Скачать 77.17 Kb.
|
КУБАНСКИЕ СТРАНИЦЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Тема. От «Повести…к «Слову…». Цель. Дать представление о письменных памятниках древнерусской литературы «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», их месте и роли в истории Кубани. Задачи. 1. Обучающая. Познакомить учащихся с «тмутараканскими» страницами древнерусских летописей. 2. Развивающая. Продолжить развитие способностей учащихся на основе исторического анализа различных источников информации осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма. 3. Воспитательная. Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края. Учебное оборудование. 1. Б. А. Трёхбратов, И. А. Терская, К. П. Казарян, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов. Кубановедение, 6 класс: учебник. - Краснодар, 2009 Cправочный материал из различных источников информации (по выбору учителя). ТСО: мультимедийное оборудование Работа с терминами. Основные понятия: письменный памятник, летопись Тип урока: комбинированный. План урока (фазы). I. Вызов. II. Осмысление (реализация). III. Рефлексия/саморефлексия учащихся. VI. Домашнее задние.
1.Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания: Ответить на вопросы параграфа № 1 -3 стр. 118 2.Инициация учащихся. Интерактивная беседа. 1 шаг. Приём кластер. Учитель объявляет тему урока и даёт необходимые пояснения. Класс предварительно разделён на 3 группы (возможно деление по рядам; работа в парах). Учащимся предлагается выстроить предполагаемый ассоциативный ряд со словом памятник. Примерный ассоциативный ряд: 2 шаг. Учитель объявляет тему урока и предлагает учащимся ответить на вопросы. Задание № 1 Ответить на вопросы. 1. Предположить, о каких «памятниках» пойдёт речь на уроке? (памятниках письменности). 2. Как называется жанр древнерусской литературы, в котором рассказывают о «делах минувших дней»? (летопись). 3.С какими памятниками древнерусской письменности вам приходилось встречаться в процессе изучения кубановедения в 6 классе? («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве»). II. Фаза урока. Осмысление (реализация). 1 шаг. Учащимся предлагается изучение нового материала по принципу приёма технологии РКМ «Трёхчастный дневник». Этот приём даёт возможность учащимся при работе с тестом (информацией) увязать содержание с личным опытом. В первой части дневника учащиеся записывают моменты из текста (информации), которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие – то воспоминания, ассоциации с известными эпизодами из прошлого, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление. В средней колонке они должны дать комментарии: что заставило записать именно эту цитату. Учащиеся поступательно разбирают предложенный текст. Делятся впечатлениями, делают замечания (поправки) и т.п.(возможно использование приёма «Инсерт»). В последней колонке записываются спорные вопросы или те, на которых учащиеся «споткнулись». Этот приём позволяет проводить работу не только с текстом, но и вести диалог с учителем. Задание № 2 Прочитать информацию. Заполнить таблицу «Тройной дневник».
Примерные тексты (возможна работа в парах). 1 группа (ряд). Ярко и точно рассказывают о «делах минувших лет» летописи. Как показывает само название – «писание по летам» - летопись представляет собой ежегодную запись исторических событий. Возникновение летописания относится к ранним временам появления на Руси письменности. Именно благодаря летописи мы знаем свою историю порой в мельчайших её подробностях. Одной из древних летописей считается «Повесть временных лет». В «Повести временных лет» мы находим ответ на вопросы: «Откуда есть пошла Русская земля?», «Кто в Киеве начал первее княжити?»…В ней летописец широко использовал материал дружинных и народных сказаний. Составлена она около 1113 года монахом Киево – Печорского монастыря Нестором. Повесть временных лет помогает нам «пролить свет» и на «тмутаракнскую» тему: до определённого момента историки не могли локализовать место расположения Тмутараканского княжества. Существовало и несколько версий того, с какого времени начало существовать княжество. И вот о том, где-же находилась Тмутаракань, нам как раз и поведал любопытный источник - «Повесть временных лет», которая довольно подробно описывает жизнь княжества в XI веке. Итак, летопись сообщает нам, что князь Владимир Креститель раздавая земли сыновьям, отдал или «посадил» на княжение в Тмутаракани Мстислава (умер в 1036 году)… Последний раз в Повести временных лет Тмутаракань упоминается под 1094 годом где говорится: «В тот же год пришел Олег с половцами из Тмутаракани и подошел к Чернигову». Далее мы услышим о Тмутаракани и в слове по полку Игореве где говорится: «Див забился, на вершине дерева кличет - велит послушать земле незнаемой. Волге, и Поморью, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тмутараканский идолище! 2 группа (ряд). фрагменты из летописи «Слово о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» об Олеге Святославовиче: Тот ли Олег Мечом крамолу ковал И стрелы по земле сеял. Ступает в злат стремень В городе Тмуторокани, А звон тот слышал И давний великий Ярославич – Всеволод, Владимир же (Мономах) всякое утро Уши закладывал в Чернигове! Тогда же и Бориса Вячеславича, Поднявшегося за Олега Похвальба на бой привела И на зелен саван той ли речки Канины Уложила юного и храброго князя… ….Тогда при Олеге Гориславовиче, Разоряла, раздирала усобица, Погубляла добро земледельца. В княжьих крамолах Век человечий сократился. Тогда по Русской земле Редко пахарь покликивал, Но часто вороны граяли, Трупы меж собой деля, Да галки свою речь говорили, Сбираясь полететь на добычу. 3 группа (ряд). Проработка текста параграфа стр. 121 «Тмутороканский идол». 2 шаг. Обсуждение учащимися заполнения таблицы, с комментариями и аргументами. III. Фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ.
Задание № 3 Ответить на вопросы:
Задание № 4 Придумать и составить синквейн со словами:
Примерный образец синквейна:
Заполнить таблицу. Поставить знаки «+» или «-» в столбцах, в соответствии с ощущениями, полученными в процессе учебного занятия:
Подведение итогов урока учителем. VI. Домашнее задание.
Устно ответить на вопросы № 1 – 3, стр. 1212. Работа клуба «Поисковичок». Подготовить сообщения по темам: «Таманская тема в сочинениях Иосифа Волоцкого»; «Описание Южных земель в книге Сигизмунда Герберштейна»; «Трактат о двух Сарматиях» Мацея Меховского. |
Викторина на знание текста повести. Монолог. Повторительно-обобщающая... Тема: Обобщение изученного по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (по учебнику А. Г. Кутузова) | Урок литературы в 11 классе «Тема армии в повести А. И. Куприна «Поединок» А. И. Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить... | Конспект урока литературы в 11 классе "Да святится имя твоё" (Тема... Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. №2,... | ||
План конспект урока литературы в Х классе на тему: «Тема искусства... Ново-Чечкабская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан | Исследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование... Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство» | ||
Тема: с кем дружит дуб? Тема: Обобщение изученного по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (по учебнику А. Г. Кутузова) | Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повесть «Шинель» входит в сборник «Петербургские повести». Это третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом.... | Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для... Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться... | ||
Урок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного... Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»» | Тема. Слагаемые. Сумма Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову | ||
Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Тема судьбы и случая в повести «Фаталист» | ||
Литература Тема: «Тема чести и милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Эор; развитие логического мышления и грамотной речи, умение формулировать основную мысль и заполнять сравнительную таблицу | Тема реферата: «Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»... «Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» развитие или закономерность?» |