Скачать 376.44 Kb.
|
Пояснительная записка Язык — духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условия личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития школьника, формирование индивидуальности ребенка, средство становления всех форм оби — говорения, письма, слушания, чтения, средство познания окружающего мира и самого Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению. Программа ориентирована на формирование у младших школьников представлен русском родном языке как целостной системе. Это предполагает: 1) освоение учащимися первоначальных знаний о звуко-буквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностями словообразования; 2) знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи — устной и письменной. Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников: - осознание (различение) детьми двух реальностей — окружающего мира и ел называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии; - поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям; - дополнение интуитивного владения языком осознанным отношением к его факта закономерностям; - развитие (формирование) способности моделировать факты языка; - овладение ведущими методами лингвистического анализа — действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха. Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмически предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю. Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для ее выполнения, установление последовательности распределение во времени учебной работы. Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержан задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстанови (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешно: выполнения задания. Курс включает систему понятий, относящихся к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиции звуков в слове; звуковой, звуко-слоговой анализ слова графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, у обозначающими), слову (морфемный состав слова, лексическое богатство языка, прямое переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексике грамматические признаки); предложению (смысловая и интонационная законченность, связь его в предложении; словосочетание как распространенное слово; виды предложений по цел высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенны предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст). Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка. Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации. Основные разделы программы: «Фонетика и графика», «Лексика», «Морфемика» (состав слова), «Морфология» (части речи), «Синтаксис и пунктуация», «Орфография», «Речевое развитие», «Чистописание». Раздел «Фонетика и графика» представлен следующим содержанием: • Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные звуки. Согласные звуки парные и непарные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости. Оглушение и озвончение парных согласных в слове (дуб, сказка; просьба, молотьба). Чередование звуков в слове (свет — свеча — освещение; друг — дружба — друзья). Представление о сильной и слабой позициях звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме (дом — дома, дубы — дуб). • Словесное ударение. Интонация: повышение и понижение тона речи; логическое ударение; эмоциональное ударение (продление гласного или согласного звука в слове: урааа! каррр!). • Графика: «перевод слова звучащего в слово написанное». • Алфавит. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Соотношение звуков и букв. Значение (назначение) буквы й и букв е, ё, ю, я. Значение (назначение) букв ь и ъ (мягкого и твердого знаков). Буквы, обозначающие согласные звуки, парные по звонкости и глухости. Буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки. Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков в слове (ь, е, ё, ю, я). Произношение согласных перед звуком [и]. Буквы, обозначающие раздельное произношение звуков в слове (Илья, подъезд, воробьи). • Небуквенные графические средства: дефис (из-за, кто-то), пробел (раздельное написание слов: в городе, ко мне, в шесть), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка). • Лексика. Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка. • Морфемика (состав слова). Особенности морфемного строя русского языка (слова). Корень, приставка, суффикс, окончание как значимые части слова. Морфемы, выражающие грамматическое значение слова. Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова: сад — садовник, посадка, садик; сад — сада — саду — садом — о саде. Смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок (дом — домик — домище; заговорили — отговорили). Обогащение речи учащихся словами, разнообразными по эмоциональной окраске (экспрессивности) и стилю. • Морфология (части речи) Слово, его номинативные и коммуникативные функции. I Лексическое значение слова (название предмета, явления природы; признак предмета, изменение признака; действие предмета, признак действия и др.). Грамматическое значение, грамматические категории, характеризующие слово (род, число, падеж, лицо, время, склонение, Спряжение). Слово как часть речи. Классификация частей речи и их лексико-грамматические признаки. Имя существительное. Лексико-грамматические признаки: значение, род, число, 1деж. I Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?, существительных 1жского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам жлонение имен существительных). Различение существительных 1, 2 и 3-го склонения. * Имя существительное как член предложения. Имя прилагательное. Лексико-грамматические признаки: значение, род, число, падеэ согласование с именем существительным. Склонение имен прилагательных. Имя прилагательное как член предложения. Личные местоимения. Значение и употребление; склонение личных местоимений. { Личные местоимения как член предложения. | Глагол, его лексико-грамматические признаки: значение и употребление в реч! Неопределенная форма глагола. Изменение по временам. Изменение по лицам и числам настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени. I и II спряжени глаголов. Глагол как член предложения. Наречие. Лексико-грамматические признаки, употребление в речи. Наречие как чле: предложения. Предлог, союз. Роль (назначение) в предложении (речи). , Синтаксис и пунктуация 1 Предложение как единица языка и речи. Предложение — словосочетание — слово: и: сходство и различия. Текст. Признаки текста. Типы текстов. Предложение и текст. Порядок слов в предложении. Предложения, различные по цели высказывания повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация (повышение и понижение тона пауза; логическое ударение, эмоциональная окраска высказывания — сообщения, вопроса, совета просьбы, приказа). Предложения восклицательные и невосклицательные по интонации. Интонация и е< ! значение для выражения законченности высказывания (законченности мысли). Простое и сложное предложения. Распространенное и нераспространенное предложения Главные члены предложения, грамматическая основа предложения. Второстепенные члень: предложения. ! Связь слов в предложении. Однородные члены предложения. Прямая речь, обращение (общее знакомство). Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в сложных предложениях (простейшие случаи). Анализ и преобразование готового языкового материала, создание (конструирование) высказывания: речевой замысел, выбор соответствующих речевых средств, конструирование речи I (предложения, текста). Орфография Знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без "* терминологии): традиционным, или историческим (написание так называемых словарных слов и слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу), основанным на запоминании; морфологическим (общие для родственных слов значимые части — морфемы — сохраняют на письме единое написание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова); фонетическим (написание, соответствующее установке «пиши, как слышишь»). Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова; правописание сочетаний жи — ши; ча — ща; чу — щу; чк — чн. Раздельное написание предлогов со словами; гласные и согласные в приставках; правописание суффиксов -ик-, -ек-; непроизносимые согласные, двойные согласные; разделительные мягкий и твердый знаки. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных; правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами. Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных и глаголов. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Чистописание Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма. На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить ] конце I класса (после изучения всех букв алфавита) и во II классе один урок в неделю, в III—I \ классах — по 8—10 мин на уроках грамматики и правописания. Кроме коллективных форм работа по совершенствованию грамматических навыков проводится в индивидуальном порядке Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса. В I—I классах это упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения и> начертаний, по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании, в письме под диктовку. В III—IV классах содержание графических упражнений составляет письмо трудных пс форме букв, букв, поддающихся при ускорении письма деформации, типичных соединений букв, ; письмо слов, предложений, небольших текстов по образцу и самостоятельно (при списывании с печатного шрифта, при письме под диктовку). I На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв и равного расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке; нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций прописных и строчных букв, линейности (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строчке письма); искажения форм букв или их отдельных элементов и т. д. Коллективные упражнения по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, усвоением написания слов с непроверяемыми безударными гласными, двойными согласными и т. д. Письмо учащихся начальных классов должно быть опрятным, четким, достаточно быстрым. Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому развитию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы. Программа предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех ее разделов и единиц языка (предложения, слова, звука) с учетом их практической значимости для формирования речевых умений и навыков, грамотного, графически правильного письма. Речевое развитие Обогащение активного и пассивного словаря, развитие мотивов и средств речевой деятельности, ее содержательности (знание предмета речи), правильности (грамматической и орфографической, стилистической и орфоэпической), точности (соответствие выбора средств языка речевой ситуации), выразительности, благозвучности, развитие логической стороны речи; способности слышать, различать и воспроизводить интонационную, эмоционально-смысловую стороны речи, паузы, ударение не только словесное (орфоэпическое), но и логическое, эмоциональное; развитие двух планов речи — внутреннего и внешнего (на уровне замысла, выстраивания логики, выбора слова, интонации и т. д.). Воспроизведение или самостоятельное создание небольшого текста (повествования, описания), несложных лингвистических текстов (с опорой на аналитические планы). Проверка и оценка усвоения программы. Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), тесты, обучающие изложения и сочинения. Примерное количество слов для словарных диктантов: II класс — 8—10, III класс — 10—12, IV класс — 12—15. Количество слов в текстах, ; предназначенных для контрольных диктантов: I класс, в конце года — 15—17; II класс, в первом I полугодии — 30—35, в конце года — 40—45; III класс, в конце первого полугодия — 50—55, в ! конце года — 55—60; IV класс, в конце первого полугодия — 65—70, в конце года — 75—85. ; В текстах, предназначенных для изложения во II классе, количество слов для каждого класса | соответственно увеличивается на 15—20. Тексты по содержанию подбираются с учетом их | познавательного, воспитательного воздействия на учащихся. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель ' может самостоятельно распределять количество часов по темам программы, опираясь на : собственный опыт и уровень подготовленности учащихся конкретного класса. Календарно-тематическое планирование
|
Урок наблюдения по окружающему миру Тема: «Тела и вещества» «Природа вокруг нас». Он позволяет сформировать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, материал урока способствует... | Развитие речи младших школьников Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и... | О проведении II городской научно-практической конференции младших школьников Нпк, порядок её организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Нпк младших школьников ориентирована на развитие... | ||
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Земля-кормилица» Содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к почве; воспитание умения работать в группе | Урок окружающего мира в 1 классе по программе «Гармония» По теме : «Книга тревоги» Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать | ||
Урок Тема: Географические открытия XVII-XIX веков По 1-й линии развития – осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Мировая художественная культура» и «История и культура Башкортостана» занимают особое место в системе гуманитарного образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Создать условия для формирования у младших школьников целостной картины окружающего мира | Обобщение опыта педагогических работников мбоу «оош №22» за 2010 – 2012 годы ... | ||
Пояснительная записка Изучение окружающего мира в начальной школе... ... | Проблемный ребенок и его мир Приходя в мир, ребенок ничего о себе еще не знает. Он не знает, мальчик он или девочка, кто его родители, счастливой ли будет его... | ||
Г. Шадринск Канунников Р. И Аннотация: в статье предпринята попытка раскрыть значение эмоций в учебной деятельности младших школьников. Данный материал также... | Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира | ||
Программа по географии. Пояснительная записка Целью данной программы является формирование у школьников представления о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии,... | Рабочая программа по предмету «Обществознание» учителя истории высшей квалификационной категории Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний,... |