Тема. От «Повести…к «Слову…»





Скачать 77.17 Kb.
НазваниеТема. От «Повести…к «Слову…»
Дата публикации03.09.2014
Размер77.17 Kb.
ТипПлан урока
100-bal.ru > Литература > План урока
КУБАНСКИЕ СТРАНИЦЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Тема. От «Повести…к «Слову…».

Цель. Дать представление о письменных памятниках древнерусской литературы «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», их месте и роли в истории Кубани.

Задачи.

1. Обучающая. Познакомить учащихся с «тмутараканскими» страницами древнерусских летописей.

2. Развивающая. Продолжить развитие способностей учащихся на основе исторического анализа различных источников информации осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

3. Воспитательная. Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края.

Учебное оборудование.

1. Б. А. Трёхбратов, И. А. Терская, К. П. Казарян, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов.

Кубановедение, 6 класс: учебник. - Краснодар, 2009

Cправочный материал из различных источников информации (по выбору учителя).

ТСО: мультимедийное оборудование

Работа с терминами.

Основные понятия: письменный памятник, летопись

Тип урока: комбинированный.

План урока (фазы).

I. Вызов.

II. Осмысление (реализация).

III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.

VI. Домашнее задние.

  1. Фаза урока ВЫЗОВ.

1.Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания:

Ответить на вопросы параграфа № 1 -3 стр. 118

2.Инициация учащихся.

Интерактивная беседа.

1 шаг.

Приём кластер. Учитель объявляет тему урока и даёт необходимые пояснения. Класс предварительно разделён на 3 группы (возможно деление по рядам; работа в парах). Учащимся предлагается выстроить предполагаемый ассоциативный ряд со словом памятник.

Примерный ассоциативный ряд:



2 шаг.

Учитель объявляет тему урока и предлагает учащимся ответить на вопросы.

Задание № 1

Ответить на вопросы.

1. Предположить, о каких «памятниках» пойдёт речь на уроке? (памятниках письменности).

2. Как называется жанр древнерусской литературы, в котором рассказывают о «делах минувших дней»? (летопись).

3.С какими памятниками древнерусской письменности вам приходилось встречаться в процессе изучения кубановедения в 6 классе? («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве»).

II. Фаза урока. Осмысление (реализация).

1 шаг.

Учащимся предлагается изучение нового материала по принципу приёма технологии РКМ «Трёхчастный дневник».

Этот приём даёт возможность учащимся при работе с тестом (информацией) увязать содержание с личным опытом.

В первой части дневника учащиеся записывают моменты из текста (информации), которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие – то воспоминания, ассоциации с известными эпизодами из прошлого, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление. В средней колонке они должны дать комментарии: что заставило записать именно эту цитату.

Учащиеся поступательно разбирают предложенный текст. Делятся впечатлениями, делают замечания (поправки) и т.п.(возможно использование приёма «Инсерт»).

В последней колонке записываются спорные вопросы или те, на которых учащиеся «споткнулись». Этот приём позволяет проводить работу не только с текстом, но и вести диалог с учителем.

Задание № 2

Прочитать информацию.

Заполнить таблицу «Тройной дневник».

Цитата

Комментарии.

/почему привлекла ваше внимание/

Вопросы к учителю










Примерные тексты (возможна работа в парах).

1 группа (ряд).

Ярко и точно рассказывают о «делах минувших лет» летописи. Как показывает само название – «писание по летам» - летопись представляет собой ежегодную запись исторических событий. Возникновение летописания относится к ранним временам появления на Руси письменности.

Именно благодаря летописи мы знаем свою историю порой в мельчайших её подробностях. Одной из древних летописей считается «Повесть временных лет».

В «Повести временных лет» мы находим ответ на вопросы: «Откуда есть пошла Русская земля?», «Кто в Киеве начал первее княжити?»…В ней летописец широко использовал материал дружинных и народных сказаний. Составлена она около 1113 года монахом Киево – Печорского монастыря Нестором.

Повесть временных лет помогает нам «пролить свет» и на «тмутаракнскую» тему: до определённого момента историки не могли локализовать место расположения Тмутараканского княжества. Существовало и несколько версий того, с какого времени начало существовать княжество. И вот о том, где-же находилась Тмутаракань, нам как раз и поведал любопытный источник - «Повесть временных лет», которая довольно подробно описывает жизнь княжества в XI веке. Итак, летопись сообщает нам, что князь Владимир Креститель раздавая земли сыновьям, отдал или «посадил» на княжение в Тмутаракани Мстислава (умер в 1036 году)…

Последний раз в Повести временных лет Тмутаракань упоминается под 1094 годом где говорится: «В тот же год пришел Олег с половцами из Тмутаракани и подошел к Чернигову». Далее мы услышим о Тмутаракани и в слове по полку Игореве где говорится: «Див забился, на вершине дерева кличет - велит послушать земле незнаемой. Волге, и Поморью, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тмутараканский идолище!

2 группа (ряд).

фрагменты из летописи «Слово о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» об Олеге Святославовиче:

Тот ли Олег

Мечом крамолу ковал

И стрелы по земле сеял.

Ступает в злат стремень

В городе Тмуторокани,

А звон тот слышал

И давний великий Ярославич – Всеволод,

Владимир же (Мономах) всякое утро

Уши закладывал в Чернигове!

Тогда же и Бориса Вячеславича,

Поднявшегося за Олега

Похвальба на бой привела

И на зелен саван той ли речки Канины

Уложила юного и храброго князя…
.Тогда при Олеге Гориславовиче,

Разоряла, раздирала усобица,

Погубляла добро земледельца.

В княжьих крамолах

Век человечий сократился.

Тогда по Русской земле

Редко пахарь покликивал,

Но часто вороны граяли,

Трупы меж собой деля,

Да галки свою речь говорили,

Сбираясь полететь на добычу.

3 группа (ряд).

Проработка текста параграфа стр. 121 «Тмутороканский идол».

2 шаг.

Обсуждение учащимися заполнения таблицы, с комментариями и аргументами.

III. Фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ.

  1. Рефлексия содержания учебного материала.

Задание № 3

Ответить на вопросы:

  1. За что Олег Святославович получил прозвище Гореславович?

  2. О каком историческом событии, связанным с князем Святославом идёт речь в «Повести временных лет»?

  3. Почему «Слово о полку Игореве» называют жемчужиной древнерусской литературы?

Задание № 4

Придумать и составить синквейн со словами:

  1. История 1. Летописи

  2. ____________________________ 2._____________________________

  3. ____________________________ 3._____________________________

  4. ____________________________ 4._____________________________

  5. ____________________________ 5._____________________________


Примерный образец синквейна:

  1. История 1. Летописи

  2. Далёкая, закрытая 2. Древние, рукописные

  3. Пишется, создаётся, зовёт 3. Радуют, огорчают, звучат

  4. Манит за собой 4. Открывают разные тайны

  5. Тайна 5. Памятники




  1. Саморефлексия учащихся.

Заполнить таблицу. Поставить знаки «+» или «-» в столбцах, в соответствии с ощущениями, полученными в процессе учебного занятия:

сегодня я узнал много нового и полезного о древнерусских летописях




на уроке было интересно и познавательно




урок показался мне скучным




я хотел бы продолжить работу по этой теме




обязательно поделюсь полученной информацией с друзьями




продолжу изучение древнерусских летописей самостоятельно




Подведение итогов урока учителем.

VI. Домашнее задание.

  1. Параграф № 28, стр. 119-121

Устно ответить на вопросы № 1 – 3, стр. 1212. Работа клуба «Поисковичок». Подготовить сообщения по темам: «Таманская тема в сочинениях Иосифа Волоцкого»; «Описание Южных земель в книге Сигизмунда Герберштейна»; «Трактат о двух Сарматиях» Мацея Меховского.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема. От «Повести…к «Слову…» iconВикторина на знание текста повести. Монолог. Повторительно-обобщающая...
Тема: Обобщение изученного по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (по учебнику А. Г. Кутузова)
Тема. От «Повести…к «Слову…» iconУрок литературы в 11 классе «Тема армии в повести А. И. Куприна «Поединок»
А. И. Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести
Тема. От «Повести…к «Слову…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить...
Тема. От «Повести…к «Слову…» iconКонспект урока литературы в 11 классе "Да святится имя твоё" (Тема...
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. №2,...
Тема. От «Повести…к «Слову…» iconПлан конспект урока литературы в Х классе на тему: «Тема искусства...
Ново-Чечкабская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан
Тема. От «Повести…к «Слову…» iconИсследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование...
Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство»
Тема. От «Повести…к «Слову…» iconТема: с кем дружит дуб?
Тема: Обобщение изученного по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (по учебнику А. Г. Кутузова)
Тема. От «Повести…к «Слову…» iconУрок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская...
...
Тема. От «Повести…к «Слову…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повесть «Шинель» входит в сборник «Петербургские повести». Это третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом....
Тема. От «Повести…к «Слову…» iconКонспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для...
Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться...
Тема. От «Повести…к «Слову…» iconУрок литературы в 8 классе Тема Проблема чести, достоинства, нравственного...
Тема Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»»
Тема. От «Повести…к «Слову…» iconТема. Слагаемые. Сумма
Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову
Тема. От «Повести…к «Слову…» iconКонспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести)
Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений
Тема. От «Повести…к «Слову…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Тема судьбы и случая в повести «Фаталист»
Тема. От «Повести…к «Слову…» iconЛитература Тема: «Тема чести и милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Эор; развитие логического мышления и грамотной речи, умение формулировать основную мысль и заполнять сравнительную таблицу
Тема. От «Повести…к «Слову…» iconТема реферата: «Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»...
«Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» развитие или закономерность?»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск