Урока: Значения





НазваниеУрока: Значения
Дата публикации11.09.2014
Размер70.6 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Открытый урок по русскому языку учителя начальных классов

2 класс. УМК Начальная школа «XXI век».

Тема урока: Значения суффиксов.
Цель урока:
-познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове.
Задачи урока:

предметные
-формировать у учащихся умения образовывать слова с помощью суффиксов;
-углублять представления о значении суффикса в слове;
-обогащать словарный запас учащихся;

метапредметные
-способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
-побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
-акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.

Оборудование:
-ноутбук, проектор, презентация к уроку;
-карточки для индивидуальной работы и работы в парах;
-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по русскому языку (1 часть, автор С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.);
-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по литературному чтению(1 часть, автор Л.А.Ефросинина);
-справочник по литературному чтению «Книгочей»;
-таблицы с суффиксами и значениями суффиксов.

I.

2.


3.

4.

5.

6.
7.

8.

9.

Организационный момент.
- Прозвенел уже звонок,
Нам пора начать урок.
- Проверьте готовность к уроку.
-Что особенного приготовили к уроку? (карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в паре)

-Вспомните правила работы в паре.

Сообщение темы и задач урока.

-На предыдущем уроке мы начали изучение темы «Суффикс» и на сегодняшнем уроке мы продолжим изучение этой темы. Сегодня мы узнаем о новых значениях суффиксов и научимся находить суффиксы в словах, используя алгоритм (на доске таблица с задачами) (слайд №1)
Чистописание.
1)-Сегодня мы повторим написание строчной и заглавной букв И, и и соединений с этими буквами. (Слайд №2)

Ии ии ие ик ил ищ ит (возможны варианты безотрывного письма и письма с отрывом)

- Найдите сочетания, которые могут быть суффиксами.
2) Игра с суффиксами.
-Кто это? (кот) (Слайд №3)
- Если посмотреть на него через увеличительное стекло мы увидим, что это не кот, а ….. котище.
-Как кот превратился в котище?
-Какое значение придал суффикс –ищ- слову?
- А как превратить в маленького кота? Котик (Слайд №4)

-Какое значение придал суффикс –ик- этому слову?

Аналогично разбираются слова домик-дом-домище
-Запишите слова и выделите суффиксы.
Закрепление знаний о суффиксе.

-Так как сегодняшний урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое.

-Найдите верные утверждения и подчеркните их. (Слайд №5)

(задание на индивидуальных карточках)


  1. Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова..

  1. Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

  1. Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

  1. Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.
Проверка выполнения задания (поставить +, если верно).

-Какой информации о суффиксе не хватает? Что можно сделать? (обратиться к правилу на стр.101) (как обозначается в слове)

-Обобщите все предложения и прочитайте правило, что такое суффикс.

-Расскажите правило друг другу (работа в парах).

После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначу уголком
Называю …(суффиксом).
-Подведём итог. Что сейчас делали? Эти знания помогут нам в дальнейшей работе.
Работа над новым материалом.

1.Откройте учебники и найдите урок №48 (стр.103-106)

2. Найдите упражнение №1. Прочитайте задание. (Слайд №6)
-Прежде чем читать это произведение, давайте вспомним, что такое басня. Кому трудно, обратитесь к справочной литературе или к учебнику по литературному чтению.

-Найдите в литературном справочнике «Книгочей» или в учебнике по литературному чтению определение, что такое басня?

-Как работать со справочником? (работа в парах) (Слайд №7)

-Прочитайте баню.

-Почему это произведение можно назвать басней? Докажите.

-Чему учит эта басня? (обсуждение сначала с соседом, затем в классе).

-Обратите внимание на текст. Что необычного заметили? (выделенные слова)
-Выпишите эти слова в столбик.

- Подумайте, от каких слов образовались выделенные слова?

-Какое значение приобретают слова с суффиксом –еньк-?

- Запишите еще 2-3 слова с таким же суффиксом.

3.Кластер. Выведение алгоритма нахождения суффикса в словах.
-Всё на свете из чего-либо состоит. Облако – из капель воды. Лес – из деревьев.
Наша речь состоит из …. (предложений), предложения состоят из … (слов). А слова имеют свой строительный материал. -Вспомните из каких частей состоят слова.

Заполнение кластера. (Слайд №8)
Части слова
Корень Суффикс Окончание
Общая часть для образования для изменения

Родственных новых слов формы слова

слов
-Посмотрите на схему и подумайте как найти суффикс в слове? Давайте попробуем вывести алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове. (Слайд №9)

Ветерок - ?

1. Найти окончание(изменить слово). Изменим слово – ветерки, ветерка, ветерку. Значит в слове ветерок нулевое окончание.

2. Найти корень (подобрать родственные слова). Ветер, ветреный, ветрище. Значит в слове ветерок корень ветер.

3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием). Значит в слове ветерок суффикс

–ок-.

- Работа в парах. Пользуясь алгоритмом, найдите суффиксы в словах . (Слайд №10)

-Проверка на доске
-Какую из поставленных на уроке задач мы выполнили?

Физкультминутка(зарядка для пальцев и глаз). (Слайд №11, 12, 13)
Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.

1. Найдите упражнение №3. Прочитайте задание. Обратите внимание на подсказку. С помощью каких суффиксов можно образовать ласковые формы имён.
-От первых трёх имён образуйте ласковую форму.

Проверка.
-К какой категории значений суффиксов мы можем отнести эти суффиксы? (к уменьшительно-ласкательным)

2.Давай подумаем. (Слайд №14)

Серёжа написал:»Лидачка» и обозначил суффикс –чк-, так как слово образовано от слова Лида;»Алёшинька», потому что сочетания жи –ши надо писать через и. Учитель назвал такие ответы ошибочными. Почему?

3. Образование отчеств.
-Рассмотрите схему образования отчеств. (Слайд №15)
-Можно ли образовать отчества от женских имён? Почему?

-Какие суффиксы используют для образования мужских отчеств, а какие для женских? (добавить новые суффиксы на доску).
-Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы (работа в группах): (слайд №16)
Андрей -
Роман -
Кузьма –

-Проверка.

-Запиши своё отчество, выделите суффикс.

-Какое значение имеют суффиксы –евн-, -овн-. –ич-, --евич-, -ович-, иничн-.
-Выполнили ли мы вторую задачу на уроке?


Итог урока.

-Какой части слова был посвящён сегодняшний урок?
-На карточках у вас есть таблица. Определите, что вы понимаете, знаете и умеете. Если ответ «да» поставьте в кружке галочку. (Слайд №17)
-Понимаю, что такое суффикс.
-Умею находить суффикс в слове.

-Знаю три значения, которые может иметь суффикс.
-Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов.
-Положите карточки в папку по русскому языку. И следующий урок русского языка мы начнем с разбора трудностей возникших на сегодняшнем уроке.

Домашнее задание.
Стр.107 упражнение №2.



Положительный настрой на урок.
Сравнение.
Способы взаимодействия.

Целеполагание (постановка учебных задач)

Сравнение и анализ.


Рассуждение.


Поиск информации,

анализ, обобщение.
Умение работать в паре.
Подведение промежуточного итога.
Оценка.
Поиск необходимой информации (умение пользоваться справочной литературой), анализ, умения выражать свои мысли и объяснять свой выбор.


Прогнозирование.

Обобщение.


Планирование учебной деятельности.


Оценка


Контроль.

Сравнение и анализ.
Сравнение, установление аналогий.


Рассуждение

Контроль.


Оценка.


Умение оценивать свои знания в соответствии с поставленной целью.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Значения iconУрок учителя математики Хансеверовой С. В
Промежутки, в которых функция принимает положительные значения, отрицательные значения
Урока: Значения iconКонспект урока по информатике в 9 классе Тема урока: «Команда присваивания» Цели урока
Сегодня на уроке, мы выясним: каким образом задаются значения величин в программе, познакомимся с командой присваивания как одним...
Урока: Значения iconПоросков Д. В. Группа: 34
Значения свойств объектов отражают значения соответствующих параметров тэгов страницы или установленных системных параметров
Урока: Значения iconРазработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы» Цели урока
Выяснить осмысление морфемного состава слова и мотивировку его значения на основе сближения с созвучными словами, отличными от него...
Урока: Значения iconКонспект урока лексическое значение слова фио (полностью) Карпеченко...
Цель урока: познакомить учащихся с различными способами толкования лексического значения слова
Урока: Значения iconРазработка урока по теме: «Российские профсоюзы. Профсоюзы Кабардино-Балкарии....
Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями «профессиональный союз», «профсоюз», историей его становления, функционала, значения...
Урока: Значения iconТема урока Кол-во
Уметь: правильно расставлять ударения в словах, определять значения слов и объяснять значение фразеологизмов
Урока: Значения iconКонспект открытого урока по математике (умк «Начальная школа XXI...
Учить применять сочетательное свойство сложения при нахождении значения выражения
Урока: Значения iconУрок-практикум Алимова Людмила Андреевна
Пре- и при- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;...
Урока: Значения iconУрок на тему «Соцветия, их значения в жизни растений. Виды соцветий...
Моу средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №5 им. А. М. Дубинного
Урока: Значения iconКонспект урока в 10-м классе по алгебре и началам анализа на тему:...
Выработать прочные навыки применения полученных знаний при решении уравнений графическим способом вычислении значения функции и выполнении...
Урока: Значения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наряду с переменными и константами в арифметические выражения можно включать имена стандартных функций. При определении значения...
Урока: Значения iconТема урока Кол-во часов
Должны получать знания о жанровой системе в изо и ее значения для анализа развития искусства, и способов его изображения
Урока: Значения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: изучение особенностей голосеменных растений, их строения, размножения и значения
Урока: Значения iconКонспект интегрированного урока-проекта по литературе и изо в 5 классе...
Учить применять сочетательное свойство сложения при нахождении значения выражения
Урока: Значения iconУрок Проповедь Христа
Цель урока: начало осмысления Нагорной проповеди, начало формирования понимания сути христианского учения и его значения для мировой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск