Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература»





Скачать 160.64 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Зарубежная литература»
Дата публикации30.08.2014
Размер160.64 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа


Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 1521


Рассмотрено на заседании ШМО ___________________________

Протокол № __________

«____» ____________ 2013 г.



СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР

______________________
Перевезенкова М.В.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Гимназия № 1521

__________________________
Воробьева Т.А.


Рабочая программа по предмету

«Зарубежная литература»

базовый уровень, 5 класс

2013 – 2014 учебный год

Составитель:

Казимирова Н.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ Гимназия № 1521

Москва

2013


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Н.П. Михальской, предназначенной для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Программа входит в учебный комплект по зарубежной литературе, который состоит из учебников-хрестоматий для 5—7 классов, 8—9 классов и 10—11 классов. Книги выпущены в издательстве «Дрофа», имеют гриф Министерства образования РФ.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

В круг предметов, изучаемых в современной средней школе, входит литература зарубежных стран, что способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. Раздвигаются временные и пространственные горизонты литературного развития в разных странах, открывается возможность познакомить детей с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества.

Настоящая программа предназначена для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий, лицеев, где зарубежная литература может изучаться как целостный курс. Программа может использоваться и при чтении факультативных курсов.

В соответствии с программой изучение зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения произведений и отдающего приоритет рассмотрению литературы как вида искусства.

Цели предмета «Зарубежная литература» соответствуют основным целям литературного образования:

    • формирование нравственных позиций и обогащении духовного мира личности;

    • развитие эстетического вкуса учащихся, умения свободно выражать себя в речи и определять свое отношение к прочитанному;

    • подготовка к восприятию произведений писателей разных стран в контексте мирового литературного процесса.

Для достижения этих целей ставятся следующие задачи:

- расширить представления учащихся о литературном процессе;

- научить выявлять общее и особенное в творчестве писателей разных стран, принадлежащих к единому литературному направлению;

- привить навык сопоставительного похода к явлениям национальных литератур;

- вводя ученика в художественный мир писателя, научить воспринимать текст произведения как целостную художественную систему, обусловленную особенностями мировоззрения автора;

- обратить внимание на преемственность традиций и их обновление;

- раскрыть гуманистический характер творчества писателей, проявляющийся в интересе к личности человека, его духовному миру, к условиям жизни и формированию характера;

- содействовать развитию навыков анализа художественных произведений различных литературных родов и жанров;

    • использовать возможности литературы для нравственного и художественного воспитания учащихся.

Знакомство с зарубежной литературой и ее изучение осуществляются в несколько этапов, на каждом из которых развитие литературы рассматривается в движении от древности к последующим эпохам, что позволяет увидеть связь времен, связь литератур разных стран и соотнести рассматриваемый материал с явлениями русской литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

В 5 классе раскрываются понятия художественная литература, зарубежная литература. Изучается происхождение литературы (мифология — фольклор — литература). Происходит знакомство с мифами, произведениями устного народного творчества (предания, баллады, сказки), изучаются литературные произведения (литературные сказки, повести, романы и др.).

К концу учебного года учащийся должен знать:

    • в чем отличие литературы от фольклора,

    • какую литературу называют зарубежной,

    • должен усвоить содержание мифа о Прометее, народных и литературных сказок (двух-трех), повести Астрид Линдгрен (по выбору), названия, имена героев и частично содержание романов Мар­ка Твена, знать наизусть народную балладу (по вы­бору),

    • знать содержание мифов о Троянской войне и ее участниках,

    • уметь выразительно рассказать народную (английскую, японскую, американскую или др.) и литературную сказку (Андерсена, Перро, Киплинга или др.),

    • привести примеры сходства русской народной сказки со сказкой другого народа,

    • сопоставить литературную и народную сказку (тема, герои),

    • сопоставить образы богатыря из русской былины и героя ирландских саг (Кухулин),

    • рассказать о приключениях героев Марка Твена,

    • выделить сказочно-чудесное и жизненно-правдивое в произведениях Астрид Линдгрен, объяснив, почему эту писательницу называют «Андерсеном наших дней».



Учебно-тематический план


№№

Разделы

Общее количество часов

Из них к/р

1

Введение

1

0

2

Мифология и фольклор

11

2

3

Литературная сказка

14

1

4

Романы и повести

4

0

5

Итоговые уроки

4

1

6

Итого

34

4


Учебник: Н. П. Михальская. Зарубежная литература. 5-7 классы. Учебник-хрестомати – Москва: Просвещение.
Поурочное планирование


№№

тема урока

1

Введение в школьный курс зарубежной литературы

Мифология и фольклор

2

Понятие о мифе и мифологии. Мифы Древней Греции и их герои

3

Прометей и его деяния

4

Мифы о Троянской войне и ее героях

5

Проверочная работа по пройденному материалу

6

Представление о мире древних скандинав

7

Произведения УНТ как источник возникновения художественной литературы. Скандинавские предания об эльфах, гномах и норнах

8

Народные баллады, особенности их создания и построения. Английские баллады о Робин Гуде

9

Немецкие баллады («Лорелея», «Крестьянин и рыцарь»)

10

Сказки народов мира. Общее и особенное

11

Сага, ее особенности. Ирландские саги о Кухулине. Образы героев ирландских саг и русских былин

12

Контрольная работа по теме «Мифология и фольклор»

Литературная сказка

13

Понятие о литературной сказке

14

Шарль Перро – один из родоначальников литературной сказки. Мотивы и образы произведений фольклора в книге «Сказки матушки Гусыни»

15

Художественные особенности сказки «Спящая красавица». Образ спящей красавицы в русской поэзии и музыке

16

Братья Гримм. Значение их собирательской и исследовательской деятельности. «Детские и домашние сказки»

17

«Сказка о рыбаке и его жене» как один из источников «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

18

В. Гауф. Связь сказок с фольклором европейских стран и стран Востока. Цикл «Караван»

19

Викторина по творчеству Ш.Перро, В. Гауфа, Братьев Гримм

20

Х.К. Андерсен – великий датский сказочник. Сюжеты и герои его сказок («Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка»)

21

Прием олицетворения в сказочных историях («Чайник», «Перо и чернильница»). Образы и мотивы народных сказок в произведениях «Дикие лебеди», «Свинопас»

22

Путешествие в Андерсенландию (игра по сказкам Х.К. Андерсена)

23

Л. Кэрролл. Стихия игры в «Алисе в стране чудес»

24

Р. Киплинг. «Книга джунглей» и история Маугли

25

Сказки Киплинга о животных

26

Контрольная работа по теме «Литературная сказка»

Романы и повести

27

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Мир детства и мир взрослых в романе (анализ VI главы)

28

Образ жизнелюбивого, энергичного фантазера Тома Сойера (анализ VII и VIII глав)

29

Картины суровой действительности в «Приключениях Гекльберри Финна». Стремление героев к свободе и справедливости

30

А. Линдгрен – «Андерсен наших дней». Гуманистический характер творчества. Образы детей в повестях Линдгрен.

Итоговые уроки

31

Зачетный урок. Подготовка к итоговой контрольной работе

32

Итоговая контрольная работа

33

Итоги года. Игра

34

Итоги года. Задание на лето


Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 1521


Рассмотрено на заседании ШМО ___________________________

Протокол № __________

«____» ____________ 2013 г.



СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР

______________________
Перевезенкова М.В.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Гимназия № 1521

__________________________
Воробьева Т.А.


Рабочая программа по предмету

«Зарубежная литература»

базовый уровень, 6 класс

2013 – 2014 учебный год

Составитель:

Казимирова Н.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ Гимназия № 1521

Москва

2013


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Н.П. Михальской, предназначенной для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Программа входит в учебный комплект по зарубежной литературе, который состоит из учебников-хрестоматий для 5—7 классов, 8—9 классов и 10—11 классов. Книги выпущены в издательстве «Дрофа», имеют гриф Министерства образования РФ.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

В круг предметов, изучаемых в современной средней школе, входит литература зарубежных стран, что способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. Раздвигаются временные и пространственные горизонты литературного развития в разных странах, открывается возможность познакомить детей с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества.

Настоящая программа предназначена для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий, лицеев, где зарубежная литература может изучаться как целостный курс. Программа может использоваться и при чтении факультативных курсов.

В соответствии с программой изучение зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения произведений и отдающего приоритет рассмотрению литературы как вида искусства.

Цели предмета «Зарубежная литература» соответствуют основным целям литературного образования:

    • формирование нравственных позиций и обогащении духовного мира личности;

    • развитие эстетического вкуса учащихся, умения свободно выражать себя в речи и определять свое отношение к прочитанному;

    • подготовка к восприятию произведений писателей разных стран в контексте мирового литературного процесса.

Для достижения этих целей ставятся следующие задачи:

- расширить представления учащихся о литературном процессе;

- научить выявлять общее и особенное в творчестве писателей разных стран, принадлежащих к единому литературному направлению;

- привить навык сопоставительного похода к явлениям национальных литератур;

- вводя ученика в художественный мир писателя, научить воспринимать текст произведения как целостную художественную систему, обусловленную особенностями мировоззрения автора;

- обратить внимание на преемственность традиций и их обновление;

- раскрыть гуманистический характер творчества писателей, проявляющийся в интересе к личности человека, его духовному миру, к условиям жизни и формированию характера;

- содействовать развитию навыков анализа художественных произведений различных литературных родов и жанров;

    • использовать возможности литературы для нравственного и художественного воспитания учащихся.

Знакомство с зарубежной литературой и ее изучение осуществляются в несколько этапов, на каждом из которых развитие литературы рассматривается в движении от древности к последующим эпохам, что позволяет увидеть связь времен, связь литератур разных стран и соотнести рассматриваемый материал с явлениями русской литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

К концу учебного года учащийся должен:

  • знать определения литературных родов и жанров, особенности литератур разных эпох (Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещение) в их обусловленности историко-культурной ситуацией в зарубежных странах;

  • имена поэтов и драматургов античности, писателей эпохи Возрождения и последующих периодов, названия, проблематику, жанры их основных произведений, связь их творчества с литературными направлениями эпохи;

  • знать особенности гекзаметра, правила построения сонета;

- знать наизусть начальные строки «Илиады» и «Одиссеи» (по 10 строк), сонет Шекспира, Петрарки (по выбору), стихотворение Байрона, Бернса (по выбору), фрагмент из «Песни о Гайавате» Лонгфелло (три начальные строфы из вступления или другой фрагмент по выбору);

  • учащийся должен уметь выявить общее и особенное в творчестве писателей, принадлежащих к одной эпохе, пишущих в одном жанре (баснописцы Эзоп, Лафонтен, Крылов; анималисты Лондон и Сетон-Томпсон; фантасты Ж.Версн и Уэллс);

  • уметь сопоставить разновидности жанров, выделяя их сходство и различие (роман исторический, историко-приключенческий, научно-фантастический);

  • уметь раскрыть смысл понятий вечный образ, комедия характеров, робинзонада, байронизм, подтверждая свои суждения примерами из произведений литературы;

  • привести примеры использования писателями иносказания (аллегории, гротеска, контраста), пояснив особенности этих художественных приемов и их назначение;

  • привести высказывания русских писателей о писателях других стран (Пушкин о Байроне, Достоевский о Диккенсе и др.), назвать имена переводчиков поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», оды Горация «Памятник я воздвиг меди нетленнее…», поэм Данте, Лонгфелло, сонетов Шекспира, баллад Шиллера, стихотворений Э.По.



Учебно-тематический план


№№

Разделы

Общее количество часов

Из них к/р

1

Античная литература

5

1

2

Литература Средних веков

3

0

3

Литература эпохи Возрождения

3

1

4

Литература XVII века

2

0

5

Литература XVIII века

10

1

6

Литература XIX века

6

1

7

Итоговые уроки

5

1

8

Итого

34

5


Учебник: Н. П. Михальская. Зарубежная литература. 5-7 классы. Учебник-хрестомати – Москва: Просвещение.
Поурочное планирование


№№

тема урока

Античная литература

1

Древняя Греция – родина античной литературы. Гомер

2

«Илиада». «Одиссея»

3

Эзоп – создатель литературной басни. Понятие об эзоповском языке

4

Басни Эзопа «Кабан и лисица», «Собака с куском мяса», «Ворон и лисица». Эзоп и И.А. Крылов

5

Контрольная работа по теме «Античная литература»

Литература Средних веков

6

Эпоха Средних веков

7

Рыцарские романы

8

Романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола

Литература Эпохи Возрождения

9

Эпоха Возрождения и ее роль в культурном развитии европейских стран

10

Ф.Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»

11

Контрольная работа по темам «Литература Средних веков» и «Литература эпохи Возрождения»

Литература XVII века

12

Ж. де Лафонтен – мастер сатиры. Басни «Похороны Львицы», «Лев и его двор»

13

Эзоп. Лафонтен. И.А. Крылов. Общее и особенное в их баснях («Лисица и виноград»)

Литература XVIII века

14

XVIII век – эпоха Просвещения

15

Д. Дефо – создатель романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

16

Основные темы и особенности повествования романа о Робинзоне Крузо

17

Дж. Свифт и его роман «Путешествие Гулливера»

18

Сатирическое мастерство Свифта

19

Р.Э. Распэ. История создания книги «Удивительные приключения, путешествия и военные подвиги барона Мюнхгаузена»

20

Художественные особенности романа о бароне Мюнхгаузене

21

Р. Бернс. Стихотворения, эпиграммы

22

Ф. Шиллер. «Кубок», «Перчатка»

23

Контрольная работа по темам «Литература XVII века» и «Литература XVIIIвека»

Литература XIX века

24

Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавати»

25

Основные темы и мотивы «Песни о Гайавати»

26

Джек Лондон и его «северные рассказы»

27

Мужество, сила воли, стойкость героев Джека Лондона («Любовь к жизни», «Сказание о Кише», «Белый клык»)

28

Э. Сетон-Томпсон. «Чинк», «Лобо»

29

Контрольная работа по теме «Литература XIX века»

Итоговые уроки

30

Повторение пройденного материала. Викторина

31

Консультация к экзамену

32

Экзамен

33

Итоги года. Игра

34

Итоги года. Задание на лето




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зарубежная литература и культура. Модуль «Зарубежная литература Средних Веков и эпохи Возрождения» (курсы изучаются параллельно)
Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зарубежная литература и культура. Модуль «Зарубежная литература Средних Веков и эпохи Возрождения» (курсы изучаются параллельно)
Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» icon«Зарубежная литература ХХ века»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Зарубежная литература ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconПрограмма дисциплины дпп. 05 Зарубежная литература (вторая половина...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconРабочая программа по предмету «Литература», 10 класс
Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconЛитература по психологии,классичес
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconРеферат по предмету ''Зарубежная литература'' Студентки второго курса вечернего отделения
Андре Моруа, Руссо относится к числу тех писателей, о которых можно сказать: “…без них вся французская литература пошла бы в другом...
Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе
Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconРоссийской федерации
Косович Д. В зарубежная литература 17-18 вв Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconРоссийской федерации
Косович Д. В зарубежная литература 17-18 вв Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconРоссийской федерации
Косович Д. В зарубежная литература 20 в Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д зарубежная литература. Зарубежная литература 20 века (вторая половина) [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.:...
Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconРабочая программа по учебному предмету "литература"
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...
Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconСписок бесплатных электронных библиотек
Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров: детективы,...
Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология профилей подготовки – Отечественная...
Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconОсновная образовательная программа бакалавриата, реализуемая ти (ф)...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 032700. 62 Филология «Зарубежная филология (английский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск