РУССКИЙ ЯЗЫК 7 класс учитель русского языка и литературы Ю.А.Баженова
Предлагается план-конспект урока-повторения в 7 классе по теме «Деепричастие». Хочется обратить внимание на некоторые детали.
Во-первых, так как в это время на уроках литературы идет работа над повестью Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», то урок русского языка построен на материале, так или иначе связанном с этим произведением. Можно говорить и об интегрированности урока, потому что привлекается не только текст Гоголя, но и картина И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Во-вторых, «трудность» урока-повторения по деепричастию состоит в том, что практически нет каких-либо орфограмм, касающихся только деепричастия, поэтому орфографическая работа носит «прикладной» характер. Но навыки в пунктуации в теме «Деепричастие» требуют кропотливой и долгой работы, так как опыт показывает, что деепричастие - это та часть речи, которую дети идентифицируют с большим трудом, путая деепричастие с глаголом. Задание по синтаксической синонимии должно помочь увидеть деепричастие и отличить его от глагола.
В-третьих, в уроке использованы грамматические задания, аналогичные заданиям ЕГЭ, и семиклассники с ними справляются.
И наконец, последнее задание, кроме работы орфографической и пунктуационной, рассчитано и на нравственную работу детей, ибо тема борьбы добра и зла одна из главных и в повести «Тарас Бульба».
К плану-конспекту урока прилагается презентация этого урока.
Чтобы урок был более динамичным и интересным для детей, его можно провести как соревнование команд (задания так и составлялись).
Тема урока: «Повторение по теме «Деепричастие»
Цели урока:
- систематизировать и закрепить полученные знания о деепричастии;
- продолжать формировать навык различения деепричастия в тексте и умения его обособлять на письме;
- проанализировать роль деепричастия в строе предложения;
- используя задания по орфографии, синтаксису и грамматике, закрепить навыки грамотного письма;
- ввести понятие «синтаксическая синонимия»
- с помощью материала, используемого на уроке, установить межпредметную связь с уроком литературы (повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»), обратить внимание на высокий нравственный смысл повести.
Ход урока
Организационный момент. Объявление темы урока и формы его проведения – соревнование команд. (Команды сформированы заранее, у каждой есть название, в состав которого входит деепричастие).
Фронтальный опрос по теме:
Что называется деепричастием?
Признаки каких частей речи можно найти в деепричастии?
Каким членом предложения является деепричастие и на какие вопросы отвечает?
Что обозначает деепричастие?
Что называют деепричастным оборотом?
Что называют обособлением деепричастия?
Как пишется НЕ с деепричастиями?
Какие морфологические признаки есть у деепричастия?
Какой морфемы нет в составе деепричастия?
Словообразовательная работа. Образуйте от этих глаголов деепричастия и укажите суффиксы, участвующие в словообразовании:
Говорить рассказать нарисовать
Сказать установить длиться
Заметить подозревать завалить
Копать падать смеяться
Повышаться надеяться решиться
Отвечать ответить слушать
Кривляться плакать рисовать
Синтаксическая синонимия. Выразите одно из действий деепричастием:
- Широкая степь расст…лалась и манила в свои просторы.
- Бедная мать прощалась с сыновьями и обм…рала от горя.
- На темном ночном небе появлялись и заг…рались звезды.
Грамматическая работа. Выберите грамматически грамотное продолжение предложения:
Проезжая по степи,
1. цветы склоняли головы под копыта коней.
2. незаметно промелькнули три дня.
3. каждый из всадников думал о своем.
4. высоко в небе реял степной орел
6. Орфографическая работа. НЕ с деепричастиями (запятые необходимо расставить самостоятельно):
- Бедная старушка сидела молча (не)смея ничего говорить.
- Моли Бога, чтобы они воевали храбро (не)предавая чести рыцарской.
- (Не)навидя проклятых басурман крепко бьются казаки с ними.
7. Орфографическая работа. Самодиктант:
Напишите по три деепричастия, в которых встречаются следующие орфограммы
1. Правописание приставок на –С и –З
2.Правописание корней с чередованием гласных
3.Правописание НЕ с деепричастиями
4. Правописание приставок ПРИ - ПРЕ
8. Синтаксический разбор предложения.
Обратить внимание на синтаксическую роль деепричастия.
Путешественники остановившись среди полей изб…рали себе ночлег ра…кладывали огонь и ставили на него котел в котором варился кулиш…
Кучер оп…саясь ра…делки ударил по лошадям они рванули и Андрий шлепнулся на землю прямо лицом в грязь.
Самые старейшие в рядах стали (не)подвижно потупив седые головы в землю и слеза тихо накатывалась в старых очах.
9. Работа по развитию речи. Предлагается, рассматривая картину И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», составить словосочетания с деепричастиями. Обратить внимание, что деепричастие зависит от глагола.
Например: смеяться, откинув голову; собравшись вместе, написать письмо; писать, обмакнув перо в чернила.
10. Работа с текстом. Прочитайте текст. Спишите его, решая орфографические и пунктуационные задачи
Кого ты кормишь?
Беседуя с внуком дед старался об…яснить ему самое главное о человеке. «В каждом человеке, - сказал он, - происходит внутре…яя борьба. Она похожа на поединок двух опытных воинов. Один из них – на стороне зла предст…вляя зависть жадность лож… себялюбие хитрость. Другой – на стороне добра предст…вляя мир любовь надежду и верность…» Задумавшись внук спросил: «А кто из них в конце концов побеждает?» Дед взглянул на внука и убедившись что тот вн…мательно слушает ответил Побеждает тот которого ты кормиш…
11. Подведение итогов урока. Объявление команды-победительницы.
12. Домашнее задание. Напишите свою интерпретацию (посмотрите в словаре значение этого слова) текста. Постарайтесь ответить на вопрос, вынесенный в заглавие текста. |