Российской федерации





НазваниеРоссийской федерации
страница1/4
Дата публикации09.03.2016
Размер0.5 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4


002
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в городе Тобольске»

Косович Д.В.

Зарубежная литература 17-18 вв.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 050100.62 педагогическое образование, профиль Русский язык, литература, форма обучения – очная


Тюменский государственный университет

2014__

Косович Д.В Зарубежная литература 17-18 вв. . Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 050100 педагогическое образование, профиль Русский язык, литература, форма обучения – очная Тюмень, 2014, стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению 050100 педагогическое образование и профилю подготовки Русский язык, литература

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Зарубежная литература 17-18 вв.

[электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой филологического образования. Утверждено директором филиала ТюмГу в городе Тобольске

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Хасанова М.С., к.ф.н., доцент
© Тюменский государственный университет, 2014__.

© Косович Д.В., 2014__.



  1. Пояснительная записка



Дисциплина «Зарубежная литература 17-18 вв.» входит в блок дисциплин предметной подготовки учителя русского языка и литературы, её изучение является одной из основ формирования компетентного специалиста. Освоение курса осуществляется как через аудиторную (лекционные и практические занятия), так и самостоятельную работу студентов.

Программа предусматривает знание студентом основных этапов истории древнегреческой и римской литератур. В процессе обучения уделяется внимание русско-зарубежным литературным связям. Программа дисциплины предполагает изучение Зарубежная литература 17-18 вв. в соответствии с системой понятий и категорий современной теории и методики преподавания литературы, а также в связях отечественной литературой и мировой историей, историей культуры и общественной мысли, философией, этикой, эстетикой, психологией.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Цели дисциплины:

  • сформировать у студентов представление об основных явлениях и логике развития истории литературного процесса, связанное с памятниками письменной и устной культуры, созданными в 17-18 веках;

  • обозначить динамику литературного процесса на синхроническом и диахроническом уровнях.

  • воспитать понимание роли, места и значения литературы 17-18 веков в системе культуры.



Задачи дисциплины:

  • определить национальную специфику каждой из изучаемых в курсе национальных литератур во взаимосвязи с литературами других народов (особенно с русской литературой);

  • обозначить жанровую систему и приверженность к разным литературным направления и школам в зависимости от исторических, философских и религиозных представлений эпох;

  • выделить круг конфликтов и художественных персонажей, составляющих арсенал «вечных» тем и образов;

  • сформировать у студентов навык осознанно-аналитического прочтения художественного текста;



1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Зарубежная литература 17-18 вв. входит в цикл дисциплин Б.3. Курс подготавливает студентов к восприятию всех последующих историко-литературных курсов. Изучение дисциплины строится на знаниях, полученных в курсе литературы общеобразовательной школы, и знаниях, получаемых в ходе изучения дисциплин: Античная литература, Русское устное народное творчество, История отечественной литературы (древнерусская литература), Введение в филологию, Основы филологии.

Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

История русской литературы

+




+













+

+

2.

Филологический анализ текста

+







+

+

+

+







3

Теория литературы

+

+










+

+

+





1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

  1. владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  2. готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий,

уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным

традициям (ОК-14);
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

знать:

основные этапы развитие Зарубежной литературы 17-18 вв. в историко-культурном контексте;

  • национальную специфику каждой из изучаемых литератур в их взаимосвязи с литературами других народов;

  • основные понятия, усвоенные в процессе изучения курса; специфику европейских обработок вечных литературных образов Сатаны, Дона Жуана и др. своеобразие развития той или иной темы или мотива в разные периоды развития Всемирной литературы;

уметь:

  • анализировать художественный текст, находить в нем черты эпохи и авторского творческого своеобразия;

  • соотносить типологически сходные явления в русской и европейской литературах;

  • ориентироваться в современной научно-исследовательской литературе по вопросам и персоналиям курса;

собирать, структурировать и излагать (письменно и устно) материал по проблемам Зарубежной литературы 17-18 вв.

владеть:

основными сведениями о биографии крупнейших писателей Зарубежной литературы 17-18 вв.

  • навыками конспектирования литературоведческих текстов;

  • справочной и критической специальной литературой;

  • знанием художественных приёмов в произведениях поэзии, драматургии и прозы;

  • принципами филологического подхода к литературно-художественному материалу в его историческом развитии.

  • Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 4,5 . Форма промежуточной аттестации - контрольная работа. Формы итоговой аттестации - зачет, экзамен
3. Тематический план

Таблица 3.



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак

тивной форме, в часах

Итого количес

тво баллов

Лекции *

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Модуль 1

























1.1

Основные направления в искусстве Европы XVII-XIII.

1-4

2

6
















n































Всего













30







0-20




Модуль 2

























2.1

XVII столетие как «золотой век» в искусстве Испании.

5-12

10

8
















n































Всего













20













Модуль 3






















0-30

3.1

Философские и эстетические взгляды французских просветителей.

13-15

6

4
















n































Всего













20







0-30




Модуль 4

























4.1

Литература Германии XVIII в. «Буря и натиск».




























Всего













19







0-20




Итого (часов, баллов):




32

32




89







0-100




Курсовая работа *




























Из них в интеракт. форме

























*- если предусмотрены учебным планом ОП.

Примечание: количество часов в столбцах 4-9 указывается в соответствии с учебным планом образовательной программы. Значение столбца 10 (Итого количество баллов) определяется как сумма баллов рейтинговой оценки успеваемости студента.
4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 4.

Темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информации

онные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

лабораторная работа

контрольная работа

тест

реферат

эссе

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикумы

другие формы




Модуль 1

1.1

0-1

0-1

0-1

-

0-1

0-2

0-2

-

0-2

-

0-0

-

0-10

1.2

-

0-1

0-1

-

0-2

0-2

0-2

0-2

-

0-2

0-1

0-2

0-15

n








































Всего





































0-25

Модуль 2

2.1




0-1

0-3

-

0-2

0-2

0-2

-

0-2

-

0-1

0-2

15

2.2




01

0-1

-

0-2

0-2

0-2

0-2

-

0-2

0-1

0-2

15

n








































Всего





































0-30

Модуль 3

3.1

0-3

0-2

0-3

-

0-2

0-4

0-1

0-1

0-2

0-1

0-2

-

20

3.2

0-2

0-2

0-2

-

0-2

0-2

-

-

0-1

-

0-2

0-2

15

n








































Всего





































0-35

Модуль 4

4.1

0-1




0-1




0-1

0-1













0-1




5

4.2




0-1













0-1




0-1

0-1

0-1




5

Всего





































0-10

Итого





































0-100


Формы текущего контроля и распределение баллов по ним определяется преподавателем курса (автором рабочей программы дисциплины).
5. Содержание дисциплины.

4.2.Содержание разделов дисциплины
4.2.1. Лекционный курс

1

Основные направления в искусстве Европы XVII-XIII. Изменение мировоззрения европейцев под влиянием философия Р.Декарта, Б.Спинозы и Б.Паскаля. Характеристика барокко, рококо, классицизма, сентиментализма, реализма. Специфика каждого направления, главные представители. Мозаика жанров, отражающих своеобразие каждого из литературных направлений XVII-XVIII веков.

2

2

XVII столетие как «золотой век» в искусстве Испании. Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Пьер де Кальдерон. Религиозная направленность испанской литературы XVII века. Жанр «ауто сакраментале» в творчестве П.де Кальдерона, драмы «Стойкий принц», «Поклонение кресту», «Чистилище Святого Патрика». Осуждение падения нравов и пренебрежения христианской морали в пьесе Тирсо де Молина «Севильский озорник, или каменный гость». Социальное содержание пьесы Лопе де Веги «Овечий источник».

1

3

Классицизм как ведущее направление во Французском искусстве XVII века: Н.Буало, Ф.Малерб, П.Корнель, Ж.Расин, Ж.-Б. Мольер. Фенелон и Тредиаковский. Предпосылки развития классицизма во Франции. Развитие принципов классицизма от Малерба до Буало. Николя Буало как историограф Людовика XIV. Принципы создания характеров в трагедиях П.Корнеля «Гораций», «Сид». Разработка Корнелем конфликта между чувством и долгом. Трактовка античного мифа в трагедии Жана Расина «Федра». Различия между трагедиями Корнеля и Расина. Философско-утопический роман Франсуа Фенелона «Приключение Телемака – сына Улиссова» как основа поэмы русского писателя XVIII века В.К. Тредиаковского «Тилемахида».

1

4

Философские и эстетические взгляды французских просветителей. Жизненный и творческий путь Д.Дидро, Ж.-Ж. Руссо и Вольтера. Социальные, политические, философские и эстетические взгляды Вольтера. Художественный мир философских повестей Вольтера «Кандид, или оптимизм» и «Простодушный». Французские просветители и Россия. Д.Дидро как организатор и вдохновитель Великой Французской энциклопедии. Развёрнутая критика нравственного упадка аристократии в романе «Монахиня» и философском диалоге «Племянник Рамо». Педагогические идеи и «теория естественного человека» Ж.Ж.Руссо в романах «Эмиль, или о воспитании», «Юлия, или Новая Элоиза». «Исповедь» Руссо как образец сентиментализма во французской литературе XVIII века.

2

5

Метафизичность лирики Дж.Донна. Труды англиканского священника Д.Донна «Обращение к Господу в час нужды», «Биатанатос», проповеди. Концептизм и метафоричность лирики Д.Донна. Произведения Д.Донна в переводах И.Бродского: «Шторм», «Штиль».

1

6

Особенности художественного метода Дж.Мильтона. Мильтон и Английская буржуазная революция. Переосмысление вечного образа Сатаны в поэме Д.Мильтона «Потерянный рай». Тема реализации божественного предназначения человека на земле в драме Д.Мильтона «Самсон-борец», реализация принципов греческой трагедии в пьесе.

1

7

Идейно-художественное своеобразие романов Д.Дефо. Общественная и политическая деятельность Д.Дефо, трактаты «Чистокровный англичанин», «Гимн позорному столбу» Место романа в мировой приключенческой литературе «робинзонады».

1

8

Сатира и аллегория в произведениях Дж.Свифта. Памфлетно-аллегорическое изображение социальной действительности в романе Дж. Свифта «Путешествие Гулливера». Внутренний мир Д.Свифта в произведении «Дневник Стелы». Отражение общественной и религиозной деятельности Дж. Свифта в произведениях «Письма суконщика» и «Сказка бочки».

1

9

Литература Германии XVIII в. «Буря и натиск». И.Гердер – глава литературного направления Германии «Буря и натиск». Отражение эстетической программы штюрмеров в трактатах И.Гердера «О новейшей немецкой литературе. Первый сборник фрагментов», «Критические леса, Размышления, касающиеся науки о прекрасном и искусстве, по данным новейших исследований». Жанр баллады в творчестве Г.Бюргера: «Ленора».

2

10

Эстетические взгляды и художественное творчество Г.Э.Лессинга. Теория Лессинга о национальном немецком театре в трактатах «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» и «Гамбургская драматургия». Жанр басни в творческом наследии писателя. Отношение Лессинга к религии: драма «Натан Мудрый» и трактат «Воспитание человеческого рода».

1

11

Трагический пафос и герой в творчестве Ф.Шиллера. «Яркая» личность в произведениях Ф.Шиллера «Разбойники», «Дон Карлос», «Валленштейн», «Вильгельм Телль». Жанр баллады в творчестве Шиллера: «Рыцарь Тогенбург», «Перчатка», «Порука». Отражение этических и эстетических взглядов Шиллера в работе «Письма об эстетическом воспитании». Сентиментализм и романтизм в творчестве И.Гёте. Лирика И.Гёте периода «Бури и натиска». Влияние И.Гердера на теорию Гёте о Всемирной литературе. Роман «Страдания молодого Вертера» и немецкий сентиментализм. Гёте и Великая французская революция. История создания, композиция и художественное своеобразие «Фауста» Гёте. Переводы произведений Гёте на русский язык.

3


6. Планы семинарских занятий.

Практическое занятие № 1

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск