Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» УМК «Школа Россия» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Закон «Об образовании». Ст.55 п.4
2. Федеральный государственный стандарт общего образования: Приказ МО Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373.
3. Приказ №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 26.11.2010.
4. Основная образовательная Программа: Приказ Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. №2357
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013 – 2014 учебный год.
6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1. М.: Просвещение, 2011г.
7. Образовательная программа образовательного учреждения МОБУ «Новосергиевская СОШ №3»
8. Учебный план образовательного учреждения МОБУ «Новосергиевская СОШ №3» на 2013 – 2014 учебный год.
9. Критская Е.Д. Музыка. 1 классУчебник для общеобразовательных учреждений / Критская Е.Д , Сергеева Г.П. Шмагине Т.С. – 2 изд. – М., Просвещение., 2011г
Место курса «Музыка» в учебном плане
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю).
Фономатериал:
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)
Предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого раздела -
2 четверть: 8 урок – «Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины»
4 четверть: 32 урок - «Ничего на свете лучше нету». В конце учебного года в форме заключительного урока-концерта (33 урока)
Учебно-тематический план предмета «Музыка» 1 класс
33 часа.
№
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| В том числе:
| Контрольных работ
|
| «МУЗЫКА ВОКРУГ НАС»
| 16
|
| 1 четверть
|
| 1
| «И Муза вечная со мной!» (Урок – путешествие)
| 1
|
| 2
| Хоровод муз. (Урок – экскурсия)
| 1
|
| 3
| Повсюду музыка слышна. ( Урок – игра)
| 1
|
| 4
| Душа музыки - мелодия. (Урок – путешествие)
| 1
|
| 5
| Музыка осени.
| 1
|
| 6
| Сочини мелодию.
| 1
|
| 7
| «Азбука, азбука каждому нужна…».
| 1
|
| 8
| Музыкальная азбука.
| 1
|
| 9
| Обобщающий урок 1 четверти.
| 1
|
|
| 2 четверть
|
| 10
| Музыкальные инструменты.
| 1
|
| 11
| «Садко». Из русского былинного сказа.
| 1
|
| 12
| Музыкальные инструменты.
| 1
|
| 13
| Звучащие картины.
| 1
|
| 14
| Разыграй песню.
| 1
|
| 15
| Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
| 1
| 1
| 16
| Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти.
| 1
|
|
| «МУЗЫКА И ТЫ».
| 17
|
| 3 четверть
|
| 17
| Край, в котором ты живешь.
| 1
|
| 18
| Художник, поэт, композитор.
|
|
| 19
| Музыка утра.
| 1
|
| 20
| Музыка вечера.
| 1
|
| 21
| Музыкальные портреты.
| 1
|
| 22
| Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
| 1
|
| 23
| Музы не молчали.
| 1
|
| 24
| Мамин праздник.
| 1
|
| 25
| Обобщающий урок 3 четверти.
| 1
|
|
| 4 четверть
|
| 26
| Музыкальные инструменты.У каждого свой музыкальный инструмент.
| 1
|
| 27
| Музыкальные инструменты.
| 1
|
| 28
| «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
| 1
|
| 29
| Музыка в цирке.
| 1
|
| 30
| Дом, который звучит.
| 1
|
| 31
| Опера-сказка.
| 1
|
| 32
| «Ничего на свете лучше нету»
| 1
| 1
| 33
| Обобщающий урок. (Урок-концерт.)
| 1
|
| итого
|
| 33
| 2
|
Обоснование отбора содержания рабочей образовательной программы и общей логики последовательности ее изучения по сравнению с примерной государственной программой:
№
| Раздел темы
| Кол-во часов по примерн. гос-ой программе.
| Кол-во часов по рабочей обр-ой программе
| Обоснование целесообразного изменения.
| 1
| Музыка вокруг нас
| 16
| 16
| Соответствует
| 2
| Музыка и ты
| 17
| 17
| соответствует
|
| Итого
| 33
| 33
|
|
Планируемые результаты изучения курса «Музыка» 1 класс
В результате изучения курса «Музыка» 1 класс должны быть достигнуты следующие результаты:
Формирование познавательных УУД.
В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет
Виды заданий:
поиск и выделение необходимой информации;
формулировать учебную задачу;
Ориентация в способах решения задачи.
Формирование коммуникативных УУД.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.
Виды заданий:
1) подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);
2) инсценирование и драматизация;
3) рисуем музыку;
4) участие в диалоге.
5) Уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе).
личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
испытывать потребность в общении с музыкой, искусством вне школы, в семье;
самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений; приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования: формировать личные фонотеку, библиотеку, видеотеку.
Личностными результатами изучения музыки являются:
- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
Действие смыслообразования,
Нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные ууд
Умение выражать свои мысли,
Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные ууд
Целеполагание,
волевая саморегуляция,
коррекция,
оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
Умение структурировать знания,
Смысловое чтение,
Знаково – символическое моделирование,
Выделение и формулирование учебной цели.
Логические:
Анализ объектов;
Синтез, как составление целого из частей
Классификация объектов.
Доказательство
Выдвижение гипотез и их обоснование
Построение логической цепи рассуждения
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы
I класс.
развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса
обучающиеся научатся:
воспринимать музыку различных жанров;
эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля:
- входной, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест. Содержание программы предмета «Музыка» 1 класс.
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
|