Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Большой Самовец
Грязинского муниципального района Липецкой области
УТВЕРЖДЕНО
РАССМОТРЕНО на ШМО приказом № от 09.2013
Протокол № от 08.2013 Директор МБОУ СОШ
Руководитель МО с. Большой Самовец:
_____________Пронина О.Н. ____________Федерякин Д.Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 11 класса
на 2013-2014 учебный год
Учитель: Синегубова О. В.
Пояснительная запискаПрограмма предназначена для работы в 11 классе общеобразовательной школы
Цели и задачи программыИзучение литературы на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и само-
совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального
самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к
литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств;
культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской
позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей,
читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и со-
держания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание
общего представления об историко-литературном процессе и его основных
закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного про-
изведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и
культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения;
выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного
произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных
литературных произведений и их научных, критических и художественных
интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования
необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в
ресурсах Интернета и др.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с
рабочей программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения
художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний
читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности
школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в
школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность,
позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и
возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт
отечественного образования.Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению
содержания художественных произведений и теоретико - литературных понятий:осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;выразительное чтение;различные виды пересказа;заучивание наизусть стихотворных текстов;определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или
иному роду и жанру;анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его
воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;устные и письменные интерпретации художественного произведения;
выявление языковых средств художественной образности и определение их
роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование
художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и
историей;участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с
учетом мнения оппонента;подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по
мотивам литературных произведений.Нормативные документы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта;
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями),
Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для обра-зовательных учреждений Росссийской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями);
Приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2012 года №1067 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.05.2013 № 451 «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год»;
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 20.06.2013 № 585 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.05.2013 № 451 «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год»;
Инструктивно-методическое письмо ОАУ ДПО ЛИРО «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году»;
Примерная программа среднего общего образования по литературе (базовый уровень);
Основная общеобразовательная программа МБОУ СОШ с. Большой Самовец;
Учебный план МБОУ СОШ с. Большой Самовец на 2013-2014 учебный год;
Календарный учебный график МБОУ с. Большой Самовец на 2013-2014 учебный год;
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ СОШ с. Б. Самовец.
Сведения о программе Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.04 № 1089), Примерной программы среднего общего образования по литературе (базовый уровень)
и авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под ред. В.Я.Коровиной.-М.;Просвещение, 2008) .Обоснование выбора программыРабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и
рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.
Информация о внесенных измененияхРабочая программа в целом соответствует исходной авторской программе.
На оновании приказа Министерства образования и науки РФ от 31.08.2009г.№320 « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом министерства образования РФ от 5 марта 2004г. №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» включен в изучение курса литературы роман А. И. Солженицына «Архипелаг Гулаг»
Определение места и роли предметаРабочая программа выполняет
две основных функции. Информационно-методическая
функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление
о целях, содержании ,общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся
средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция
предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик.
Информация о количестве учебных часовРабочая программа для 11 класса рассчитана на 102 учебных часа ( из расчета 3 часа в неделю).Форма организации образовательного процесса:классно-урочная система
Технологии, используемые в обученииК настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика, содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу школьника в малой группе.
Предусматривается применение элементов следующих технологий обучения:
Традиционная классно-урочная
Развивающего обучения
Проблемное обучение
Информационно-коммуникативная
Здоровьесбережения
Механизмы формирования ключевых компетенцийОбщеучебные умения, навыки и способы деятельностиРабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В
этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего
общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между
частями целого, выделение характерных причинно-
следственных связей,
сравнение, сопоставление, классификация,
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде,
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа
текста, использование различных видов чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать
мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем
(текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с
коммуникативной задачей,
составление плана, тезисов, конспекта,
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности,
•использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Ин-
тернет-ресурсы и др. базы данных,
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками
контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих
интересов и возможностей.
Формы контроля
пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица),
выполнение заданий в тестовой форме,
выразительное чтение, в том числе и наизусть,
развернутый ответ на вопрос,
викторина,
анализ эпизода,
анализ стихотворения,
комментирование художественного текста,
характеристика литературного героя,
конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника),
сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы .
Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый
Используются
методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция); наглядные ( портреты, картины, слайды на мультимедийном оборудовании); контроль и самоконтроль (устный и письменный опрос, различные виды проверок, ).
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного год Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к
уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и
практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в
повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.Информация об используемом учебникеРабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.04 № 1089), Примерной программы среднего общего образования по литературе (базовый уровень)
и авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под ред. В.Я.Коровиной.-М.;Просвещение, 2008) .Программа курса реализуется в учебнике Литература. 11класс. В2 ч.(Ч.1/ Л.А.. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М .Турков и др.; сост. Е.П .Пронина;/под ред. В.П.Журавлева.-15-е изд .-М.: Просвещение, 2010. И ч.2/ В.А . Чалмаев, О.Н.
Михайлов, А.И. .Павловский и др.; сост. Е.П. Пронина/; под ред. В.П.Журавлева.-15-е
изд.-М. :Просвещение,2010.
Книги включены в Федеральный перечень учебников и учебных пособий,
рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. В
учебниках дан новый взгляд на литературу хх столетия, отражены драматические
судьбы крупнейших русских писателей нашего века.
Содержание программы (базовый уровень) ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА -102 часа