Скачать 269.1 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Реферат по русскому языку на тему «Место и роль фразеологизмов в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Выполнила ученица 9 класса «Б» Горева Екатерина Алексеевна Преподаватель Ларюшкина Лариса Евгеньевна Муром 2012 Содержание 1. Введение. ……………………………………………………………………….3 1.1. Роль фразеологизмов в художественной речи……………………………...3 1.2.Цель…………………………………………………………………………….3 1.3.Задачи………………………………………………………………………….3 2. Основная часть……………………………………………………………….…3 2.1. Классификация фразеологизмов в современной лингвистике.....................3 2.2.Классификация идиоматических выражений из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»……………………………………………………………………6 3. Заключение.……………………………………………………………………12 4. Приложение 1………………………………………………………………….13 Приложение 2….…………………………………………………………………19 5. Библиография …………………………………………………………………23
1.1. Роль фразеологизмов в художественной речи Фразеологизмы обладают высокой степенью экспрессивной окраски. Они делают речь яркой, эмоциональной, образной, что усиливает их значение в художественных произведениях. С помощью устойчивых выражений писатели добиваются глубины в характеристике литературных героев. Фразеологизмы также позволяют донести до читателя авторскую позицию, сформировать объективную оценку происходящего. Устойчивые выражения имеют разную стилистическую окраску. Они делятся на общеупотребительные и разговорные. Общеупотребительные фразеологизмы - одно из средств авторской оценки, разговорные - составляющая портрет. К сожалению, в речи современного человека наблюдается резкое снижение фразеологизмов. Это обстоятельство не может не тревожить, так как идиоматические выражения, использующиеся в художественном произведении, являются составной частью русской лексики. Негативным явлением стало преобладание в нашей речи сленга, который является эрзацем устойчивых выражений. К такому выводу я пришла, занимаясь проектом «Мы сохраним тебя, русская речь?» Это обстоятельство и обусловило мой интерес к изучению фразеологизмов. Знакомясь на уроках литературы с повестью Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», я наслаждалась меткими оборотами речи главных героев, многие из которых представляли собою фразеологизмы. Так сформировалось желание проанализировать язык произведения. 1.2. Цель: изучить роль и место фразеологизмов в художественном произведении на примере анализа языка повести Гоголя «Тарас Бульба» 1.3. Задачи: -изучить виды фразеологизмов в русском языке - составить классификацию фразеологических сочетаний, единиц и сращений в литературном произведения -определить частотность употребления фразеологизмов различными группами персонажей -объяснить роль фразеологизмов в речи автора и главного героя 2. Основная часть 2.1. Классификация фразеологизмов в современной лингвистике Фразеологизм- это эмоционально окрашенное неделимое устойчивое словосочетание равное по значению одному слову. Разные Лингвисты по-разному классифицируют эти выражения. Ниже представлены позиции В.В.Виноградова и Н.М.Шанского. По классификации В.В.Виноградова, существует три основных вида фразеологизмов: фразеологические сращения (идиомы), фразеологические единства и фразеологические сочетания. Н.М.Шанский выделяет также дополнительный вид — фразеологические выражения. Фразеологические сращения (идиомы) Фразеологическое сращение, или идиома (от греч. ἴδιος — собственный, свойственный) — это семантически неделимый оборот, значение которого совершенно не выводимо из значений составляющих его компонентов. Например, «содом и гоморра» — суматоха, шум; «железная дорога» — особый тип коммуникации с рельсами для поезда, шпалами и т. п., а не просто дорога, вымощенная железом. Зачастую грамматические формы и значения идиом не обусловлены нормами и реалиями современного языка, то есть такие сращения являются лексическими и грамматическими архаизмами. Так, например, идиомы «бить баклуши» — «бездельничать» (в исходном значении — «раскалывать полено на заготовки для выделки бытовых деревянных предметов») и «спустя рукава» — «небрежно» отражают реалии прошлого, отсутствующие в настоящем (в прошлом им была присуща метафоричность). В сращениях «от мала до велика», «ничтоже сумняшеся» сохранены архаичные грамматические формы. Особенностью идиом является то, что они синтаксически выступают в качестве единого члена предложения. Иногда у них могут быть потеряны внутренние синтаксические связи между компонентами («себе на уме», «была не была»). Фразеологические единства Фразеологическое единство — это устойчивый оборот, в котором тем не менее отчётливо сохраняются признаки семантической раздельности компонентов. Для фразеологического единства характерна образность; каждое слово такой фразы имеет свое значение, но в совокупности они приобретают переносный смысл. Обычно фразеологизмы такого типа являются тропами с метафорическим значением (например, «гранит науки», «плыть по течению», «закинуть удочку»). Подобно идиомам, фразеологические единства семантически неделимы, их грамматические формы и синтаксический строй строго определены. Замена слова в составе фразеологического единства, в том числе и подстановка синонима, ведёт к разрушению метафоры (например, «гранит науки» «базальт науки») или изменению экспрессивного смысла: «попасться на удочку» и «попасть в сети» являются фразеологическими синонимами, но выражают различные оттенки экспрессии. Однако, в отличие от идиом, единства мотивированы реалиями современного языка и могут допускать в речи вставку других слов между своими частями: например, «довести (себя, его, кого-либо) до белого каления», «лить воду на мельницу (чего-либо или кого-либо)» и «лить воду (свою, чужую и т.п.) на мельницу». Фразеологические сочетания Фразеологическое сочетание — это устойчивый оборот, в состав которого входят слова как со свободным значением, так и с фразеологически связанным, несвободным (употребляемым лишь в данном сочетании). Фразеологические сочетания являются устойчивыми оборотами, однако их целостное значение следует из значений составляющих их отдельных слов. В отличие от фразеологических сращений и единств, сочетания семантически делимы — их состав допускает ограниченную синонимическую подстановку или замену отдельных слов, при этом один из членов фразеологического сочетания оказывается постоянным, другие же — переменными: так, например, в словосочетаниях «сгорать от любви, ненависти, стыда, нетерпения» слово «сгорать» является постоянным членом с фразеологически связанным значением. В качестве переменных членов сочетания может использоваться ограниченный круг слов, определяемый семантическими отношениями внутри языковой системы: так, фразеологическое сочетание «сгорать от страсти» является гиперонимом по отношению к сочетаниям типа «сгорать от ...», при этом за счёт варьирования переменной части возможно образование синонимических рядов «сгорать от стыда, позора, срама», «сгорать от ревности, жажды мести». И.А.Мельчуком был предложен набор из четырёх координатных осей для описания всех типов фразем: 1. Языковая единица, которую затрагивает фразеологизация:
В целом, в результате подобного исчисления Мельчук выделяет 54 типа фразем. 2.2. Классификация фразеологизмов в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Чтобы проклассифицировать фразеологизмы в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», я решила воспользоваться концепцией Виноградова. В основу классификаций мной положены нумерация глав, последовательно развивающих сюжетную линию, предмет характеристики, субъект характеристики и стилистическая окраска фразеологизмов. Сочетания
|
Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская... ... | Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений | ||
Департамент образования администрации Владимирской области Положение матери, вынужденной урывками видеть любимых сыновей, в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проблемное изучение повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" (система уроков) Ильиной Людмилы Юрьевны | ||
Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе... Ксоу «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат i-ii» | Учебник по литературе. 6 класс общеобразовательной школы. Г. С. Меркин.... Боу «Верховская основная общеобразовательная школа» Тарногского муниципального района Вологодской области | ||
План реферата. Размышляя о творчестве Гоголя. Многоликая Русь и ее... Прославление Русской земли, товарищества, русской души в жанре героической повести «Тарас Бульба» | Урок литературы в 11 классе. Тема: Образ отца в произведении Н. В.... Тема: Образ отца в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и М. А. Шолохова «Тихий Дон» | ||
Технология развития критического мышления учащихся Тема: Смысл противопоставления Остапа и Андрия (по произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», определить победителей, активизировать читательские интересы учеников | ||
Урок «Поэма…великих страстей» (В. Г. Белинский) Гоголя. Именно о родном крае, о жизни земляков, их прошлом и настоящем повествует писатель в своей книге. Повесть «Тарас Бульба»... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ет работа над повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», то урок русского языка построен на материале, так или иначе связанном с этим... | ||
Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Цель урок Экономичность, надежность и долговечность дизелей в значительной мере oпределяются качеством процессов, идущих в цилиндрах. Обеспечение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интегрированный урок литературы, русского языка, риторики и изобразительного искусства в 7 классе по теме: «Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»... | ||
Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем... Внеклассное чтение по повести Н. В. Гоголя «Шинель». Трагическая судьба маленького человека в повести «Шинель» (8 класс) | План конспект урока литературы в Х классе на тему: «Тема искусства... Ново-Чечкабская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан |