Размещено 15 февраля 2012 года.
Светлана Викторовна Исмаилова, учитель русского языка и литературы,
МОУ средняя школа №15
г. Ярославль. Пояснительная записка
к методической разработке уроков по литературе по теме
«Слово о полку Игореве» для учащихся 9 класса по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Написанное более 800 лет назад, «Слово о полку Игореве» и сегодня волнует нас, оно и сегодня удивляет оригинальностью поэтических образов и сравнений, зачаровывает своими пронзительными интонациями, притягивает и завораживает поэтов-переводчиков, художников, композиторов, оно пленило Пушкина и Бунина, Есенина и Цветаеву...
Данные уроки посвящены этому уникальному памятнику древнерусской литературы, который уже давно занимает важное место в гуманитарном образовании средней школы.
Познакомившись с материалами, вы поймете, почему «Слово о полку Игореве» не устарело. И чем дальше от нас во времени "Слово...", тем острее наша способность к восприятию его духовной энергии. Планирование изучения «Слова о полку Игореве» на уроках литературы.
Четвертый класс.
Программа Р.Н. и Е.В. Бунеевых
Урок
| Темы
|
16
| История создания. Идея и литературные достоинства. Работая с параллельными текстами развивать художественный литературный вкус, чутье, чувство эпохи, умение анализировать переложения.
|
Восьмой класс.
Программа А. Г. Кутузова, А. К. Киселева.
Уроки
| Темы
| 6 - 8
| «Слово о полку Игореве». Образная система, пафос «Слова…». Авторская позиция и средства ее выражения. Традиции «Слова…» в литературе. Переводы и произведения по мотивам «Слова…».
|
Девятый класс.
Программа под редакцией В. Я. Коровиной.
Уроки
| Темы
| 4 ч.
| «Слово о полку Игореве».
История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.
|
Программа по литературе Т.Ф. Курдюмовой.
Уроки
| Темы
| 4ч.
| «Слово о полку Игореве». Высокопоэтическое патриотическое произведение – первое произведение национальной классики. Сюжет. Герои. Художественные особенности памятника. Связь «Слова…» с устным народным творчеством. Поэтические переводы. Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема «Слова…» в лирике русских поэтов.
Теория. Стихотворный перевод.
|
Планирование изучения «Слова о полку Игореве» на уроках истории. 6 класс
История государства и народов России с древнейших времен до наших дней.
Авторы программы: А.А. Данилов, Д.Д. Данилов, В.А. Клоков и др.
Уроки
| Темы
| 3ч.
| Раздробленность русских земель. Экономические и политические причины раздробленности. Окончательный распад Древнерусского государства в XII в.: взаимоотношения русских земель и княжеств, их отношения со степью в период раздробленности. Идея единства Руси в «Слове о полку Игореве». Политическая карта русских земель XII - середины XIII в. Последствия раздробленности.
|
9 класс
Автор программы: А.А. Данилов
Уроки
| Темы
| 13ч.
| Русь в XII – XIV вв. Политическая раздробленность Руси. Борьба Руси против внешних вторжений в XIII в. Русь в середине XIII – XIV в. Родной край в древности.
|
Оборудование: интерактивная доска, работающая в режиме Smart Notebook.
Цели
Образовательные цели:
научить детей работать с различными источниками информации
расширить представление учащихся о древнерусской литературе
познакомить учащихся с древнерусской культурой XII в
мовершенствовать навыки использования ИКТ
Развивающие цели:
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений, исторических событий
формирование критического мышления, умения увидеть проблему и наметить пути ее решения
формирование межпредметных связей
формирование навыка сравнения текстов различных по времени, эпохам, авторам.
Воспитательные цели:
приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы
формирование гуманистического мировоззрения учащихся
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств.
Все уроки были проведены, была создана на перврм уроке проблемная ситуация, реализован проект с учащимися. Использованы фотографии с диска («Слово о полку Игореве»/ Учебное пособие/ЯГУ, 2002, Научно-технический гуманитарный «Ярославия», 2002, Илья Салов (оригинальная музыка), 2002) и фотографии учащихся. Урок 1 «Слово о полку Игореве». Золотое слово русской литературы.
Комментарии к страницам Smart Notebook
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1 этап. Организационный
|
Если кликнуть на изображение звука, то мы услышим музыку
|
|
| 2 этап. Повторение
|
|
|
| Организует работу по повторению
| Отвечают на вопросы
|
Используется анимация появления. Если кликнуть на первый вопрос, то появиться второй, кликнуть по второму, появиться третий.
|
|
|
Используется передвижение объектов, неправильные ответы передвинуть невозможно.
|
|
|
|
|
|
Если провести ластиком, то появиться название произведения.
|
|
| 3 этап. Объяснение и закрепление нового материала.
|
Работа с высказыванием.
| Ставятся цели, создается проблемная ситуация.
| Внимательно слушают и отвечают на вопросы.
|
Если кликнуть на первый рисунок, то откроется презентация об истории нахождения «Слова…»
|
|
|
Если кликнуть на портрет Пушкина, то появится ответ – высказывание поэта.
|
|
|
Используется перо
| Контролирует выполнение.
| 2 ученика у доски, остальные у себя в тетрадях.
|
|
|
|
|
|
|
Если кликнуть на первый рисунок, то откроется презентация
|
|
|
Используется перо
|
|
|
Используется передвижение объектов. Оставлен белый прямоугольник для записи других гипотез.
|
|
|
|
|
| 4. Этап. Подведение итогов.
|
Вывод.
| Подводит итоги урока
|
|
Урок 2 « »
Комментарии к страницам Smart Notebook
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1 этап. Организационный
|
Если кликнуть на изображение звука, то мы услышим музыку.
|
|
| 2 этап. Повторение
|
|
| Отвечают на вопросы учителя.
|
Используется передвижение объектов.
|
|
| 2 этап. Объяснение нового материала.
|
Если кликнуть на изображение звука, то мы услышим музыку.
|
|
|
Используется таблица для проверки ответов.
|
|
|
|
|
|
Используется перо для работы с текстом.
|
|
|
Используется шторка для постепенного появления вопросов.
|
|
|
Используется передвижение объектов, рисунок сдвигается вниз, за ним скрываются вопросы.
|
|
| 3 этап. Подведение итогов.
|
|
|
|
Урок 3 « »
Комментарии к страницам Smart Notebook
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1 этап. Организационный
|
Если кликнуть на изображение звука, то мы услышим музыку.
|
|
| 2 этап. Повторение
|
Если кликнуть по картинке, то мы откроем исследование учащейся, посвященное жанру «Слова…»
|
|
|
|
|
|
Используется шторка.
|
|
|
Если кликнуть на изображение звука, то мы услышим музыку
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При помощи пера работаем с текстом.
|
|
| Этап 3. Подведение итогов.
|
|
|
|
Рекомендуем прочитать
The Lay Of The Warfare Waged By Igor (На русском, древнерусском и английском языках)/ Illustrated by Vladimir Favorsky. - M.: Progress Publishers, 1989.
Асеев Н. Н. // Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период: Хрестоматия: Пособие для студентов нац. групп пед. ин-тов/ Сост. И.Т. Крук. - Л.: Просв., 1991. - С. 396.
Багрицкий Эдуард. Стихотворения и поэмы/ Сост., вступ. ст. и прим. И.Л. Волгина. - М.: Правда, 1987. - С. 28-29.
Баскаков Н.А. «Река Каяла в “Слове” и река Сюурлий в русских летописях»/http://www.pereplet.ru/XPOHOC/slovo/ryb/baskak.htm 29.06.2004
Беленький Г.И., П.А. Николаев « Русская литература 11- 18 веков» Просвещение 1988 .
Булахов М.Г. «Слово о полку Игореве» в литературе, искусстве, науке: Краткий энциклопедический словарь. Минск, 1989.
Гаспаров Б. Поэтика «Слова о полку Игореве». М. «Аграф, лтд». 2000г.
Грушко Е.А. Медведев Ю.М. Энциклопедия славянской мифологии. Назрань. «Астрель». 1996г.
Жуковский В. А. Стихотворения и баллады/ Сост., предисл., примеч. К.В. Пигарева. Рис. Ю. Ракутина. - М., Детск. лит., 1976. - С. 35-53.
Заболоцкий Н.А. Столбцы и поэмы. Стихотворения/ Сост. и вступ. статья Н.Н. Заболоцкого. - М.: Худож. литер., 1989.
Зотов Борис. Каяла// Легенды грустный плен: Сборник/ сост. И.О. Игнатьева. - М.: Молодая гвардия, 1991. - С. 77-129.
Ильин А. «Тайна битвы на Каяле»// «ВРЕМЯ», вторник март 13 2001, 29.06.2004
Ирасек Алоис. Старинные чешские сказания/ Иллюстрации Венцеслава Черного. - Прага: Артия, 1975.
Козлов И. И. Избранные стихотворения/ Сост., предисл., примеч. В.И. Сахарова; Рис. И.Д. Архипова. - М.: Дет. лит., 1987. - С. 57-59.
Козлов В.П. Кружок А.И.Мусина-Пушкина и «Слово о полку Игореве». М., 1988.
Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник/ О.М. Анисимова, В.В. Кусков, М.П. Одесский, П. В. Пятнов. Под ред. В. В. Кускова. - М.: Высш. шк., 1994.
Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1978.
Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве». М.-Л., 1950.
Майков А. Н. Румяный парус: Стихотворения/ Сост., вступ. статья и примеч. Н.П. Суховой; Рис. А. Майкова. - М.: Дет. лит., 1981. - С. 71.
Маранцман В. Г. Изучение литературы в 9 классе: Метод. пособие для учителя. - М.: Просв., 1992. - С. 90-92.
Менгес К.Г. Восточные элементы в «Слове о полку Игореве». Л., 1979.
Мицкевич Адам. Избранные произведения в 2-х т. - М.: Гос. издат. худ. лит., 1955. - Т. I.
Моисеева Г.Н. Спасо-ярославский хронограф и «Слово о полку Игореве». Л., 1977.
Негош Пётр. Горный венец. - М.: Гос. издат. худ. лит., 1955.
Новые советские и зарубежные исследования «Слова о полку Игореве»: Сборник обзоров. М., 1987.
О реальном месте битвы полков князя Игоря с половцами в 1185 на реке Каяла (Чир), «Необъявленный визит» №1 1996 г, «Сын Отечества» №4 1992г
Осетров Е. Мир игоревой песни. М., 1977.
Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10-ти т. Т. 3.: Поэмы. Сказки/ Примеч. С.М.Бонди. - М.: Худ. лит., 1975. - С. 321-322.
Русские композиторы/ Мировые музыкальные шедевры// ООО «ИДДК ГРУПП», 2003г.
Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и современники. М., 1971.
Слово о полку Игореве: Сборник/ Вступ. Статьи Д.С. Лихачева и Л.А. Дмитриева. – Л.: Сов. Писатель, 1990.
«Слово о полку Игореве» и его время: Сборник научных трудов/ под. ред. Б.А. Рыбакова. - М.: Наука, 1985.
Слово о полку Игореве: Сборник / Вступ. статьи Д.С. Лихачева и Л.А. Дмитриева. Реконструкция древнерусского текста и перевод Д.С. Лихачева. Сост., подг. текстов и примеч. Л. А. Дмитриева. - Л.: Сов. писатель, 1990.
Слово о полку Игореве: Сборник / Вступ. статьи Д.С. Лихачева и Л.А. Дмитриева; Сост. Л. А. Дмитриева, Д.С. Лихачева, О.В. Творогова; Реконструкция древнерусского текста и комментарий Н. А. Мещерского и А.А. Бурыкина; Прозаич. перевод Н. А. Мещерского; Подг. текстов и примечания Л.А. Дмитриева. - Л.: Сов. писатель, 1985.
Словарь-справочник «Слово о полку Игореве». В 6 выпусках /Составитель В.Л.Виноградова. Л., 1965-1984.
Слово о полку Игореве. 800 лет.: Сборник. - М.: Советский писатель, 1986.
«Слово о полку Игореве» - памятник XII века. М.-Л., 1962.
Слово о полку Игореве. М., 1986.
Соснора В. Возвращение к морю: Лирика. - Л.: Сов. писатель, 1989. - С. 17-50.
Шкляревский И. «Читаю Слово о полку…» Открытый мир 1998.
Энциклопедия «Слова о полку Игореве». В 5 томах. СПб., 1995.
«Слово о полку Игореве»/ Учебное пособие/ЯГУ, 2002, Научно-технический гуманитарный «Ярославия», 2002, Илья Салов (оригинальная музыка), 2002
Хлебников Велимир. Творения. - М.: Сов. писатель, 1986. - С. 84-85, 51-54, 230-236.
|