Скачать 342.59 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДЕНА К УТВЕРЖДЕНИЮ приказом руководителя ОУ педагогическим советом от «___»_____2013г., №___ «___»_____2013г., протокол №___ Директор МОУ СОШ №1 ____________Г.В. Поляков РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 5 КЛАССА НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Ф.И.О. учителя: Карелова Т.Л. г. Волгодонск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа по литературе разработана на основе:
Учебно-методический комплект выбран в соответствии с приказом Министерства образования и науки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год». МЕСТО И РОЛЬ УЧЕБНОГО КУРСА Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов ( 2 часа в неделю) Уровень программы базовый В течение учебного года из-за праздничных дней (04.11.13) потерян1 урок литературы. Программа выполнена за счет уплотнения материала. Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». В соответствии с целями и требованиями ФГОС курс литературы направлен на формирование у обучающихся - личностных - метапредметных и - предметных результатов. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Цели и задачи учебного курса, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, образовательного учреждения:
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Личностные результатыобучения: - формировать понимание важности процесса обучения; - формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения; - формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - формировать уважение к литературе народов многонациональной России; - формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения; - совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения; - развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста; - формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности; - формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию; - развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой; - развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; - развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом; - развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства. Метапредметные результатыобучения: - формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения; - формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы; - формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии; - формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»; - развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; - совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста; - развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений; - формировать умение определять общую цель и пути её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; - формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории; - развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений; - совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино); - развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей. Предметные результатыобучения: - воспитывать творческую личность путём приобщения к литературе как искусству слова; - совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий); - способствовать совершенствованию читательского опыта; - совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению; - совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока;для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.); - развивать интерес к творчеству; - развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты; - развивать навыки характеристики (в 5-6 классах) и анализа (в 7-9 классах) текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов; - развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров; - формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов; - формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений. Основные виды деятельности по освоению литературных произведений Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. Выразительное чтение. Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием). Заучивание наизусть стихотворных текстов. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Анализ и интерпретация произведений. Составление планов и написание отзывов о произведениях. Написание изложений с элементами сочинения. Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Для достижения поставленных целей проводятся уроки следующих типов:
Тематический план:
В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды, условия жизни ребенка. Они предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к себе. Здоровьесберегающее обучение направлено на -обеспечение психического здоровья учащихся. Достигается через -учет особенностей класса (изучение и понимание человека); -создание благоприятного психологического фона на уроке; -использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; -создание условий для самовыражения учащихся; -инициацию разнообразных видов деятельности; -предупреждение гиподинамии. Приводит к -предотвращению усталости и утомляемости; -повышению мотивации к учебной деятельности; -прирост учебных достижений. Структурными элементами уроков выступают: -приветствие; -опрос самочувствия; -релаксация; -оздоровительные упражнения; -рефлексия; -прощание. КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Контроль над реализацией программы предполагает использование следующих контрольных измерителей:
Требования к уровню подготовки учащихся Важнейшими умениями в 5 классе являются следующие: — умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений; — выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть; — осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.); — умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты); — умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении; — умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения; — умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения; — умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника; — умение владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения, доклады, рефераты; — умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы; — умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения; — умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях; — умение сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинение по картине. Для заучивания наизусть
Длядомашнегочтения Античные мифы Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс. Сказания русского народа Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рождение Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея. Детская Библия Русское народное творчество Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Загадки, частушки, пословицы, поговорки. Литературные сказки В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (1—2 по выбору). СказкибратьевГр и мм, Ш. П е р р о, Х.К. А н д е р с е н а (1— 2 по выбору). Из древнерусской литературы Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем. Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина. Из литературы XVIII века М.В. Ломоносов.«Лишь только дневный шум умолк...» Из литературы XIX века И.А. Крылов.«Ларчик», «Обоз ». К.Ф. Рылеев.«Иван Сусанин». Е.А. Баратынский.«Водопад». А.С.Пушкин.«Кавказ», «Выстрел». М.Ю. Лермонтов.«Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес». А.В. Кольцов.«Осень», «Урожай». Н.В. Гоголь.«Заколдованное место». Н.А. Некрасов.«Накануне светлого праздника». Д.В. Григорович.«Гуттаперчевый мальчик». И.С. Тургенев.«Бежин луг», из «Записок охотника». В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе». А.А. Фет.«Облаком волнистым...», «Печальная береза». И.С. Никитин.«Утро», «Пахарь». Я.П. Полонский.«Утро». УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Авторская программа Г.С.Меркина, С.А.Зинина. Программа курса «Литература». 5-9 классы. М., Русское слово, 2012, стр. 42. 2. Учебник под редакцией Г.С.Меркина «Литература. 5 класс», М., Русское слово, 2013. 3. Ф.Е.Соловьёва. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература». 5 класс, М., Русское слово, 2013. 4. Таблица «Устное народное творчество». 5 класс. 5. Таблица «Сказки». 5 класс. 6. Таблица «Сказки. Как строится сказка». 5 класс. 7. Таблица «Способы рифмовки». 5 класс. 8. Таблица «Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении». 5 класс. 9. Таблица «Басня как жанр литературы». 6 класс. 10. Таблица «Герой литературного произведения». 6 класс. 11. Таблица «Способы раскрытия характера героя литературного произведения». 6 класс. 12. Таблица «Юмор в литературном произведении». 6 класс. 13. Таблица «Роль пейзажа в литературном произведении». 6 класс. 14. Диск к учебнику Г.С.Меркина «Литература. 5 класс». Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
|
Рабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего... | Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего... | ||
Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе | Рабочая учебная программа по литературе для 7 класса на 2013 -2014 учебный год Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»... | ||
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования... | Рабочая программа по литературе для 5 класса 2013-2014 учебный год Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» | ||
Рабочая программа по литературе для 11 класса на 2013-2014 учебный год Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании мо учителей русского языка и литературы | Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2013-2014 учебный год Авторской программы Г. С. Меркина: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С.... | ||
Рабочая программа по литературе Бутковой Елены Васильевны Рабочая программа курса «Литература» для 7 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе | Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2014/2015 учебный год Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов | ||
Рабочая программа по литературе для 8 «Б» класса на 2013 -2014 учебный год Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы | Рабочая программа по литературе для 5 «А» класса на 2013 -2014 учебный год Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы | ||
Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2013 2014 учебный год Федерального компонента Государственного образовательного стандарта (2004г.), Федерального базисного учебного плана, программы по... | Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2013-2014 учебный год Программа предназначена для работы в 7 классе общеобразовательной школы | ||
Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2013-2014 учебный год Программа предназначена для работы в 8 классе общеобразовательной школы | Рабочая программа по литературе для 11 класса на 2013-2014 учебный год Программа предназначена для работы в 11 классе общеобразовательной школы |