержание большинства частиц шире содержания отдельно взятого высказывания, поскольку спецификой функционирования частиц в тексте (особенно в художественном) является их жесткая зависимость от имплицитного смыслового компонента, который входит в семантику высказывания в качестве фонда общих знаний, объединяющих адресанта и адресата речи. Однако анализ специальной литературы о коммуникативных свойствах частиц свидетельствует о том, что роль частицы вот в выявлении имплицитных смыслов в художественном тексте освещена в недостаточном объеме. Языковеды больше внимания уделяют таким частицам, как же, тоже, даже, только. Частица вот остается на периферии исследования языковых средств, участвующих в актуализации имплицитных текстовых смыслов. Активность употребления частицы вот в письменных текстах объясняется, по нашему мнению, способностью данной языковой единицы взаимодействовать с ''затекстовой'' информацией и служить средством ''компрессии'' информации.

В качестве материала исследования мы использовали тексты художественных произведений одного автора — М.Е.Салтыкова-Щедрина: ''Сказки''; ''История одного города'', '' Пошехонская старина'', '' Господа Головлевы''. Выбор художественного текста в качестве исследуемого материала не случаен. В художественной речи наиболее отчетливо проявляется полифункциональный характер частиц, поскольку частицы являются не только средством ее формальной организации, передавая логико-грамматические отношения между словами и предложениями, но и средством ее коммуникативной организации. Мы присоединяемся к мнению Н.С. Болотновой, которая считает, что к недостаточно изученным вопросам коммуникативной теории текста можно отнести исследование коммуникативных возможностей частиц в текстах разной жанрово-стилевой ориентации. Избранные нами в качестве материала исследования произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина различны по жанру и стилю. ''История одного города'' — сатира, которая жанровыми корнями уходит в русское летописание (А.П.Ауэр); ''Господа Головлевы'' — семейно-психологический роман; язык, стиль этого произведения необычны для творческой манеры писателя (Р.Д.Кузнецова). ''Пошехонская старина'' — многоплановое произведение, в котором переплетены три жанрово-стилистических пласта: житие, хроника, публицистика (С.А.Макашин). Стилистической особенностью цикла ''Сказки'' является слияние в пределах одного контекста фольклорных элементов (присказок, пословиц, поговорок, традиционных сказочных зачинов и проч.) и выразительных средств литературного языка (иносказаний, антитез, гротеска, символов и т.д.) (А.П.Ауэр). Изучение языкового материала столь различных по жанру и стилю произведений одного автора даст объективную и полную картину функционирования слова вот в структуре художественного текста. Кроме того, статистическая обработка исследуемого материала показала высокую частотность употребления вот и его производных М.Е. Салтыковым-Щедриным: в тексте ''Сказок'' вот используется 284 раза; в '' Истории одного города'' — 62; в '' Пошехонской старине''— 483; в ''Господах Головлевых'' — 418. Всего в нашей картотеке 1247 словоупотреблений вот и его производных.

Цель работы: установить функционально-семантическую специфику частицы вот и ее производных в рамках художественных текстов М.Е. Салтыкова-Щедрина, обусловленную влиянием идиолекта писателя.

Для достижения поставленной цели в работе решался ряд задач теоретического и экспериментального характера.

1.Обобщить научные данные о служебном слове вот и его производных, представленные в лингвистических исследованиях служебной лексики.

2. Установить грамматическую природу производных слова вот.

3. Выяснить, связана ли высокая частотность употребления слова вот в художественных текстах М.Е. Салтыкова-Щедрина с его (слова) деривационной активностью, полисемантичностью и полифункциональностью.

4. Определить и описать сферу функционирования и типологию синтаксических построений с вот и его производными в языковой системе и в синтаксической системе писателя.

5. Отследить влияние функциональных контекстов на семантику слова вот и его производных.

6. Выявить роль слова вот и его производных в синтаксической и коммуникативной организации художественных текстов М.Е. Салтыкова-Щедрина, в том числе взаимодействие слова вот с ''затекстовой'' информацией.

7. Обобщить полученные в ходе эксперимента данные о функционально-семантических свойствах слова вот и его производных в художественных текстах М.Е. Салтыкова-Щедрина.

При анализе языкового материала нами использовались следующие методы: статистическая обработка, наблюдение языкового материала; описательный; сравнительный (в частности, сопоставление данных Толковых словарей и Грамматик о лексико-грамматической природе вот и собственных наблюдений над функционально-семантической спецификой вот); лингвистический эксперимент (синонимическая замена вот или его исключение из состава синтаксического построения).

На защиту выносятся следующие теоретические положения.

1. Исследование функционально-семантических особенностей частицы вот в структуре художественного текста необходимо проводить с учетом ее принадлежности к системе языковых средств, обладающих релятивными свойствами.

2. Релятивные свойства частицы вот обусловливают ее использование в качестве одного из основных языковых элементов смысловой, синтаксической и коммуникативной организации художественного текста.

3. Синтаксические построения с частицей вот и ее производными не могут передавать изолированное событие, без ''комментариев'' (Т.М.Николаева), поэтому анализ функциональных особенностей частицы вот и ее производных надо осуществлять с учетом двусторонней связи частицы: с предшествующим текстом и ''затекстовой'' информацией.

Научная новизна работы определяется комплексным подходом к исследованию семантических и функциональных свойств служебного слова вот и его производных в рамках художественных текстов одного автора: функционально-семантическая специфика слова вот и его производных выявлялась на всех уровнях синтаксической системы писателя (в простом и сложном предложениях, в монологическом и диалогических текстах). Исследование функционально-семантических особенностей слова вот и его производных в границах замкнутого речевого произведения на всех уровнях его синтаксической системы позволяет объяснить модификации лексического и грамматического инвариантного значения слова вот влиянием функциональных контекстов и авторской манерой письма М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Теоретическая значимость научного исследования обусловлена тем, что новый подход к анализу служебных слов позволяет расширить имеющиеся в лингвистике сведения о лексико-грамматических свойствах слова вот и его производных.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе исследования данные могут быть использованы при преподавании разделов '' Морфология'', '' Синтаксис'', '' История русского литературного языка'' и на семинарах по проблемам лингвистики текста и языковым особенностям произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Апробация основных положений и результатов исследования была осуществлена на Зональной конференции литературоведческих кафедр и пединститутов Поволжья (Тверь, 13-15 мая 1994); на 9 и 10-й Тверских межвузовских конференциях ученых-филологов (Тверь 1995, 1996); на Международной научной конференции, посвященной 170-летию со дня рождения М.Е. Салтыкова-Щедрина (Тверь, 26-27 января 1996); на Тверской межвузовской конференции, посвященной 80-летию со дня рождения Г.П.Уханова (Тверь 1998); на Международной научно-практической конференции «Детская литература и воспитание» (Тверь, 12-14 мая 2005).

По теме диссертации опубликовано 10 работ общим объемом 3 п.л., из них одна работа опубликована в рецензируемом издании.

Структура диссертации: работа состоит из введения; трех глав; заключения и списка использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность; определяются цель и задачи научного исследования; намечаются пути и методы их решения; формулируется предмет исследования; объясняются новизна и практическая значимость полученных результатов.

В 1-ой главе ''Слово вот в системе языка. Основные направления его изучения в исследованиях служебной лексики'' рассматривается круг проблем, связанных с определением грамматического статуса слова вот и его производных, с установлением наличия у слова вот как представителя класса служебных слов лексического значения, а также анализируются основные направления исследования семантических и функциональных свойств частиц в лингвистических работах по служебной лексике. По итогам исследования лексических и грамматических свойств слова вот как единицы языковой системы, по результатам обзора научной литературы мы сделали следующие выводы.

1.Анализируемое слово — лексически значимая и полифункциональная единица. Инвариантным значением частицы вот является дейктическое значение.

2. В современном языкознании частица вот изучается с разных точек зрения: семантической, синтаксической, коммуникативной. Коммуникативные свойства слова вот, а именно его участие в актуализации имплицитных текстовых смыслов, недостаточно исследованы.

3.Позиция в начале предложения (союзная позиция) и «анафорическое значение, сформировавшееся на базе дейктического» (Г.Н.Акимова) обеспечивают участие частицы вот в выполнении ''союзной функции'': частица вот не только является базой для формирования новых союзных средств (частиц-союзов а вот, да вот, и вот, но вот, вот и), но и сама реализует связующую функцию, преимущественно на уровне текста. Потенциал частицы вот как средства межфразовой связи на уровне художественно текста в лингвистических исследованиях раскрыт недостаточно.

4.Релятивные свойства частицы вот, обусловленные ее местоименным происхождением и принадлежностью к классу модально-усилительных частиц, позволяют соотносить высказывание с вот и ее производными с предшествующим отрезком текста или ''затекстовой'' информацией. Поэтому семантический объем высказываний с вот и ее производными шире их вербализованного лексического состава. Основное функциональное назначение частицы вот в структуре художественного текста —формирование скрытого (имплицитного) высказывания.

5.Функции слова вот и производных вот в структуре художественного текста должны рассматриватся с учетом его (текста) жанровой и стилевой специфики.

Во 2-ой главе ''Художественный текст как объект лингвистического исследования'' выявляется специфика художественного текста в его парадигматических связях с другими типами литературного текста и определяются основные аспекты лингвистического анализа текста в рамках нашего научного исследования; устанавливаются жанровые, языковые и стилистические особенности художественных произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина. По результатам обзора специальной литературы по лингвистике художественного текста и выявления языковых и стилистических особенностей художественных текстов М.Е. Салтыкова-Щедрина мы сделали следующие выводы: 1) исследование функциональных свойств частицы вот и ее производных необходимо проводить с учетом их роли в синтаксической, коммуникативной и стилистической организации художественного текста; 2) исследование функциональных особенностей частицы вот и ее производных в художественном тексте необходимо осуществлять с учетом индивидуального стиля писателя, так как в индивидуальном стиле писателя отбор лексико-грамматических средств национального языка зависит от жанрового своеобразия художественного произведения, системы стилистических средств и приемов художественной речи, которым отдает предпочтение автор; 3) функциональную специфику частицы вот и ее производных необходимо определять с учетом таких особенностей стилистической системы художественных текстов М.Е. Салтыкова-Щедрина, как ''эзопова манера письма'' и ''гротесковые приемы типизации'', поскольку эти стилистические приемы открывают широкие перспективы для наблюдения над окказиональными свойствами частицы вот в качестве средства передачи имплицитных смыслов в художественном тексте.

В 3-ей главе ''Специфика употребления слова вот и его производных в структуре художественных текстов М.Е. Салтыкова-Щедрина'' исследуются семантические и функциональные свойства слова вот и его производных в рамках художественного текста одного писателя. Определение сферы функционирования слова вот и его производных в текстах М.Е. Салтыкова-Щедрина показало, что данная единица используется автором на всех уровнях синтаксиса: в простом и сложном предложениях; в монологическом и диалогическом текстах, различных по типологии, объему и структуре. Анализ языкового материала свидетельствует о том, что слово вот и его производные участвуют в структурной и коммуникативной организации художественного текста как непосредственно в качестве элемента межфразовой связи (наряду с союзами, вводно-модальными словами), так и через посредство исходных синтаксических конструкций, в составе которых они функционируют (это могут быть простые и сложные предложения), но основная нагрузка и в одном и в другом случае ложится на слово вот.

В разделе 3.1. «Слово вот и его производные в структуре предложения» исследуются функциональные особенности частицы вот и ее производных на уровне простого и сложного предложения.

Частица вот в структуре простого предложения реализует свое первичное значение указания. Вот употребляется, как правило, в односоставных номинативных предложениях для указания на реально существующий
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности функционирования частицы вот и ее производных в художественных текстах м. Е. Салтыкова-щедрина  iconСказках Салтыкова Щедрина Образовательные цели урока
Интегрированный урок на тему «Художественная выразительность в сказках Салтыкова Щедрина»
Особенности функционирования частицы вот и ее производных в художественных текстах м. Е. Салтыкова-щедрина  iconКонспект по биографии и творческой деятельности Салтыкова-Щедрина,...
Задание по произведению «История одного города» Салтыкова-Щедрина. Расставить в правильном порядке названия глав повести
Особенности функционирования частицы вот и ее производных в художественных текстах м. Е. Салтыкова-щедрина  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Жанровые особенности «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина»
Особенности функционирования частицы вот и ее производных в художественных текстах м. Е. Салтыкова-щедрина  iconТема урока фио учителя
В художественном мире сказок М. Е. Салтыкова – Щедрина («Дикий помещик», «Премудрый пискарь», «Коняга») – 7б класс
Особенности функционирования частицы вот и ее производных в художественных текстах м. Е. Салтыкова-щедрина  iconВопросы для зачёта. (Можно написать реферат и рассказать)
М. Е. Салтыков- щедрин. Проблематика и поэтика сатиры Салтыкова – Щедрина «История одного города»
Особенности функционирования частицы вот и ее производных в художественных текстах м. Е. Салтыкова-щедрина  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок литературы в 10 классе «Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова – Щедрина»
Особенности функционирования частицы вот и ее производных в художественных текстах м. Е. Салтыкова-щедрина  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. Е. Салтыкова Щедрина юмористические, так как доброжелательно показывают недостатки
Особенности функционирования частицы вот и ее производных в художественных текстах м. Е. Салтыкова-щедрина  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Портрет Салтыкова-Щедрина, иллюстрации к повести, произведение «История одного города»
Особенности функционирования частицы вот и ее производных в художественных текстах м. Е. Салтыкова-щедрина  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. Е. Салтыкова-Щедрина, постараться понять, что было главным в его отношении к людям
Особенности функционирования частицы вот и ее производных в художественных текстах м. Е. Салтыкова-щедрина  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школа расположена по адресу: г. Ярославль, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 42а, root@sch42. edu yar ru
Особенности функционирования частицы вот и ее производных в художественных текстах м. Е. Салтыкова-щедрина  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школа расположена по адресу: г. Ярославль, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 42а, root@sch42. edu yar ru
Особенности функционирования частицы вот и ее производных в художественных текстах м. Е. Салтыкова-щедрина  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока «Современна ли совесть?» (По сказке Салтыкова – Щедрина «Пропала совесть»)
Особенности функционирования частицы вот и ее производных в художественных текстах м. Е. Салтыкова-щедрина  iconЛитература : Читать «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина География
География. Выполнить практическую работу: составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран Европы
Особенности функционирования частицы вот и ее производных в художественных текстах м. Е. Салтыкова-щедрина  iconУрок по теме: «Имя существительное как часть речи»
Социальная острота проблематики сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Особенности функционирования частицы вот и ее производных в художественных текстах м. Е. Салтыкова-щедрина  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Идейно-художественное своеобразие сказки М. Е. Салтыкова–Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Особенности функционирования частицы вот и ее производных в художественных текстах м. Е. Салтыкова-щедрина  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Анализ сказки М. Е. Салтыкова -щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск