Скачать 1.14 Mb.
|
И.В.Алексеева МОУ «Гимназия №1» «Слово о полку Игореве» в русском искусстве» (9 класс) Цель: - познакомить учащихся со «Словом о полку Игореве» в живописи и музыке; - расширить кругозор учащихся, способствовать развитию эстетического воспитания и чувства патриотизма; - раскрыть воплощение идеи «Слова о полку Игореве» в живописи и музыке. Задачи: - знакомство учащихся с произведениями живописи к «Слову о полку Игореве» -знакомство учащихся с оперой А. П. Бородина «Князь Игорь», с арией князя Игоря. - использование ЦОР для раскрытия темы урока. Оборудование: 1) компьютер - слайды: -репродукция картины В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами»; - портрет художника В.М. Васнецова - портрет А.П. Бородина; - иллюстрация В.Н. Фаворского к «Слову о полку Игореве» «Плач Ярославны»; - иллюстрация Романа Белоусова к «Слову о полку Игореве» «Плач Ярославны»; - иллюстрация И. Я. Билибина к «Слову о полку Игореве» «Плач Ярославны»; - иллюстрация Н. А. Воробьева к «Слову о полку Игореве» «Плач Ярославны»; - понятие «Опера», - понятие «Ария»; 2)магнитофон – запись на кассете (диске): -ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь»; -вступление к арии Ярославны; -лакримоза из «Реквиема» Моцарт 3)выставка иллюстраций Фаворского, Билибина, Белоусова, Воробьева к «Слову о полку Игореве». Ожидаемые результаты урока: - учащиеся получают информацию об идее «Слова о полку Игореве» в русской живописи. - у учащихся формируется представление о понятиях «ксилография», «опера», «ария», «музыкальный портрет» - у учащихся устанавливается связь идеи «Слова ….»с идеей произведений русской живописи и музыки. - учащиеся знакомятся средствами Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point…. для оформления презентаций и рефератов, докладов, сообщений. Временная структура урока:
Святославича с половцами» и ответы на вопросы - 9 мин.
материала- 5 мин. Ход урока. I. Вызов интереса учащихся и введение в тему. Русская литература богата именами писателей, чье творчество вызывало и вызывает живой интерес читателей, литературоведов. И не столь много в ней произведений, которые принадлежали бы гениальным писателям. Одно из таких великих произведений - памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», созданный в XII веке. О «Слове…» написано около 5 тыс. статей и книг. Существует десятки его переложений и переводов (Д.С. Лихачев, Майков, Жуковский, Н. Заболоцкий и др.). Все новые имена исследователей, поэтов, композиторов, художников втягиваются в орбиту «Слова…» Несколько уроков мы посвятили изучению «золотого слова русской литературы», как называл Д.С. Лихачев «Слово…». Вспомним, какова идея «Слова о полку Игореве»? Что воспевает и к чему призывает автор «Слова…»? Какие художественные приемы помогают раскрывать идею произведения? На этом уроке познакомимся с произведениями живописи и музыки, которые дали новую жизнь «Слову…». Основная задача нашего урока – раскрыть, как представителям разных жанров искусства удалось воплотить идею «Слова о полку Игореве». II. «Слово о полку Игореве» в живописи: 1. В.М. Васнецов и его картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» 1980 г. Рассказ учеников о В.М. Васнецове и его картине (в это время на экране: автопортрет В.М. Васнецова; репродукция картины; звучит запись – лакримоза из «Реквиема» Моцарта). - 1 ученик: В марте 1880 года Виктор Михайлович Васнецов отправляет свою только что завершенную картину в Петербург на Восьмую передвижную выставку – он сам теперь член знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок. Работа Васнецова была полной неожиданностью даже для тех, кто хорошо его знал. На картине было изображено поле: глаз не сразу охватывает его пространство. В стальных доспехах и старинных одеждах лежат убитые воины. В густой зеленой траве среди белых ромашек и синих васильков разбросано оружие. Возвышаются тут и там красные щиты. Кровавая луна всходит из-за сине-черных туч. Смертельно схватились орлы, и взмах их крыльев образует красивый узор. Что это – сказка, быль? Или картина на исторический сюжет? Называется она «После побоища Игоря Святославича с половцами». Была на Руси в 12 веке такая битва. Войско князя Игоря сражалось с кочевниками и потерпело поражение, а князь Игорь попал в плен – не поддержали, предали его другие князья, перессорившись между собой. «Но тогда почему художник не изобразил саму битву, как это принято в батальной живописи?- недоумевала публика. - 2 ученик: Но не яростный бой занимал художника. Не шум сражения, не крики, не звон мечей слышал он, а совсем иные звуки. …Тут кровавого вина недостало; тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую. Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилось… (Переложение В. А. Жуковского) Это скорбный плач по героям из «Слова о полку Игореве». Возвышенные образы поэмы вдохновили Виктора Михайловича, и он изобразил тишину после битвы, когда сама природа оплакивает убитых. Среди полевых цветов лежат два русских витязя в нарядных одеждах. Спокойно лицо мужественного князя. Глаза его открыты – смотрят на нас и вопрошают о чем-то. А златокудрый юный княжич, пронзенный стрелой в самое сердце, словно спит после первой своей битвы. «Изронил жемчужную душу из храброго тела», как говорили в те времена. - 3 ученик: Трудно поверить в смерть прекрасных воинов. Художник, увлеченный древностью, вглядывается в лица, позы, любуется доспехами, цветом одежды: тут и сине-голубой плащ с золотой каймой, красные и желтые сапоги, розовая рубашка. А вокруг густые зеленые травы, белые ромашки, голубые васильки – такие неожиданно яркие, певучие краски. Они взяты в картину из самого «Слова» - там природа как живая сочувствует героям, там «черная земля кровью полита», реки текут «мутные», луна всходит «кровавая», «черные тучи с моря идут», там поле перегорожено «червлеными щитами», а «орлы клекотом зверей на кости зовут». Краски образы «Слова» ожили, заговорили в картине «После побоища Игоря Святославича с половцами». Все в ней пронизано музыкой древнерусского эпоса и окутано легкой дымкой, дымкой прошедших веков. «Дети бесовы» - называет древний поэт врагов. Вот они скорчились в позах, сохранивших предсмертную муку6 посягнули на чужое, и земля их не приняла. Как в «Слове», как в народных сказках. Так и в картине добро прекрасно, зло уродливо. Медленно движется взгляд художника по необъятному полю, как бы приглашая зрителя вглядеться, вдуматься в правду истории и красоту поэзии. Полотно приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей картинной галереи. Ныне оно хранится в Третьяковской галере в Москве. Итак, сделаем вывод: - каким образом картина В. М. Васнецова раскрывает основную мысль «Слова…»? -Почему же, на ваш взгляд, художник выбирает именно тему: «Поле побоища», а не тему «Битва»? (Васнецов – художник-гуманист, пацифист. Он изображает бесчеловечность, жестокость войны. Раскрывает патриотизм русских дружинников, отдавших жизнь за Русскую землю). 2. Рассказ ученика об иллюстраторе «Слова о полку Игореве» В.А. Фаворском (на экране – краткие сведения о художнике; выставка иллюстраций В. А. Фаворского). - Владимир Андреевич Фаворский (1886- 1964) – советский график, живописец, народный художник СССР, создатель школы ксилографии, монументалист. Театральный художник. Для его произведений характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство использования выразительных возможностей ксилографии. Им созданы иллюстрации к «Слову о полку Игореве», к произведениям А. С. Пушкина. «Слово о полку Игореве» давно привлекло художника. Впервые он делает гравюры к этому произведению в 1937 году. В. А. Фаворский продолжил работу после войны, когда «Слово…» зазвучало с новой силой как поэтическое свидетельство славы русского народа. В 1962 году В. А. Фаворскому за иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина была присуждена Ленинская премия. (Рассказчик обращает внимание ребят на выставку иллюстраций Фаворского). Три цвета - белый, черный, красный – позволяют художнику создать тревожную атмосферу, подчеркнуть рельефность изображения, придают ему трагически-мужественную окраску. В гравюрах к «Слову…» можно заметить отсвет сурового времени раздробленной Руси, которая постоянно подвергалась нападению со стороны половцев. Здесь и мощь русских воинов, и поэтическая прелесть русской природы, и чувства печали и радости… 3. Чтение наизусть отрывка «Слова…» - плач Ярославны (на экране – гравюра Фаворского «Плач Ярославны», иллюстрации Романа Белоусова, И. Я. Билибина, Н. А. Воробьева; магнитофон – вступление к арии Ярославны из оперы Бородина «Князь Игорь»). - Какое значение имеет плач Ярославны в «Слове…»? Как плач Ярославны связан с основной мыслью «Слова о полку Игореве»? Остановимся на иллюстрации Фаворского. - Удалось ли, на ваш взгляд, иллюстратору передать настроение героини? Обоснуйте свой ответ. (Ярославна – обобщенный образ жен, матерей, сестер, чьи родные и близкие остались лежать на поле брани, там где земля должна рождать хлеб, ее плач – это причитание, где выражается страдание, надежда, любовь. Автор вместе с княгиней скорбит о погибших дружинниках, которые могли бы остаться в живых, если бы Русь была объединена в одно сильное, могучее государство). III. «Слово о полку Игореве» в музыке. 1.Рассказ ученика об истории создания оперы «Князь Игорь» А.