Скачать 46.4 Kb.
|
Урок-диспут Нравственная проблема в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Цель урока:
Методические приёмы:
Оборудование урока:
Ход урока
Сегодня на уроке мы обратимся к нравственным проблемам в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». В ходе диспута мы попытаемся разобраться, почему один из литературных персонажей становится предателем, а другой – героем.
Следует уточнить, что мы узнаём о герое по его поступкам. Поэтому необходимо при сопоставлении характеристик Остапа и Андрия обратить внимание не только на внешний облик, но и на то, как братья проявляют свой характер в различных ситуациях. (План характеристики может быть написан на доске)
Комментарий: Если в первых строках повести о братьях говорится как о едином целом: «Это были два дюжих молодца… Крепкие, здоровые лица… Они были очень смущены таким приёмом отца…», то уже сцена диалога Остапа с отцом показывает, насколько Остап и Андрий разные. По ходу повествования различия всё более углубляются, и в конце повести судьба каждого из братьев представляется закономерной.
Комментарий: В авторской характеристике Остапа подчёркивается, что уже в бурсе он считался «одним из лучших товарищей», никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей. Прямодушию Остапа противопоставляется «изобретательный ум Андрия», с помощью которого он умел увёртываться от наказания. В этой характеристике – первый сигнал к тому, что Андрий может совершить предательский поступок. (Обращение к интерактивной доске: историческую справку о Запорожской Сечи найти в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия) Комментарий: Если Остап «был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки», то в Андрии подчёркивается впечатлительность натуры, восприимчивость к красоте, развитие чувства. Эти свойства его натуры предопределили развитие судьбы Андрия после встречи с «прекрасной полячкой». В результате путь Остапа – это путь верного воина, товарища; путь Андрия – судьба отказавшегося от товарищества, от родины ради любви.
- Может ли любовь быть самым сильным чувством, когда человек забывает о родителях, о брате, о родине? - Является ли поступок Андрия изменой? - Насколько однозначна оценка поведения Андрия как предательство?
Образ Андрия - Почему Андрий скучает во время бездействия под Дубно? (Сказывается любовь его натуры к сильным переживаниям и впечатлениям, его душе тесно в мире казаков) - Прокомментируйте сцену отхода Андрия ко сну (гл. 5) (Картину июльской чудной ночи мы видим глазами Андрия. «Небо всё было открыто перед ним; чистота и прозрачность стояли в воздухе. Гущина звёзд, составлявшая Млечный Путь…вся была залита к свету. Временами он как будто позабывался, и какой-то лёгкий туман дремоты заслонял на миг пред ним небо, и потом оно опять очищалось и вновь становилось видно». (Обращение к интерактивной доске: инструмент «шторка») Определить средства выразительности этого эпизода: Метафора чистота и прозрачность стояли в воздухе Эпитет лёгкий туман Андрию свойственны не только жажда подвига, безумная смелость, но и тонкая душевная организация, способность переживать прекрасное, чувствовать красоту женщины и красоту природы. Но время, в которое он жил, исключало возможность проявления этих его свойств натуры. Душа Андрия жаждала любви, а долг требовал верности Родине) - Что объединяет Андрия с Сечью? (Дерзость его поступков, сила страсти, безудержность натуры) - Почему Андрий идёт в осаждённый город? Как этот поступок повлиял на судьбу Андрия? (В нём с новой силой ожили прежние чувства к полячке и заслонили всю казацкую жизнь. Андрий сделал свой выбор, и этот выбор неизбежно привёл Андрия к предательству) - Что более всего поразило Андрия в осаждённом городе? (На Андрия производил впечатление «величественный рёв органа» в католическом храме, он потрясён зрелищем разрушительного воздействия голода. Но более всего потрясает Андрия встреча с полячкой, которая теперь уже «женщина во всей развившейся красе своей») - Почему Андрий изменил своей отчизне? (Андрий любит полячку, он чувствует перед ней «благоговейную боязнь», теряет волю, уже не принадлежит себе, готов погубить себя для неё. «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моём, понесу её, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из казаков вырвет её оттуда! И всё, что ни есть продам, отдам, погублю за такую отчизну!») - Каково ваше отношение к поступку Андрия? Комментарий: Андрий – предатель. Это понимает он сам, понимает полячка. Тарас проклинает день и час, в который породил себе на позор такого сына. С точки зрения Тараса, Остапа, других казаков, Андрий заслуживает смерти. Действительно, предательство достойно самого резкого осуждения. Но всё же многие из нас в душе жалеют Андрия. Для него отчизну заменила любовь, действительно очень сильная, которой он был не в силах сопротивляться. Стремления человека вступили в непримиримый трагический конфликт со стремлениями его товарищей. И этот конфликт не мог разрешиться иначе, как смертью героя. Поступок Андрия – измена товарищам, отчизне, но не самому себе, это его выбор. Личный выбор, ставший трагедией. Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Жизненная позиция Андрия» Учитель русского языка и литературы Чепниян Ольга Владимировна СОШ № 13 г. Сочи |
Реферат по русскому языку на тему «Место и роль фразеологизмов в... Классификация идиоматических выражений из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» | Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская... ... | ||
Урок литературы в 11 классе. Тема: Образ отца в произведении Н. В.... Тема: Образ отца в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и М. А. Шолохова «Тихий Дон» | Урок «Поэма…великих страстей» (В. Г. Белинский) Гоголя. Именно о родном крае, о жизни земляков, их прошлом и настоящем повествует писатель в своей книге. Повесть «Тарас Бульба»... | ||
Учебник по литературе. 6 класс общеобразовательной школы. Г. С. Меркин.... Боу «Верховская основная общеобразовательная школа» Тарногского муниципального района Вологодской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ет работа над повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», то урок русского языка построен на материале, так или иначе связанном с этим... | ||
Технология развития критического мышления учащихся Тема: Смысл противопоставления Остапа и Андрия (по произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») | Департамент образования администрации Владимирской области Положение матери, вынужденной урывками видеть любимых сыновей, в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», определить победителей, активизировать читательские интересы учеников | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проблемное изучение повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" (система уроков) Ильиной Людмилы Юрьевны | ||
Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений | Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе... Ксоу «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат i-ii» | ||
План реферата. Размышляя о творчестве Гоголя. Многоликая Русь и ее... Прославление Русской земли, товарищества, русской души в жанре героической повести «Тарас Бульба» | Литература «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь (ответы на вопросы после глав) Урок развития лексических умений и навыков, развития навыков говорения с использованием интерактивной доски. Умк «Английский в фокусе»... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интегрированный урок литературы, русского языка, риторики и изобразительного искусства в 7 классе по теме: «Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»... | В. А. Жуковский «Спящая царевна». А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» Гоголь. Н. В. Тарас Бульба. Старосветские помещики. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем |