Скачать 394.8 Kb.
|
Рабочая программа по литературе 6 класс Пояснительная записка Рабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: 1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных ( допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год». 3. Учебный план МОУ «Гимназия №5 г. Рязани» на 2013-2014 уч.год. 4. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана». 5. Авторская программа по литературе для 6 класса общеобразовательных учреждений 2004 года (авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев) В связи с тем, что литература – базисная учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, цель данного учебного курса – формирование духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире. Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы: Формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно- творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историк - литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно- художественных стилей; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности культурном контексте с использованием понятий языка литературоведения. Выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др. Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения: · воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; · развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; · овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; выявления в произведениях общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: · формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы; · обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы; · развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся. Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико–литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. Система теоретико-литературного понятия – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся а также культурно- исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. В программе представлены также произведения мировой литературы, что обусловлено концепцией литературного образования. Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития ( от литературы XVIII века до литературы второй половины XIX века). Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий; уроки - путешествия, исследования, беседы, кино-уроки, проекты и т. д. В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям, созданным ими произведениям. Период становления и формирования личности писателя; годы учения. Включение в круг чтения и изучение произведений, вызывающих на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений. Сложное отношение авторов к своим героям, созданным ими произведениям; характеристика отдельных произведений на основании конкретных теоретических понятий и первичных системных категорий. Уроки внеклассного чтения предполагают работу с дополнительным пособием «Вокруг тебя – Мир…», которое подготовлено Международным Комитетом Красного Креста совместно с Российским Обществом Красного Креста. Цель данного пособия – помочь учащимся взглянуть на произведения русской и зарубежной литературы не только с традиционных точек зрения, но и с позиций этических норм Международного гуманитарного права. Руководство самостоятельным чтением осуществляется через систему «Уроков внеклассного чтения», списки для домашнего чтения находятся в разделе «Приложение». Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная и дополнительная литература для учителя: 1.Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Литература. 6 класс. В 2-х частях.– М.:«Русское слово»,2010. 2. Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 6 класс / Авт.-сост. В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова и др. – М.: ООО «Гендальф», 2001. 3. Вокруг тебя – Мир…: Методические рекомендации к книге для ученика. 7 класс / Авт.-сост. К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова и др. – М.: ООО «Гендальф», 2001. 4.Б.И.Турьяновская, Е.В. Комисарова, Л.А. Холодкова. Литература в 6 классе.Урок за уроком. – М.: «Русское слово», 2000. 5.И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе 6 класс. – М.: « Вако», 2002. 6. Соловьёва Ф.Е.. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) / Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С. Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. 7. Соловьёва Ф.Е.. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). Методическое пособие. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. 8. Тесты. Литература 5 -9 классы. Учебно-методическое пособие для учителя. –М.: Дрофа, 1997. 9. Методические пособия, критические статьи в книгах по методике литературы, в журналах и газете «Первое сентября» (литература). 10.Видеофильмы. Основная и дополнительная литература для учащихся: 1.Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Литература. 6 класс. В 2-х частях. – М.: «Русское слово», 2010. 2. Зельманова Л. М., Колокольцев Е. Н. Развитие речи: Русский язык и литература. 5-7 классы. Репродукции картин: Учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразовательных учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2009 . 3. Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 6 класс / Авт.-сост. В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова и др. – М.: ООО «Гендальф», 2001. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА В результате освоения содержания курса литературы 6 класса обучающийся получает возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников. Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Программа опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Распределение учебных часов по разделам программы:
Приложение (литература для домашнего чтения) Из устного народного творчества: Сказки «Два Ивана – солдатских сына», «Каша из топора» Из древнерусской литературы: «Подвиг юноши Кожемяки» из «Сказаний о Святославе» Из русской литературы 19 века: В.А. Жуковский. Баллады «Людмила», «Кубок» Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». И.С. Тургенев. «Записки охотника» ( «Хорь и Калиныч», «Певцы», очерк «Лес и степь»). Н.А. Некрасов. Поэмы «Русские женщины», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога». Л.Н. Толстой. «Детство. Отрочество. Юность» А.П. Чехов. Рассказы («Налим», «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия» и др.) Из русской литературы 20 века: А.И. Куприн. Рассказы «Слон», «Чудесный доктор», «Храбрые беглецы». М.М. Пришвин. «За волшебным колобком», «В краю непуганых птиц». В.К. Железников. Сборник «Разноцветные истории», рассказ «Троп», повесть «Чучело». Из зарубежной литературы: Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна» Ханс Кристиан Андерсен. Сказки. «Чайник». О.Генри. Рассказы (2-3 по выбору). |