П. Бородиным, краткое содержание арии князя Игоря (на экране – портрет А.П. Бородина; толкование терминов «опера», «ария»). - В 60-е годы 19 века композитор А. П. Бородин решил дать музыкальную жизнь «Слову о полку Игореве». Над оперой он работал почти 20 лет, но не успел завершить ее, - завершили оперу в 1890 году Н. А. Римский-Корсаков и А. К.Глазунов. По сюжету оперы Игорь находится в плену. В оркестре слышны грустные нисходящие интонации. Аккорды оркестрованы весьма мрачно. Строго звучат деревянные духовые. Арию открывает очень сдержанная и грустная мелодия. В ней сочетаются напевность и повествовательность. Страдания князя находят отражение в музыке. Голос поет все выше. Оркестр постепенно оживляется. Очень ярко звучат стремительные подголоски виолончелей. Кульминация первой части наступает на словах «О, дайте, дайте мне свободу». Затем начинается лирическая часть арии. Игорь грустит о жене Ярославне. Кульминационная высокая нота переходит в поступательное движение вниз, которое дублируется в оркестре. Лирическая часть сменяется решительным фрагментом, который мелодически возвращает нас к музыке первой части. Вновь звучит ключевой для арии момент «О, дайте, дайте мне свободу». После короткого оркестрового эпизода возвращается печальная мелодия начала арии, Холодно и обреченно звучат трубы в оркестре, в сочетании с глухими ударами литавр, словно символизируя неволю и плен. 2. Прослушивание арии князя Игоря (запись на кассете). . (Ключевым моментом арии являются слова «О дайте, дайте мне свободу». Игорь страдает, ему тяжело на душе). Ария помогает создавать «музыкальный портрет» героя. -Какие чувства и настроение вызвала у вас ария? Что хотел, по-вашему, выразить композитор? -Как бы вы назвали прослушанную арию? Какова главная мысль арии и как она связана с основной идеей «Слова…»? IV. Рефлексивный анализ изученного материала. Итак, мы сегодня познакомились с воплощением идеи «Слова о полку Игореве» в живописи и музыке. Отметили, что художникам и в живописи и в музыке удалось раскрыть идею «Слова о полку Игореве». Это призыв русского народа к единению Руси, стремление видеть Русь сильным, могучим государством. Мы сегодня остановились на тех произведениях искусства, которые принадлежат не только к русской культуре, но и являются шедеврами мировой культуры. -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Какое значение, на ваш взгляд, имеет это художественное произведение в истории Руси XII века? -Какую современную интерпретацию (толкование) дали бы этому шедевру русской и мировой литературы? Домашнее задание. Вспомните, найдите и запишите названия произведений разных видов искусства, созданных по мотивам русской литературы. Что вы о них знаете? В течение учебного года подготовить средствами и программами компьютера, с ресурсами Интернета презентаций, слайдов, публикаций, сообщений, рефератов. Л.Г.Афонькина МОУ «Гимназия №1» СЕМЬЯ В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Цель урока: показать, что толстовский идеал — патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». (Слайд 2) Оборудование: мультимедийный проектор и колонки, компьютер, плакаты со словами Л.Н.Толстого: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь... с возможностью делать добро людям», Ход урока I. Вступительное слово учителя: «Мой идеал — жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей» — это высказывание Л.Н. Толстого — гениального мыслителя, тонкого психолога, писателя-гуманиста. Правда и красота для Толстого-философа — синонимы. Правде жизни он учился у народа и природы. «Дерево умирает спокойно, честно и красиво. Красиво — потому что не лжет, не ломается, не боится, не жалеет». Правдоискательство — важнейшая, по мысли Толстого, черта народа. Народ ближе к природе, чем господа, поэтому он мудрее, чище душой, нравственнее. Будучи сам в неустанном поиске истины, писатель считал: «Чтобы жить честно, надо путаться, биться, ошибаться, опять начинать и бросать... И вечно бороться и мучиться». Что дурно, что хорошо? Для чего жить и что такое я? На эти вечные вопросы каждый должен ответить сам. Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот — родной дом, семья, ее традиции, уклад. (Слайд 4) II.Беседа по вопросам: - Какое выражение находят мысли о семье у Толстого-философа?» — ученики обратились к дневникам писателя ( слайд 6) — Роман «Война и мир» — отражение многогранности личности и широты мировоззрения самого писателя. Поэтому так много схожих черт находим мы и у любимых героев Толстого, прототипами которых были члены семьи самого писателя и Софьи Андреевны Берс. Постоянная работа души объединяет Пьера, Наташу, Андрея, Марью, Николая, роднит их, делает взаимоотношения между ними дружественными, «семейными». (Слайд 5) - Как отражается мысль семейная у Толстого-писателя в романе «Война и мир»? Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью — с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Поэтому в центре романа — два семейства: Ростовы и Болконские. Духовную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом — Ростовы, а близость матери и дочери подчеркивает одним именем — Наталья. "У Ростовых были именинницы Натальи — мать и меньшая дочь..." Стоя на народной точке зрения, автор считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины — святой долг материнства: "Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет 45, видимо, изнуренная детьми, которых у нее было 12 человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение". После смерти сына Пети и мужа Толстой назовет ее старость «бессильной и бесцельной», заставит сначала духовно, а потом физически умереть: «Она сделала уже свое дело жизни». Мать — синоним мира семьи у Толстого, тот природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети Ростовых: Наташа, Николай, Петя. Их объединит важное качество, заложенное в семье родителями: искренность, естественность. Ростов одинаково приветливо встречал всех гостей... милая или милый говорил всем без исключения, без малейших оттенков, как выше, так и ниже его стоявшим людям, он хохочет «звучным и басистым смехом», «смеясь, кричит...». Он — «сама распущенная доброта». Ростовой-старшей тяжела чопорность гостей в день именин: «Замучили меня эти визиты». Та же простота будет и у детей Ростовых. Тончайший лирик, Толстой согреет особым теплом и светом появление детей на страницах романа: дети шумно вбегут в гостиную, внеся оживление, и «луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с молодым поколением», исчез вместе с ними. Лучатся, светятся глаза и у любимых героев Толстого, потому что (по народному представлению] глаза — зеркало души человека: «Глаза смотрят и говорят с вами». И жизнь души героев автор передает через лучезарность, сияние, блеск глаз. - Сравните два варианта портрета Наташи и подумайте, почему Толстой отказался от первого. (слайд 6) |
Пояснительная записка к методической разработке уроков по литературе... «Слово о полку Игореве» для учащихся 9 класса по программе под редакцией В. Я. Коровиной | Творческая работа по истории русской литературы на тему: «слово о полку игореве» «Слово о полку Игореве» произведение не только древней, но всегда современной литературы | ||
Урок (литература + история). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве" Интегрированный урок (литература + история). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве" в историко-литературном аспекте) | Тема: «Интерпретация композитором А. П. Бородиным «Слова о полку Игореве» Цель: довести до сознания учащихся идейное содержание литературного произведения «Слово о полку Игореве» и музыкального произведения... | ||
Классный час на тему Урок чистоты Автор «Слова о полку Игореве» неоднократна упоминает «русская земля» и создает образы: реки, степи, овраги, холмы «чистое поле и... | Реферат по литературе на тему: «Слово о полку Игореве» А. И. Мусина-Пушкина к открытию драгоценнейшего памятника русской литературы "Слова о полку Игореве". Протёкшие столетия не приглушили... | ||
Урок №1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" Урок №1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" величайший памятник древнерусской литературы.... | Реферат по древнерусской литературе «Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве» По точному выражению Карла Маркса, «смысл поэмы — призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов». Этот призыв... | ||
Тематическое планирование литература 9 класс Из древнерусской литературы. Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской... | Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве» Изображение русской земли в «слове о полку игореве» и других произведениях древнерусской литературы | ||
Учебно-тематический план. № Наименование разделов и тем Количество часов Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы | «Женский идеал в древних памятниках якутского и русского народа (якутский... Вступление с. 3-4 | ||
Урока Тема урока и содержание Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока : «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы | ||
Тема. От «Повести…к «Слову…» Цель. Дать представление о письменных памятниках древнерусской литературы «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», их месте... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока на тему «Слово о полку Игореве…» ярчайший памятник древнерусской литературы |