Скачать 107.13 Kb.
|
Анкудинова Ольга Николаевна, учитель начальных классов МКОУ «Любимовская ООШ» Далматовского района Предмет: литература Класс: 3 Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»" Цель: продолжить знакомство с творчеством писателя. Задачи:
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии. Методы: частично-поисковый; словесные; практические – иллюстрации к сказке, работа с карточками, выборочное чтение; Формы: фронтальная и работа в парах. Межпредметные связи с уроком ИЗО. Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, карточки для работы в парах, учебник «Родная речь» 3класс. Медиаматериалы: презентация Microsoft Office PowerPoint, видеоролик «Сказки гуляют по свету» (video.mail.ru), мультфильм «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» (video.mail.ru). Ход урока: I.Орг. момент. Приветствие: То, что мы сегодня рядом! – Это хорошо! Нет тоскливых, скучных взглядов! – Это хорошо! Тёплый день нам всем в награду! – Это хорошо! Встрече нашей все мы рады! – Это хорошо! Заниматься делом будем! – Это хорошо! Про преграды все забудем! – Это хорошо! II.Введение в тему урока. 1) Видеоролик «Сказки гуляют по свету» (video.mail.ru) Сказки гуляют по свету Ночь запрягая в карету. Сказки живут на полянах, Бродят по рощам в туманах. А принц Белоснежку полюбит, А жадность Кощея погубит. Пусть зло на проделки хитро, Но всё ж побеждает добро. 2) - Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке чтения? Расшифруем слово. (слайд1) (о сказках) - Если сказку написал автор, то какая она?(авторская) - Какие ещё есть сказки? Кто их сочинил? (народные) - Что вы знаете о народной и авторской сказке? Ученица: Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. Великий писатель Николай Алексеевич Некрасов писал: “Русские сказки заслуживают большого внимания: они – память русской народности”. Ученица: У авторских сказок немало общего с народными. В авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть волшебные предметы. Но авторская сказка всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. 3) Минутка скорочтения: У каждого отрывки из сказок. Предлагается прочитать и узнать из какого произведения отрывок. (слайд 2 – сказки «У страха глаза велики», «Заяц-хваста») - Что общего у всех этих произведений? ( Это сказки, они народные) - Какой персонаж есть в этих сказках? Разгадайте ребус. (заяц) - Как в русских сказках называют зайца? (трусишка, зайка-побегайка, зайка-попрыгайка, косой, лопоухий) - У вас на есть карточки с изображениями зайцев. Предлагаю описать характер зайца, используя имена прилагательные. Какой ваш заяц? III. Проверка домашнего задания. -Дома вы читали сказку, в которой тоже присутствует этот персонаж. Как называется сказка, с которой познакомились на прошлом уроке? (слайд 3) - Дома вы нарисовали рисунки, на которых показали образ зайца. Демонстрация рисунков детей. -Я предлагаю вам высказаться по содержанию сказки. – Продолжите следующие предложения: на выбор одно высказывание. (Слайд 4) Меня рассмешило то, что… Мне понравилось то, что… Меня взволновало то, что… Меня обрадовало то, что… - Кто автор этой сказки? (слайд 5) - Значит, эта сказка авторская или народная? IV. Сообщение темы и целей урока. -Сегодня мы продолжим знакомство с авторской сказкой, попробуем определить характер главного героя, узнать чему учит сказка, попробуем сравнить авторскую и народную сказки. V.Работа по теме урока. 1) Сообщение о писателе и его книге «Алёнушкины сказки». - Сначала немного вспомним о писателе. Ученица: Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин. Родился он 6 ноября 1852 года в заводском посёлке Пермской губернии (теперь Свердловская область) в семье заводского священника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился в Петербургском университете. Однако из-за болезни получить законченное образование так и не смог. Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров. Учитель: Перед вами целый сборник, который называется очень поэтично “Алёнушкины сказки”.( слайд 6) Автор этого сборника Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. -Почему Дмитрий Наркисович дал своему сборнику такое необычное название. Ученица: Главное произведение Мамина-Сибиряка для детей – “Алёнушкины сказки” - было написано для его дочери Елены. Мать девочки умерла при родах, ребёнок рос слабенький и болезненный. Огромную любовь, нежность и заботу, желание поддержать дочь и вдохнуть в неё жизненные силы, вложил писатель в свои сказочные истории. Учитель: Сам писатель отзывается о нём так: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”. А начинаются “Алёнушкины сказки” с присказки. - Что такое присказка? Ученица: Присказка – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки. Учитель: С самого начала, с “Присказки”, ласково, успокаивающе звучит голос рассказчика, словно настраивает на сказочный лад и, обещая непременно хороший конец. (начало видеоролика) 2) Сообщения о зайце: (слайд 7) - Прежде чем начать работать по содержанию сказки, послушайте рассказы детей о зайце и ответьте на вопрос: Что нового вы узнали о жизни и повадках зайцев? Ученица: У зайца много врагов: лиса, волк, рысь, да еще хищные птицы: совы и коршуны. Правда с взрослыми зайцами не всегда легко справиться – он и отбиться может. Да, трусишка умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается мощными лапами с длинными когтями. Зайчиха защищает своих зайчат не хуже других зверей. Ученица: А глаза у зайца не зря “косые” – он видит ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо головою вертеть. Вот сидит себе заяц спокойно, пока не увидит, что пора удирать. Не очень-то похоже на трусость. - Что нового узнали о повадках зайцев? VI. Работа по содержанию произведения.
– Прежде чем начать работу по содержанию, уточним некоторые не очень понятные слова и выражения. (слайд 8)
- Каким изображён заяц в начале сказки? (слайд 9) (маленьким, трусливым) - Найдите ответ на этот вопрос в тексте. (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки) -Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится? (Он вырос большой и вдруг надоело ему бояться). (слайд10) -Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы? Зачитайте отрывок из сказки. (Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого). - Что они говорили? (Эй ты, Косой Глаз, ты и волка не боишься?) - Прочитайте, как хвастался заяц. (слайд 11) (И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь! - Да что тут говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. – Ежели мне попадётся волк, так я его съем… - Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. - Почему же начали смеяться над ним молодые и старые зайцы? (Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается) - Что случилось с зайцем, когда он увидел волка? (слайд 12) (Язык у хвастуна точно примёрз.) - Как вы понимаете это выражение? (Он не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка). - Что случилось дальше? (Дальше случилось… - с.185-186) (слайд 13) - Как автор говорит о том, как заяц убегал от волка? Прочитайте. (слайд 14) (Задал такого стрекоча. Что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи). - Где нашли трусишку другие зайцы? (В ямке под кустиком). - Что ему сказали зайцы? Как они его стали называть? (Они его похвалили. Молодец, косой!..) - Найдите этот отрывок и прочитайте (стр. 186) -Во что стал верить заяц, после этого происшествия? (Что он действительно никого не боится) VII. Физминутка Зайцы Зайцы скачут: скок-скок-скок! (Прыжки, руки согнуты вперёд, кисти вниз) Да на беленький снежок. Приседают, слушают: (Присели, руки возле ушей, «прислушиваются) Не идёт ли волк. Раз – согнуться, разогнуться. Два – подняться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. Зайка маленький устал. Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте) Замер зайка средь травы, А теперь садимся мы. VIII. Продолжение работы по содержанию сказки - Было ли вам жалко зайца? - В какой момент? - Почему художник одел всех зайцев в одежду? (Это сказка) - Похожа сказка на народную? Чем? - Какую народную сказку вам напомнила эта сказка Мамина-Сибиряка? («Заяц-хваста») (слайд 15) - Чем похожи сказки? - В чём различия? (слайд 16) – Во второй части сказки найдите глаголы, помогающие описать приход зайцев. (Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи…) – Зачитайте глаголы, которые показывают, как смеялись зайцы. (Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старухи зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга) – Подобные перечисления действий мы встречали в народных сказках, например, сказка «У страха глаза велики», которую мы сегодня уже вспоминали. ( Слайд 17) - Зачитайте выделенный отрывок. Зачитайте глаголы, которые показывают действия героев. 3) Дидактическая игра «Найди меня» (Раздаточный материал) (20 табличек розданы детям по одной. Вывешиваем к картинкам с изображением персонажей сказки) - У вас на партах слова и выражения, которые подходят к героям сказки. - Внимательно прочитайте. Определите, кому из героев сказки они подходят. На доске картинки героев сказки: (учащиеся выходят и прикрепляют своё высказывание к нужной картинке) заяц другие зайцы волк Действия зайца: -крикнул во весь лес; - взобрался на пенёк; -язык точно примёрз; - подпрыгнул кверху; -упал со страху; -задал стрекоча; -выбился из сил; -замертво свалился; -начал верить, что никого не боится. Действия других зайцев: -собрались, сбежались, приплелись; - все слушают; ушам не верят; - начали кувыркаться; - не могли прийти в себя; - закричали в один голос. - начали выглядывать. Действия волка: - ходил; проголодался; - остановился; понюхал воздух; - начал подкрадываться; - близко подошёл; - бежал в другую сторону; 4) Вывод о характерах героев. - По этим действиям можно дать характеристику героям сказки. - Прочитайте действия зайца и скажите, какой он? (Хвастливый и трусливый) - Прочитайте действия зайцев. Что можно сказать о них. Какие они? (Дружные, любопытные, доверчивые, робкие и трусливые) - Что можно сказать о волке? (Злой, хитрый, вечно голодный, осторожный и трусливый) 5) Дидактическая игра «Составь пару» (работа в парах, проверка по доске) (образные выражения) (Записи сделаны на листах – табличках.) - Стрелками соедините высказывания первого и второго столбиков. Проверим по доске. (Сдвигаем пары табличек на магнитной доске).
Ответы: очень удивились услышанному --- своим ушам не верят появился, как только о нём вспомнили --- тут как тут сильно испугался --- еле жив от страха стремительно убежал --- задал стрекоча притаился и замер от страха --- не смел дохнуть ослабел, сильно устал --- замертво свалился гнался неотступно --- по пятам XI.Обобщение -В народе всегда разграничивали добро и зло, правду и ложь, трусость и храбрость. - Посмотрите внимательно и соберите пословицы, подумайте, можно ли их отнести к нашей сказке: (слайд 18) У страха глаза велики Волка ноги кормят. Каков Савва, такова ему и слава. -К кому из героев сказки можно применить пословицу «У страха газа велики»? (слайд 19) (И волку и зайцу – Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него). X. Просмотр мультфильма (video.mail.ru) - По сказке Мамина Сибиряка снят мультфильм. Я предлагаю вам его посмотреть. XI. Итог урока - Для кого писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? (Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила) XII. Экспресс – диагностика. Работа с фигурками зайцев, вырезанных из бумаги. -Кто считает, что, заяц храбрый – прикрепите фигурку на пенёк, а кто считает, что заяц на самом деле трус – рядом с ёлочкой. - У каждого своё мнение и это ваше право считать зайца храбрым или трусливым. Большинство считает его…(смотреть по количеству…) XIII. Д/з: (слайд 20) Оценки за урок________ Детям на выбор предлагается выполнить одно из заданий: 1. Придумай продолжение к сказке. 2. Пересказать сказку. 3. Придумай свою сказку с похожим сюжетом. XIV. Рефлексия - Предлагаю встать в круг, передавая игрушку-зайца и поделиться своими впечатлениями от урока, настроением по слайду – выбрать одно высказывание (слайд 21) (слайд 22) |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Сказка про хитрую ловушку», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про самого большого зайца на свете»,... | 3 «В» класс. 12. 02 (вторник) Математика Литературное чтение. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сказка. Умнее всех. Отвечать на вопросы | ||
Тема урока: Д. Н. Мамин -сибиряк «Приёмыш» Учебные материалы: Учебник «Литературное чтение» ( 3 класс, авторЛ. А. Ефросинина), толковые словари, презентация Д. Н. Мамина- сибиряка... | Тема : Д. Н. Мамин Сибиряк «Приёмыш» Цели: Работать над выработкой сознательного, беглого, выразительного чтения. Развивать устную речь, инициативу и творчество | ||
Тема. Пьеса — драматическое произведение. С. Маршак «Сказка про козла». Цели Формирование представления о литературном жанре- пьесе. Ознакомление с пьесой С. Маршака «Сказка про козла» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учить более точно описывать внешний вид (мордочка овальной формы), на мордочке глаза (круглые, черные, маленькие); торчащие, овальные,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иллюстрации к книгам: Ершов П. П «Конек-горбунок»; Зальтен Ф. «Бемби»; Мамин-Сибиряк Д. Н | Урок литературного чтения «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» Цель: используя технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому... | ||
Урок по произведению Д. Н. Мамин Сибиряк «Приемыш» Я говорю вам здравствуйте, а это значит, что я желаю вам всем здоровья. Здоровье для человека – самая главная ценность | Конспект внеурочного занятия по фгос кружок «Волшебная кисточка»... Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Д. Н. Мамина Сибиряка, учебник «Литературное чтение» 2 часть под редакцией Л. Климановой, карточки для урока, выставка книг Д. Н.... | Тема урока: письмо слов с буквой й тетрадь: с. 36 стих про мяч записать в тетрадь Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват учр. Базовый и профильный уровни.... | ||
Забавные рассказы и увлекательные приключения (для детей примерно от 5-6 до 8-9 лет) Незнайки и ослика Мафина, Буратино и Муми-троллей, зайца Коськи и Пиппи Длинный чулок, и ироничные повествования Григория Остера... | Сказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в... | ||
Сказка про Царя-хитреца, Иванушку-лопуха и лютого змея Чеэса Усаживайтесь поудобней, детишки. А расскажу-ка я вам сказочку про добра молодца Иванушку, царя Жугета, енералов Тушилу и Гошу, да... | Литература Тема: Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Учебно-методическое обеспечение: учебник 10 класс литература Коровина В. И. Литература. 10 класс, Москва Просвещение. 1часть. 2012... |