МОУ «Шуманская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю
при директоре Зам. директора по УР Директор школы
Протокол №_______ _____/О.Б.Ликутурнова _______/Р.А.Абдулхаева
От «____»_________г. «____»_______________г. «_____»______________г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ НА 2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД Учитель: Ликутурнова Ольга Борисовна
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: 1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010-2011 учебный год: Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации №379 от 09.12. 2008 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2010-2011 учебный год». 3. Учебный план МОУ «Шуманская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» на 2010-2011 учебный год. 4.Примерные программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией Э.Д.Днепрова (М. «Дрофа», 2006г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.). Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся.
Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.
Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Основная задача: заложить основы систематического изучения историко-литературного курса.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.
Учащиеся должны знать:
Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
Тексты художественных произведений.
Сюжет, особенности композиции.
Типическое значение характеров главных героев произведений.
Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.
Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему ( по одному источнику).
Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
Пользоваться словарями различных типов и справочниками.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА - индивидуальные;
- групповые;
-индивидуально-групповые;
-фронтальные;
-практикумы.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ -наблюдение
-беседа
-фронтальный опрос
-опрос в парах
-практикум
-устные сообщения учащихся
-тесты
-зачёты
-сочинения различных жанров Место предмета в базисном плане В настоящем курс литературы изучается в объёме 102 часов, 3 часа в неделю. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности. Рабочая программа рассчитана на 102 часов.
Количество часов:
Всего – 102; в неделю – 3 часа.
Сочинений – 6
Зачётов – 2
Контрольное тестирование – 1
Семинарских занятий – 5
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
№
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| 1
| Вводный. «Шедевры русской литературы»
Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Литература как искусство слова.
| 1
| 2
| Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»
Беседа о древнерусской литературе. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». Художественные особенности произведения
| 2
| 3
| Русская литература 18 века.
Характеристика литературы 18 века.
Гражданский пафос русского классицизма. Обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя и учащихся).
Эпоха классицизма в зарубежной литературе. Жан-Батист Мольер.
Пьеса Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве». 18 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии.
Д.И.Фонвизин.
Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Основные каноны классицизма.
М.В.Ломоносов.
Слово о поэте. «Вечернее размышление», «Ода на день восшествия…». Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка. Прославление родины, мира, науки и просвещения.
Г.Р.Державин.
Слово о поэте. «Властителям и судиям». Обличение несправедливости
Н.М.Карамзин.
Слово о писателе. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Сентиментализм. Нравственность и безнравственность. Внимание писателя к внутреннему миру героини
Художественное и тематическое своеобразие русской литературы 18 века
Систематизация изученного материала. Составление итоговой таблицы «Русская литература 18 века». Тест или творческое задание
| 13
(1)
(2)
(3)
(2)
(2)
(3)
(1)
| 4
| Русская литература 19 века
Поэзия, проза, драматургия 19 века. «Золотой век» русской литературы
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы 19 века. 19 век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Романтизм.
А.С.Грибоедов
Слово о драматурге. «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»
А.С.Пушкин.
Жизненный и творческий путь поэта. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев. Понятие о реализме. Лирика. Одухотворённость, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина.
М.Ю.Лермонтов
Слово о поэте. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности. Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувства одиночества, темы любви, поэта и поэзии.
Н.В.Гоголь
Слово о писателе. «Шинель». Образ « маленького человека»в литературе. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении. «Мёртвые души». Смысл названия поэмы. Система образов. Развитие понятий об образе – символе, литературном типе, о сатире.
Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет
Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Обогащение понятий о видах (жанрах) лирических произведений
И.С.Тургенев
Слово о писателе. «Первая любовь» - психологический характер конфликта в повести. Композиция, особенности сюжета. Система образов. «Тургеневская» девушка в повести. Образ героя-повествователя, лиризм рассказа. Роль пейзажа.
А.Н.Островский
Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Комедия как жанр драматургии
Ф.М.Достоевский
Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного до жизни, одновременно нежного, доброго,несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. «Сентиментальности» в понимании Достоевского
Л.Н.Толстой
Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики : психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя
А.П.Чехов
Слово о писателе. «Анна на шее». Особенности сюжета рассказа. Двуплановость системы образов. Тема брака по расчёту. Истинные и ложные ценности героев рассказа. Жанровые особенности рассказа
| 57
(4)
(8)
(10)
(10)
(6) (3)
(4)
(3)
(3)
(4) (2)
| 5
| Русская литература 20 века
Пути русской литературы 20 века
Беседа о ведущих прозаиках России и о разнообразии жанров прозаических произведений 20 века
М.Горький
Слово о писателе. «Макар Чудра». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов
М.А.Булгаков
Слово о писателе. «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Приём гротеска в повести.
Художественное своеобразие поэзии Серебряного века
Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского.
А.А.Блок
Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины
С.А.Есенин
Слово о поэте. Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа лирики поэта. Сквозные образы в лирике Есенина
В.В.Маяковский
Слово о поэте. Сатирические стихи, стихи о любви. Особенности стиха Маяковского
А.А.Ахматова
Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой
М.И.Цветаева
Слово о поэте. Стихотворения о поэзии и любви. Особенности поэтики Цветаевой
Н.А.Заболоцкий
Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе», «О красоте человеческих лиц». Стихотворения о природе и человеке
М.А.Шолохов
Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия повести. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Сказовая манера повествования.
А.Т.Твардовский
Слово о поэте. Стихотворения о Родине, о природе. «Я убит подо Ржевом»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения
Герои и проблемы современной прозы
Произведения о Великой Отечественной войне. Жанровое богатство. Рассказы и повести В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, В.Г.Распутина ( по выбору). Нравственная проблематика современной прозы. Особенности сюжета, языка и героев
| 29
(1)
(3)
(4)
(3)
(2)
(2)
(2)
(1)
(1)
(1)
(1)
(2)
(2)
| 6
| Обобщающий урок по программе 9 класса
Тест по произведениям, литературным направлениям и теоретическим понятиям, изученным за учебный год
| 2
| 7
| Из зарубежной литературы. Уильям Шекспир
«Гамлет». Образ Гамлета. Конфликт. Мастерство Шекспира-драматурга
| 2
| |