МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДЕНА
К УТВЕРЖДЕНИЮ приказом руководителя ОУ
педагогическим советом от «___»_____2013г., №___
«___»_____2013г., протокол №___ Директор МОУ СОШ №1
____________Г.В. Поляков РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 8 КЛАССА
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ф.И.О. учителя:
Карелова Т.Л.
г. Волгодонск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа по литературе разработана на основе:
Авторской программы Г.С.Меркина: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зимин, В.А.Чалмаев. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
Учебника: Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово- учебник», 2011.
Г. Меркин, Б. Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 8 класс». – М., 2007.
Федерального компонента государственного стандарта среднего образования (ФК ГС СО).
Учебно-методический комплект выбран в соответствии с приказом Министерства образования и науки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год». Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю) Уровень программы базовый В течение учебного года из-за праздничных дней (08.03.14, 01.05.14) потеряно 2 урока литературы. Программа выполнена за счет уплотнения материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления. Компетентность читателя предполагает: – способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры; – готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст; – овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей; – освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся. В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи: 1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать. 2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности. 3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника. 4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях. 5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста. 6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора. 7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения). 8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру. Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Для достижения поставленных целей проводятся уроки следующих типов:
Урок ознакомления с новым материалом.
Урок закрепления изученного.
Урок развития речи.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Комбинированный урок.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Важнейшими умениями в 8классе являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Тематический план:
№
|
Модуль
| Кол-во часов
|
Элементы содержания
| 1
| Введение
| 1
| Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
| 2
| Из устного народного творчества
| 2
| Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
| 3
| Из древнерусской литературы
| 4
| «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений,
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
| 4
| Из литературы 18 века
| 5
| Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».
| 5
| Из литературы XIX века
| 39
| Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
В.А. Жуковский. «.Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».
К.Н. Батюшков. «Судьба Одиссея», «Мойгений»: Е. А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...». А.А. Дельвиг. «Русская песня» ( «Соловей мой, соловей...»).
Н.М. Языков. «Пловец ».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.«Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, историческая повесть.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. Лермонтов
Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпиче-ская поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Тройка». Судьба крестьянки — одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А.А. Фет
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века*:
Н.И. Гнедич. «Осень»;
П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;
А.Н. Плещеев. «Отчизна»;
Н.П.Огарев. «Весною», «Осенью»;
И.З. Суриков. «После дождя»;
И.Ф. Анненский.«Сентябрь», «Зимний романс» и др.
А.Н. Островский
Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.
Л.Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
| 6
| Из литературы XX века
| 15
| М.Горький
Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М- Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси ».
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)
Н.А. Тэффи. «Сбои и чужие», М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «Аристократка». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Б.Л. Пастернак
Краткие сведения о поэте. «Мне кажется, я подберу слова. ..»: тема поэта и поэзии, труд и творчество; традиции и новаторство в раскрытии темы; целостная характеристика стихотворения.
Теория литературы: традиция и новаторство.
Развитие речи: выразительное чтение.
Д.Б. Кедрин
Краткие сведения о поэте. «Зодчие»: труд, творчество, талант, власть — основные мотивы стихотворения. Художественная идея.
Теория литературы: баллада (расширение представлений о жанре), символ, многоплановость, подтекст.
Развитие речи: составление тезисов, письменная формулировка выводов.
Н.А. Заболоцкий
Краткие сведения о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
А.Грин
Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения.
Теория литературы: романтическое движение в повести.
Развитие речи: сочинение-рассуждение, диспут, дискуссия.
Связь с другими искусствами: «Алые паруса» в кино и на балетной сцене.
В.П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежное девочками простились...»;
Д .С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» ("отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памятизащитников»;
М. Д ж а л и л ь. «Мои песни», «Дуб»;
Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;
Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
А.Т. Твардовский
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;
В.В. Хлебников. «Мнемало нужно...»;
Б.Л. Пастернак. «Послевьюги»;
М.В. Исаковский. «Катюша»;
М.А. Светлов. «Веселая песня»;
А.А. Вознесенский. «Слеги»;
Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля...»;
B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.
В.Г. Распутин
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.
| 7
| Из зарубежной литературы
| 3
| У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
|
| Значение русской литературы.
| 1
|
|
| Что читать летом.
| 1
|
|
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п
| Разделы, темы
| 2ч. в неделю
| 1
| ВВЕДЕНИЕ
| 1
| 2
| ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
| 2
| 3
| ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
| 4
| 4
| ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
| 5
| 4.1
| Г.Р. Державин
| 2
| 4.2
| Н.М. Карамзин
| 3
| 5
| ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
| 39
| 5.1
| Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.
(Жуковский, Батюшков, Дельвиг, Рылеев)
| 2
| 5.2
| А.С. Пушкин
| 12
| 5.3
| М.Ю. Лермонтов
| 5
| 5.4
| Н.В. Гоголь
| 7
| 5.5
| И.С. Тургенев
| 4
| 5.6
| Н.А. Некрасов
| 2
| 5.7
| А.А. Фет
| 1
| 5.8
| А.Н. Островский
| 2
| 5.9
| Л.Н. Толстой
| 4
| 6
| ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
| 13
| 6.1
| М. Горький
| 2
| 6.2
| В.В. Маяковский
| 1
| 6.3
| Сатира начала 20-го века
| 2
| 6.4
| Н.А. Заболоцкий
| 1
| 6.5
| В.П. Астафьев
| 2
| 6.6
| А.Т. Твардовский
| 2
| 6.7
| В.Г. Распутин
| 3
| 7
| ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
| 4
| 7.1
| У. Шекспир
| 2
| 7.2
| М. Сервантес
| 1
| 8
| Значение русской литературы
| 1
|
| Что читать летом
| 1
|
| ИТОГО:
| 70
|
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Контроль над реализацией программы предполагает использование следующих контрольных измерителей:
тест,
самопроверка,
взаимопроверка,
самостоятельная работа,
словарная работа,
сочинение
чтение наизусть
Перечень контрольных работ
Сочинение по творчеству Пушкина.
Сочинение по творчеству Лермонтова.
Сочинение по творчеству Гоголя.
Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого.
Сочинение по творчеству Тургенева.
Сочинение по творчеству А. Грина.
Сочинение по творчеству Э. Л. Войнич.
Внеклассное чтение
А.С. Пушкин «Маленькие трагедии».
М.Ю. Лермонтов «Демон».
Н.В. Гоголь «Шинель».
М. Горький «Девушка и смерть».
Л. Андреев «Баргамот и Гараська».
Д. Селинджер «Над пропастью во ржи»
Для заучивания наизусть
Державин Г.Р. «Памятник»
Жуковский В.А. «Сельское кладбище» (отрывок)
Пушкин А.С. « И.И. Пущину»
Лермонтов М.Ю. «Смерть поэта»
Некрасов Н.А. «Тройка»
Фет А.А. «Учись у них: у дуба, у березы…»
Маяковский В.В. стихотворение по выбору.
Есенин С.А. «Гой ты, Русь, моя родная…»
Пастернак Б.Л. «Во всем мне хочется дойти до самой сути»
Заболоцкий Н.А. стихотворение по выбору.
Твардовский А.Т. «За далью – даль» (отрывок)
Темы проектов, творческих работ, рефератов по литературе 8 класс
Образ А.Невского в русской литературе и кинематографе.
Эраст-это только носитель зла? ( Почему этого не почувствовала Лиза и полюбила его?)
Картины природы и их роль в повести Карамзина «Бедная Лиза».
Признаки сентиментализма в повести «Бедная Лиза».
Пугачёвчина и Пугачёв на страницах «Капитанская дочка»: восстание или бунт?
Савельич и Пётр Гринев. Лексика, употреблённая в повести для характеристики Савельича.
Образы-символы в повести Пушкина «Капитанская дочка»
Крылатые слова и афоризмы на страницах «Капитанской дочки» Пушкина.
Образно-выразительные средства в повести Пушкина «Капитанская дочка» (на примере отдельного фрагмента или главы).
Связь поэмы «Мцыри» с лирическими стихотворениями Лермонтова («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь и другие»).
Роль вступления в поэме «Мцыри».
Тема свободы в поэме «Мцыри».
Купечество в комедии Гоголя «Ревизор»
«Ревизор» на сцене и в кино.
Цель употребления иностранных слов в комедии Гоголя «Ревизор».
Цветовая гамма в повести Тургенева «Ася».
Образы-символы в повести Тургенева «Ася».
Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Тройка» и А.Блока «На железной дороге».
Некрасов в музыке.
«Снегурочка» и УНТ.
Образы-символы в рассказе Л.Толстого «После бала».
Образы рассказчиков в повести «Ася» Тургенева и «После бала» Л.Толстого.
Любовь в жизни героев.(на примере любви Ивана Васильевича к Вареньки и господина N.N к Асе).
Романтические произведения М.Горького в живописи и киноискусстве.
Писатели-эмигранты.
Выразительные средства в произведениях М.Зощенко.
«Ромео и Джульетта» на театральной сцене и в кино.
Роман Сервантеса в изобразительном искусстве.
Темы контрольных сочинений. №1.Контрольное домашнее сочинение по произведению Карамзина «Бедная Лиза»
1)Роль пейзажа в повести.
2)Образ Лизы в повести.
3) Образ Эраста в повести.
№2.Контрольное сочинение по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Герой повести «Капитанская дочка», о которой мне хотелось бы рассказать.
«Береги честь смолоду»
Тема народного восстания и его предводителя в повести «Капитанская дочка»
Савельич и Пугачёв.
Гринёв и Швабрин.
Тема милосердия в повести «Капитанская дочка»
Образ Маши Мироновой-героини пушкинской повести.
№3.Контрольное сочинение по произведению Гоголя «Ревизор»
1)Жизнь в уездном городе перед приездом ревизора.
2) О чем мечтают герои комедии «Ревизор»?
3)Образ Городничего и Земляники в комедии «Ревизор»
4) Хлестаков и хлестаковщина.
5) Мои впечатления от постановки «Ревизора» на сцене.
№4.Контрольное сочинение по произведению И.С.Тургенева «Ася»
1)В чём привлекательность тургеневской героини для современного читателя?
2) «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего; у него есть настоящее- и то не день, а мгновенье» №5.Контрольное сочинение по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского»
1)Уроки доброты в повести «Уроки французского».
2) Рецензия на фильм по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» Творческая работа по поэме Лермонтова «Мцыри»
Что значило жить в представлении Мцыри?
Почему Мцыри перед смертью вспоминает из всей жизни только «три блаженных дня»?
Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри?
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
для учащихся:
Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в IIIчастях. Автор-составитель Г.С.Меркин М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2011г
Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Части 1, 2. Соловьева Ф.Е. . – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2011
для учителя:
Литература. 8 кл. Планирование и материалы к курсу. Меркин Г.С., Меркин Б.Г.;
Литература. 8 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 3 ч./ Автор сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2011г
Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Части 1, 2. Соловьева Ф.Е. . – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Тематическое планирование к учебнику «Литература.8 класс»(автор-составитель Г.С.Меркин). Ф.Е.Егорова. М.: «Русское слово», 2011г
Уроки литературы 8 класс. Методическое пособие.( к учебнику «Литература.8 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин) Ф.Е.Егорова. М.: «Русское слово», 2011г
Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание.8 класс. Н.В.Егорова.-М.: «Вако» 2010г
Литература в 8 классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.Н.Гороховская, Е.А.Виноградова.-М.; «Русское слово» 2001
Ресурсное обеспечение программы
|