Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ина картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»





Скачать 62.04 Kb.
НазваниеУрок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ина картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Дата публикации31.08.2014
Размер62.04 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок


Урок развития речи по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Тема: Запорожская Сечь в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и на картине И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Тип урока: комбинированный урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цели: Образовательные: знать сюжет повести, историческую основу повести;

Развивающие: развивать чувство слова, умение выразительно читать отрывки повести;

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национального самосознания.

Задачи: показать связь литературы и искусства; развивать речь учащихся; формировать навыки поисковой и творческой работы при знакомстве с литературой и историей Малороссии.
Ход урока.

I. Организационный момент. (Слайды №1-2)

Ребята, вы прочитали повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Наша встреча пройдет у нас в необычной форме – это будет урок-викторина.

II. Сообщение целей урока. Сначала вспомним о тех событиях, которые происходили на Украине в 16-17вв.

Затем сравним, как отражается тема Запорожской Сечи в творчестве Н.В.Гоголя и художника И.Е.Репина (Слайд №3)

В конце урока проведём викторину по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

III. Слово учителя. Как известно, Гоголь в своей повести не стремился к точному воспроизведению исторических событий 16-17вв. на Украине: «…он строил некий общий образ эпической, песенной, героической и идеальной казачьей вольницы». (Слайд №4)

В те далекие времена Украина находилась под гнетом польских помещиков-панов. Они превращали крестьян в крепостных холопов, облагали их тяжелыми налогами, за малейшие проступки подвергали суровым наказаниям и даже казнили.

(Слайд №5) Недовольные своим положением, крестьяне убегали на юг, в степи. На островах Днепра они построили небольшое укрепление и назвали его Запорожская Сечь, а себя – запорожскими казаками.

В мирное время казаки уходили пахать, занимались кузнечным, слесарным, торговым делом, ловили рыбу, сапожничали. Но стоило прозвучать боевому кличу – казаки садились на коней и с оружием в руках были готовы отразить нападение врага. Все это нашло отражение в исторических сочинениях, летописях, народных песнях, преданиях, а позднее на картинах художников.

(Слайд №6) Ни одну из своих картин Репин не любил так, как «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Художник восхищался образами запорожских казаков. «Ну и народец же!!! Голова кругом идет от их гаму и шуму, с ними нельзя расстаться – веселый народ. Чертовский народ!»- говорил Репин. И недаром про них Гоголь писал: «Все это правда!.. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, никому не подчинилось».

Художник работал над картиной тринадцать лет. Он долго собирает материал о казаках на Украине. Зимой 1887-1888г. пишет «Запорожцев…». Но впечатления потускнели; предметов из быта много, а вот с портретами трудно. Репин двенадцать лет собирал типажи: он искал их в столицах, выезжал за натурой в Запорожье. Папки с эскизами пухли, но картина не оживала.

Наконец историк Яворницкий посоветовал художнику съездить на Кубань, туда, где жили потомки возможных прототипов картины – казаков Чертомлыкской Сечи. 9 мая с 11-летним сыном Юрием Репин выехал из Петербурга на Кубань: 6 июня Илья Ефимович приехал в «богоспасаемый град Екатеринодар». Встретили его приветливо, а войсковое начальство снабдило его «всякими открытыми листами на случай недоверия со стороны степных казаков». И 9 июня поехал в ближайшую казачью станицу - Пашковскую. Художник остановился в общественной гостинице – в доме казака Сотниченко. Рядом был духан, где за чаркой горилки собирались служилые пластуны и вели долгие, горячие беседы и споры. Среди них было много известных казаков – Георгиевских кавалеров, участников Крымской войны, заслуживших честь и славу в борьбе с врагами. Там-то и нашлись типажи для картины, своими чубами, усами и повадками околдовавшие художника: Парамон Белый, Антон Архипенко, Василий Олешко, Иван Шрамко, Демьян Онищенко, Макар Семак, Прокофий Лебедев и другие. (Фото казаков, слайд №7)

В Пашковской Репин пробыл чуть больше недели, обошёл буквально все дворы, подружился с простодушными казаками, сделал несколько сот этюдов, а «…16 июня выехал по железной дороге в Россию». В столице картина была завершена.

(Слайды №8) В основе сюжета лежит подлинное историческое событие. В 1676 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывал добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорное письмо.

(Слайд №9) Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняли свой знаменитый ответ. Художник тоже казак, потомок запорожцев. На картине мы видим удивленного здоровяка с перевязанной головой – его Репин писал с себя.

(Слайд №10,11,12) Образы казаков списаны с реальных людей

IV. Работа с картиной.

Посмотрите внимательно на картину и ответьте на вопросы:



  1. В чем вы видите сходство между картиной Репина и повестью Гоголя в изображении запорожского казачества? (На картине, как и в повести, изображены события 16-17 века)

  2. Укажите, какие места в повести Гоголя вам вспоминаются при рассматривании картины?

а) пирушка в доме Тараса, б) пьяный запорожец, растянувшийся на земле,

б) казаки под стенами Дубно дразнят смехом врага.

3) Кого из героев «Тараса Бульбы» узнаете на картине Репина?
А посмотрите, как изображали героев повести Н.В.Гоголя художники-иллюстраторы. (Слайды №13, 14,15,16)
V. Литературная игра – викторина.
Разные вопросы:
1)О чем эта повесть? (О борьбе украинского народа против польских панов)

2)Какие места вам было интереснее всего читать: описания военных событий, случаи из жизни героев, описания природы?

3)Какой из совершенных в повести подвигов кажется вам самым замечательным?

4)Когда при чтении повести вам хотелось смеяться и улыбаться?

5)Какое место в повести показалось вам самым печальным, самым трагическим?

6)Кто вам больше понравился – Остап или Андрий?
Кто быстрее? (по тексту)

1)Найти описание степи вечером и ночью, рассказать, как преображается степь. Каких людей, какие характеры должна была породить степь?

2)Как характеризует автор Тараса Бульбу, что выделяет в его внешности, во взаимоотношениях с женой и старыми товарищами? Найти в тексте.

3)Найти в тексте описания Остапа и Андрия, прочитать. Чем, по мнению автора, отличаются Остап и Андрий?

Кто это?

1)«…Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва».

(Остап и Андрий)

2)«…Он поднял глаза и увидел стоящую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренную утренним румянцем солнца. Она смеялась от души, и смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте…». (Панночка)

3)«…Мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья. Все еще выражало чудную красоту: черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты…». (Андрий)

4)«…Он любил простую жизнь казаков…Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия…». (Тарас)
О ком эти слова?

1)«…Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом;

она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами…» (о матери)

2)«…Они шли с открытыми головами, с длинными чубами; бороды у них были отпущены. Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то горделивостью… Они не глядели и не кланялись народу…» (о казаках)

3)«…Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки, и, приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден казак, принялись тут же раскладывать под деревом костер…» (о Тарасе)
Чьи это слова?
1)«Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» (Остапа)

2)Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей…» (Тараса)

3)«Отчизна моя! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из казаков вырвет ее отсюда!» (Андрия)

4)«Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!» (Тараса)
VI. Подведение итогов. (Слайд №17).

Во все времена повесть “Тарас Бульба” была тем произведением, которое вдохновляло людей, принадлежавших искусству: композиторами разных стран создано 17 опер по мотивам повести Н. В. Гоголя, художники П. Соколов, М. Нестеров, М. Дерегус, С. Иванов, А. Герасимов и многие другие неоднократно обращались к теме повести “Тарас Бульба”.

Итак, что объединяет эти произведения? Запорожцев, удалых, бесстрашных, веселых, сильных духом людей объединяет в повести Н. В. Гоголя и на картине И. Репина братское родство, родство “по духу”.

VII. Домашнее задание

Описать Картину И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ина картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ет работа над повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», то урок русского языка построен на материале, так или иначе связанном с этим...
Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ина картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» iconРеферат по русскому языку на тему «Место и роль фразеологизмов в...
Классификация идиоматических выражений из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ина картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» iconУрок по литературе в 7 классе на тему: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи»
Бульба», иллюстрацией к нему и текстом песни, рисунки к произведению, схема «Организация запорожского войска», репродукция картины...
Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ина картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» iconКонспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести)
Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений
Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ина картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» iconДепартамент образования администрации Владимирской области
Положение матери, вынужденной урывками видеть любимых сыновей, в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ина картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» iconУрок литературы в 11 классе. Тема: Образ отца в произведении Н. В....
Тема: Образ отца в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ина картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» iconУчебник по литературе. 6 класс общеобразовательной школы. Г. С. Меркин....
Боу «Верховская основная общеобразовательная школа» Тарногского муниципального района Вологодской области
Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ина картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проблемное изучение повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" (система уроков) Ильиной Людмилы Юрьевны
Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ина картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» iconМетодическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе...
Ксоу «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат i-ii»
Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ина картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» iconПлан реферата. Размышляя о творчестве Гоголя. Многоликая Русь и ее...
Прославление Русской земли, товарищества, русской души в жанре героической повести «Тарас Бульба»
Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ина картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» icon­­­Технология развития критического мышления учащихся
Тема: Смысл противопоставления Остапа и Андрия (по произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ина картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» iconУрок «Поэма…великих страстей» (В. Г. Белинский)
Гоголя. Именно о родном крае, о жизни земляков, их прошлом и настоящем повествует писатель в своей книге. Повесть «Тарас Бульба»...
Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ина картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», определить победителей, активизировать читательские интересы учеников
Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ина картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» iconН. В. Гоголя «Тарас Бульба» Цель урок
Экономичность, надежность и долговечность дизелей в значительной мере oпределяются качеством процессов, идущих в цилиндрах. Обеспечение...
Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ина картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок литературы, русского языка, риторики и изобразительного искусства в 7 классе по теме: «Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»...
Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ина картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» iconЛитература, изобразительное искусство
Оборудование: толковый словарь С. И. Ожегова, репродукции картин, изображающие ситуации общения людей (Ф. П. Решетников «Опять двойка»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск